logo
pahomov-2005

3. Концессионное землепользование.

Концессия —г это щ>едоставление с целью удовлетворе­ния общественных потребностей уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправ­ления на основании концессионного договора на платной и срочной основе юридическому или физическому лицу (субъ­екту предпринимательской деятельности) права на создание и управление объекта концессии, при условии принятия субъектом предпринимательской деятельности на себя обязательств по созданию и управлению объектом концес­сии, имущественной ответственности и возможного пред-принимательскогориска.

Земельные участки, необходимые для осуществления концессионной деятельности, предоставляются в пользо­вание концессионеру на условиях аренды, на срок действия концессионного Договора.

Права и обязанности землепользователей в основном аналогичны правам и обязанностям собственников земель­ных участков. Однако, как уже отмечалось ранее, у поль­зователя земельного участка отсутствует право им распоря­жаться.

294

Действующим законодательством предусмотрено право земельного сервитута — это право владельца или земле­пользователя земельного участка на ограниченное платное или беэоплатное пользование чужим земельным участком. Установление земельного сервитута не ведет «с лишению владельца земельного участка, относительно которого уста­новлен земельный сервитут, прав владения, пользования и распоряжения им.

Земельным кодексом Украины установлено, что граж­дане и юридические лица приобретай»* право еобогвевяости и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности на осно­вании решения органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

Бесплатная передача земельных участков в собствен­ность граждан осуществляется в следующих случаях:

а) приватизация земельных участков, находящихся в пользовании граждан;

б) получение земельных участков путем приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;

в) получение земельных участков из земель государ­ ственной и коммунальной собственности в рамках бесплат­ ной приватизации. ■

Граждане Украины имеют право на бесплатную Пере­дачу им земельных участков для ведения фермерского хо­зяйства, личного сельского хозяйства, для садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, для индиви­дуального дачного строительства, а также для гаражного

строительства.

Приобретение права собственности на земельный уча­сток возможно за давностью пользования (приобретатель-ной давностью). Граждане, которые добросовестно, откры­то и беспрерывно пользуются земельным участком на протяжении 15 лет, но не имеют документов* подтвержда­ющих их права на данный земельный участок, могут об­ратиться в соответствующий орган исполнительной власти или местного самоуправления с ходатайством о передаче ее в собственность или пользование.

Граждане, юридические лица, территориальные грома­ды и государство имеют право приобретать в собственность земельные участки также на основании купли-продажи, мены, дарения, наследования и иных гра*данско*право-

«95

вых сделок. Сделки о переходе права собственности на зе­мельные участки заключаются в письменной форме и под­лежат нотариальному удостоверению.

Основаниями прекращения права собственности на земельный участок являются:

а) добровольный отказ собственника от права на земель­ ный участок;

б) смерть собственника земельного участка (в случае от­ сутствия наследника);

в) отчуждение земельного участка по решению собствен­ ника; .

г) обращение взыскания на земельный участок по тре­ бованию кредитора;

д) отчуждение земельного участка в случае общественной необходимости;

е) конфискация по решению суда.

К основаниям прекращения права пользования земель­ным участком законодатель относит:

а) добровольный отказ от права пользования земельным участком;

б) изъятие земельного участка» установленных законом случаях;

в) прекращение деятельности государственных либо коммунальных предприятий, учреждений и организаций;

г) использование участка, не соблюдая экологические требования;

д) использование земельного участка не по целевому назначению;

е) систематическая неуплата земельного налога или арендной платы.

Охрана земель — это система правовых, организацион­ных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предотвращение необоснованного исключения земель сельскохозяйственно­го назначения» защиту от вредного антропогенного влия­ния, воссоздание и повышение плодородия почв, повыше­ние производительности земель лесного фонда, обеспечения особого режима использования земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурно­го назначения.

Задачами охраны земель является обеспечение сохране­ния и воссоздания земельных ресурсов, экологической ценности естественных и приобретенных качеств земель.

296

Охрана земель включает в себя: ; л «у>«< ::<?<<

а) обоснование и обеспечение достижения рационально* го землепользования; ■.■'.-■..>,•; "',.*>■<;

б) защита сельскохозяйственных угодий, лесных земель и кустарников от необоснованного их использования яля'* иных потребностей; '■ >"'- '• ■■■■^'■> ■■■<■■■'■.,. .у*'--"1''

в) защита земель от эрозии, селей,' пвдтажживавжя,'•*»*> болачивания, вторичной засолки, переооуюдевнедуваМ» нения, загрязнения отходами произведены^ хжняммисвтг и радиоактивными веществам и от других неблазчодмштяакк естественных И техногенных процессов; ■ ■■ ::; ., н. .

г) сохранение естественных водно-болотных угодий; '

д) предупреждение ухудшения эсп'отичногочцотеяиияи экологической роли антропогенных ландаамртвд'■•«^ Э>

е) консервирование деградированных ЬнаДопдоишк» дительных сельскохозяйственных угодий; • лдада^эдаку

Земельные споры, в случае их возникновения, повдшяшт разрешению судами, органами местногосамоущтвявнжя и органами исполнительной власти по вопржам'-еемеэяшых ресурсов: ' ■'»■■■ ч ' '■'■■' '-■■■ ."тк'.'г*.

Существует ряд «поров, которые рмфетшижжжтшш" тельно судом. Например, это земельные споры по поводу владения, пользования я распоряжения земеяьнымиуадйЯ'-ками, которые находятся в собственности граждан ичарн-дических лиц, а также споры относительно раягражичеиия территорий сел, поселков, городов, районов * об лаете*.'

Органы местного самоуправления раэрепшптавмеяыше споры в пределах населенных пунктомот*ю*аи<»яьнотршц ц земельных участков, которые находятся в собепттшп» граждан, соблюдения гражданами правил добросоеедола, а также споры относительно размежеваниягр!ГОЩ рвжвЖ»

В Городах. :/■-■;.■:■«}':'й<*;-*1»-.П.!»№■'*:*•;•,•-■

К компетенции органов исполнительней^влвлюш» во­просам земельных ресурсов относится рааретшшшмель-ных споров относительно границ алшжшшьфШШтЩ' пределами населенных пунктов» раоЖДОЖ«*§П№(№р1Шип1в* ний в использовании земель и эемельН1М'«е|«и»у«ч]1».'.{йй!:.

В случае несогласия владельцев земли-нл» «емЖйВВвя*-зователей с решением органон ме<Я«от« («моупрахяения, органа исполнительной власти по вопросам земвявяых ресурсов спор рассматривается в судебном порядке: *> -

Земельные споры рассматриваются оргаяамя неполни-тельной власти по вопросам земельных ресурсов к ор#аи*м»

29Т

местного самоуправления на основании заявления одной из сторон в месячный срок со дня представления заявления.

Земельные споры рассматриваются при участии заинте­ресованных сторон, которые должны быть заблаговремен­но поставлены в известность о времени и месте рассмотрения спора. В случае отсутствия одной из сторон при первом решении вопроса и отсутствия официального согласия на рассмотрение вопроса рассмотрение спора переносится. Повторное откладывание рассмотрения спора может иметь место лишь по уважительным причинам. Отсутствие одной из сторон без уважительных причин при повторном рас­смотрении земельного спора не останавливает его рассмо­трение и принятие решения.

В решении органа местного самоуправления или органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов определяется порядок его выполнения. Решение передает­ся сторонам в 5-дневной срок с момента его принятия.

Стороны, участвующие в земельном споре, имеют право знакомиться с материалами дела относительно этого спора, делать из них выписки, принимать участие в рассмотрении земельного спора, представлять документы и другие до­казательства, возбуждать ходатайства, давать устные и письменные пояснения, отвергать ходатайства и доказа­тельства другой стороны, получать копию решения по зе­мельному спору, и, в случае несогласия с этим решением, обжаловать его.

Действующее законодательство предусматривает юри­дическую ответственность за нарушение земельного'за­конодательства.

Соглашения, заключенные с нарушением установлен­ного законом порядка купли-продажи, дарения, залога, обмена земельных участков, признаются недействительны­ми по решению суда.

За нарушение земельного законодательства предусмо­трена гражданская, административная или уголовная от­ветственность. Земельный кодекс содержит перечень дея­ний, за совершение которых предусмотрена юридическая ответственность:

298

ми и стоковыми водами, засорение промышленными, оп­товыми и другими отходами;

размещение, проектирование, строительство, введе­ ние в действие объектов, которые негативно влияют на

состояние земель;

невыполнение требований относительно использова­ ния земель по целевому назначению;

нарушение сроков возвращения временно занимае­ мых земель или невыполнение обязанностей относительно приведения их в состояние, пригодное для использования

по назначению;

относительно их;

нарушение сроков рассмотрения заявлений относи­ тельно отвода земельных участков.

Законом Украины может быть установлена ответствен­ность и за другие виды нарушений земельного законода­тельства.

Самовольно занятые земельные участки подлежат воз­вращению владельцам земли или землепользователям без возмещения затрат, понесенных за время незаконного пользования ими. Приведение земельных участков в при­годное для использования состояние, включая снесение домов, зданий и сооружений, осуществляется за счет граж­дан или юридических лиц, которые самовольно заняли земельные участки. Возвращение самовольно занятых зе­мельных участков осуществляется по решению суда.

299