logo
ПЕТРОВ

§1.Сущность Конституции

Конституционно-правовая наука сравнительно молода. Ее отпочкование от философии, социологии и других наук произошло лишь в XVIII веке, т.е. значительно позже других юридических наук (гражданского, уголовного, процессуального права).

Раскрытие сущности Конституции связано с познанием ее природы, той субстанции, которая в ней заложена, с решением вопроса о том, чью волю она выражает. В этом плане сущность Конституции, как и любого явления, во многом проясняется тем, когда и для чего она возникла, какие социальные потребности вызвали ее к жизни.

В период борьбы против феодализма идеологи демократии Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо и др. выдвинули и обосновали важнейшие принципы будущего конституционного права: конституционализм, народный суверенитет, народное представительство, разделение властей, естественные неотчуждаемые права человека. Эти теории служили идеологическим обоснованием ликвидации феодализма как общественного строя, основанного на деспотизме и произволе, способствовали достижению организационного единства антифеодальных политических сил. В период антифеодальных революций начали формироваться и конституционный строй, и оформляющее его конституционное право, придававшее юридическую форму выработанным теоретиками демократическим идеям.

Идея создания писаной Конституции впервые возникла в Англии. Однако данная идея не была воплощена в жизнь, и эта страна до сих пор не имеет писаной конституции как единого акта.

Практически первой конституцией в современном ее смысле является Конституция США, принятая в 1787 г. в Филадельфии Национальным конвентом. В Европе первыми конституциями были Конституции Речи Посполитой и Франции (1791 г.).

По вопросу о сущности конституции в доктрине существуют различные теоретические подходы.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Она предполагает, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно должно жить. По этим концепциям конституция – выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность конституции в воплощении божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни, считают, что в конституции воплощаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а волю господствующего класса, т.е. что конституция является классовой по своей сущности.

Действующая Конституция Республики Беларусь не восприняла постулата о классовой сущности конституции. В ее сущности заложены другие начала – не классовые, а общедемократические.

Сущность Конституции, заключающаяся в утверждении общедемократических начал, предполагает возможность всем иметь право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

Таким образом, действующая Конституция Республики Беларусь по своей сущности как конституция демократического правового социального государства является выражением воли белорусского народа, воли, направляемой на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые воплощают общедемократические принципы, исходя из признания высшей ценностью человека, его права и свободы.