logo search
ПЕТРОВ

I группа. Полномочия Президента, связанные с организацией и деятельностью законодательной и государственной представительной власти:

  1. Назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы (п. 2 ст. 84 Конституции).

Так, в соответствии со ст. 91 Конституции выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее 4 месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва. Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение 3-х месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента. В такие же сроки назначаются выборы в местные представительные органы (ст. 56 Избирательного кодекса). Назначение внеочередных выборов в местные представительные органы законодательством не предусмотрены. Статья 56 Избирательного кодекса закрепляет, что в случае роспуска местного Совета депутатов, выборы в этот местный Совет депутатов назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее чем в месячный срок со дня его роспуска.

Полномочия Президента на назначение очередных и внеочередных выборов в представительные органы обусловлено необходимостью непрерывного функционирования органов государственной власти, в том числе и на местах.

  1. Распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией (п. 2 ст. 84 Конституции).

В соответствии со ст. 94 Конституции полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратного отказа на назначение Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей и Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематических или грубого нарушения палатами Парламента Конституции. В этой же статье предусмотрен исчерпывающий перечень, когда роспуск палат не допускается. С прекращением полномочий Палаты представителей или Совета Республики по решению Президента могут быть прекращены полномочия соответственно Совета Республики или Палаты представителей (ст. 93 Конституции).

В силу ст. 107 Конституции, если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в десятидневный срок принять решение о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов.

Необходимо отметить, что данные полномочия Президента являются одним из элементов системы сдержек и противовесов. Причем Президент в данном случае выступает арбитром между Палатой представителей и Правительством.

  1. Обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики (п. 14 ст. 84 Конституции).

В соответствии со ст. 16 Закона «О Национальном собрании» ежегодные послания Президента Республики Беларусь к Парламенту заслушиваются на совместных заседаниях Палаты представителей и Совета Республики без обсуждения и принятия по ним решения. Решение о проведении совместного заседания принимается палатами Национального собрания с согласия Президента.

  1. Имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением (п.14 ст. 84 Конституции).

Во время заседаний палат Парламента Президент может выступать вне очереди записавшихся для выступления столько раз, сколько он этого потребует (ст. 103 Конституции).

  1. Назначает представителей Президента в Парламенте (п. 16 ст. 84 Конституции).

В положении «О помощнике Президента Республики Беларусь», утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 11 января 2001г. № 21 (с изм. и доп.), закреплены особенности полномочий помощника Президента – полномочного представителя Президента в Национальном собрании Республики Беларусь. В соответствии с этим положением полномочный представитель Президента в Парламенте:

- обеспечивает взаимодействие Президента Республики Беларусь с Палатой представителей и Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь;

- присутствует и выступает на заседаниях, в том числе закрытых, палат Национального собрания и их органов, согласительных комиссий, на парламентских слушаниях;

- разъясняет позицию Президента Республики Беларусь по вопросам, рассматриваемым палатами Национального собрания, в том числе по правовой политике, проектам законов и временным декретам Президента Республики Беларусь;

- информирует Президента Республики Беларусь о деятельности палат Национального собрания; - способствует организации встреч и расширению контактов Президента Республики Беларусь с руководством палат Национального собрания, депутатами Палаты представителей, членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

- выполняет отдельные поручения Президента Республики Беларусь, связанные с деятельностью палат Национального собрания;

- принимает участие в подготовке проекта ежегодного послания Президента Республики Беларусь Парламенту, материалов выступлений Президента Республики Беларусь в палатах Национального собрания;

- представляет Президенту Республики Беларусь предложения о совершенствовании порядка взаимодействия Президента Республики Беларусь с палатами Национального собрания;

- имеет право запрашивать и в установленном порядке получать в палатах Национального собрания, иных государственных органах и других организациях материалы и информацию, необходимые для осуществления своей деятельности.

Помощник Президента Республики Беларусь - полномочный представитель Президента Республики Беларусь в Национальном собрании Республики Беларусь также ведет вопросы формирования и проведения государственной политики в области информационных технологий.

  1. Непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами самоуправления и имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов (п. 26 ст. 84 Конституции).

В соответствие с пунктами 9.1, 9.2 положения «О помощнике Президента Республики Беларусь», утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 11 января 2001г. № 21 (с изм. и доп.), Помощник Президента Республики Беларусь – главный инспектор по области и г.Минску является представителем Президента на соответствующей территории и обеспечивает взаимодействие Президента, его Администрации с органами местного самоуправления, осуществляет в области и г.Минске контроль за реализацией государственной социально-экономической политики.

  1. Имеет широкие полномочия в законодательном процессе.

Президент является субъектом права законодательной инициативы (ст. 99 Конституции). По его предложению Палата представителей рассматривает проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции (ст. 97 Конституции). Подписывает законы, имеет право, в порядке предусмотренном в ст. 100 Конституции, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей (п. 24 ст. 84 Конституции). В порядке, предусмотренном статьями 99 и 100 Конституции, участвует в законодательном процессе. Эти его полномочия подробно регламентированы в ст. 21 Закона «О Президенте Республики Беларусь».

  1. Участвует в формировании Совета Республики, назначает 8 членов Совета Республики (ст. 91 Конституции).