§ 9. Гарантии осуществления основных прав, свобод и соблюдения основных обязанностей
Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользования всеми конституционными правами, свободами и осуществления основных обязанностей.
Назначение гарантий состоит в том, чтобы обеспечить, возможно, более благоприятную обстановку, в которой закрепленный в законе статус гражданина Республики Беларусь становился бы юридическим и фактическим положением каждого отдельного человека. Гарантии, таким образом, служат тем связующим звеном, которое дает возможность осуществлять необходимый в правовом статусе граждан переход от предусмотренной в законе возможности к действительности.
Гарантировать основные права и свободы граждан – значит обеспечить обладание и пользование ими и защищать их от нарушений.
Гарантии основных обязанностей выражаются в создании возможно более благоприятных условий для несения и активного исполнения обязанностей, а также в установлении ответственности и применения, вытекающих из нее принудительных мер к лицам, не выполняющим своих обязанностей.
В широком плане понятием «гарантии» охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на практическую реализацию прав, свобод и обязанностей граждан, на устранение возможных причин и препятствий их исполнения или ненадлежащего осуществления и защиту прав от нарушений. Эти факторы выступают по отношению к процессу реализации прав, свобод и обязанностей в качестве условий и средств, его осуществления. Поэтому в науке общепринято под гарантиями понимать условия, средства, способы, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав, свобод и обязанностей всех граждан.
Условия – это политико-правовой режим, обстановка, в которой осуществляются основные права и свободы, исполняются конституционные обязанности.
Средства – это правовой механизм, при помощи которого гражданин или государственный орган обеспечивает реализацию того или иного права, либо его защиту и восстановление. Одним из таких средств является, например, обращение в суд за защитой своих интересов.
Гарантии можно подразделить на две больше категории: внутригосударственные и международно-правовые. Первые, в свою очередь, делятся на судебные и несудебные. Это вытекает из ст.21 Конституции, в третьей части которой закреплено, что «Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства».
Главной конституциональной гарантией является в демократическом государстве суд, независимый от любого другого государственного органа. В ст.60 Конституции прямо записано, что «каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки». Непосредственно судам посвящена отдельная глава Конституции (гл.6 IV раздела), определяющая основные принципы судебной системы, основные принципы отправления правосудия, роль Конституционного Суда. Порядок организации и деятельности судов, судей закреплены в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006г. (с изменениями и дополнениями).
Конституционным основам организации и деятельности судов посвящены ст.26 Конституции, закрепляющая презумпцию невиновности и то, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; ст.27 Конституции, зафиксировавшая гарантию каждого не быть принуждаемым к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи и близких родственников, а также норму о том, что доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы; положения ст.104 Конституции, установившие, что закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.
Нарушение прав и свобод человека в некоторых случаях сопровождается причинением имущественного и морального вреда. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право, но и в возмещении причиненного человеку материального вреда. В соответствии с ч. 2 ст. 60 Конституции «С целью защиты прав, свобод, чести, и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке, как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда».
Возмещение причиненного вреда как имущественного, так и морального регулируется Гражданским Кодексом Республики Беларусь и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод. По действующему законодательству (п.2, ст. 969 ГК Республики Беларусь), например, возмещению подлежит вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, применения принудительных мер безопасности и лечения, привлечения в качестве обвиняемого, задержания, содержания под стражей, домашнего ареста, применения подписки о невыезде и ненадлежащем поведении, временного отстранения от должности, помещения в психиатрическое (психоневрологическое учреждение, незаконного наложения административного взыскания в виде административного ареста, исправительных работ). Размер возмещения причиненного вреда устанавливается судом.
Существенную гарантию прав и свобод образует возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью, прежде всего помощью профессионального защитника (адвоката) в уголовном, административном, гражданском, хозяйственном судопроизводстве, а равно иметь своего представителя в Конституционном Суде при рассмотрении конкретных дел. «Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами», - закрепляет ст. 62 Конституции.
Право на защиту относится к числу абсолютных прав, поскольку ни при каких обстоятельствах человеку нельзя отказать в ней, если он обвиняется в уголовном преступлении.
Помощь адвоката подлежит оплате, но не каждый человек в состоянии оплатить эту помощь, поэтому Конституция устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.
Несудебные гарантии предполагают участие других органов государства в процессе защиты прав и свобод и возможность человека обратиться в эти органы за защитой своих прав и законных интересов.
В ст.79 Конституции указано, что Президент Республики Беларусь является гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Функции гаранта Президент реализует как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая декреты и указы, направленные на защиту правового положения каждой личности.
Защитой прав и свобод человека занимается и Правительство, которое в соответствии со ст. 107 Конституции принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Эту своего рода функцию Совет Министров осуществляет в первую очередь через органы внутренних дел и другие правоохранительные органы, например, комиссию по делам несовершеннолетних при исполкомах, органы опеки и попечительства и другие органы.
В соответствии с положениями ст.40 Конституции каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, имеет право обратиться в государственные органы, в том числе и в случае нарушения прав, свобод и законных интересов.
За защитой своих прав человек может обратиться в органы прокуратуры, которые в силу ст. 125 Конституции осуществляют надзор за точным и единовременным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов, в органы Комитета Государственного Контроля, внутренних дел и другие государственные органы.
К числу конституционных институтов, гарантирующих права и свободы, относится и институт парламентского уполномоченного по правам человека. Во многих странах это один из механизмов защиты прав и законных интересов человека от произвола государственных органов управления и от злоупотребления властью со стороны чиновников. Институт омбудсмена является важным фактором укрепления законности в деятельности исполнительной власти, важнейшей формой внесудебного контроля, главной задачей которого является изменение взаимоотношений власти и человека.
Институты омбудсмена создан во многих станах Европы, Америки, Азии, Африки. Более ста стран учредили эту должность. В разных странах этот институт может иметь различные наименования (например, в Швеции, Узбекистане – парламентский омбудсмен; в Великобритании – парламентский комиссар по администрации; в Молдове – парламентский адвокат; в Польше – представитель по правам граждан; в Грузии, Испании – защитник народа, в России – уполномоченный по правам человека). Однако везде этот институт действует на основе демократических принципов и процедур, открыт и доступен для каждого человека и, по сути, выражает одно – защиту прав человека в государстве.
Видимо назрела необходимость и в нашей стране ввести этот институт. В Российской Федерации действует Федеральный Конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997г. Согласно ч.1 ст.16 этого закона Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействия) государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействия) в судебном, либо административном порядке, но не согласен с решениями принятыми по его жалобе.
К гарантиям прав и свобод относится также юридическая ответственность за их нарушения. Прежде всего, речь идет об ответственности властей (органов государства и их должностных лиц). Обычно такая ответственность носит общий характер и предусматривается текущим законодательством. Однако имеется и конституционное регулирование – закрепленное в ст.59 Конституции. Так, часть первая этой статьи обязывает государство принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан. А часть вторая обязывает государственные органы, должностных и иных лица, которым доверено исполнение государственных функций, принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.
Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности, подчеркивается в части третьей указанной статьи.
К гарантиям относятся и положения, закрепленные в ст.58 Конституции о том, что никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, а также к отказу от своих прав.
Международные гарантии прав и свобод нами подробно излагались при рассмотрении глав «Международные стандарты в области основных прав и свобод человека» и «Механизмы международной и региональной защиты прав и свобод человека». Отметим только, что в силу ст.61 Конституции «Каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Следует отметить, что поскольку Республика Беларусь не является членом Совета Европы, и не ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950г., граждане Республики Беларусь лишены права на подачу индивидуальных жалоб в Европейский Суд по правам человека, расположенный в Страсбурге.
- А.П. Петров конституционное право Учебное пособие
- Оглавление
- Предисловие
- Раздел I. Введение в конституционное право
- Глава 1. Конституционное право – ведущая отрасль права республики беларусь
- § 1. Понятие, предмет и метод конституционного права, как отрасли права
- §2.Система и источники конституционного права и их характеристика
- §3. Конституционно-правовые нормы, институты, подотрасли в системе конституционного права и их характеристика
- §4.Соотношение конституционного права с другими отраслями права
- §5. Конституционно-правовые отношения (субъекты, объекты, содержание) и основания их возникновения, изменения и прекращения
- § 6. Понятие и особенности реализации норм конституционного права
- § 7. Методы реализации норм конституционного права
- § 8. Коллизии в конституционном праве и механизм их разрешения
- § 9. Ответственность за несоблюдение конституционно-правовых норм
- Глава 2. Конституционное право как наука и учебная дисциплина
- §1. Понятие и предмет науки конституционного права, система и источники науки
- §2.Отличие науки конституционного права от отрасли конституционного права
- § 3.Методологиечксие основы исследования в науке конституционного права
- § 4.Конституционное право как учебная дисциплина
- Раздел II. Учение о конституции
- Глава 1. Понятие, юридические свойства и сущность конституции республики беларусь
- §1.Сущность Конституции
- §2. Функции, основные принципы, особенности и структура Конституций Беларуси от 3 февраля 1919г., 11 апреля 1927г., 19 февраля 1937г. И 14 апреля 1978г.
- §3. Принципы и функции Конституции
- §4. Структура Конституции
- Конституция республики беларусь
- Преамбула
- 9 Разделов
- 146 Статей
- §5. Понятие и юридические свойства Конституции
- §6. Порядок принятия, вступления в силу и внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь
- §7. Общая характеристика, содержание, основные принципы построения действующей Конституции
- Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
- §8. Защита и реализация Конституции Республики Беларусь
- Раздел III. Основы конституционного строя
- Глава 1. Понятие и характерные черты конституционного строя республики беларусь и его основ
- §1. Понятие и характерные черты конституционного строя, их соотношение и структура
- §2. Конституционное закрепление общественного строя
- А.) Унитарное государство, его отличие от федеративного и конфедеративного
- Б.) Понятие и сущность демократического государства
- В.) Социальное государство и его конституционное закрепление
- Г.) Правовое государство и его основные признаки
- § 3. Понятие и сущность гражданского общества
- § 4. Общая характеристика конституционного положения «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства»
- Глава 2. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 1. Понятие суверенитета народа, нации, государства, их взаимосвязь
- § 2. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь
- § 3. Государственно-правовые признаки суверенитета Республики Беларусь и гарантии его осуществления
- § 4. Участие Республики Беларусь в работе международно-правовых организаций (оон, обсе, ес и др.)
- § 5. Конституционные основы внешней политики
- Глава 3. Правовые основы и принципы содружества независимых государств. Союз беларуси и россии
- § 1. Республика Беларусь – субъект снг
- § 2. Органы снг и их правовое положение и деятельность
- § 3. Перспективы развития Содружества Независимых государств
- § 4. Основные этапы развития отношений между Беларусью и Россией на рубеже XX и XXI веков
- § 5. Органы Союзного государства Беларуси и России
- Глава 4. Конституционные основы политической системы
- §1. Институты непосредственной и представительной демократии
- §2. Понятие политической системы общества. Характеристика и функции
- §3. Элементы политической системы общества и их функции в политической системе
- §4. Правовая регламентация политических партий в Республике Беларусь
- §5. Правовая регламентация общественных объединений в Республике Беларусь
- Глава 5. Конституционное закрепление экономической системы, социальной основы общества
- §1. Понятие экономической системы Республики Беларусь
- §2. Собственность, право собственности и их конституционное закрепление
- §3. Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- §4. Конституционное регулирование социальной политики
- Раздел IV. Основы конституционно-правового положения личности в обществе и государстве
- Глава 1. Международные стандарты в области основных прав и свобод человека
- § 1. Понятие, задачи, основное назначение международных стандартов в области прав и свобод человека
- § 2. Всеобщая декларация прав человека
- 10 Декабря 1948г.
- § 3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.
- § 4. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г.
- Факультативные протоколы к пакту о гражданских и политических правах
- Глава 2. Механизмы международной и региональной защиты прав и свобод человека
- § 1. Оон как универсальный механизм международной защиты прав и свобод человека
- § 2. Договорные органы и учреждения по правам человека
- § 3. Европейская система защиты прав человека
- § 4. Межамериканская система защиты прав человека
- § 5. Африканская система защиты прав человека
- Глава 3. Конституционно-правовой статус человека, гражданина и личности в обществе и государстве
- § 1. Понятие «человек, личность, гражданин»
- § 2. Взаимоотношения граждан с государством и обществом
- § 3. Конституционно-правовой статус личности
- § 4. Понятие гражданства Республики Беларусь и его принципы
- § 5. Правовая регламентация гражданства Республики Беларусь
- §6. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республики Беларусь
- §7. Правовое положение беженцев в Республике Беларусь
- § 8. Правовой статус иностранцев, представляющих дипломатический корпус своих государств на территории Республики Беларусь
- Глава 4. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- § 1. Теоретические основы и характеристика понятий «конституционные права», «свободы», и «обязанности» человека и гражданина
- § 2. Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей
- §3. Общая характеристика личных прав и свобод и их конституционное закрепление
- § 4. Политические права и свободы и их конституционное закрепление
- § 5. Социально-экономические права и свободы, их характеристика и конституционное закрепление
- § 6. Духовно-культурные права и свободы, их характеристика и конституционное закрепление
- § 7. Основные обязанности и их характеристика
- § 8. Ограничение прав и свобод
- § 9. Гарантии осуществления основных прав, свобод и соблюдения основных обязанностей
- Раздел V. Административно-территориальное деление и устройство республики беларусь
- Глава 1. Административно-территориальное деление и устройство республики беларусь
- § 1. Понятие административно-территориального деления территории и основные принципы административно-территориального устройства
- § 2. Административно-территориальные и территориальные единицы Республики Беларусь, их виды и государственно-правовая характеристика
- § 3. Компетенция государственных органов Республики Беларусь в области административно-государственного устройства
- § 4. Наименование, учет и регистрация административно-территориальных и территориальных единиц
- Раздел VI. Избирательные системы, референдумы
- Глава 1. Избирательное право и избирательная система
- §1. Сущность и содержание избирательного права
- §2. Источники избирательного права
- §3. Понятие избирательная система и ее соотношение с избирательным правом
- §4.Мажоритарная избирательная система и ее разновидности
- §5. Система пропорционального представительства политических партий
- §6. Принципы участия граждан Республики Беларусь в выборах
- §7. Порядок назначения выборов и образования избирательных округов и избирательных участков
- §8. Избирательные комиссии, порядок их образования и полномочия
- §9. Выдвижение и регистрация кандидатов
- §10. Предвыборная агитация. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование
- § 11. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан
- Глава 2. Референдум
- § 1. Референдум (понятие, виды, цели и вопросы, выносимые на референдум). Порядок назначения и проведения референдума
- Раздел VII. Основы организации и деятельности органов государственной власти республики беларусь
- Глава 1. Конституционные основы государственных органов республики беларусь
- § 1. Понятие государственного органа Республики Беларусь и его признаки
- § 2. Система государственных органов Республики Беларусь
- § 3. Конституционные основы классификации государственных органов
- § 4. Разделение властей, как конституционный принцип. Его значение для функционирования демократического и правового государства
- § 5. Контрольно-надзорные органы в Республике Беларусь (Прокуратура, Комитет государственного контроля) и их конституционные полномочия
- § 6. Конституционные основы финансово-кредитной системы Республики Беларусь
- § 7. Национальный банк Республики Беларусь, порядок формирования, компетенция
- § 8. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности государственного аппарата, принципы деятельности
- § 9. Служащий государственного аппарата и его правовой статус
- Глава 2. Конституционный статус президента республики беларусь
- § 1. Понятие, история становления и назначение института президентства
- §2. Президент Республики Беларусь, его правовой статус
- §3. Порядок выборов и прекращение полномочий Президента Республики Беларусь
- § 4. Компетенция Президента Республики Беларусь
- I группа. Полномочия Президента, связанные с организацией и деятельностью законодательной и государственной представительной власти:
- II группа. Полномочия связанные с взаимодействием Президента Республики Беларусь с исполнительной властью и другими центральными органами государственного управления.
- III группа. Полномочия Президента в сфере взаимоотношений с судебной властью.
- IV группа. Полномочия Президента в области безопасности и обороны Республики Беларусь:
- VI группа. Полномочия Президента в области прав и свобод человека и гражданина.
- VII группа. Иные полномочия Президента закрепленные в ст. 84 Конституции Республики Беларусь и не отнесенные ни к одной из вышеперечисленных групп.
- §5.Акты Президента Республики Беларусь (декреты, указы, распоряжения)
- §6.Полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой сфере
- §7.Защита неприкосновенности, чести и достоинства Президента
- §8.Администрация Президента Республики Беларусь
- Глава 3. Основы конституционного статуса национального собрания республики беларусь
- §1.Понятие Парламента и его место в системе органов государства
- §2. Палаты Национального собрания, порядок формирования и прекращения полномочий
- §3.Компетенция палат Национального собрания
- I группа. Общая компетенция палат Национального собрания.
- II группа. Раздельная компетенция палат Национального собрания.
- III группа. Исключительная компетенция Палаты представителей.
- IV группа. Исключительная компетенция Совета Республики.
- §4. Порядок деятельности Национального собрания
- §5. Совет Палаты представителей; Президиум Совета Республики; порядок формирования, полномочия
- §6.Общая характеристика регламентов палат Национального собрания
- §7.Законодательный процесс в Парламенте и его стадии
- II стадия. Рассмотрение законопроекта в Палате представителей.
- III стадия. Рассмотрение законопроектов в Совете Республики.
- IV стадия. Подписание и обнародование закона.
- §8. Правовой статус депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания и гарантии их деятельности
- §9.Основания досрочного прекращения полномочий и порядок отзыва депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
- I Инициирование вопроса об отзыве.
- II Сбор подписей избирателей и порядок возбуждения вопроса об отзыве члена Совета Республики.
- III Порядок проведения голосования об отзыве депутата Палаты представителей и члена Совета Республики.
- Глава 4. Совет министров республики беларусь – центральный орган государственного управления
- §1. Совет Министров Республики Беларусь – высший орган исполнительной власти, состав, порядок формирования
- §2. Структура, подотчетность и подконтрольность Совета Министров, срок полномочий и отставки
- §3. Организация деятельности Совета Министров
- §4. Место Совета Министров в системе органов государства Республики Беларусь и его взаимодействие с другими органами государственной власти
- §5. Компетенция Правительства
- §6. Акты правительства и их соотношение с актами Президента Республики Беларусь
- Глава 5. Судебная власть в республике беларусь и ее конституционное закрепление
- § 1. Конституционные основы судебной власти в Республике Беларусь
- § 2. Конституционные принципы организации судебной власти в Республике Беларусь
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- § 4. Статус судей Республики Беларусь
- §5. Система судов общей юрисдикции, порядок их формирования и деятельность
- § 6. Система хозяйственных судов, порядок формирования и деятельности
- §7. Конституционный Суд Республики Беларусь, порядок формирования и состав
- §8. Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь
- § 9. Роль Конституционного Суда Республики Беларусь в защите прав и свобод граждан
- §10. Порядок принятия, оформления, опубликования и пересмотр решений Конституционного Суда
- §11. Регламент Конституционного Суда (общие положения)
- Раздел III регламента посвящен организации работы Конституционного Суда, делопроизводству в Конституционном Суде, организации работы его Секретариата и правам и обязанностям работников Секретариата.
- Глава 6. Конституционные основы местного управления и самоуправления в республике беларусь
- §1. Понятие и принципы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- §2. Система местных органов управления и самоуправления и мероприятия по совершенствовании работы с гражданами и юридическими лицами
- §3. Характеристика местных представительных органов, порядок образования, состав, полномочия
- § 4. Исполнительные комитеты (Администрация), порядок образования, структура, полномочия
- §5. Акты, принимаемые органами местного управления и самоуправления
- § 6. Экономическая основа местного управления и самоуправления
- Список правовых источников и рекомендуемой литературы