logo
ПЕТРОВ

§ 4. Политические права и свободы и их конституционное закрепление

Эти права и свободы правомерно рассматривать, как обеспеченную человеку Конституцией возможность участвовать (как индивидуально, так и коллективно) в деятельности государства и его органов посредством различных форм представительной и непосредственной демократии, а также по активному участию в жизни общества.

В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку от рождения, политические права связаны с обладанием гражданства Республики Беларусь. Эти права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством и обществом. Политическая свобода, по существу, является одной из составляющих личной свободы человека. Он вправе действовать в качестве самостоятельного и свободного участника политического процесса.

В соответствии со ст.3 Конституции, единственным источником государственной власти является народ. Практическую реализацию народовластия получает через политические права каждого гражданина Республики Беларусь.

Интегрирующим все другие политические права и свободы, является право граждан участвовать в решении государственных дел. Поэтому краткий анализ политических прав правомерно будет начать с этого права.

Ст.37 Конституции, конкретизирующая ст.3 Конституции закрепляет, что граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением республиканских и местных референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, путем их волеизъявления на выборах, а также личного участия в работе органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Порядок проведения референдумов регулируется Главой второй, третьего раздела Конституции и Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Граждане Республики Беларусь принимают участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на республиканских и местных собраниях. Законом от 12 июля 2000г. «О республиканских и местных собраниях» определен порядок созыва, проведения, компетенция республиканских и местных собраний в Республики Беларусь. Стало традицией проведения в Республике Беларусь Всебелорусского народного собрания, начало которого было инициировано Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 1996г. «О созыве Всебелорусского народного собрания».

Избирая Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания, местные Советы депутатов, народ тем самым делегирует свою власть указанным лицам на управление государством и обществом.

Статья 38 Конституции закрепило право граждан Республики Беларусь свободно избирать и быть избранным в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого и косвенного избирательного права при тайном голосовании. Это важнейший демократический институт, одна из форм свободного выражения воли народа и его участия в политическом процессе. Участие граждан в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления является выражением суверенитета народа и формой осуществления принципа народовластия.

Элементами избирательного права выступают:

- право избирать (активное избирательное право), ими обладают граждане Республики Беларусь достигшие восемнадцатилетнего возраста. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в месте лишения свободы. В голосовании не принимают участие лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальном законодательством, избрана мера пресечения содержания под стражей;

- право быть избранным в органы государственной власти (пассивное избирательное право);

- право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия.

Порядок проведения выборов, принципы участия граждан в выборах закреплены в главе первой третьего раздела Конституции и в Избирательном Кодексе Республики Беларусь.

Граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах (ст. 39 Конституции).

Равный доступ на государственную службу призван обеспечить нормальную сменяемость и обновление государственного аппарата, недопущение его превращения в касту. Реализацией права равного доступа к государственной службе является право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации. При этом не должны иметь значение раса, цвет кожи, язык, религия, политические или иные убеждения, национальность или социальное происхождение, имущественное положение или иные обстоятельства. Критериями для занятия государственной должности являются профессионализм и гражданство Республики Беларусь.

Порядок и условия поступления на государственную службу регулируется Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003г. «О государственной службе в Республике Беларусь».

Право поступления на государственную службу имеют граждане в возрасте не ниже 18 лет. В некоторых случаях могут быть возрастные ограничения, например, для занятия должности судьи необходимо достичь возраста 25 лет, депутата Палаты представителей Национального собрания – 21 года, члена Совета Республики – 30 лет, а Президента – 35 лет.

Конституционно закреплено право каждого направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (ст.40 Конституции). Это право распространяется и на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Беларусь. Это право – важное средство проявления общественно-политической активности граждан, осуществления и охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением.

Право граждан на обращения в государственные органы является одним из проявлений непосредственной демократии. Этому праву соответствует обязанность государственных органов и должностных лиц дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.

Порядок подачи и рассмотрения письменных обращений, как и принятия по ним решений, определяется законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан» от 6 июня 1996г.

Закон устанавливает, что граждане могут обратиться не только к должностным лицам государственных органов, но и к должностным лицам общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности.

К обращениям закон относит предложения, заявления и жалобы.

Предложения – это обращения граждан, направленные на совершенствование законодательства, улучшение деятельности учреждений, организаций, предприятий и т.д.

Заявления – обращения граждан, направленные на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан.

Жалобы – обращения граждан, содержащие требования восстановления их прав и законных интересов, нарушенных действиями или бездействием должностных лиц.

Обращение, как правило, должно быть рассмотрено не позднее одного месяца со дня его поступления, а не требующее дополнительного изучения – не позднее 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом.

Решение, принятое по обращению, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Право на свободу объединений (ст.36 Конституции) в числе других прав и свобод обеспечивает участие индивида в общественно-политической жизни. Общественные объединения создаются в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов для достижения общих целей. Совокупность этих объединений отражает способность гражданского общества к решению общественных проблем без вмешательства государственной власти. Объединения граждан содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, призваны удовлетворять и защищать их интересы. Существуют различные виды общественных объединений. Это политические партии, профессиональные союзы, предпринимательские союзы, объединения различной направленности – молодежные, спортивные, культурные, творческие и т.д.

Основные принципы образования, порядок деятельности, регистрации и другие вопросы общественных объединений регулируются Конституцией и законами Республики Беларусь. Среди них – Закон «О политических партиях» от 5 октября 1994г. (с изм и доп.), Закон «О профессиональных союзах» от 22 апреля 1992г. (с изм и доп.), Закон «О свободе совести и религиозных организациях» от 17 декабря 1992г. (с изм и доп.), Закон «Об общественных объединениях» от 4 октября 1994г. (с изм и доп.).

Конституцией и законодательством установлены ограничения на создание общественных объединений. Так, в части третьей ст.5 Конституции, закреплено, что запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Иностранцы и лица без гражданства не могут быть членами политических партий.

Статья 36 Конституции устанавливает ограничения на участие в общественных объединениях. Так, судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

Выражением социальной и политической активности граждан, воздействия их на процессы управления государством является право на свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования (ст.35 Конституции). Эти демократические институты являются формами публичного выражения коллективного или индивидуального мнения по любому вопросу общественной или государственной жизни. Они гарантируются государством при условии, что при их проведении не будет нарушаться правопорядок и права других граждан Республики Беларусь.

Порядок проведения указанных мероприятий определяется Законом Республики Беларусь от 30 декабря 1997г. «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» (с изм. и доп.). До 7 августа 2003г. этот закон именовался «О собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях и пикетировании».

В законе даны определения публичных мероприятий:

- массовое мероприятие – собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование и иное массовое мероприятие;

- иное массовое мероприятие – спортивное, культурно-массовое, иное зрелищное мероприятие, религиозное мероприятие, проводимые в специально предназначенных для этой цели местах под открытым небом либо в помещении;

- собрание – совместное присутствие граждан в заранее определенном месте под открытым небом либо в помещении в установленное время, собравшихся для коллективного обсуждения и решения вопросов, затрагивающих их интересы;

- митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте под открытым небом, собравшихся для публичного обсуждения и выражения своего отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, а также для решения вопросов, затрагивающих их интересы;

- уличное шествие – организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста;

- демонстрация – организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади, в том числе с использованием автотранспортных средств и иных средств передвижения, в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста с использованием плакатов, транспарантов и иных средств;

Пикетирование – публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интересов либо протеста (без шествия), в том числе путем голосования, по каким-либо проблемам с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств.

В Законе определены: сфера его действия; кто признается организатором массового мероприятия; порядок подачи и рассмотрения заявления о проведении массового мероприятия; место, время и порядок проведения массового мероприятия; меры по соблюдению общественного порядка и прекращения массового мероприятия.

Статья 33 Конституции определяет: Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение.

Убеждения, мнения и мысли человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться.

Свободное выражение своего мнения, убеждений, мыслей и есть по существу свобода слова. Свобода слова обозначает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения достоянием общественности. В содержание свободы слова включается и сумма убеждений мнений, идей, выраженных как устно, так и печатно, в произведениях изобразительного искусства, научных исследованиях, художественной литературе и музыке.

Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них.

Свобода слова неразрывно связана со свободой печати, которая является средством выражения свободы слова. Поэтому Конституция закрепляет, что монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются.

Согласно закону Республики Беларусь от 17 июля 2008г. «О средствах массовой информации» гражданам гарантируется свобода печати и других средств массовой информации. Они имеют право беспрепятственно искать, получать, использовать и распространять информацию при помощи печати и других средств массовой информации, свободно выражать через них свои мысли, взгляды и убеждения.

Конституция Республики Беларусь, гарантируя свободу мнений, убеждений и слова, в месте с тем устанавливает и ограничения на их проявление. Не допускается пропаганда или агитация войны, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается использовать свободу слова для призывов к насильственному свержению государственной власти, разглашения государственной или военной тайны, призывов к совершению преступлений и т.д.

Многообразие проявлений свободы мнений, убеждений и свободы слова, как уже ранее отмечалось, дает основание отнести эти свободы в равной степени и к личным и политическим правам человека.

Со свободой слова тесно связаны закрепленные в ст.34 Конституции право граждан Республики Беларусь на получение, хранение и распространение полной, достоверной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав (ч.ч.2 и 3 ст. 34 Конституции).

О деятельности органов государственной власти, их формирования, граждане регулярно информируются через телевидение, радио, газеты и другие средства массовой информации.

Согласно п.13 ст. 84 Конституции Президент обращается с посланием к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики. А в п. 14 этой же статьи закреплена норма об обращении Президента с ежегодными посланиями к Парламенту, в которых излагается оценка состояния дел в государстве и перспективы его дальнейшего развития.