logo
ПЕТРОВ

§6. Порядок принятия, вступления в силу и внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь

Первая Конституция суверенной Республики Беларусь была принята Верховным Советом Республики Беларусь 12-го созыва 15 марта 1994 г. и вступила в силу с момента опубликования 30 марта 1994 г. Принятию Конституции предшествовал долгий процесс обсуждения проекта Конституции (Конституционная комиссия была создана еще в 1990г.), рассмотрено было много писем, предложений, откликов, замечаний.

Выступая в июле 1994 г. на торжественном заседании, посвященном Дню независимости, Александр Лукашенко подчеркивал, что «принятая депутатами Конституция – вершина их законотворческой деятельности». И далее: «Одной из самых знаменательных особенностей Конституции Республики Беларусь является приоритет прав человека над правами общества, нации и государства…». Это свидетельствует, что власть была, наконец, вынуждена признать правоту слов Кастуся Калиновского: «Не народ для урада, а урад для народа».4

24 ноября 1996 года в Конституцию Республики Беларусь путем референдума были внесены существенные изменения и дополнения, изменившие по существу государственное устройство Республики Беларусь, в результате чего Беларусь превратилась из парламентско-президентской республики в президентско-парламентскую республику. Изменения и дополнения в Конституцию вступили в силу с момента опубликования в газете «Звязда» 27 ноября 1996 года.

На республиканском референдуме 17 октября 2004г. в ст. 81 Конституции были внесены изменения и дополнения, которые вступили в силу 17 ноября 2004г. так, из ст. 81 Конституции были исключены указания, что одно и тоже лицо не может быть президентом более двух раз.

В редакции Конституции 1996г. нет прямого указания, что парламент правомочен принимать и изменять Конституцию (Ст. 83 Конституции в редакции от 15 марта 1994г. в п.2 определяла что, Верховный Совет Республики Беларусь принимает и изменяет Конституцию). В ст. 140 Конституции (в ред. 1996 г) закреплено, что «Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента». Таким образом, можно сделать вывод, что новую конституцию может принять Парламент.

Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом (ст. 138 Конституции).

Закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев.

Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Разделы I «Основы конституционного строя», II «Личность, общество, государство», IV «Президент, Парламент, Правительство, Суд», VIII «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения» могут быть изменены только путем референдума.

Изменения и дополнения Конституции Парламентом не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

Конституция Республики Беларусь 1994 г. в отличие от предшествующих, ввела институт толкования Конституции. Речь идет об официальном толковании, имеющем юридическую силу и обязательном для всех правоприменяющих субъектов. Цель толкования заключается в том, чтобы юридически точно определить, как понимать норму Конституции, допустимо ли ее расширительное применение.

Законы о толковании Конституции принимает Парламент по инициативе Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом (ст. 97, ст. 98 Конституции).