§5.Акты Президента Республики Беларусь (декреты, указы, распоряжения)
Реализуя свои полномочия Президент Республики Беларусь, издает нормативные правовые акты.
Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000г. (с изм. и доп.) «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».
В силу ст. 85 Конституции Республики Беларусь Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов. Таким образом, Конституция четко определила вид нормативных правовых актов, издаваемых Президентом Республики Беларусь. Однако, начиная с 2004г. Президент стал издавать Директивы – указы программного характера, издаваемые Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение (ст. 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).
Этим же Законом дано определение Указа Президента как нормативного правового акта Главы государства, издаваемого в целях реализации его полномочий и устанавливающего (изменяющего, отменяющего) определенные правовые нормы.
Анализируя нормы Конституции Республики Беларусь (ст.ст. 84, 85, 116, 137, 142) и Закона «О Президенте Республики Беларусь» можно сделать вывод, что Глава государства может издавать три вида указов:
- указы не носящие нормативного характера (о назначении, освобождении от должности, о присвоении званий, о награждении наградами и т.д.);
- указы носящие нормативно-правовой характер и основывающиеся на конституционной норме, т.е. издаваемые во исполнение Конституции;
- указы носящие нормативно-правовой характер и основывающиеся на законе, т.е. издаваемые во исполнение законов.
Принципиально новым явлением в законодательстве Беларуси явилось наделение Президента с 24 ноября 1996г. правом издания декретов, имеющих силу закона. В соответствии с ч.1 ст. 101 Конституции Республики Беларусь Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять пределы регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.
При этом Основной Закон не устанавливает каких-либо принципиальных особенностей издания декретов по сравнению с аналогичными процедурами в других странах, применяющих институт делегированного законодательства. Характерными чертами данного института являются инициатива органа или должностного лица, которому делегируются законодательные полномочия (в данном случае — Главы государства), ограниченный период действия делегированных полномочий, четко очерченный предмет правового регулирования актов, издаваемых на основании делегированных полномочий, установление круга общественных отношений, выведенного за пределы сферы регулирования делегированного законодательства, парламентский и судебный контроль за осуществлением делегированных полномочий.
Поскольку решение о делегировании Президенту законодательных полномочий принимается палатами Национального собрания в форме закона, нет никаких правовых препятствий для принятия закона об отмене закона о делегировании еще до истечения срока его действия. Аналогичным образом закон о делегировании может быть изменен. Конституция устанавливает приоритет закона перед декретом, если полномочия на издание декрета были предоставлены законом. Таким образом, Парламент вправе найти иное законодательное решение вопроса, урегулированного декретом.
В соответствии с абзацем вторым части четвертой статьи 116 Конституции декреты Президента могут быть рассмотрены Конституционным Судом на предмет их соответствия Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь. На наш взгляд, в указанной норме усматривается одно упущение: декреты, издаваемые в соответствии с частью первой статьи 101 Конституции, должны оцениваться Конституционным Судом и на предмет их соответствия законам. Это положение прямо вытекает из части третьей статьи 137 Конституции.
Надо, однако, признать, что все вышеперечисленные проблемы носят абстрактно-теоретический характер. Со дня принятия новой редакции Конституции, Президент Республики Беларусь ни разу не обращался в Национальное собрание с предложением о делегировании ему законодательных полномочий, а поэтому практика делегирования на сегодняшний момент не сложилась. Причина этого, видимо, кроется в самой Конституции. У Президента нет никакой необходимости прибегать к достаточно сложной процедуре получения делегированных полномочий, к тому же во многом ограниченных, поскольку он обладает другим очень эффективным инструментом регулирования общественных отношений, каким является издание так называемых временных декретов.
В соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции временные декреты издаются Президентом по своей инициативе либо по предложению Правительства. B последнем случае они должны скрепляться подписью Премьер-министра. Хотя практика издания временных декретов получила достаточно широкое распространение, случаев их издания по предложению Правительства пока не было.
Временные декреты должны быть в трехдневный срок предоставлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее 2/3 голосов от полного состава каждой из палат. Палаты могут регулировать законом отношения, возникающие на основе декретов, которые отменены (ч.3 ст. 101 Конституции).
Конституция предусматривает, что временные декреты издаются в силу особой необходимости. Особая необходимость оценочная категория, которую очень сложно наполнить строгим юридическим содержанием. Практика показала, что среди политиков и юристов имеются различные трактовки этого понятия. Наверное, есть необходимость официального толкования рассматриваемой конституционной нормы. Именно поэтому палаты Парламента, рассматривая временный декрет, также должны оценивать, действительно ли ситуация вынуждала Президента прибегнуть к такой форме правотворчества.
На данный момент ни один временный декрет палатами Национального собрания отменен не был. 18 декабря 2002 года Палата представителей впервые в практике белорусского Парламента приняла решение об отмене декрета, однако это решение не было поддержано Советом Республики, который принял данный Декрет к сведению.
Издание временных декретов должно носить все же исключительный характер. Как верно заметил Г.А. Василевич, «следует щадяще относиться к праву Президента принимать такого рода акты». Он особо подчеркнул, что «внесение предложений Президенту об издании декрета должно быть глубоко продуманным и обоснованным, когда другие варианты решения вопроса исключены»16.
Особенно осторожно следует относиться к изданию временных декретов во время сессий палат Парламента и незадолго до их открытия. При необходимости решения неотложных проблем законодательного регулирования Президент в соответствии с частью третьей статьи 99 Конституции имеет право объявить рассмотрение законопроекта срочным, и в этом случае палаты Национального собрания должны рассмотреть его в течение десяти дней со дня внесения.
Существует проблема определения пределов правового регулирования рассматриваемых правовых актов. В отличие от декретов, издаваемых на основании делегированных полномочий, Конституция прямо не ограничивает сферу общественных отношений, в которой возможно регулирование временными декретами.
Издание Президентом Республики Беларусь временных декретов потребовало выработки процедур рассмотрения их палатами Парламента. В настоящее время соответствующие положения включены в регламенты Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания. Результатом рассмотрения временного декрета в палатах Парламента является принятие постановления. Причем возможность повторного рассмотрения декрета после принятия его к сведению прямо предусмотрена статьей 192 Регламента Палаты представителей (О Регламенте Палаты представителей Национального собрания от 9 октября 2008г.). Смотри также Главу 22 О Регламенте Совета Республики Национального собрания от 19 декабря 2008г.
Частью третьей статьи 101 Конституции предусмотрено, что палаты Парламента могут регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены. В отношении временных декретов Президента Республики Беларусь установлен усложненный порядок их отмены (квалифицированным большинством) по сравнению с принятием обычных законов.
Действующее законодательство не дает ответа на вопрос, вправе ли Глава государства в случае отмены временного декрета Парламентом издать новый декрет аналогичного содержания. Во всяком случае, правовых препятствий для этого не усматривается.
Сроки действия временных декретов не установлены, хотя сам термин «временный декрет» предполагает непостоянный характер правового регулирования этими актами, но в законодательстве нигде не закреплен данный аспект. Ясно только, что рано или поздно декреты должны быть трансформированы в законы.
Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих:
- изменение и дополнение Конституции;
- толкование Конституции;
- изменение и дополнение программных законов;
- утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;
- изменение порядка выборов Президента и Парламента;
- ограничение конституционных прав и свобод граждан.
Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешить ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу (ч. 2 ст. 101 Конституции).
Данная норма Конституции в соответствии со ст. 30 Закона «О Президенте Республики Беларусь» распространяется и на временные декреты.
Президент наделен правом издавать распоряжения. Однако действующее законодательство не закрепляет даже примерного перечня случаев возможного издания распоряжений Президента. Также возникают проблемы с нормативностью данных актов. Так, согласно части четвертой статьи 116 Конституции распоряжения не отнесены к числу нормативных правовых актов, конституционность которых может быть проверена Конституционным Судом.
Однако стала складываться практика включения в отдельные распоряжения нормативных предписаний. Впоследствии такая практика получила и законодательную основу. Сначала Гражданский кодекс Республики Беларусь отнес распоряжения к числу нормативных актов, составляющих гражданское законодательство (ст. 3 Гражданского кодекса Республики Беларусь). После этого данное положение было закреплено и в ст. 3 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», определившей, что распоряжения Президента к правовым актам, не являющимся нормативными но лишь при условии, что «иное не определено Президентом».
Подобная практика вряд ли является оптимальной. Разумеется, и указы, и распоряжения исходят от одного субъекта - Президента. И тот, и другой акты являются правовым выражением воли Главы государства. Однако в Конституции не случайно выделен такой вид актов, как распоряжение. Решения, принимаемые Президентом, должны дифференцироваться в силу их различной правовой природы и общественной значимости. Из этого следует, что подмена нормативных указов распоряжениями как актами более низкого уровня, представляется нежелательной.
На сегодняшний момент именно распоряжениями, как правило, оформляются конкретные поручения Главы государства по тем или иным вопросам, проводятся назначения на некоторые должности, объявляется благодарность Президента и т.д. Представляется целесообразным перечень вопросов, решаемых посредством издания распоряжений, закрепить законодательно. Отсутствие этого приводит к необъяснимым случаям издания по аналогичным вопросам актов различного вида. Было бы оправданным изменение подходов в законодательстве и к проблеме нормативности распоряжений.
Декреты Президента подлежат немедленному и обязательному официальному опубликованию и вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в них не установлен иной срок. Указы Президента нормативного характера подлежат обязательному официальному опубликованию и вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок (ст.ст. 63, 65 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»). Указы Президента, не имеющие нормативного характера, и распоряжения Президента вступают в силу со дня их опубликования, если иное не установлено ими.
- А.П. Петров конституционное право Учебное пособие
- Оглавление
- Предисловие
- Раздел I. Введение в конституционное право
- Глава 1. Конституционное право – ведущая отрасль права республики беларусь
- § 1. Понятие, предмет и метод конституционного права, как отрасли права
- §2.Система и источники конституционного права и их характеристика
- §3. Конституционно-правовые нормы, институты, подотрасли в системе конституционного права и их характеристика
- §4.Соотношение конституционного права с другими отраслями права
- §5. Конституционно-правовые отношения (субъекты, объекты, содержание) и основания их возникновения, изменения и прекращения
- § 6. Понятие и особенности реализации норм конституционного права
- § 7. Методы реализации норм конституционного права
- § 8. Коллизии в конституционном праве и механизм их разрешения
- § 9. Ответственность за несоблюдение конституционно-правовых норм
- Глава 2. Конституционное право как наука и учебная дисциплина
- §1. Понятие и предмет науки конституционного права, система и источники науки
- §2.Отличие науки конституционного права от отрасли конституционного права
- § 3.Методологиечксие основы исследования в науке конституционного права
- § 4.Конституционное право как учебная дисциплина
- Раздел II. Учение о конституции
- Глава 1. Понятие, юридические свойства и сущность конституции республики беларусь
- §1.Сущность Конституции
- §2. Функции, основные принципы, особенности и структура Конституций Беларуси от 3 февраля 1919г., 11 апреля 1927г., 19 февраля 1937г. И 14 апреля 1978г.
- §3. Принципы и функции Конституции
- §4. Структура Конституции
- Конституция республики беларусь
- Преамбула
- 9 Разделов
- 146 Статей
- §5. Понятие и юридические свойства Конституции
- §6. Порядок принятия, вступления в силу и внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь
- §7. Общая характеристика, содержание, основные принципы построения действующей Конституции
- Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
- §8. Защита и реализация Конституции Республики Беларусь
- Раздел III. Основы конституционного строя
- Глава 1. Понятие и характерные черты конституционного строя республики беларусь и его основ
- §1. Понятие и характерные черты конституционного строя, их соотношение и структура
- §2. Конституционное закрепление общественного строя
- А.) Унитарное государство, его отличие от федеративного и конфедеративного
- Б.) Понятие и сущность демократического государства
- В.) Социальное государство и его конституционное закрепление
- Г.) Правовое государство и его основные признаки
- § 3. Понятие и сущность гражданского общества
- § 4. Общая характеристика конституционного положения «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства»
- Глава 2. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 1. Понятие суверенитета народа, нации, государства, их взаимосвязь
- § 2. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь
- § 3. Государственно-правовые признаки суверенитета Республики Беларусь и гарантии его осуществления
- § 4. Участие Республики Беларусь в работе международно-правовых организаций (оон, обсе, ес и др.)
- § 5. Конституционные основы внешней политики
- Глава 3. Правовые основы и принципы содружества независимых государств. Союз беларуси и россии
- § 1. Республика Беларусь – субъект снг
- § 2. Органы снг и их правовое положение и деятельность
- § 3. Перспективы развития Содружества Независимых государств
- § 4. Основные этапы развития отношений между Беларусью и Россией на рубеже XX и XXI веков
- § 5. Органы Союзного государства Беларуси и России
- Глава 4. Конституционные основы политической системы
- §1. Институты непосредственной и представительной демократии
- §2. Понятие политической системы общества. Характеристика и функции
- §3. Элементы политической системы общества и их функции в политической системе
- §4. Правовая регламентация политических партий в Республике Беларусь
- §5. Правовая регламентация общественных объединений в Республике Беларусь
- Глава 5. Конституционное закрепление экономической системы, социальной основы общества
- §1. Понятие экономической системы Республики Беларусь
- §2. Собственность, право собственности и их конституционное закрепление
- §3. Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- §4. Конституционное регулирование социальной политики
- Раздел IV. Основы конституционно-правового положения личности в обществе и государстве
- Глава 1. Международные стандарты в области основных прав и свобод человека
- § 1. Понятие, задачи, основное назначение международных стандартов в области прав и свобод человека
- § 2. Всеобщая декларация прав человека
- 10 Декабря 1948г.
- § 3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.
- § 4. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г.
- Факультативные протоколы к пакту о гражданских и политических правах
- Глава 2. Механизмы международной и региональной защиты прав и свобод человека
- § 1. Оон как универсальный механизм международной защиты прав и свобод человека
- § 2. Договорные органы и учреждения по правам человека
- § 3. Европейская система защиты прав человека
- § 4. Межамериканская система защиты прав человека
- § 5. Африканская система защиты прав человека
- Глава 3. Конституционно-правовой статус человека, гражданина и личности в обществе и государстве
- § 1. Понятие «человек, личность, гражданин»
- § 2. Взаимоотношения граждан с государством и обществом
- § 3. Конституционно-правовой статус личности
- § 4. Понятие гражданства Республики Беларусь и его принципы
- § 5. Правовая регламентация гражданства Республики Беларусь
- §6. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республики Беларусь
- §7. Правовое положение беженцев в Республике Беларусь
- § 8. Правовой статус иностранцев, представляющих дипломатический корпус своих государств на территории Республики Беларусь
- Глава 4. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- § 1. Теоретические основы и характеристика понятий «конституционные права», «свободы», и «обязанности» человека и гражданина
- § 2. Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей
- §3. Общая характеристика личных прав и свобод и их конституционное закрепление
- § 4. Политические права и свободы и их конституционное закрепление
- § 5. Социально-экономические права и свободы, их характеристика и конституционное закрепление
- § 6. Духовно-культурные права и свободы, их характеристика и конституционное закрепление
- § 7. Основные обязанности и их характеристика
- § 8. Ограничение прав и свобод
- § 9. Гарантии осуществления основных прав, свобод и соблюдения основных обязанностей
- Раздел V. Административно-территориальное деление и устройство республики беларусь
- Глава 1. Административно-территориальное деление и устройство республики беларусь
- § 1. Понятие административно-территориального деления территории и основные принципы административно-территориального устройства
- § 2. Административно-территориальные и территориальные единицы Республики Беларусь, их виды и государственно-правовая характеристика
- § 3. Компетенция государственных органов Республики Беларусь в области административно-государственного устройства
- § 4. Наименование, учет и регистрация административно-территориальных и территориальных единиц
- Раздел VI. Избирательные системы, референдумы
- Глава 1. Избирательное право и избирательная система
- §1. Сущность и содержание избирательного права
- §2. Источники избирательного права
- §3. Понятие избирательная система и ее соотношение с избирательным правом
- §4.Мажоритарная избирательная система и ее разновидности
- §5. Система пропорционального представительства политических партий
- §6. Принципы участия граждан Республики Беларусь в выборах
- §7. Порядок назначения выборов и образования избирательных округов и избирательных участков
- §8. Избирательные комиссии, порядок их образования и полномочия
- §9. Выдвижение и регистрация кандидатов
- §10. Предвыборная агитация. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование
- § 11. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан
- Глава 2. Референдум
- § 1. Референдум (понятие, виды, цели и вопросы, выносимые на референдум). Порядок назначения и проведения референдума
- Раздел VII. Основы организации и деятельности органов государственной власти республики беларусь
- Глава 1. Конституционные основы государственных органов республики беларусь
- § 1. Понятие государственного органа Республики Беларусь и его признаки
- § 2. Система государственных органов Республики Беларусь
- § 3. Конституционные основы классификации государственных органов
- § 4. Разделение властей, как конституционный принцип. Его значение для функционирования демократического и правового государства
- § 5. Контрольно-надзорные органы в Республике Беларусь (Прокуратура, Комитет государственного контроля) и их конституционные полномочия
- § 6. Конституционные основы финансово-кредитной системы Республики Беларусь
- § 7. Национальный банк Республики Беларусь, порядок формирования, компетенция
- § 8. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности государственного аппарата, принципы деятельности
- § 9. Служащий государственного аппарата и его правовой статус
- Глава 2. Конституционный статус президента республики беларусь
- § 1. Понятие, история становления и назначение института президентства
- §2. Президент Республики Беларусь, его правовой статус
- §3. Порядок выборов и прекращение полномочий Президента Республики Беларусь
- § 4. Компетенция Президента Республики Беларусь
- I группа. Полномочия Президента, связанные с организацией и деятельностью законодательной и государственной представительной власти:
- II группа. Полномочия связанные с взаимодействием Президента Республики Беларусь с исполнительной властью и другими центральными органами государственного управления.
- III группа. Полномочия Президента в сфере взаимоотношений с судебной властью.
- IV группа. Полномочия Президента в области безопасности и обороны Республики Беларусь:
- VI группа. Полномочия Президента в области прав и свобод человека и гражданина.
- VII группа. Иные полномочия Президента закрепленные в ст. 84 Конституции Республики Беларусь и не отнесенные ни к одной из вышеперечисленных групп.
- §5.Акты Президента Республики Беларусь (декреты, указы, распоряжения)
- §6.Полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой сфере
- §7.Защита неприкосновенности, чести и достоинства Президента
- §8.Администрация Президента Республики Беларусь
- Глава 3. Основы конституционного статуса национального собрания республики беларусь
- §1.Понятие Парламента и его место в системе органов государства
- §2. Палаты Национального собрания, порядок формирования и прекращения полномочий
- §3.Компетенция палат Национального собрания
- I группа. Общая компетенция палат Национального собрания.
- II группа. Раздельная компетенция палат Национального собрания.
- III группа. Исключительная компетенция Палаты представителей.
- IV группа. Исключительная компетенция Совета Республики.
- §4. Порядок деятельности Национального собрания
- §5. Совет Палаты представителей; Президиум Совета Республики; порядок формирования, полномочия
- §6.Общая характеристика регламентов палат Национального собрания
- §7.Законодательный процесс в Парламенте и его стадии
- II стадия. Рассмотрение законопроекта в Палате представителей.
- III стадия. Рассмотрение законопроектов в Совете Республики.
- IV стадия. Подписание и обнародование закона.
- §8. Правовой статус депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания и гарантии их деятельности
- §9.Основания досрочного прекращения полномочий и порядок отзыва депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
- I Инициирование вопроса об отзыве.
- II Сбор подписей избирателей и порядок возбуждения вопроса об отзыве члена Совета Республики.
- III Порядок проведения голосования об отзыве депутата Палаты представителей и члена Совета Республики.
- Глава 4. Совет министров республики беларусь – центральный орган государственного управления
- §1. Совет Министров Республики Беларусь – высший орган исполнительной власти, состав, порядок формирования
- §2. Структура, подотчетность и подконтрольность Совета Министров, срок полномочий и отставки
- §3. Организация деятельности Совета Министров
- §4. Место Совета Министров в системе органов государства Республики Беларусь и его взаимодействие с другими органами государственной власти
- §5. Компетенция Правительства
- §6. Акты правительства и их соотношение с актами Президента Республики Беларусь
- Глава 5. Судебная власть в республике беларусь и ее конституционное закрепление
- § 1. Конституционные основы судебной власти в Республике Беларусь
- § 2. Конституционные принципы организации судебной власти в Республике Беларусь
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- § 4. Статус судей Республики Беларусь
- §5. Система судов общей юрисдикции, порядок их формирования и деятельность
- § 6. Система хозяйственных судов, порядок формирования и деятельности
- §7. Конституционный Суд Республики Беларусь, порядок формирования и состав
- §8. Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь
- § 9. Роль Конституционного Суда Республики Беларусь в защите прав и свобод граждан
- §10. Порядок принятия, оформления, опубликования и пересмотр решений Конституционного Суда
- §11. Регламент Конституционного Суда (общие положения)
- Раздел III регламента посвящен организации работы Конституционного Суда, делопроизводству в Конституционном Суде, организации работы его Секретариата и правам и обязанностям работников Секретариата.
- Глава 6. Конституционные основы местного управления и самоуправления в республике беларусь
- §1. Понятие и принципы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- §2. Система местных органов управления и самоуправления и мероприятия по совершенствовании работы с гражданами и юридическими лицами
- §3. Характеристика местных представительных органов, порядок образования, состав, полномочия
- § 4. Исполнительные комитеты (Администрация), порядок образования, структура, полномочия
- §5. Акты, принимаемые органами местного управления и самоуправления
- § 6. Экономическая основа местного управления и самоуправления
- Список правовых источников и рекомендуемой литературы