logo
pahomov-2005

Обстоятельствам

Пересмотр судебных решений в порядке апелляционно­го и кассационного производства, а также по вновь открыв­шимся обстоятельствам относят к видам хозяйственного процессуального производства.

Так, в связи с принятием Верховной Радой Украины Закона Украины от 21.06.2001 г. «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Украины» в соот­ветствии с нормами раздела XII Хозяйственного процессу­ального кодекса Украины, на решение местного хозяйствен­ного суда, не вступившее в законную силу, сторонами по делу может быть подана апелляционная жалоба, а проку­рором — апелляционное представление. Апелляционная жалоба или представление направляется через местный хозяйственный суд, который рассмотрел дело.

Решение хозяйственного суда вступает в законную силу после окончания десятидневного срока со дня его принятия, в случае, если в судебном заседании было объявлено только вступительную и резолютивную части решения, оно набира­ет законной силы после окончания десятидневного срока со дня его надлежащего оформления. А в случае подачи апел­ляционной жалобы или внесения апелляционного представ­ления решения, если оно не отменено, вступает в законную силу после рассмотрения дела апелляционной инстанцией.

Апелляционной инстанцией является апелляционный хозяйственный суд, полномочия которого распространяют­ся на территорию нахождения соответствующего местного хозяйственного суда. Такие территории определены Указом Президента Украины от 11.07.20013* 511/2001 «Об обра­зовании апелляционных хозяйственных судов и утвержде­нии сети хозяйственных судов Украины».

Для подачи апелляционной жалобы или внесения апел­ляционного представления прокурором установлен деся­тидневный срок со дня принятия решения местным хозяй­ственным судом либо со дня его подписания, оформленного надлежащим образом. На протяжении трех месяцев со дня принятия решения местным хозяйственным судом возмож­но восстановление пропущенного срока подачи апелляци­онной жалобы путем подачи ее вместе с ходатайством о восстановлении срока.

Как и в суде первой инстанции, в апелляционном по­рядке к форме и содержанию апелляционной жалобы (пред­ставления) предъявляются определенные требования, а именно: жалоба подается в письменной форме и должна содержать: 1) наименование апелляционного хозяйствен­ного суда, к которому направляется жалоба (представле­ние); 2) наименование местного хозяйственного суда, кото­рый принял решение, номер дела и дату принятия решения; 3) требования лица, которое подает апелляционную жало­бу (представление), а также основания, по которым возник вопрос о пересмотре решения, со ссылкой на законодатель­ство и материалы, которые есть по делу или поданы допол­нительно; 4) перечень документов, приложенных к жалобе (представлению).

К жалобе придаются доказательства уплаты государствен­ной пошлины и направления копии жалобы другой стороне по делу. Апелляционная жалоба должна быть подписана лицом, которое подает жалобу или ее представителем.

Несоблюдение сроков подачи апелляционной жалобы, а также условий, указанных в предыдущем абзаце, является основанием для непринятия жалобы (представления) апел­ляционным хозяйственным судом и вынесения определения о ее возврате, что допускает возможность повторной подачи после исправления отмеченных обстоятельств, за исключе­нием пропуска срока установленного для подачи жалобы, или при наличии заявления жалобщика об ее отзыве.

Сторона по делу, получив апелляционную жалобу (пред­ставление), имеет право послать отзыв на нее апелляцион­ной инстанции и лицу, которое подало жалобу (предостав­ление), однако отсутствие отзыва на апелляционную жало­бу (предоставление) не препятствует пересмотру решения местного хозяйственного суда.

В апелляционной инстанции дела пересматриваются по правилам рассмотрения этих дел в первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных для апелляцион­ного производства. Следовательно, правила, которые уста­новлены только для рассмотрения дел в первой инстанции, применению апелляционным судом не подлежат. В част­ности, не должны применяться апелляционным судом правила об объединении исковых требований (статья 58 ГПК), о подаче встречного иска (статья 60 ГПК) и выдачи приказа (статья 116 ГПК).

Апелляционный суд пересматривает дело по имеющим­ся в наличии в деле и дополнительно предоставленным

232

233

доказательствам, если заявитель обосновал невозможность их предоставления суду первой инстанция по причинам» которые не зависели от него. АпелляцИЬнный хозяйствен­ный суд проверяет законность и обоснованность решения местного хозяйственного суда в полном объеме и не связан доводами апелляционной жалобы. Однако следует учесть, что апелляционный суд не будет рассматривать требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы (представления) апелляционная инстанция имеет право: оставить решение местного хозяйственного суда без изме­нений, а жалобу (представление) без удовлетворения; от­менить решение полностью или частично и принять новое решение; отменить решение полностью или частично и пре­кратить производство по Делу или оставить иск без рассмо­трения полностью или частично; изменить решение. "

Последствия апелляционного производства оформляют­ся постановлением апелляционного хозяйственного суда, которое вступает в силу со дня его принятия и направляет­ся сторонам по делу. На постановление апелляционной инстанции мржет быть подана кассационная жадоба.

Кассационная жалоба или кассационное представление могут быть поданы сторонами по делу идя прокурором, как на постановление апелляционной инстанции, так и на ре­шение местного хозяйственного суда, вступившие в закон­ную силу, на протяжении одного месяца с момента вступле­ния в действие указанных актов.

Такое же право имеют лица, которыеле были привлече­ ны к участию по делу, если суд принял решение или по­ становление, касающееся их прав и обязанностей, в том числе граждане, не являющиеся субъектами предпринима­ тельской деятельности. ,

Существенные отличия данных видов хозяйственного судопроизводства в>том, что в соответствии со статьей 108 Хозяйственного процессуального кодеке* Украины и статьи 10 Закона Украины «О хозяйственных судах» (в редакции Закона № 2538^111 от 21.06.2001г.) кассационной инстан­цией является Высший хозяйственный суд Украины, то есть высший судебный орган хозяйственных судов Украины в осуществлении правосудия в хозяйственных отношениях.

Процессуальные отличия заключаются в том, что в кас­сационной инстанции жалоба (представление) рассматрн-

аается по правилам рассмотрения дела в суде первой инстан­ции за исключением процессуальных действий, связанных с установлением обстоятельств дела и их доказыванием.

Г Кассационная инстанция, пересматривая в кассацион­ном порядке судебные решения, на основании установлен­ных фактических обстоятельств дела проверяет применение судом первой или апелляционной инстанции норм матери­ального и процессуального права. Так в случае, когда по результатам проверки судом кассационной инстанции будет установлено, что фактические обстоятельства, которые входят в предмет доказывания по данному делу, выяснены судом первой или апелляционной инстанции с достаточной полнотой, однако допущены ошибки в применении норм материального права, в связи с чем выводы суда первой и апелляционной инстанции не отвечают этим обстоятель­ствам, суд кассационной инстанции принимает новое ре­шение. А в случаях, когда Высший хозяйственный суд Украины по результатам проверки кассационной жалобы (представления) установит, что судом первой или апелля­ционной инстанций неполно выяснены фактические обсто­ятельства дела, которые имеют значение для правильного разрешения спора, и принятое судебное решение в связи с этим недостаточно обосновано или судом первой и апелля­ционной инстанций принят судебный акт о правах и обязан­ностях лиц, не привлеченных к участию в деле, суд касса­ционной инстанции отменяет решение суда первой инстан­ции и постановление апелляционной инстанции и передает дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Кроме того, кассационная инстанция не имеет права сама устанавливать или считать Доказанными обстоятель­ства, которые не были установлены в решении или поста­новлении местного или апелляционного хозяйственного суда или отклонены им, решать вопрос о достоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказа­тельств над другими, собирать новые доказательства или дополнительно проверять доказательства.

В исключительных случаях стороны по делу и Генераль­ный прокурор Украины, не позднее месяца со дня его при­нятия, могут обжаловать в кассационном порядке поста­новление Высшего хозяйственного суда Украины, а также определение Высшего хозяйственного суда Украины о воз­врате кассационной жалобы (представления) в Верховный Суд Украины, а именно когда: судьями хозяйственных

234

235

судов было применено законодательство, которое противо/ речит или не отвечает нормам Конституции Украины; ре­шение не отвечает практике Верховного Суда Украины; решение одного специализированного суда противоречит решению другого; принятые решения не отвечают между­народным договорам, заключенным Украиной с другими государствами; различное применение Высшим хозяйствен­ным судом одного и того же положения закона или другого нормативно-правового акта по аналогичным делам.

Отдельной процессуальной формой судебного процесса является пересмотр судебного решения, которое вступило в законную силу по вновь открывшимся обстоятельствам, которая определяется юридической природой этих обстоя­тельств.

Ко вновь открывшимся обстоятельствам относятся ма­териально-правовые факты, на которых основываются требования и возражения сторон, а также другие факты, которые имеют значение для правильного разрешения спора. Необходимыми признаками вновь открывшихся обстоятельств являются, во-первых, их наличие во время рассмотрения дела, во-вторых, то, что эти обстоятельства не могли быть известны заявителю во время рассмотрения дела. Другими словами, возникновение новых или измене­ние обстоятельств после разрешения спора или рассмотре­ния деда о банкротстве не могут быть основанием для из­менения или отмены судебного решения по правилам раз­дела XIII ГПК.

Вновь открывшиеся обстоятельства по своей юридиче­ской сути являются фактическими данными, которые в установленном порядке опровергают факты, положенные в основу судебного решения. Эти обстоятельства должны быть должным образом засвидетельствованы. Так, если вновь открывшиеся обстоятельства связаны с выявлением фактов предоставления экспертом заведомо неправильного заключения, который был положен в основу судебного ре­шения или заведомо неправильного перевода документов или объяснений участников процесса, а также предостав­ления фальшивых документов и тому подобное, такие факты также должны быть подтверждены в установленном законом порядке.

Поскольку заявление стороны или представление про­курора о пересмотре решения местного хозяйственного суда или постановлений и определений апелляционной и касса-

ционной инстанций, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам может быть подано в суд, который их принял, не позднее двух месяцев со дня уста­новления таких обстоятельств, то днем возникновения названных обстоятельств следует считать день, когда они стали или должны были стать измспсые заявителю. Если вновь открывшееся обстоятельство связано с приговором или решением суда, днем возникновения такого обстоятель­ства считается день вступления в законную силу приговора или решения суда, которые положены в основу соответствуй кнцего судебного акта, или день, когда заявителю стало или должно было стать известно о вступлении их в силу.

Ко вновь открывшимся обстоятельствам следует также относить принятие Конституционным Судом Украины ре­шения о признании законов и других нормативно-правовых актов такими, которые не отвечают Конституции Украины, что на практике относительно часто встречается.

Постановление, определение, принятое по результатам пересмотра судебных решений по вновь открывшимся об­стоятельствами, могут быть пересмотрены на общих осно­ваниях.