§ 6. Органы и организация финансового контроля
В современных условиях перехода к рыночным отношениям, расширения хозяйственной самостоятельности учре-
88
ждений, предприятий и организаций произошли изменения в организации финансового контроля. В его внутреннем содержании более широкое значение приобретает ежедневный внутрихозяйственный самоконтроль со стороны владельца. Более глубоким неформальным стал контроль представительских органов государственной власти и органов местного самоуправления за финансовой деятельностью исполнительной власти.
Система органов государственного финансового контроля в Украине пребывает в состоянии перестройки. На данное время основные ее элементы уже сложились и находятся в состоянии формирования. Изучение зарубежного опыта организации государственного финансового контроля и хозяйственного контроля в целом может стать примером для украинской экономики. Изучение их достижений и ошибок бесспорно может помочь на нашем собственном пути к цивилизованному рынку и финансовому правопорядку.
В соответствии с действующим законодательством финансовый контроль осуществляется органами законодательной власти и исполнительной власти, специальными контрольными органами, негосударственными организациями.
Согласно ст. 85 Конституции Верховная Рада Украины непосредственно и через свои органы имеет право решать любые вопросы, связанные с финансовой деятельностью государства. Она осуществляет финансовый контроль при рассмотрении и утверждении проекта Государственного бюджета и его выполнении, заслушивает отчеты Кабинета Министров. Так же осуществляется финансовый контроль законодательными органами через соответствующие комитеты и комиссии. В Верховной Раде Украины есть два специализированных комитета: Комитет по вопросам бюджета и Комитет по вопросам финансов и банковской деятельности. Они осуществляют непрерывный парламентский контроль над состоянием и движением государственных финансов. Согласно ст. 98 Конституции Украины и учитывая мировой опыт, в Украине создана Счетная палата, являющаяся, безусловно, позитивным фактором. Она от имени Верховной Рады Украины осуществляет контроль над использованием средств Государственного бюджета Украины. Согласно Закону Украины «О Счетной палате» 1996 г. к ее широким полномочиям относится: «Проводить финансовые проверки, ревизии в аппарате Верховной Рады Украины, органах исполнительной власти, Национального банка Ук-
89
раины, Фонда государственного имущества, других, подотчетных Верховной Раде, органах, а также на предприятиях и организациях, независимо от форм собственности, в рамках, определенных законодательством» (ст. 7 п.2 вышеуказанного Закона).
Кабинет Министров как высший орган в системе органов исполнительной власти осуществляет комплексный финансовый контроль в процессе реализации финансовой политики государства, реализации общегосударственных и межгосударственных экономических программ создания и деятельности различных фондов. Согласно ст. 96 Конституции Украины 1996 г. Кабинет Министров Украины подает в Верховную Раду Украины проект бюджета на следующий год, а также отчет о его выполнении.
Органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении проектов бюджетов, вносят в них изменения во время выполнения и отчета о выполнении, при заслушивании отчетов председателей постоянных комиссий, других органов по вопросам финансовой деятельности.
Исполнительные комитеты организовывают выполнение бюджета и внебюджетных средств, контролируют соблюдение обязательств с платежей в местные бюджеты предприятиями, организациями и учреждениями, законность расходования бюджетных средств организациями и учреждениями, находящимися на их территории, осуществляют контроль за состоянием учета и отчетности на предприятиях, организациях, учреждениях, принадлежащих к коммунальной собственности.
Особое место в осуществлении финансового контроля принадлежит органам финансово-банковской системы.
Финансовые органы выполняют контрольные функции при составлении и выполнении бюджета, проверке проектов финансовых планов, смет, бюджетов, при поступлении платежей и финансировании из бюджетов, при анализе отчетов и балансов.
Учреждения банков контролируют предприятия, организации в процессе кредитования и расчетов, выдачи средств для заработной платы; при финансировании и кредитовании капитальных вложений. Идеология банковского надзора сегодня еще формируется. Известно, что в большинстве стран банки выполняют роль своеобразных продуцентов денег: в банки привлекается подавляющая часть депо-
зитов из общественных сбережений; банки являются главными кредиторами и факторами платежной системы страны. Но чтобы все эти составные работали бесперебойно, а финансовое посредничество было эффективным и прибыльным, нужен банковский надзор. Именно он призван надежно защищать интересы вкладчиков и кредиторов, обеспечивать их доверие к финансово-банковской системе Украины, содействовать ее усовершенствованию и упрочению.
Банковский надзор не имеет целью проведение ревизий деятельности коммерческих банков, такая функция не пре дусмотрена законодательством. Важнейшая миссия этой структуры — оградить банки от банкротств, защитить их от фатальных рисков, заблаговременно предупредить тот или другой банк, что он достиг границы, за которой — фи нансовый крах. Естественно, что возникают вопрос: каким должно быть место департамента банковского надзора? Ми ровая практика показывает, что банковский надзор может быть как автономной структурой, так и успешно функцио нировать в системе главного банка страны. Что лучше для наших условий — подскажет время. Г
При условиях нехватки специалистов и средств целесообразно, чтобы банковский надзор был в структуре НБУ. Ведь именно здесь концентрируется вся отчетность коммерческих банков. Вместе с этими органами в системе Министерства финансов созданы специальные службы: Государственное казначейство Украины и Государственная контрольно-ревизионная служба, правовое положение которых закреплено Законом Украины: «О государственной контрольно-ревизионной службе» (1993 г.) и Указом Президента Украины от 27 апреля 1995 г. «О Государственном казначействе Украины».
В соответствии с Законом Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе » служба состоит из Главного контрольно-ревизионного управления в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, контрольно-ревизионных подразделений (отделов, групп) в районах, городах и районах в городах, являющихся финансовыми органами и действующих при Министерстве финансов Украины.
Главной задачей государственной контрольно-ревизионной службы является:
осуществление государственного контроля над расходованием средств и материальных ценностей, их сохранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и
90
91
отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, получающих средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов; разработка предложений относительно устранения обнаруженных недостатков и нарушений и предотвращения их в дальнейшем.
Права и обязанности этих служб закреплены в соответствующих статьях вышеупомянутых актов.
При Минфине Украины также действует Государственное казначейство. Государственное казначейство состоит из Главного управления и его территориальных органов — управлений Государственного казначейства в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе с отделениями в районах, городах и районах в городах.
Государственное казначейство: организует выполнение Государственного бюджета Украины и осуществляет контроль за этим; осуществляет управление имеющимися в наличии средствами государственного бюджета, в том числе в иностранной валюте, и средствами государственных внебюджетных фондов в рамках расходов, установленных на соответствующий период; осуществляет финансирование расходов государственного бюджета; ведет учет кассового выполнения государственного бюджета, составляет отчетность о состоянии выполнения государственного и сводного бюджетов; осуществляет управление внутренним и внешним долгом в соответствии с действующим законодательством; распределяет между государственным бюджетом и бюджетами Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя отчисления от общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей в соответствии с нормативами, утвержденными Верховной Радой Украины; осуществляет контроль за поступлением и использованием средств государственных внебюджетных фондов; разрабатывает и утверждает нормативно-методические документы по вопросам бухгалтерского учета, отчетности и организации выполнения бюджетов всех уровней.
Права и обязанности органов Государственного казначейства закреплены в ст. 8. «Положения о Государственном казначействе» (1995 г.). Они имеют право: открывать в учреждениях банков счета по доходам и расходам государственного бюджета; получать в банковской системе Украины на договорных основах внутригодовой кредит в рамках,
установленных законодательным актом о государственном бюджете на соответствующий год, для покрытия временных кассовых разрывов государственного бюджета; проводить операции по размещению государственных ценных бумаг, их погашению и выплате дохода по ним; проводить в министерствах, других центральных и местных органах государственной исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях, организациях, учреждениях банков, независимо от форм собственности, проверки финансово-бухгалтерских документов о зачислении, перечислении и использовании бюджетных средств, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в процессе проверок; получать от учреждений банков сведения о состоянии текущих бюджетных счетов предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, использующих средства государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов; требовать от должностных лиц министерств, других центральных и местных органов государственной исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций устранения нарушений установленного порядка выполнения государственного бюджета; прекращать финансирование из государственного бюджета предприятий, учреждений и организаций в случае выявления фактов нарушений установленного порядка выполнения государственного бюджета с сообщением об этом руководителям соответствующих министерств и ведомств и др.
Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Правовое положение аудиторов определяется Законом Украины «Об аудиторской деятельности» (1993 г.).
Содержание аудиторской деятельности — организация и проведение проверок и связанных с ними экспертиз, консультаций по финансовым вопросам, анализ финансово-хозяйственной деятельности и других видов экономико-правового обеспечения предпринимательской деятельности физических и юридических лиц.
Кроме государственного контроля есть общественный контроль. Его реализуют группы, отдельные физические лица (специалисты) бесплатно, на основе добровольности.
92
93
- Раздел I
- § 1. Понятие и признаки государства
- § 2. Исторические условия возникновения государства
- § 3. Типы, функции и форма государства
- § 4. Государство в политической системе общества
- § 5. Понятие и признаки права
- § 6. Правовые нормы
- § 7. Система права
- § 8. Правовые отношения
- § 9. Законность и правопорядок
- Раздел II
- §1. Конституция — Основной Закон государства
- §2. Понятие конституционного права
- § 3. Характеристика конституционного строя Украины
- I права вреда;
- I истекший год (ст. 67).
- § 4. Избирательная система Украины
- § 5. Система государственных органов Украины
- Раздел III
- § 1. Понятие управления. Виды управления. Суть и разновидность социального управления
- §2. Государственное управление и его принципы
- § 3. Понятие, предмет и метод административного нрава
- § 4. Понятие и структура административно-правовой нормы
- § 5. Административно-правовые отношения
- § 6. Источники административного права
- § 7. Кодификация административного права
- § 8. Административная ответственность
- 1. Принцип законности. Сущность данного принципа заключается в следующем:
- 2. Принцип целесообразности. Сущностью данного прин ципа являются:
- 4. Принцип сложения взысканий, налагаемых за сово купность нарушений. Признаками данного принципа яв ляются:
- § 9. Государственная служба в Украине
- § 10. Реформирование административного права
- Раздел IV финансовое право
- § 1. Понятие финансового права и его источники
- § 2. Место финансового права в системе права Украины
- § 3. Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения
- § 4. Система финансового права
- § 5. Понятие и значение финансового контроля
- § 6. Органы и организация финансового контроля
- § 7. Виды и методы финансового контроля
- § 8. Понятие налога и сбора. Их классификация
- § 9. Налоговое право и налоговые правоотношения
- Раздел V
- § 1. Предмет хозяйственного, права
- § 2. Методы хозяйственного регулирования
- § 3. Наука хозяйственного права
- § 4. Принципы хозяйственного права
- § 5. Система и источники хозяйственного права
- Раздел VI
- § 1. Понятие гражданского права
- § 2. Система и источники гражданского права
- 9 3. Понятие гражданских правоотношений. Основания их возникновения, изменения и прекращения
- § 5. Порядок и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим
- § 6. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
- § 7. Государство как субъект гражданских правоотношений
- § 9. Понятия и виды сделок согласно ч гражданскому законодательству Украины
- 1 § 14. Понятие собственности. Право
- § 16. Защита права собственности
- § 17. Интеллектуальная собственность
- §18. Понятие и элементы обязательств
- § 19. Основания возникновения обязательств
- § 20. Исполнение обязательств
- § 21. Понятие и содержание гражданско-правового договора
- § 22. Внедоговорные обязательства
- § 23. Общие условия ответственности за причинение вреда
- § 24. Общие понятия и основания наследования
- § 25. Открытие наследства
- § 26. Наследование по завещанию
- § 27. Наследование по закону
- § 28. Принятие наследства
- Раздел VII семейное право
- § 1. Понятие, предмет и метод семейного права
- § 2. Брак
- § 3. Личные и имущественные правоотношения супругов
- § 4. Правоотношения между родителями и детьми
- § 5. Устройство детей, лишенных родительской заботы
- Раздел VIII
- § 1. Понятие гражданского процесса, виды и стадии гражданского судопроизводства
- § 2. Лица, участвующие в деле
- I имеют ее только в тех гражданских делах, которые подведомственны судам.
- I сторон многочисленны. Являясь лицами, принимаю-
- I» делать выписки из него, снимать копии, заявлять от-
- § 3. Подведомственность и подсудность гражданских дел
- 3 'Званных органов.
- § 4. Возбуждение гражданского дела в суде
- § 5. Судебное рассмотрение гражданских дел
- § 6. Решение суда по гражданским делам, их пересмотр и исполнение
- Ративщемуся с заявлением, на моме! установленные вступившим в закр!
- I Конституционным
- Раздел IX хозяйственное судопроизводство
- § 1. Понятие хозяйственных судов и хозяйственного процесса
- § 2. Подведомственность и подсудность дел хозяйственным судам
- § 3. Участники хозяйственного процесса
- § 4. Подача иска и возбуждение производства по делу
- 1) Наименование хозяйственного суда, которому направляется заявление;
- 7) Перечень документов и других доказательств, которые прилагаются к заявлению.
- § 5. Пересмотр судебных решений
- В апелляционном и кассационном порядке,
- А также по вновь открывшимся
- Обстоятельствам
- § 6. Исполнительное производство
- § 1. Понятие, предмет и метод трудового права
- § 2. Функции и система трудового права
- § 3. Принципы регулирования труда
- §4. Источники трудового права, их классификация и виды
- § 5. Общая характеристика трудовых правоотношений
- 1 Далее везде он будет именоваться, как принято на практике, профкомом.
- § 6. Лонети» жпиды трудовых правоотношенийс),
- § 7. Коллективный договор и его содержание
- § 8. Обеспечение занятости и трудоустройства *
- 5) При заключений трудового Договора с физическим
- 6) В иных случаях, предусмотренных законодательством
- § 10. Понятие и виды переродов на другую работу
- §11. Основания прекращения трудовых договоров
- § 12. Основания и порядок увольнения по инициативе собственника или уполномоченного им органа
- 1 Закон Украины «о занятости населения» от 21 ноября 1998 года // Ведомости Верховной Рады Украины.— 1998.— №11-12.
- §13. Оформление увольнения. Выходное пособие
- §14. Понятие и виды рабочего времени
- §15. Понятие и виды времени отдыха
- §16. Оплата труда (заработная плата)
- § 17. Гарантийные й конденсационные выплаты
- 3) Подъемные в виде единовременного пособия в размере месячной заработной платы (оклада) по новому месту работы и 1/4 месячной заработной платы, на каждого переезжающего с ним члена семьи.
- § 18. Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность
- 1) Правовое регулирование прав и обязанностей сторон
- 1) Выговор;
- 2)Увольненйе(п. 1,3,4,7,8 ст.40 п. 1,1,2,3 статьи 41 кЗоТ Украины.
- §19. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка
- 7. Ответственность за нарушение трудовой Дисцип лины.
- 6) Орден князд Ярослава Мудрого — 1,п,ш,1у,у степе ней;
- §20. Материальная ответственность сторон трудового договора
- 3. Имеется вина обязанной стороны в причинений
- 4. Есть причинная связь между ущербом и виновным противоправным поведением обязанной стороны.
- § 23. Международно-правовое регулирование труда
- Раздел XI
- §1. Основы земельного права Украины
- 6. Принцип приоритета требований экологической безопасности.
- 3. Земли природно-заповедного и иного природоохран ного назначения.
- 5) На возмещение убытков в случаях, предусмотренных
- 6) Сооружать жилые дома, производственные и другие
- 3) Своевременно платить земельный налог;
- 4) Не нарушать прав владельцев смежных земельных участков и землепользователей и др.
- 3. Концессионное землепользование.
- § 2. Основы аграрного права Украины
- 1999 Года и т.Д.
- Раздел XII
- § 1. Понятие, предмет и метод экологического права
- § 2. Принципы экологического права
- § 3. Система и источники экологического права
- § 4. Эколого-правовые нормы и экологические правоотношения
- § 5. Управление в области охраны окружающей природной среды
- § 6. Права и обязанности граждан в сфере экологических правоотношений и использование природных ресурсов
- § 8. Правовой статус чрезвычайных экологических ситуаций
- Раздел XIII уголовное право
- §1. Понятие, принципы и источники уголовного права
- § 2. Понятие преступления, его признаки и виды
- § 5. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- § 6. Уголовное наказание и его виды
- V § 7. Общая характеристика должностных у преступлений
- § 8. Общая характеристика преступлений в сфере хозяйственной деятельности
- Литература
- Раздел 1
- Раздел 2
- 5. Закон Украины «о внесении изменений в Конститу цию Украины» // Голос Украины, 8 декабря 2004 г.
- 9; Конститущйне право у крайни / За ред. В.Ф. Погорш-ка. -**.К.: «Наукова думка», 2000.
- 10. Копейчиков в.В. Теорхя держави 1 права. — Ки1в: Юрийсом, 1998 р.
- Раздел 4
- 9. Закон Украины «о государственной контрольно-ре визионной службе в Украине» от 26 марта 1993 г. //Ведо мости Верховной Рады Украины, 1996 г., № 23.
- Раздел 6
- Раздел 7
- Раздел8
- Раздел 9
- Раздел 10
- Раздел 11
- Раздел 12
- Раздел 13