logo
ПЕТРОВ

§ 2. Органы снг и их правовое положение и деятельность

Всего в рамках СНГ создано 87 организаций. Все органы СНГ имеют исключительно консультативные и координационные функции. Исполком СНГ является единственным постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом СНГ. В СНГ созданы межотраслевые (уставные) и отраслевые органы (78 из 87).

К межотраслевым органам государств-участников СНГ относятся в соответствии с решением Совета Глав государств от 2 апреля 1999г.:

1. Совет глав государств;

2. Совет глав правительств;

3. Межпарламентская Ассамблея;

4.Исполнительный комитет;

5. Экономический Суд;

6. Совет министров иностранных дел (СМИД);

7. Совет командующих пограничными войсками (СКПВ);

8. Совет министров обороны (СМО);

9. Экономический совет.

Органами отраслевого сотрудничества государств-участников СНГ являются:

  1. Совет министров внутренних дел;

  2. Совет министров юстиции;

  3. Межгосударственный банк

  4. Статистический комитет;

  5. Совет руководителей государственных информационных агентств;

  6. Совет по культурному сотрудничеству;

  7. Антитеррористический центр;

  8. Комиссия по правам человека;

  9. Конференция конституционных судов стран молодой демократии и др.

Для реализации целей и задач Содружества 21 декабря 1991г. было принято решение о создании высших органов СНГ – Совета глав государств и Совета глав правительства.

Совет глав государств является высшим органом для обсуждения принципиальных вопросов, связанных с координацией деятельности участников СНГ в сфере их общих интересов. Членами Совета глав государств являются президенты стран СНГ. В соответствии с Уставом он собирается на заседания два раза в год. Внеочередные заседания Совета глав государств могут созываться по инициативе одного из государств-членов СНГ.

Решения Совета глав государств принимаются путем консенсуса, т.е. с общего согласия. Порядок работы Совета глав государств регулируется Правилами процедуры. Главы государств на заседании Совета председательствуют поочередно в порядке русского алфавита названий государств-членов СНГ.

Совет глав правительств государств-участников СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти стран Содружества в экономической, социальной и иных сферах. Его правовой статус определен Уставом СНГ. Порядок работы регулируется Правилами процедуры. Заседает Совет глав правительств – четыре раза в год. Внеочередные заседания могут созываться по инициативе правительства любого из государств-членов СНГ.

Решения Совета глав правительств принимаются с общего согласия, т.е. путем консенсуса. Любое государство может отказаться от участия в рассмотрении того или иного вопроса.

Главы правительств на заседаниях Совета глав правительств председательствуют поочередно, в порядке русского алфавита названий стран СНГ.

Совет глав государств и Совет глав правительств могут проводить совместные заседания.

Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ (МПА) учреждена в Алма-Ата 27 марта 1992г. В соответствии с Соглашением о создании Межпарламентской Ассамблеи предусматривается обсуждение на ней не только вопросов парламентского сотрудничества, но и политических и социально-экономических проблем, а также принятие направляемых парламентам, Советам глав государств и правительством предложений по законодательству, прежде всего модельных кодексов, других законопроектов.

Конвенция о Межпарламентской Ассамблее государств-участников СНГ, подписанная Советом глав государств 26 мая 1995г., придает ей статус межгосударственного органа. В соответствии с этим в Устав СНГ внесены изменения. Членами Межпарламентской Ассамблеи являются 12 государств-участников Содружества.

Если Европарламент, как все парламенты мира, избирается в странах Европейского союза прямым всенародным голосованием и принимает нормативные акты, обязательные для национальных парламентов Европейского союза и его граждан, то Межпарламентская Ассамблея СНГ состоит из парламентских делегаций государств-участников, состав которых обновляется к каждому заседанию. МПА принимает исключительно рекомендательные акты. Предложение о формировании Межпарламентской Ассамблеи прямыми выборами граждан стран СНГ не получило поддержки.

Механизм межпарламентского сотрудничества в СНГ регулируется Уставом СНГ, Соглашением о МПА государств - участников СНГ от 27 марта 1992 г., Конвенцией о МПА государств - участников СНГ от 26 мая 1995 г., Регламентом Межпарламентской Ассамблеи СНГ от 15 сентября 1992 г.

В МПА представлены парламентские делегации, состав и полномочия которых определяются национальными парламентами государств - участников СНГ в соответствии с их внутренними регламентами и процедурами. Все делегации обладают равными правами и имеют один голос, Пленарные заседания МПА проводятся не реже двух раз в год. Рекомендательные законодательные акты направляются для рассмотрения в парламенты государств - членов СНГ. Таким образом, в основе формирования и деятельности Межпарламентской Ассамблеи СНГ заложены принципы паритетного представительства и консенсуса, т.е. достижения согласия его участников.

Внутренним руководящим органом Межпарламентской Ассамблеи является - Совет МПА СНГ, состоящий из руководителей парламентских делегаций, а также постоянных и временных комиссий. С согласия Совета МПА на ее открытых заседаниях в качестве наблюдателей могут присутствовать представители органов СНГ; парламентов государств, не являющихся участниками Конвенции и Межпарламентской Ассамблее СНГ; международных организаций; общественных организаций государств - участников СНГ

В составе МПА девять постоянных комиссии:

1) по правовым вопросам;

2) по экономике и финансам;

3) по социальной политике и правам человека;

4) по проблемам окружающей среды;

5) по вопросам обороны и безопасности;

6) по вопросам культуры, науки образования и информации;

7) по внешнеполитическим вопросам;

8) контрольно-бюджетная комиссия;

9) по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления.

Комиссии руководствуются в своей деятельности Уставом СНГ, Регламентом МПА и Положением о постоянных комиссиях МПА государств - участников СНГ от 25 мая 1993 г. с изменениями и дополнениями от 18 марта 1994 г.

По итогам работы календарного года комиссии направляют аналитический доклад о результатах своей деятельности во все парламенты государств-участников СНГ.

Исполнительный комитет СНГ создан в 1999г. (до него действовал Исполнительный секретариат СНГ). Этот орган осуществляет организационно-техническую подготовку и проведения заседаний Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. Рабочая группа исполкома находиться в Минске.

Организационной структурой экономического взаимодействия стал Экономический союз, о чем 24 сентября 1993 г. подписан Договор между Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. В качестве ассоциированных членов в Экономический союз входят Украина и Туркменистан.

Договор о создании Экономического союза предусматривает принципы экономического взаимодействия, этапы формирования и организационные формы сотрудничества.

Важнейшими принципами Экономического союза являются:

• неотъемлемое право каждого государства - участника СНГ строить ту экономическую систему, которая отвечает воле народа; проводить самостоятельную экономическую политику, не нанося при этом ущерба другим странам; учет жизненных интересов граждан стран СНГ;

• укрепление общего экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы:

• учет различий в темпах экономического взаимодействия и разнообразия его форм;

• особый характер экономических отношении внутри Экономического союза.

Таким образом, Экономический союз содействует интеграции государств - участников Содружества на новой экономической основе. Он ставит целью сохранение существующих экономических связей, с одной стороны, и налаживания новых форм социально-экономического сотрудничества, с другой, развитию совместной хозяйственной деятельности, в том числе в сфере взаимных инвестиций.

Пока еще скромную роль в экономическом сотрудничестве государств-участников Содружества играет Экономический Суд СНГ. Его слабыми местами являются рекомендательный характер решений и ограниченный круг субъектов, имеющих право обращаться в Суд.

В сентябре 1993 года в соответствии с Уставом СНГ учреждена Комиссия по правам человека. Она является консультативным органом. Комиссия состоит из представителей стран Содружества и действует на основе Положения, утвержденного Советом глав государств.

Задача Комиссии – наблюдение за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-участниками Содружества в соответствии с Конвенцией ООН «О правах и основных свободах человека» от 26 мая 1996г.

Этот документ имеет исключительно важное значение, так как не все государства СНГ стали участниками существующей системы международных отношении и договоров по правам человека.

Совет министров иностранных дел государств - участников СНГ (СМИД) учреждается в соответствии со ст. 27 Устава СНГ. СМИД руководствуется целями и принципами Устава ООН, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Уставом СНГ; соглашениями, заключенными в рамках Содружества; решениями Совета глав государств и Совета глав правительств, а также Положением о СМИД государств - членов СНГ от 24 сентября 1993 г.

Членами СМИД являются министры иностранных дел государств - членов СНГ. В заседаниях СМИД может участвовать Исполнительный секретарь СНГ, а в качестве наблюдателей (по решению СМИД) - министры иностранных дел других государств или уполномоченные ими лица

При СМИД создана Постоянная консультативная комиссия по миротворческой деятельности (КМД). СМИД содействует реализации международных соглашений и взаимодействию в сфере безопасности и разоружения.

Государствами - участниками СНГ подписаны такие документы, как Декларация о неприменении силы или угрозы силой во взаимодействиях между государствами - участниками СНГ; Соглашение о полномочиях высших органов СНГ по вопросам обороны; Соглашение о правовых основах деятельности Объединенных Вооруженных Сил СНГ: Соглашение об Объединенных Вооруженных Силах на переходный период; Соглашение о статусе Сил общего назначения Объединенных Вооруженных Сил на переходный период; Соглашение о принципах комплектования Объединенных Вооруженных Сил СНГ и прохождении в них военной службы: Соглашение о принципах обеспечения Вооруженных Сил государств - участников СНГ вооружением, военной техникой и другими материальными средствами, организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В сфере интересов СНГ разработка общей концепции военной безопасности; охрана внешних границ Содружества; российско-украинские отношения по поводу раздела Черноморского флота; участие стран СНГ в договорах с США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности; об ограничении систем противоракетной обороны, запрещении испытаний ядерного оружия. По взаимной договоренности сторон допускается размещение на своей территории военных объектов совместного использования.

Миротворческая деятельность, направленная на урегулирование и предотвращение конфликтов в государствах СНГ, является важной составной частью усилий по обеспечению стабильности на территории Содружества.

Совет командующих пограничными войсками является органом Совета глав государств по вопросам охраны внешних границ государств-членов и обеспечения стабильности положения на них. Статус Совета командующих пограничными войсками определен Положением о нем, утвержденным Советом глав государств от 24 сентября 1993 г. Национальным интересам Беларуси и общим интересам стран СНГ отвечает надежная охрана границ, которая должна осуществляться совместными усилиями.

Совет командующих пограничными войсками содействует урегулированию комплекса пограничных вопросов с государствами Содружества и созданию договорно-правовой базы пребывания пограничных войск Российской Федерации в странах СНГ. Он изучает возможность создания в дальнейшем региональных объединений командования пограничных войск государств СНГ, стремится к созданию единой системы охраны границ Содружества.

К числу отраслевых органов СНГ относится Совет министров внутренних дел государств - участников СНГ созданный в 1995г. Его основная задача – взаимодействие правоохранительных органов стран Содружества в борьбе с уголовной и организованной преступностью, терроризмом, наркобизнесом, незаконным оборотом оружия, контрабандой, нелегальной иммиграцией и эмиграцией, производством и использованием поддельных платежных и других документов, с любыми действиями, создающими угрозу общественной безопасности, а также содействие исполнению судебных решений; Совет министров внутренних дел признал целесообразным разработку рекомендательных законодательных актов по вопросам борьбы с организованной преступностью как шаг на пути формирования единой правовой основы в борьбе с этими видами преступлений.

Во исполнение соглашения о единой кредитно-денежной и валютной политике государств – членов Содружества, координации банковского строительства создан Межгосударственный банк СНГ орган осуществления расчетов в рамках Содружества.

Совет по культурному сотрудничеству государств – участников СНГ согласно Положению о нем от 26 мая 1995г. ставит своей задачей дальнейшее развитие культурного сотрудничества стран Содружества по линии государственных органов управления культурой, международных, региональных и национальных объединений и ассоциаций деятелей культуры и искусства.

Совет формируется из полномочных представителей государств - участников Содружества (по одному от каждого государства). В состав Совета в качестве его членов входит Председатель Координационного Совета международных творчески-общественных объединений деятелей культуры и искусства, включающего международные творческие общественные организации (ассоциации, союзы, фонды), объединяющие национальные организации стран СНГ.

Рабочим языком Содружества является русский. Депозитарием избран город Минск. Расходы на финансирование органов Содружества распределяются на основе долевого участия государств-участников и устанавливаются в соответствии со специальными соглашениями о бюджетах.