§8. Избирательные комиссии, порядок их образования и полномочия
Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии (ст. 71 Конституции), за исключением выборов членов Совета Республики, но Центральная комиссия организует их проведение.
Для выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов образуются следующие виды избирательных комиссии:
- Центральная комиссия;
- окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Палаты представителей и депутатов областных Советов депутатов и депутатов Минского городского Совета депутатов;
- территориальные избирательные комиссии по выборам Президента, депутатов местных Советов депутатов;
- участковые избирательные комиссии, обеспечивающие выборы Президента, депутатов Палаты представителей и местных Советов депутатов.
Порядок образования, полномочия и организационно-правовые формы деятельности Центральной комиссии определяется Конституцией Республики Беларусь и Избирательным кодексом Республики Беларусь.
Центральная комиссия организует в пределах своих полномочий проведение выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее - депутаты Палаты представителей), членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь (далее - члены Совета Республики), депутатов местных Советов депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, проведение республиканских референдумов, решает вопросы, связанные с организацией отзыва депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, а также осуществляет на всей территории Республики Беларусь контроль за исполнением законодательства о выборах, референдуме, отзыве депутатов и членов Совета Республики.
Центральная комиссия возглавляет систему действующих в период подготовки и проведения выборов и республиканских референдумов избирательных комиссий.
Центральная комиссия - постоянно действующий орган и образуется в составе 12 человек из граждан Республики Беларусь, имеющих, как правило, высшее юридическое образование и опыт работы по организации и проведению выборов и референдумов.
Шесть членов Центральной комиссии назначаются Президентом Республики Беларусь (п. 4 ст. 84 Конституции) и шесть членов избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь (п. 4 ст. 98 Конституции).
Кандидатуры в состав Центральной комиссии рекомендуются соответственно Президенту Республики Беларусь и Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь совместными решениями президиумов областных, Минского городского Советов депутатов и областных, Минского городского исполнительных комитетов.
Председатель Центральной комиссии назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа членов Центральной комиссии (п. 9 ст. 84 Конституции). Заместитель Председателя и секретарь Центральной комиссии избираются из числа членов Центральной комиссии на ее первом заседании. Кандидатуры для избрания на должности заместителя Председателя и секретаря Центральной комиссии вносятся Председателем Центральной комиссии. Кандидатура заместителя Председателя предварительно согласовывается с Президентом Республики Беларусь.
Срок полномочий Центральной комиссии - 5 лет. Срок полномочий Центральной комиссии нового состава начинается со дня ее образования в правомочном составе. Председатель и секретарь Центральной комиссии работают на постоянной основе.
Центральная комиссия:
-
организует подготовку и проведение выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, депутатов местных Советов депутатов, республиканских референдумов; осуществляет на всей территории Республики Беларусь контроль за исполнением законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики; дает разъяснения законодательства Республики Беларусь о выборах, отзыве депутата Палаты представителей и члена Совета Республики, в целях его единообразного применения, обращается в случае необходимости к субъектам права законодательной инициативы с предложениями о толковании Избирательного кодекса и иных актов законодательства о выборах, референдуме, отзыве депутата Палаты представителей и члена Совета Республики;
-
осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий, заслушивает их информацию; оказывает этим комиссиям методическую и организационно-техническую помощь, при необходимости решает по существу вопросы, относящиеся к компетенции нижестоящей комиссии;
-
образует, избирательные округа по выборам депутатов Палаты представителей и устанавливает среднюю численность избирателей на избирательный округ по Республике Беларусь;
-
решает вопросы о порядке участия граждан Республики Беларусь, находящихся за пределами Республики Беларусь, в выборах Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и республиканском референдуме; а также о порядке образования участков для голосования; по представлению Министерства иностранных дел Республики Беларусь принимает решения о приписке участков для голосования, образуемых за пределами Республики Беларусь, к административно-территориальным единицам или избирательным округам на территории Республики Беларусь;
-
дает заключения о правомочности выдвижения кандидатов в члены Совета Республики, регистрирует выдвинутых кандидатов в члены Совета Республики, подводит итоги выборов членов Совета Республики, регистрирует избранных членов Совета Республики и публикует их списки в печати, созывает первую после выборов сессию Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
-
регистрирует:
- инициативные группы граждан по выдвижению кандидатов в Президенты Республики Беларусь;
- кандидатов в Президенты Республики Беларусь, их доверенных лиц и выдает им соответствующие удостоверения;
- инициативную группу граждан по проведению республиканского референдума и вопросы, предлагаемые ею на республиканский референдум;
- инициативную группу избирателей по сбору подписей в поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата Палаты представителей;
-
обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности политических партий, других общественных объединений, кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты;
-
определяет порядок использования государственных средств массовой информации в предвыборной кампании;
-
составляет и утверждает сметы расходов по проведению выборов, республиканского референдума, отзыва депутата Палаты представителей в пределах средств, выделенных из республиканского бюджета; создает внебюджетный фонд по проведению выборов, республиканского референдума для добровольного перечисления в него средств организаций, в том числе общественных объединений и граждан, и утверждает положение о фонде; распределяет денежные средства, выделенные из республиканского бюджета и внебюджетного фонда, по избирательным комиссиям, контролирует целевое использование этих средств, а также контролирует обеспечение комиссий помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы их материально-технического обеспечения; информирует Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь о расходовании средств, выделенных из бюджета на проведение выборов и республиканского референдума, отзыва депутата Палаты представителей; публикует отчет о расходовании средств внебюджетного избирательного фонда;
-
устанавливает формы бюллетеней и списка граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутатов, протоколов комиссий и других документов по выборам, референдуму, отзыву депутатов, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий, порядок хранения документов по выборам, референдуму;
-
обеспечивает изготовление бюллетеней по выборам Президента и для голосования по республиканским референдумам и снабжение ими областных, Минской городской комиссии по выборам Президента, по проведению республиканских референдумов;
-
определяет меры по обеспечению сохранности ящиков для голосования и документов по выборам, референдуму в период досрочного голосования;
-
заслушивает сообщения государственных органов и органов общественных объединений по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума;
-
при одновременном проведении выборов разного уровня, выборов и референдума может устанавливать, что списки граждан, имеющих право участвовать в выборах разного уровня, выборах и референдуме, а также территориальные комиссии являются общими по выборам общего уровня, выборам и референдуму;
-
подводит итоги выборов, референдума; регистрирует избранных депутатов Палаты представителей и публикует их список в печати; созывает первую после выборов сессию Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;
-
выдает избранным Президенту Республики Беларусь и членам Совета Республики удостоверения об их избрании;
-
решает вопросы, связанные с проведением второго тура голосования, повторных выборов и выборов Президента Республики Беларусь в случае вакансии должности Президента, а также повторного голосования по референдуму;
-
решает вопросы, связанные с организацией отзыва депутатов Палаты представителей и члена Совета Республики, назначает выборы депутатов Палаты представителей вместо выбывших депутатов и обеспечивает их проведение;
-
рассматривает жалобы на решения избирательных комиссий, комиссий по референдуму, комиссий по проведению голосования об отзыве депутатов и выносит по ним решения;
-
рассматривает обращения граждан и организаций по вопросам проведения выборов, референдума, отзыва депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;
-
изучает и обобщает практику применения законодательства о выборах, референдуме, отзыве депутата и члена Совета Республики, вносит субъектам права законодательной инициативы предложения о совершенствовании законодательства о выборах, референдуме и отзыве депутат и члена Совета Республики;
-
создает рабочие группы и иные структуры для организационного, правового и технического обеспечения выборов и референдума;
-
устанавливает и развивает связи с органами других государств и международными организациями, занимающимися вопросами организации проведения выборов и референдумов;
-
осуществляет иные полномочия в соответствии с, законодательством Республики Беларусь. (ст. 33 Избирательного кодекса).
Решения Центральной комиссии могут быть обжалованы в Верховный Суд Республики Беларусь в случаях, предусмотренных законодательством. Кандидат в Президенты Республики Беларусь, политическая партия, выдвинувшая кандидата в депутаты Палаты представителей, вправе направить в Центральную комиссию члена комиссии с правом совещательного голоса, которому выдается удостоверение (форма устанавливается Центральной комиссией).
Члены Центральной комиссии с правом совещательного голоса обязаны соблюдать Конституцию Республики Беларусь, выполнять требования Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах, не совершать действий, дискредитирующих Центральную комиссию или препятствующих ее работе.
Члены Центральной комиссии с правом совещательного голоса вправе:
-
вносить в повестку дня заседаний Центральной комиссии предложения по вопросам, входящим в ее компетенцию, и требовать проведения голосования по ним;
-
выступать па заседаниях Центральной комиссии;
-
задавать участникам заседания Центральной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы;
-
знакомиться с документами и материалами, которые рассматриваются на заседании Центральной комиссии.
Члены Центральной комиссии с правом совещательного голоса не вправе:
-
участвовать в проводимых Центральной комиссией проверках, в голосовании при принятии комиссией решений;
-
давать разъяснения и указания, делать сообщения от имени Центральной комиссии.
Полномочия члена Центральной комиссии с правом совещательного голоса могут быть досрочно прекращены:
-
по его письменному заявлению;
-
по заявлению кандидата в Президенты Республики Беларусь, по решению руководящего органа политической партии об отзыве направленных ими членов комиссии;
-
по решению Центральной комиссии при прекращении полномочий кандидата в Президенты Республики Беларусь, при выбытии из избирательных округов всех кандидатов в депутаты Палаты представителей, выдвинутых политической партией;
-
в случае прекращения гражданства Республики Беларусь;
-
при совершении действий, дискредитирующих Центральную комиссию.
В случае досрочного прекращения полномочий членов Центральной комиссии с правом совещательного голоса Центральная комиссия аннулирует выданные им удостоверения.
Полномочия членов Центральной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются после установления Центральной комиссией итогов выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей.
Окружные избирательные комиссии образуются на совместных заседаниях Президиумами областных Советов депутатов и областными исполнительными комитетами в составе 9-13 членов. Территориальные избирательные комиссии, осуществляющие в районах города Минска полномочий окружной избирательной комиссии по выборам в Минский городской Совет депутатов на совместных заседаниях Президиума Минского Совета депутатов и Минского городского исполнительного комитета (в каждом районе г.Минска образуется по одной комиссии).
Полномочия указанных комиссий закреплены в ст. 42 ИК Республики Беларусь:
-
организуют проведение выборов и осуществляют контроль за исполнением требований Избирательного кодекса и иных актов законодательства о выборах на территории избирательных округов, а в районе города Минска - на территории избирательных округов, образованных в районах г. Минска;
-
руководят деятельностью участковых избирательных комиссий;
-
заслушивают сообщения должностных лиц (работников) местных исполнительных и распорядительных органов, организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
-
регистрируют инициативные группы граждан по сбору подписей избирателей и выдают им соответствующие удостоверения;
-
регистрируют кандидатов в депутаты и их доверенных лиц и выдают им соответствующие удостоверения;
-
осуществляют контроль за соблюдением равных правовых условий предвыборной деятельности кандидатов в депутаты и содействуют им в организации встреч с избирателями;
-
контролируют составление списков избирателей и представление их для всеобщего ознакомления;
-
распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов по избирательным округам, распределяют их между участковыми избирательными комиссиями, кандидатами в депутаты, обеспечивают контроль за их целевым использованием; контролируют обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и т.д.;
-
утверждают тексты бюллетеней по избирательным округам, обеспечивают их изготовление и снабжение ими участковых избирательных комиссий;
-
устанавливают и публикуют в печати результаты выборов по избирательным округам;
-
выдают депутатам удостоверения об их избрании;
-
организуют проведение повторных выборов;
-
рассматривают заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимают по ним решения;
-
могут осуществлять и другие полномочия, предусмотренные Избирательным кодексом и иными актами законодательства.
Полномочия окружных избирательных комиссий прекращаются соответственно после признания Палатой представителей, областным Минским городским Советом депутатов полномочий избранных депутатов.
Территориальные избирательные комиссии образуются:
- по выборам Президента, депутатов областного Совета депутатов на совместных заседаниях президиумов областных Советов депутатов и областных исполнительных комитетов в составе 9-13 членов – областные территориальные комиссии;
- по выборам Президента, депутатов местных Советов депутатов районных городских Советов депутатов на совместных заседаниях президиумов районных, городских Советов депутатов и районных, городских исполнительных комитетов в составе 9-13 членов – районные территориальные комиссии;
- по выборам депутатов городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советов депутатов - городскими, поселковыми, сельскими исполнительными комитетами в составе 7-11 членов.
Полномочия указанных выше территориальных комиссий изложены в ст. 39 Избирательного кодекса и дифференцированы в зависимости от того, какие выборы проводятся – Президента или в местные Советы депутатов. Они организуют проведение выборов, вышестоящие комиссии контролируют работу нижестоящих, распоряжаются денежными средствами и т.д.
Полномочия территориальных избирательных комиссий по выборам в Советы депутатов сохраняются до назначения выборов в местные Советы депутатов нового созыва.
Участковые комиссии образуются районными, городскими исполнительными комитетами, а в городах с районным делением – районными администрациями в составе 5-19 членов комиссии не позднее, чем за 45 дней до выборов.
Полномочия участковых комиссий закреплены в ст. 44 Избирательного кодекса и к их ведению относятся:
-
обеспечение соблюдения требований Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах;
-
уточнение, подписание списков избирателей и ознакомление с ними избирателей;
-
оповещение избирателей о месте нахождения, времени работы и номере телефона участковой комиссии, а также о дне выборов;
-
обеспечение прав избирателей, сохранность бюллетеней;
-
обеспечение подготовки помещения для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;
-
контроль на территории участка для голосования соблюдение правил размещения агитационных материалов;
-
обеспечение целевого использования денежных средств, выделенных на проведение выборов;
-
организация голосования в день выборов, подсчета голосов и установления результатов голосования по участку;
-
рассмотрение заявлений и жалоб по вопросам подготовки выборов, подсчета голосов и принимает по ним решения;
-
заслушивание сообщений должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов, организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
-
осуществление других полномочий в соответствии с Избирательным Кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Полномочия участковых комиссий прекращаются после завершения на территории участка для голосования выборов.
- А.П. Петров конституционное право Учебное пособие
- Оглавление
- Предисловие
- Раздел I. Введение в конституционное право
- Глава 1. Конституционное право – ведущая отрасль права республики беларусь
- § 1. Понятие, предмет и метод конституционного права, как отрасли права
- §2.Система и источники конституционного права и их характеристика
- §3. Конституционно-правовые нормы, институты, подотрасли в системе конституционного права и их характеристика
- §4.Соотношение конституционного права с другими отраслями права
- §5. Конституционно-правовые отношения (субъекты, объекты, содержание) и основания их возникновения, изменения и прекращения
- § 6. Понятие и особенности реализации норм конституционного права
- § 7. Методы реализации норм конституционного права
- § 8. Коллизии в конституционном праве и механизм их разрешения
- § 9. Ответственность за несоблюдение конституционно-правовых норм
- Глава 2. Конституционное право как наука и учебная дисциплина
- §1. Понятие и предмет науки конституционного права, система и источники науки
- §2.Отличие науки конституционного права от отрасли конституционного права
- § 3.Методологиечксие основы исследования в науке конституционного права
- § 4.Конституционное право как учебная дисциплина
- Раздел II. Учение о конституции
- Глава 1. Понятие, юридические свойства и сущность конституции республики беларусь
- §1.Сущность Конституции
- §2. Функции, основные принципы, особенности и структура Конституций Беларуси от 3 февраля 1919г., 11 апреля 1927г., 19 февраля 1937г. И 14 апреля 1978г.
- §3. Принципы и функции Конституции
- §4. Структура Конституции
- Конституция республики беларусь
- Преамбула
- 9 Разделов
- 146 Статей
- §5. Понятие и юридические свойства Конституции
- §6. Порядок принятия, вступления в силу и внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь
- §7. Общая характеристика, содержание, основные принципы построения действующей Конституции
- Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
- §8. Защита и реализация Конституции Республики Беларусь
- Раздел III. Основы конституционного строя
- Глава 1. Понятие и характерные черты конституционного строя республики беларусь и его основ
- §1. Понятие и характерные черты конституционного строя, их соотношение и структура
- §2. Конституционное закрепление общественного строя
- А.) Унитарное государство, его отличие от федеративного и конфедеративного
- Б.) Понятие и сущность демократического государства
- В.) Социальное государство и его конституционное закрепление
- Г.) Правовое государство и его основные признаки
- § 3. Понятие и сущность гражданского общества
- § 4. Общая характеристика конституционного положения «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства»
- Глава 2. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 1. Понятие суверенитета народа, нации, государства, их взаимосвязь
- § 2. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь
- § 3. Государственно-правовые признаки суверенитета Республики Беларусь и гарантии его осуществления
- § 4. Участие Республики Беларусь в работе международно-правовых организаций (оон, обсе, ес и др.)
- § 5. Конституционные основы внешней политики
- Глава 3. Правовые основы и принципы содружества независимых государств. Союз беларуси и россии
- § 1. Республика Беларусь – субъект снг
- § 2. Органы снг и их правовое положение и деятельность
- § 3. Перспективы развития Содружества Независимых государств
- § 4. Основные этапы развития отношений между Беларусью и Россией на рубеже XX и XXI веков
- § 5. Органы Союзного государства Беларуси и России
- Глава 4. Конституционные основы политической системы
- §1. Институты непосредственной и представительной демократии
- §2. Понятие политической системы общества. Характеристика и функции
- §3. Элементы политической системы общества и их функции в политической системе
- §4. Правовая регламентация политических партий в Республике Беларусь
- §5. Правовая регламентация общественных объединений в Республике Беларусь
- Глава 5. Конституционное закрепление экономической системы, социальной основы общества
- §1. Понятие экономической системы Республики Беларусь
- §2. Собственность, право собственности и их конституционное закрепление
- §3. Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- §4. Конституционное регулирование социальной политики
- Раздел IV. Основы конституционно-правового положения личности в обществе и государстве
- Глава 1. Международные стандарты в области основных прав и свобод человека
- § 1. Понятие, задачи, основное назначение международных стандартов в области прав и свобод человека
- § 2. Всеобщая декларация прав человека
- 10 Декабря 1948г.
- § 3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.
- § 4. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г.
- Факультативные протоколы к пакту о гражданских и политических правах
- Глава 2. Механизмы международной и региональной защиты прав и свобод человека
- § 1. Оон как универсальный механизм международной защиты прав и свобод человека
- § 2. Договорные органы и учреждения по правам человека
- § 3. Европейская система защиты прав человека
- § 4. Межамериканская система защиты прав человека
- § 5. Африканская система защиты прав человека
- Глава 3. Конституционно-правовой статус человека, гражданина и личности в обществе и государстве
- § 1. Понятие «человек, личность, гражданин»
- § 2. Взаимоотношения граждан с государством и обществом
- § 3. Конституционно-правовой статус личности
- § 4. Понятие гражданства Республики Беларусь и его принципы
- § 5. Правовая регламентация гражданства Республики Беларусь
- §6. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республики Беларусь
- §7. Правовое положение беженцев в Республике Беларусь
- § 8. Правовой статус иностранцев, представляющих дипломатический корпус своих государств на территории Республики Беларусь
- Глава 4. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- § 1. Теоретические основы и характеристика понятий «конституционные права», «свободы», и «обязанности» человека и гражданина
- § 2. Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей
- §3. Общая характеристика личных прав и свобод и их конституционное закрепление
- § 4. Политические права и свободы и их конституционное закрепление
- § 5. Социально-экономические права и свободы, их характеристика и конституционное закрепление
- § 6. Духовно-культурные права и свободы, их характеристика и конституционное закрепление
- § 7. Основные обязанности и их характеристика
- § 8. Ограничение прав и свобод
- § 9. Гарантии осуществления основных прав, свобод и соблюдения основных обязанностей
- Раздел V. Административно-территориальное деление и устройство республики беларусь
- Глава 1. Административно-территориальное деление и устройство республики беларусь
- § 1. Понятие административно-территориального деления территории и основные принципы административно-территориального устройства
- § 2. Административно-территориальные и территориальные единицы Республики Беларусь, их виды и государственно-правовая характеристика
- § 3. Компетенция государственных органов Республики Беларусь в области административно-государственного устройства
- § 4. Наименование, учет и регистрация административно-территориальных и территориальных единиц
- Раздел VI. Избирательные системы, референдумы
- Глава 1. Избирательное право и избирательная система
- §1. Сущность и содержание избирательного права
- §2. Источники избирательного права
- §3. Понятие избирательная система и ее соотношение с избирательным правом
- §4.Мажоритарная избирательная система и ее разновидности
- §5. Система пропорционального представительства политических партий
- §6. Принципы участия граждан Республики Беларусь в выборах
- §7. Порядок назначения выборов и образования избирательных округов и избирательных участков
- §8. Избирательные комиссии, порядок их образования и полномочия
- §9. Выдвижение и регистрация кандидатов
- §10. Предвыборная агитация. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование
- § 11. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан
- Глава 2. Референдум
- § 1. Референдум (понятие, виды, цели и вопросы, выносимые на референдум). Порядок назначения и проведения референдума
- Раздел VII. Основы организации и деятельности органов государственной власти республики беларусь
- Глава 1. Конституционные основы государственных органов республики беларусь
- § 1. Понятие государственного органа Республики Беларусь и его признаки
- § 2. Система государственных органов Республики Беларусь
- § 3. Конституционные основы классификации государственных органов
- § 4. Разделение властей, как конституционный принцип. Его значение для функционирования демократического и правового государства
- § 5. Контрольно-надзорные органы в Республике Беларусь (Прокуратура, Комитет государственного контроля) и их конституционные полномочия
- § 6. Конституционные основы финансово-кредитной системы Республики Беларусь
- § 7. Национальный банк Республики Беларусь, порядок формирования, компетенция
- § 8. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности государственного аппарата, принципы деятельности
- § 9. Служащий государственного аппарата и его правовой статус
- Глава 2. Конституционный статус президента республики беларусь
- § 1. Понятие, история становления и назначение института президентства
- §2. Президент Республики Беларусь, его правовой статус
- §3. Порядок выборов и прекращение полномочий Президента Республики Беларусь
- § 4. Компетенция Президента Республики Беларусь
- I группа. Полномочия Президента, связанные с организацией и деятельностью законодательной и государственной представительной власти:
- II группа. Полномочия связанные с взаимодействием Президента Республики Беларусь с исполнительной властью и другими центральными органами государственного управления.
- III группа. Полномочия Президента в сфере взаимоотношений с судебной властью.
- IV группа. Полномочия Президента в области безопасности и обороны Республики Беларусь:
- VI группа. Полномочия Президента в области прав и свобод человека и гражданина.
- VII группа. Иные полномочия Президента закрепленные в ст. 84 Конституции Республики Беларусь и не отнесенные ни к одной из вышеперечисленных групп.
- §5.Акты Президента Республики Беларусь (декреты, указы, распоряжения)
- §6.Полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой сфере
- §7.Защита неприкосновенности, чести и достоинства Президента
- §8.Администрация Президента Республики Беларусь
- Глава 3. Основы конституционного статуса национального собрания республики беларусь
- §1.Понятие Парламента и его место в системе органов государства
- §2. Палаты Национального собрания, порядок формирования и прекращения полномочий
- §3.Компетенция палат Национального собрания
- I группа. Общая компетенция палат Национального собрания.
- II группа. Раздельная компетенция палат Национального собрания.
- III группа. Исключительная компетенция Палаты представителей.
- IV группа. Исключительная компетенция Совета Республики.
- §4. Порядок деятельности Национального собрания
- §5. Совет Палаты представителей; Президиум Совета Республики; порядок формирования, полномочия
- §6.Общая характеристика регламентов палат Национального собрания
- §7.Законодательный процесс в Парламенте и его стадии
- II стадия. Рассмотрение законопроекта в Палате представителей.
- III стадия. Рассмотрение законопроектов в Совете Республики.
- IV стадия. Подписание и обнародование закона.
- §8. Правовой статус депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания и гарантии их деятельности
- §9.Основания досрочного прекращения полномочий и порядок отзыва депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
- I Инициирование вопроса об отзыве.
- II Сбор подписей избирателей и порядок возбуждения вопроса об отзыве члена Совета Республики.
- III Порядок проведения голосования об отзыве депутата Палаты представителей и члена Совета Республики.
- Глава 4. Совет министров республики беларусь – центральный орган государственного управления
- §1. Совет Министров Республики Беларусь – высший орган исполнительной власти, состав, порядок формирования
- §2. Структура, подотчетность и подконтрольность Совета Министров, срок полномочий и отставки
- §3. Организация деятельности Совета Министров
- §4. Место Совета Министров в системе органов государства Республики Беларусь и его взаимодействие с другими органами государственной власти
- §5. Компетенция Правительства
- §6. Акты правительства и их соотношение с актами Президента Республики Беларусь
- Глава 5. Судебная власть в республике беларусь и ее конституционное закрепление
- § 1. Конституционные основы судебной власти в Республике Беларусь
- § 2. Конституционные принципы организации судебной власти в Республике Беларусь
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- § 4. Статус судей Республики Беларусь
- §5. Система судов общей юрисдикции, порядок их формирования и деятельность
- § 6. Система хозяйственных судов, порядок формирования и деятельности
- §7. Конституционный Суд Республики Беларусь, порядок формирования и состав
- §8. Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь
- § 9. Роль Конституционного Суда Республики Беларусь в защите прав и свобод граждан
- §10. Порядок принятия, оформления, опубликования и пересмотр решений Конституционного Суда
- §11. Регламент Конституционного Суда (общие положения)
- Раздел III регламента посвящен организации работы Конституционного Суда, делопроизводству в Конституционном Суде, организации работы его Секретариата и правам и обязанностям работников Секретариата.
- Глава 6. Конституционные основы местного управления и самоуправления в республике беларусь
- §1. Понятие и принципы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- §2. Система местных органов управления и самоуправления и мероприятия по совершенствовании работы с гражданами и юридическими лицами
- §3. Характеристика местных представительных органов, порядок образования, состав, полномочия
- § 4. Исполнительные комитеты (Администрация), порядок образования, структура, полномочия
- §5. Акты, принимаемые органами местного управления и самоуправления
- § 6. Экономическая основа местного управления и самоуправления
- Список правовых источников и рекомендуемой литературы