III стадия. Рассмотрение законопроектов в Совете Республики.
Принятые Палатой представителей проекты законов могут рассматриваться в Совете Республики не более двадцати дней, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.
В случае поступления проекта закона в Совет Республики менее чем за двадцать дней до окончания сессии течение срока для рассмотрения проекта закона, как правило, продолжается со дня открытия следующей очередной сессии Совета Республики, за исключением проектов законов, объявленных срочными, которые рассматриваются на текущей сессии.
Если в течение двадцати дней, а при объявлении проекта закона срочным - десяти дней со дня внесения проект закона не был рассмотрен Советом Республики, он считается одобренным Советом Республики.
Если проект закона внесен в Совет Республики в период между сессиями, установленные Конституцией Республики Беларусь сроки его рассмотрения исчисляются со дня открытия очередной сессии Совета Республики.
Поступивший из Палаты представителей проект закона регистрируется в Секретариате Совета Республики и направляется Председателем Совета Республики или его заместителем в соответствующую постоянную комиссию Совета Республики для подготовки его к рассмотрению Советом Республики.
Проект закона, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики.
Проект закона считается одобренным Советом Республики, если за такое решение проголосовало большинство от полного состава Совета Республики, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.
Если решение об одобрении не принято, проект закона считается отклоненным.
В случае отклонения проекта закона Советом Республики этот проект закона возвращается в Палату представителей с постановлением Совета Республики, в котором указываются причины отклонения проекта закона.
В случае отклонения проекта закона Советом Республики палаты Национального собрания для преодоления возникших разногласий могут создать согласительную комиссию, которая формируется на паритетной основе. Решение о создании согласительной комиссии принимается большинством голосов от полного состава каждой из палат Национального собрания.
Если согласительная комиссия не создавалась, подготовка проекта закона к рассмотрению Палатой представителей осуществляется соответствующей постоянной комиссией Палаты представителей. В этом случае проект закона рассматривается Палатой представителей со стадии второго чтения.
В состав согласительной комиссии от каждой из палат Национального собрания избираются сопредседатели и члены согласительной комиссии.
Количественный состав согласительной комиссии, порядок избрания депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики в состав согласительной комиссии определяются палатами Национального собрания.
Депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, не входящие в состав согласительной комиссии, вправе участвовать в заседаниях согласительной комиссии с правом совещательного голоса.
Согласительная комиссия вправе привлекать к своей работе работников секретариатов палат Национального собрания, приглашать представителей государственных органов и иных организаций, ученых,
Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Республики в отдельности и вырабатывает согласованный текст проекта закона.
Решение согласительной комиссии принимается открытым раздельным голосованием ее членов от Палаты представителей и Совета Республики и считается принятым, если за него проголосовало большинство ее членов соответственно от Палаты представителей и Совета Республики. На заседании согласительной комиссии ведется протокол, который подписывается сопредседателями согласительной комиссии.
Текст проекта закона, выработанный согласительной комиссией и завизированный сопредседателями согласительной комиссии, представляется на одобрение обеих палат Национального собрания. К тексту проекта закона прилагается протокол заседания согласительной комиссии.
При повторном рассмотрении проекта закона Палатой представителей на голосование ставится проект закона в целом в редакции, выработанной согласительной комиссией.
Если проект закона, выработанный согласительной комиссией, не принят Палатой представителей, принимается одно из следующих решений:
- о предложении согласительной комиссии продолжить работу с учетом замечаний, высказанных при обсуждении проекта закона Палатой представителей;
- об отклонении проекта закона.
Если ни одно из указанных выше решений Палатой представителей не принято, проект закона направляется в соответствующую постоянную комиссию Палаты представителей на доработку, после чего вновь рассматривается Палатой представителей со стадии второго чтения.
Если согласительной комиссией не принят согласованный текст проекта закона, Президент Республики Беларусь либо по его поручению Правительство Республики Беларусь могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение. Закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за нег проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей. В этом случае принятый закон в десятидневный срок направляется Президенту Республики Беларусь на подпись.
Если Президент Республики Беларусь либо по его поручению Правительство Республики Беларусь не потребовали от Палаты представителей принятия окончательного решения, проект закона направляется на доработку в соответствующую постоянную комиссию Палаты представителей, после чего рассматривается Палатой представителей со стадии второго чтения.
- А.П. Петров конституционное право Учебное пособие
- Оглавление
- Предисловие
- Раздел I. Введение в конституционное право
- Глава 1. Конституционное право – ведущая отрасль права республики беларусь
- § 1. Понятие, предмет и метод конституционного права, как отрасли права
- §2.Система и источники конституционного права и их характеристика
- §3. Конституционно-правовые нормы, институты, подотрасли в системе конституционного права и их характеристика
- §4.Соотношение конституционного права с другими отраслями права
- §5. Конституционно-правовые отношения (субъекты, объекты, содержание) и основания их возникновения, изменения и прекращения
- § 6. Понятие и особенности реализации норм конституционного права
- § 7. Методы реализации норм конституционного права
- § 8. Коллизии в конституционном праве и механизм их разрешения
- § 9. Ответственность за несоблюдение конституционно-правовых норм
- Глава 2. Конституционное право как наука и учебная дисциплина
- §1. Понятие и предмет науки конституционного права, система и источники науки
- §2.Отличие науки конституционного права от отрасли конституционного права
- § 3.Методологиечксие основы исследования в науке конституционного права
- § 4.Конституционное право как учебная дисциплина
- Раздел II. Учение о конституции
- Глава 1. Понятие, юридические свойства и сущность конституции республики беларусь
- §1.Сущность Конституции
- §2. Функции, основные принципы, особенности и структура Конституций Беларуси от 3 февраля 1919г., 11 апреля 1927г., 19 февраля 1937г. И 14 апреля 1978г.
- §3. Принципы и функции Конституции
- §4. Структура Конституции
- Конституция республики беларусь
- Преамбула
- 9 Разделов
- 146 Статей
- §5. Понятие и юридические свойства Конституции
- §6. Порядок принятия, вступления в силу и внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь
- §7. Общая характеристика, содержание, основные принципы построения действующей Конституции
- Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
- §8. Защита и реализация Конституции Республики Беларусь
- Раздел III. Основы конституционного строя
- Глава 1. Понятие и характерные черты конституционного строя республики беларусь и его основ
- §1. Понятие и характерные черты конституционного строя, их соотношение и структура
- §2. Конституционное закрепление общественного строя
- А.) Унитарное государство, его отличие от федеративного и конфедеративного
- Б.) Понятие и сущность демократического государства
- В.) Социальное государство и его конституционное закрепление
- Г.) Правовое государство и его основные признаки
- § 3. Понятие и сущность гражданского общества
- § 4. Общая характеристика конституционного положения «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства»
- Глава 2. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 1. Понятие суверенитета народа, нации, государства, их взаимосвязь
- § 2. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь
- § 3. Государственно-правовые признаки суверенитета Республики Беларусь и гарантии его осуществления
- § 4. Участие Республики Беларусь в работе международно-правовых организаций (оон, обсе, ес и др.)
- § 5. Конституционные основы внешней политики
- Глава 3. Правовые основы и принципы содружества независимых государств. Союз беларуси и россии
- § 1. Республика Беларусь – субъект снг
- § 2. Органы снг и их правовое положение и деятельность
- § 3. Перспективы развития Содружества Независимых государств
- § 4. Основные этапы развития отношений между Беларусью и Россией на рубеже XX и XXI веков
- § 5. Органы Союзного государства Беларуси и России
- Глава 4. Конституционные основы политической системы
- §1. Институты непосредственной и представительной демократии
- §2. Понятие политической системы общества. Характеристика и функции
- §3. Элементы политической системы общества и их функции в политической системе
- §4. Правовая регламентация политических партий в Республике Беларусь
- §5. Правовая регламентация общественных объединений в Республике Беларусь
- Глава 5. Конституционное закрепление экономической системы, социальной основы общества
- §1. Понятие экономической системы Республики Беларусь
- §2. Собственность, право собственности и их конституционное закрепление
- §3. Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- §4. Конституционное регулирование социальной политики
- Раздел IV. Основы конституционно-правового положения личности в обществе и государстве
- Глава 1. Международные стандарты в области основных прав и свобод человека
- § 1. Понятие, задачи, основное назначение международных стандартов в области прав и свобод человека
- § 2. Всеобщая декларация прав человека
- 10 Декабря 1948г.
- § 3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.
- § 4. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г.
- Факультативные протоколы к пакту о гражданских и политических правах
- Глава 2. Механизмы международной и региональной защиты прав и свобод человека
- § 1. Оон как универсальный механизм международной защиты прав и свобод человека
- § 2. Договорные органы и учреждения по правам человека
- § 3. Европейская система защиты прав человека
- § 4. Межамериканская система защиты прав человека
- § 5. Африканская система защиты прав человека
- Глава 3. Конституционно-правовой статус человека, гражданина и личности в обществе и государстве
- § 1. Понятие «человек, личность, гражданин»
- § 2. Взаимоотношения граждан с государством и обществом
- § 3. Конституционно-правовой статус личности
- § 4. Понятие гражданства Республики Беларусь и его принципы
- § 5. Правовая регламентация гражданства Республики Беларусь
- §6. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республики Беларусь
- §7. Правовое положение беженцев в Республике Беларусь
- § 8. Правовой статус иностранцев, представляющих дипломатический корпус своих государств на территории Республики Беларусь
- Глава 4. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- § 1. Теоретические основы и характеристика понятий «конституционные права», «свободы», и «обязанности» человека и гражданина
- § 2. Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей
- §3. Общая характеристика личных прав и свобод и их конституционное закрепление
- § 4. Политические права и свободы и их конституционное закрепление
- § 5. Социально-экономические права и свободы, их характеристика и конституционное закрепление
- § 6. Духовно-культурные права и свободы, их характеристика и конституционное закрепление
- § 7. Основные обязанности и их характеристика
- § 8. Ограничение прав и свобод
- § 9. Гарантии осуществления основных прав, свобод и соблюдения основных обязанностей
- Раздел V. Административно-территориальное деление и устройство республики беларусь
- Глава 1. Административно-территориальное деление и устройство республики беларусь
- § 1. Понятие административно-территориального деления территории и основные принципы административно-территориального устройства
- § 2. Административно-территориальные и территориальные единицы Республики Беларусь, их виды и государственно-правовая характеристика
- § 3. Компетенция государственных органов Республики Беларусь в области административно-государственного устройства
- § 4. Наименование, учет и регистрация административно-территориальных и территориальных единиц
- Раздел VI. Избирательные системы, референдумы
- Глава 1. Избирательное право и избирательная система
- §1. Сущность и содержание избирательного права
- §2. Источники избирательного права
- §3. Понятие избирательная система и ее соотношение с избирательным правом
- §4.Мажоритарная избирательная система и ее разновидности
- §5. Система пропорционального представительства политических партий
- §6. Принципы участия граждан Республики Беларусь в выборах
- §7. Порядок назначения выборов и образования избирательных округов и избирательных участков
- §8. Избирательные комиссии, порядок их образования и полномочия
- §9. Выдвижение и регистрация кандидатов
- §10. Предвыборная агитация. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование
- § 11. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан
- Глава 2. Референдум
- § 1. Референдум (понятие, виды, цели и вопросы, выносимые на референдум). Порядок назначения и проведения референдума
- Раздел VII. Основы организации и деятельности органов государственной власти республики беларусь
- Глава 1. Конституционные основы государственных органов республики беларусь
- § 1. Понятие государственного органа Республики Беларусь и его признаки
- § 2. Система государственных органов Республики Беларусь
- § 3. Конституционные основы классификации государственных органов
- § 4. Разделение властей, как конституционный принцип. Его значение для функционирования демократического и правового государства
- § 5. Контрольно-надзорные органы в Республике Беларусь (Прокуратура, Комитет государственного контроля) и их конституционные полномочия
- § 6. Конституционные основы финансово-кредитной системы Республики Беларусь
- § 7. Национальный банк Республики Беларусь, порядок формирования, компетенция
- § 8. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности государственного аппарата, принципы деятельности
- § 9. Служащий государственного аппарата и его правовой статус
- Глава 2. Конституционный статус президента республики беларусь
- § 1. Понятие, история становления и назначение института президентства
- §2. Президент Республики Беларусь, его правовой статус
- §3. Порядок выборов и прекращение полномочий Президента Республики Беларусь
- § 4. Компетенция Президента Республики Беларусь
- I группа. Полномочия Президента, связанные с организацией и деятельностью законодательной и государственной представительной власти:
- II группа. Полномочия связанные с взаимодействием Президента Республики Беларусь с исполнительной властью и другими центральными органами государственного управления.
- III группа. Полномочия Президента в сфере взаимоотношений с судебной властью.
- IV группа. Полномочия Президента в области безопасности и обороны Республики Беларусь:
- VI группа. Полномочия Президента в области прав и свобод человека и гражданина.
- VII группа. Иные полномочия Президента закрепленные в ст. 84 Конституции Республики Беларусь и не отнесенные ни к одной из вышеперечисленных групп.
- §5.Акты Президента Республики Беларусь (декреты, указы, распоряжения)
- §6.Полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой сфере
- §7.Защита неприкосновенности, чести и достоинства Президента
- §8.Администрация Президента Республики Беларусь
- Глава 3. Основы конституционного статуса национального собрания республики беларусь
- §1.Понятие Парламента и его место в системе органов государства
- §2. Палаты Национального собрания, порядок формирования и прекращения полномочий
- §3.Компетенция палат Национального собрания
- I группа. Общая компетенция палат Национального собрания.
- II группа. Раздельная компетенция палат Национального собрания.
- III группа. Исключительная компетенция Палаты представителей.
- IV группа. Исключительная компетенция Совета Республики.
- §4. Порядок деятельности Национального собрания
- §5. Совет Палаты представителей; Президиум Совета Республики; порядок формирования, полномочия
- §6.Общая характеристика регламентов палат Национального собрания
- §7.Законодательный процесс в Парламенте и его стадии
- II стадия. Рассмотрение законопроекта в Палате представителей.
- III стадия. Рассмотрение законопроектов в Совете Республики.
- IV стадия. Подписание и обнародование закона.
- §8. Правовой статус депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания и гарантии их деятельности
- §9.Основания досрочного прекращения полномочий и порядок отзыва депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
- I Инициирование вопроса об отзыве.
- II Сбор подписей избирателей и порядок возбуждения вопроса об отзыве члена Совета Республики.
- III Порядок проведения голосования об отзыве депутата Палаты представителей и члена Совета Республики.
- Глава 4. Совет министров республики беларусь – центральный орган государственного управления
- §1. Совет Министров Республики Беларусь – высший орган исполнительной власти, состав, порядок формирования
- §2. Структура, подотчетность и подконтрольность Совета Министров, срок полномочий и отставки
- §3. Организация деятельности Совета Министров
- §4. Место Совета Министров в системе органов государства Республики Беларусь и его взаимодействие с другими органами государственной власти
- §5. Компетенция Правительства
- §6. Акты правительства и их соотношение с актами Президента Республики Беларусь
- Глава 5. Судебная власть в республике беларусь и ее конституционное закрепление
- § 1. Конституционные основы судебной власти в Республике Беларусь
- § 2. Конституционные принципы организации судебной власти в Республике Беларусь
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- § 4. Статус судей Республики Беларусь
- §5. Система судов общей юрисдикции, порядок их формирования и деятельность
- § 6. Система хозяйственных судов, порядок формирования и деятельности
- §7. Конституционный Суд Республики Беларусь, порядок формирования и состав
- §8. Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь
- § 9. Роль Конституционного Суда Республики Беларусь в защите прав и свобод граждан
- §10. Порядок принятия, оформления, опубликования и пересмотр решений Конституционного Суда
- §11. Регламент Конституционного Суда (общие положения)
- Раздел III регламента посвящен организации работы Конституционного Суда, делопроизводству в Конституционном Суде, организации работы его Секретариата и правам и обязанностям работников Секретариата.
- Глава 6. Конституционные основы местного управления и самоуправления в республике беларусь
- §1. Понятие и принципы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- §2. Система местных органов управления и самоуправления и мероприятия по совершенствовании работы с гражданами и юридическими лицами
- §3. Характеристика местных представительных органов, порядок образования, состав, полномочия
- § 4. Исполнительные комитеты (Администрация), порядок образования, структура, полномочия
- §5. Акты, принимаемые органами местного управления и самоуправления
- § 6. Экономическая основа местного управления и самоуправления
- Список правовых источников и рекомендуемой литературы