§ 1. Референдум (понятие, виды, цели и вопросы, выносимые на референдум). Порядок назначения и проведения референдума
Референдум (от латинского referendum – «то, что должно быть сообщено») – народное голосование, посредством которого принимаются решения по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Это один из важнейших институтов непосредственной, прямой демократии.
Разновидностью референдума является плебисцит (от латинского plebiscitium – «решение народа, плебса, простолюдинов») – это тоже голосование народа по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к легитимизации того или иного государственного лидера или действий органов власти. По своей процедуре плебисцит ничем не отличается от референдума.
По сфере применения референдумы могут быть республиканскими, если он проводится в масштабе всей страны, или местными, если – на местном (региональном) уровне.
Некоторые авторы при классификации референдумов на республиканские и местные в качестве критерия этого деяния называют не «сферу применения» а «территорию проведения» (или место)11
По содержанию референдумы могут быть:
- конституционными, если проводится для внесения изменений и дополнений в Конституцию. Так, в ч.2 ст. 140 Конституции Республики Беларусь закреплено, что изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум;
- законодательными, когда на референдум выносится проект какого-либо закона;
- обычными – для решения вопросов государственной и общественной жизни.
По степени необходимости проведения референдумы подразделяются на обязательные, т.е. проводимые по обязательному требованию Конституции или другого закона, (Так, в соответствии с ч.3 ст. 140 Конституции Республики Беларусь разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума.) и факультативные, т.е. проводимые по усмотрению органов власти и населения.
По обязывающей силе своих итогов референдумы подразделяются на решающие, т.е. вызывающие обязательные юридические последствия и не нуждающиеся в каком-либо утверждении, и консультативные, итоги которого могут носить как обязательный характер для органов государственной власти, так и необязательный.
Целью референдума является решение вопросов, которые затрагивают интересы населения или какой-либо территории.
Правовую основу организации и проведения референдумов в Республике Беларусь составляют Конституция (Глава 2 III Раздела) и Избирательный кодекс (Раздел VII).
Референдумы проводятся на общих принципах избирательного права – всеобщего, свободного, равного и тайного голосования (ст. 76 Конституции).
Хотя в ст. 76 Конституции и не указан такой принцип как «прямые», однако граждане участвуют в референдуме на основе прямого волеизъявления.
Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которые принимаются на их раздельных заседаниях большинством голосов от их полного состава, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой области и г.Минска (ст. 74 Конституции). Президент Республики Беларусь своим указом назначает референдум, в котором, как правило, предусмотрены: дата проведения референдума; формулировка вынесенного вопроса; юридическая сила принимаемого решения. Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа о проведении референдума. Решение, принятое республиканским референдумом, подписывается Президентом Республики Беларусь и публикуется в печати в порядке, установленном для опубликования актов Президента Республики Беларусь.
Решение, принятое референдумом, вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если в нем не установлен иной срок. Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом. Если для выполнения решения, принятого референдумом, требуется издание какого-либо нормативного акта, он должен быть принят в течение 5 месяцев со дня вступления в силу решения, принятого референдумом.
Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее 10 % граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории (ст. 75 Конституции).
В референдуме участвуют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет, обладающие избирательным правом.
На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.
В ст. 78 Конституции Республики Беларусь закреплено, что перечень вопросов, которые не могут выноситься на референдум, определяется законом Республики Беларусь. Этот перечень приведен в ст. 112 Избирательного кодекса.
Так, на республиканский и местный референдум не могут выноситься вопросы:
- которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;
- связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;
- о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;
- об амнистии, о помиловании.
Кроме того, на местные референдумы не могут выноситься вопросы:
- имеющие значение для Республики Беларусь в целом;
- связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя.
Порядок организации и проведения референдума и подведения его итогов закреплен в Избирательном кодексе и состоит из нескольких стадий.
I стадия. Создание и регистрация инициативной группы.
Если с инициативной группой о проведения республиканского референдума выступают граждане, то ими образуется группа по проведению референдума (далее – инициативная группа) из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве не менее 100 человек, примерно в равной степени представляющих граждан от каждой области и г.Минска. Инициативная группа обращается в Центральную комиссию с заявлением о регистрации инициативной группы и вопроса (проекта решения), предлагаемого ею на референдум. К заявлению прилагается протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение об образовании группы, вопросе (проекте решения), предлагаемом на референдум, избрании руководителя группы и координаторов по областям и г.Минску, список участников собрания, подписанный председателем и секретарем собрания и т.д.
Собрание инициативной группы правомочно, если в нем приняло участие более половины ее состава. Решения собрания принимаются большинством голосов его участников.
Документы, представленные инициативной группой о проведении республиканского референдума, и вопрос (проект решения), предлагаемый на референдум, направляется Центральной комиссией на заключение в Министерство юстиции и Генеральную Прокуратуру Республики Беларусь, которые проверяют соответствие вопроса (проекта решения) требованиям законодательства Республики Беларусь и соблюдения порядка образования инициативной группы. Если нарушений законодательства не было установлено, то Центральная комиссия регистрирует состав инициативной группы и вопрос (проект решения), предлагаемый на республиканский референдум. Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован в месячный срок в Верховный Суд. После регистрации инициативной группы им выдается свидетельство о регистрации и образец листа для сбора подписей, а членам инициативной группы – удостоверения.
Если граждане выступают с инициативой о проведении местного референдума, ими образуется инициативная группа из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме в количестве:
- в области и г. Минске – не менее 50 человек;
- в районе, городе, районе в городе – не менее 20 человек;
- в поселке, сельсовете – не менее 10 человек.
Документы о проведении местного референдума и вопрос, предлагаемый на референдум, направляются местными исполнителями и распорядительными органами на заключение в соответствующий областной, Минский городской орган юстиции, которые проверяют соответствие вопроса, выносимого на референдум, требованиям законодательства и соблюдение порядка образования инициативной группы. Вопрос, выносимый на референдум, и инициативная группа регистрируются соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом, который в течении 30 дней выдает свидетельство о регистрации, образец подписного листа и удостоверения членам инициативной группы. Отказ в регистрации может быть обжалован в месячный срок в районный, городской суд.
II стадия. Сбор подписей граждан.
Сбор подписей граждан под предложением о проведении референдума осуществляется только членами инициативной группы в двухмесячный срок со дня регистрации этой группы.
Гражданин может подписаться только один раз по месту своего жительства и в подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, паспортные данные и т.д. Подписные листы сдаются на проверку подлинности подписей в районные, городские, исполнительно-распорядительные органы. О результатах сбора подписей районные, городские исполнительные комитеты, местные администрации принимают соответствующее решение и направляют подписные листы в областные и Минский городской исполнительный комитеты. Последние подводят итоги сбора подписей по области и г. Минску, принимают об этом соответствующее решение и направляют в Центральную комиссию.
Инициативная группа, в свою очередь, составляет заключительный акт о сборе подписей и представляет его в Центральную комиссию.
Центральная комиссия проверяет соответствие заключительного акта инициативной группы и поступивших решений областных, Минского городского исполнительных комитетов требованиям законодательства. Центральная комиссия заключительный акт инициативной группы вместе со своим заключением передает Президенту.
Если исполнительным и распорядительным органом установлено, что собрано необходимое количество достоверных подписей, инициативная группа по проведению местного референдума составляет заключительный акт и представляет его в соответствующий исполнительный и распорядительный орган, который передает его в местный Совет депутатов.
Решение Центральной комиссии об отклонении предложения о проведении референдума может быть обжаловано в месячный срок в Верховный Суд Республики Беларусь.
Повторное инициирование гражданами проведения референдума по одному и тому же вопросу допускается не ранее, чем через год после отклонения предложения о проведении референдума и не ранее, чем через три года после проведения референдума по этому вопросу.
III стадия. Образование комиссий по проведению референдумов и участков для голосования.
Они образуются на тех же основаниях, что и для выборов Президента Республики Беларусь.
Соответствующие избирательные комиссии образуются и при проведении местных референдумов.
IV стадия. Установление результатов и подведение итогов референдума.
Результаты референдума в районах, городах, районах в городах устанавливаются на заседаниях соответствующих комиссий по референдуму и передаются в областные, Минскую городскую комиссии по референдуму. Последние передают их в Центральную комиссию.
Решение считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, внесенных в списки. Решение считается принятым на референдуме, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.
Сообщение об итогах референдума публикуется в печати Центральной комиссией в семидневный срок.
- А.П. Петров конституционное право Учебное пособие
- Оглавление
- Предисловие
- Раздел I. Введение в конституционное право
- Глава 1. Конституционное право – ведущая отрасль права республики беларусь
- § 1. Понятие, предмет и метод конституционного права, как отрасли права
- §2.Система и источники конституционного права и их характеристика
- §3. Конституционно-правовые нормы, институты, подотрасли в системе конституционного права и их характеристика
- §4.Соотношение конституционного права с другими отраслями права
- §5. Конституционно-правовые отношения (субъекты, объекты, содержание) и основания их возникновения, изменения и прекращения
- § 6. Понятие и особенности реализации норм конституционного права
- § 7. Методы реализации норм конституционного права
- § 8. Коллизии в конституционном праве и механизм их разрешения
- § 9. Ответственность за несоблюдение конституционно-правовых норм
- Глава 2. Конституционное право как наука и учебная дисциплина
- §1. Понятие и предмет науки конституционного права, система и источники науки
- §2.Отличие науки конституционного права от отрасли конституционного права
- § 3.Методологиечксие основы исследования в науке конституционного права
- § 4.Конституционное право как учебная дисциплина
- Раздел II. Учение о конституции
- Глава 1. Понятие, юридические свойства и сущность конституции республики беларусь
- §1.Сущность Конституции
- §2. Функции, основные принципы, особенности и структура Конституций Беларуси от 3 февраля 1919г., 11 апреля 1927г., 19 февраля 1937г. И 14 апреля 1978г.
- §3. Принципы и функции Конституции
- §4. Структура Конституции
- Конституция республики беларусь
- Преамбула
- 9 Разделов
- 146 Статей
- §5. Понятие и юридические свойства Конституции
- §6. Порядок принятия, вступления в силу и внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь
- §7. Общая характеристика, содержание, основные принципы построения действующей Конституции
- Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
- §8. Защита и реализация Конституции Республики Беларусь
- Раздел III. Основы конституционного строя
- Глава 1. Понятие и характерные черты конституционного строя республики беларусь и его основ
- §1. Понятие и характерные черты конституционного строя, их соотношение и структура
- §2. Конституционное закрепление общественного строя
- А.) Унитарное государство, его отличие от федеративного и конфедеративного
- Б.) Понятие и сущность демократического государства
- В.) Социальное государство и его конституционное закрепление
- Г.) Правовое государство и его основные признаки
- § 3. Понятие и сущность гражданского общества
- § 4. Общая характеристика конституционного положения «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства»
- Глава 2. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 1. Понятие суверенитета народа, нации, государства, их взаимосвязь
- § 2. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь
- § 3. Государственно-правовые признаки суверенитета Республики Беларусь и гарантии его осуществления
- § 4. Участие Республики Беларусь в работе международно-правовых организаций (оон, обсе, ес и др.)
- § 5. Конституционные основы внешней политики
- Глава 3. Правовые основы и принципы содружества независимых государств. Союз беларуси и россии
- § 1. Республика Беларусь – субъект снг
- § 2. Органы снг и их правовое положение и деятельность
- § 3. Перспективы развития Содружества Независимых государств
- § 4. Основные этапы развития отношений между Беларусью и Россией на рубеже XX и XXI веков
- § 5. Органы Союзного государства Беларуси и России
- Глава 4. Конституционные основы политической системы
- §1. Институты непосредственной и представительной демократии
- §2. Понятие политической системы общества. Характеристика и функции
- §3. Элементы политической системы общества и их функции в политической системе
- §4. Правовая регламентация политических партий в Республике Беларусь
- §5. Правовая регламентация общественных объединений в Республике Беларусь
- Глава 5. Конституционное закрепление экономической системы, социальной основы общества
- §1. Понятие экономической системы Республики Беларусь
- §2. Собственность, право собственности и их конституционное закрепление
- §3. Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- §4. Конституционное регулирование социальной политики
- Раздел IV. Основы конституционно-правового положения личности в обществе и государстве
- Глава 1. Международные стандарты в области основных прав и свобод человека
- § 1. Понятие, задачи, основное назначение международных стандартов в области прав и свобод человека
- § 2. Всеобщая декларация прав человека
- 10 Декабря 1948г.
- § 3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.
- § 4. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г.
- Факультативные протоколы к пакту о гражданских и политических правах
- Глава 2. Механизмы международной и региональной защиты прав и свобод человека
- § 1. Оон как универсальный механизм международной защиты прав и свобод человека
- § 2. Договорные органы и учреждения по правам человека
- § 3. Европейская система защиты прав человека
- § 4. Межамериканская система защиты прав человека
- § 5. Африканская система защиты прав человека
- Глава 3. Конституционно-правовой статус человека, гражданина и личности в обществе и государстве
- § 1. Понятие «человек, личность, гражданин»
- § 2. Взаимоотношения граждан с государством и обществом
- § 3. Конституционно-правовой статус личности
- § 4. Понятие гражданства Республики Беларусь и его принципы
- § 5. Правовая регламентация гражданства Республики Беларусь
- §6. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республики Беларусь
- §7. Правовое положение беженцев в Республике Беларусь
- § 8. Правовой статус иностранцев, представляющих дипломатический корпус своих государств на территории Республики Беларусь
- Глава 4. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- § 1. Теоретические основы и характеристика понятий «конституционные права», «свободы», и «обязанности» человека и гражданина
- § 2. Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей
- §3. Общая характеристика личных прав и свобод и их конституционное закрепление
- § 4. Политические права и свободы и их конституционное закрепление
- § 5. Социально-экономические права и свободы, их характеристика и конституционное закрепление
- § 6. Духовно-культурные права и свободы, их характеристика и конституционное закрепление
- § 7. Основные обязанности и их характеристика
- § 8. Ограничение прав и свобод
- § 9. Гарантии осуществления основных прав, свобод и соблюдения основных обязанностей
- Раздел V. Административно-территориальное деление и устройство республики беларусь
- Глава 1. Административно-территориальное деление и устройство республики беларусь
- § 1. Понятие административно-территориального деления территории и основные принципы административно-территориального устройства
- § 2. Административно-территориальные и территориальные единицы Республики Беларусь, их виды и государственно-правовая характеристика
- § 3. Компетенция государственных органов Республики Беларусь в области административно-государственного устройства
- § 4. Наименование, учет и регистрация административно-территориальных и территориальных единиц
- Раздел VI. Избирательные системы, референдумы
- Глава 1. Избирательное право и избирательная система
- §1. Сущность и содержание избирательного права
- §2. Источники избирательного права
- §3. Понятие избирательная система и ее соотношение с избирательным правом
- §4.Мажоритарная избирательная система и ее разновидности
- §5. Система пропорционального представительства политических партий
- §6. Принципы участия граждан Республики Беларусь в выборах
- §7. Порядок назначения выборов и образования избирательных округов и избирательных участков
- §8. Избирательные комиссии, порядок их образования и полномочия
- §9. Выдвижение и регистрация кандидатов
- §10. Предвыборная агитация. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование
- § 11. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан
- Глава 2. Референдум
- § 1. Референдум (понятие, виды, цели и вопросы, выносимые на референдум). Порядок назначения и проведения референдума
- Раздел VII. Основы организации и деятельности органов государственной власти республики беларусь
- Глава 1. Конституционные основы государственных органов республики беларусь
- § 1. Понятие государственного органа Республики Беларусь и его признаки
- § 2. Система государственных органов Республики Беларусь
- § 3. Конституционные основы классификации государственных органов
- § 4. Разделение властей, как конституционный принцип. Его значение для функционирования демократического и правового государства
- § 5. Контрольно-надзорные органы в Республике Беларусь (Прокуратура, Комитет государственного контроля) и их конституционные полномочия
- § 6. Конституционные основы финансово-кредитной системы Республики Беларусь
- § 7. Национальный банк Республики Беларусь, порядок формирования, компетенция
- § 8. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности государственного аппарата, принципы деятельности
- § 9. Служащий государственного аппарата и его правовой статус
- Глава 2. Конституционный статус президента республики беларусь
- § 1. Понятие, история становления и назначение института президентства
- §2. Президент Республики Беларусь, его правовой статус
- §3. Порядок выборов и прекращение полномочий Президента Республики Беларусь
- § 4. Компетенция Президента Республики Беларусь
- I группа. Полномочия Президента, связанные с организацией и деятельностью законодательной и государственной представительной власти:
- II группа. Полномочия связанные с взаимодействием Президента Республики Беларусь с исполнительной властью и другими центральными органами государственного управления.
- III группа. Полномочия Президента в сфере взаимоотношений с судебной властью.
- IV группа. Полномочия Президента в области безопасности и обороны Республики Беларусь:
- VI группа. Полномочия Президента в области прав и свобод человека и гражданина.
- VII группа. Иные полномочия Президента закрепленные в ст. 84 Конституции Республики Беларусь и не отнесенные ни к одной из вышеперечисленных групп.
- §5.Акты Президента Республики Беларусь (декреты, указы, распоряжения)
- §6.Полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой сфере
- §7.Защита неприкосновенности, чести и достоинства Президента
- §8.Администрация Президента Республики Беларусь
- Глава 3. Основы конституционного статуса национального собрания республики беларусь
- §1.Понятие Парламента и его место в системе органов государства
- §2. Палаты Национального собрания, порядок формирования и прекращения полномочий
- §3.Компетенция палат Национального собрания
- I группа. Общая компетенция палат Национального собрания.
- II группа. Раздельная компетенция палат Национального собрания.
- III группа. Исключительная компетенция Палаты представителей.
- IV группа. Исключительная компетенция Совета Республики.
- §4. Порядок деятельности Национального собрания
- §5. Совет Палаты представителей; Президиум Совета Республики; порядок формирования, полномочия
- §6.Общая характеристика регламентов палат Национального собрания
- §7.Законодательный процесс в Парламенте и его стадии
- II стадия. Рассмотрение законопроекта в Палате представителей.
- III стадия. Рассмотрение законопроектов в Совете Республики.
- IV стадия. Подписание и обнародование закона.
- §8. Правовой статус депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания и гарантии их деятельности
- §9.Основания досрочного прекращения полномочий и порядок отзыва депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
- I Инициирование вопроса об отзыве.
- II Сбор подписей избирателей и порядок возбуждения вопроса об отзыве члена Совета Республики.
- III Порядок проведения голосования об отзыве депутата Палаты представителей и члена Совета Республики.
- Глава 4. Совет министров республики беларусь – центральный орган государственного управления
- §1. Совет Министров Республики Беларусь – высший орган исполнительной власти, состав, порядок формирования
- §2. Структура, подотчетность и подконтрольность Совета Министров, срок полномочий и отставки
- §3. Организация деятельности Совета Министров
- §4. Место Совета Министров в системе органов государства Республики Беларусь и его взаимодействие с другими органами государственной власти
- §5. Компетенция Правительства
- §6. Акты правительства и их соотношение с актами Президента Республики Беларусь
- Глава 5. Судебная власть в республике беларусь и ее конституционное закрепление
- § 1. Конституционные основы судебной власти в Республике Беларусь
- § 2. Конституционные принципы организации судебной власти в Республике Беларусь
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- § 4. Статус судей Республики Беларусь
- §5. Система судов общей юрисдикции, порядок их формирования и деятельность
- § 6. Система хозяйственных судов, порядок формирования и деятельности
- §7. Конституционный Суд Республики Беларусь, порядок формирования и состав
- §8. Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь
- § 9. Роль Конституционного Суда Республики Беларусь в защите прав и свобод граждан
- §10. Порядок принятия, оформления, опубликования и пересмотр решений Конституционного Суда
- §11. Регламент Конституционного Суда (общие положения)
- Раздел III регламента посвящен организации работы Конституционного Суда, делопроизводству в Конституционном Суде, организации работы его Секретариата и правам и обязанностям работников Секретариата.
- Глава 6. Конституционные основы местного управления и самоуправления в республике беларусь
- §1. Понятие и принципы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- §2. Система местных органов управления и самоуправления и мероприятия по совершенствовании работы с гражданами и юридическими лицами
- §3. Характеристика местных представительных органов, порядок образования, состав, полномочия
- § 4. Исполнительные комитеты (Администрация), порядок образования, структура, полномочия
- §5. Акты, принимаемые органами местного управления и самоуправления
- § 6. Экономическая основа местного управления и самоуправления
- Список правовых источников и рекомендуемой литературы