logo
ПЕТРОВ

§5. Конституционно-правовые отношения (субъекты, объекты, содержание) и основания их возникновения, изменения и прекращения

Конституционное право устанавливает специфическое правовое состояние – правосубъектность участников определенных общественных отношений и тем самым активно воздействует на них.

Определенный вид общественных отношений представляет собой конституционно-правовые отношения. Это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникающие на их основе, индивидуализированные общественные связи между субъектами конституционного права. Элементами конституционно-правовых отношений являются субъект, объект и содержание, которые имеют свои специфические особенности.

Объектом конституционно-правовых отношений выступают социально-экономические и социально-политические ценности, по поводу которых или в связи, с чем возникают субъективные права и юридические обязанности – основы личных свобод и прав, отношения собственности и др.

Объектами конституционно-правовых отношений могут выступать как материальные блага (территория государства, право собственности и т.д.), так и не материальные блага (права и свободы человека и гражданина, независимость судей и т.д.), а также действия и результаты действия (предоставление гражданства и т.д.).

Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит индивидуализации субъектов права, что индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной всеобщности прав и обязанностей, т.е. субъектами данных отношений провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их группа (ст. 22 Конституции «Все равны перед законом…», ст. 15 Конституции «Государство ответственно за свободное развитие всех» и т.д.).

Природа конституционно-правовых отношений раскрывается в содержании субъективных прав и юридических обязанностей.

Содержанием конституционно-правовых отношений является специальное поведение (деятельность) субъектов конституционного права, обеспечиваемое и направляемое государством путем определения их конкретных прав и обязанностей.

Субъект конституционно-правовых отношений – стороны, между которыми возникают отношения по поводу реализации прав (свобод) и исполнения обязанностей.

Субъективное право управомачивает субъект действовать в границах определенных нормой конституционного права, по своему усмотрению, но в установленном направлении, для удовлетворения своих интересов и в необходимых случаях требовать соответствующего поведения от других, включая государственные органы. Интересы органически связаны с субъективными правами. Субъективные юридические обязанности в конституционно-правовых отношениях властно предписывают субъекту права должное поведение. Между субъективными правами и юридическими обязанностями существует неразрывная связь.

Субъекты конституционного права можно условно подразделить на две большие группы.

К первой группе субъектов относятся граждане, иностранцы, лица без гражданства, группы граждан (ст. ст. 11, 30 Конституции), избиратели, депутаты, члены Совета Республики (лица, обладающие специальной правоспособностью), народ (при проведении референдумов, выборов).

Нормы конституционного права определяют наиболее общие стороны правосубъектности индивидов, устанавливая их основные права и обязанности. Причем, общая правосубъектность провозглашается равной для всех, а основным правам и свободам придана всеобщая значимость.

Ко второй группе относятся – государство в целом, его органы, территориальные единицы и органы самоуправления, политические партии и другие общественные объединения.

В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего, как носитель правотворческой власти. Государство предписывает, каким должно быть данное отношение между субъектами права, и обеспечивает исполнение прав и обязанностей, определяющих содержание указанного предписания.

Органы государства как субъекты конституционного права, наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (Президент, Национальное собрание, Совет Министров, суды). Они выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений.

Территориальные общности (местное самоуправление) реализуют свои права либо через свои органы, либо непосредственно путем референдума.

Возникновению конкретного конституционного правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту, конкретный субъект становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих прав и обязанностей. Таким образом, юридический факт – событие или деяние, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение конституционного правоотношения. Событие возникает независимо от воли участников правоотношения (рождение и смерть человека, достижение совершеннолетия, истечение времени и т.д.). Деяние (действие или бездействие) – определенные волеизъявления, результат сознательной деятельности людей. Деяния, в свою очередь, могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки и подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерное деяние – волевое поведение, которое соответствует конституционно-правовым нормам, согласуется с содержанием прав и обязанностей субъекта конституционного права. Неправомерное деяние – волевое поведение, которое не соответствует требованиям конституционно-правовым нормам, ущемляет субъективные права, не согласуется с возложенными на лиц юридическими обязанностями (ограничение избирательного права, превышение полномочий должностных лиц, принятие незаконных актов и т.д.). Юридические акты – это акты применения права, вызывающие юридическое последствия (например, Указ Президента о назначении выборов). Юридические поступки – не направлены специально на возникновение правоотношений, но влекут согласно закону те или иные правовые последствия.

Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждается целой системой, цепью юридических фактов. Так, возникновению правоотношения, содержанием которого является реализация избирательного права гражданина, предшествует целая цепь юридических фактов: принятие акта о назначении выборов, об образовании избирательных округов, комиссий, участков, составление списков избирателей, включение в списки данного гражданина, наступление срока, установленного для начала голосования. После того, как избиратель проголосовал правоотношение по реализации права избирать, заканчивается.