logo
ПЕТРОВ

§ 11. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан

Ответственность за нарушение избирательных прав граждан и ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о выборах закреплена в ст. 49 Избирательного кодекса, а также в Кодексе об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе Республики Беларусь.

Если части первая и вторая ст. 49 Избирательного кодекса за нарушение прав граждан и ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о выборах отсылает к другим нормам законодательства, устанавливающим ответственность, то части четвертая, пятая и шестая этой статьи предусматривают ответственность кандидата в виде отмены решения о его регистрации.

Так, при нарушении кандидатом, его доверенным лицом или инициативной группой граждан по сбору подписей избирателей и проведению агитации за его избрание требований Избирательного кодекса и иных актов законодательства о выборах, кандидат, инициативная группа предупреждаются соответствующей территориальной, окружной комиссией, а в случае повторного нарушения соответствующие территориальная, окружная комиссия или Центральная комиссия могут отказать в регистрации или отменить решение о регистрации кандидата (ч.4 ст.49 ИК).

Центральная комиссия, соответствующая территориальная, окружная комиссии могут отказать в регистрации кандидата в Президенты Республики Беларусь, в депутаты или без предварительного предупреждения отменить решение о его регистрации в случаях:

- пропаганды войны, призывов к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, оскорблений и клеветы в отношении должностных лиц Республики Беларусь, кандидатов в Президенты Республики Беларусь и депутаты;

- пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду (ч.1 ст. 47 ИК);

- раздачи гражданам денежных средств, подарков и иных материальных ценностей, распродажи товаров на льготных условиях, бесплатного предоставления услуг и товаров (ч.2 ст. 47 ИК);

- участия администрации организации в сборе подписей, принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписи (ч.8 ст. 61 ИК);

- представления в документах о выдвижении кандидата в Президенты Республики Беларусь, в депутаты не соответствующих действительности сведений, в том числе биографических (ч.6 ст. 68 ИК);

- если в программе кандидата содержится пропаганды войны, призывы к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, к социальной, национальной, религиозной и расовой вражде, оскорбление и клевета в отношении должностных лиц Республики Беларусь, других кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты (ст. 75 ИК).

При превышении предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидатом в Президенты Республики Беларусь более чем на 50 базовых величин, а кандидатом в депутаты Палаты представителей более чем на 15 базовых величин или использовании кандидатом в этих же размерах денежных средств помимо средств избирательного фонда Центральная комиссия, окружная избирательная комиссия могут без предварительного предупреждения отменить решение о регистрации кандидата (ч. 6 ст. 49 ИК).

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003г. № 194-З (с изм. и доп.) предусматривает ответственность в случаях:

- проведения агитации в день выборов, референдума, голосования об отзыве депутата, либо незаконного привлечения или использования денежных средств или материальных ресурсов при подготовке и проведении выборов, референдума, отзыва депутата или мероприятий, направленных на реализацию права законодательной инициативы граждан, либо непредставления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательной комиссии, комиссии по референдуму или комиссии по проведению голосования об отзыве депутата необходимых документов или невыполнения их решений, а также других нарушений законодательства о выборах, референдуме, об отзыве депутата или о реализации права законодательной инициативы граждан, если эти деяния не влекут уголовной ответственности (ст. 9.10 КоАП);

- умышленного уничтожения или повреждения информационных либо агитационных печатных материалов, размещенных в соответствии с законодательством на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной кампании, подготовки или проведения референдума, либо нанесения надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы (ст. 9.11 КоАП);

- нарушения председателем или членом комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, избирательной комиссии, комиссии по референдуму или комиссии по проведению голосования об отзыве депутата установленного законом порядка подсчета голосов (ст. 9.12 КоАП).

Воспрепятствование осуществлению гражданином Республики Беларусь права свободно избирать и быть избранным, участвовать в референдуме, голосовании об отзыве депутата, вести предвыборную агитацию, агитацию по референдуму или отзыву депутата, либо воспрепятствование свободной реализации гражданами Республики Беларусь права законодательной инициативы, проведению агитации за или против предложения о внесении проекта закона в Палату представителей Национального собрания, либо воспрепятствование работе Центральной комиссии, избирательных комиссий, комиссий по референдуму или комиссий по проведению голосования об отзыве депутата, совершенное с применением насилия, угрозы, обмана, подкупа или иным способом, влекут уголовную ответственность. Повышенная уголовная ответственность предусмотрена, если эти деяния совершены группой лиц по предварительному сговору либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ст. 191 УК Республики Беларусь).

Уголовная ответственность наступает и за подлог документов, нарушение тайны голосования, либо заведомо неправильный подсчет голосов или иное искажение результатов голосования, совершенные лицом, входящим в состав Центральной комиссии и другие комиссии или иным лицом, принимающим участие в подготовке и проведении выборов, референдума или отзыва депутата, а также подлог документов при подготовке и проведении мероприятий, направленных на реализацию права законодательной инициативы граждан, совершенный должностными лицами государственных органов, общественных объединений, других организаций и иными лицами (ст. 192 УК Республики Беларусь).