§3. Конституционно-правовые нормы, институты, подотрасли в системе конституционного права и их характеристика
Конституционно-правовыми нормами являются установленные (санкционированные) государством общеобязательные правила поведения, регулирующие наиболее важные общественные отношения и составляющие однородную группу.
Основанием для отнесения нормы права к той или иной отрасли является не столько ее источник, сколько предмет регулирования. Поэтому многие нормы конституционного права содержатся не только в Конституции страны, но и в других актах законодательства.
В то же время конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права своим содержанием, т.е. сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены; источниками, в которых они выражены; учредительным характером содержащихся в них предписаний; субъектами, на регулирование поведения которых они направлены; своеобразием вида норм; особенностями их структуры и др.
В конституционном праве, в отличие от других отраслей, значительная часть норм носит общерегулятивный характер. К ним относятся нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-программы, нормы-разъяснения и др.
Нормами-принципами являются основополагающие положения Конституции – «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ» (ст. 3 Конституции); «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную» (ст. 6 Конституции).
Конституция и другие источники конституционного права имеют положения, в которых даются объяснения значения того или иного термина, устанавливается, что понимается под отдельными терминами, применяемыми в Конституции или других нормативных актах, - «Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления» (ст. 106 Конституции); «Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь» (ст. 90 Конституции).
В конституционном праве встречаются и нормы-цели – «Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства» (ст. 21 Конституции).
Нормы конституционного права многообразны и отличаются друг от друга. Отличительные признаки позволяют их классифицировать.
По содержанию нормы конституционного права можно классифицировать на закрепляющие: основы конституционного строя; основы правового положения личности; избирательную систему и референдум; систему организации и деятельности государственных органов; основы местного управления и самоуправления; основы финансовой и кредитной системы и др.
По способу воздействия на субъекты права – управомочивающие, обязывающие, запрещающие.
Управомочивающие нормы конституционного права определяют правила возможного поведения субъектов конституционно-правовых отношений. К управомачивающим можно отнести конституционные нормы, регламентирующие полномочия Президента (ст. 84 Конституции), других органов государственной власти (Национальное собрание, Совет Министров, Конституционный Суд и т.д.), а также закрепляющие права и свободы человека и гражданина. К ним относятся такие нормы, как «Каждый имеет право на жизнь» (ст. 24 Конституции), «граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы…» (ст. 38 Конституции) и т.д.
Обязывающие нормы конституционного права устанавливают правила должного поведения субъектов конституционно-правовых отношений, т.е. обязанности государственных органов, должностных лиц и граждан. Так, ч.2 ст. 59 закрепляет, что «Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. «Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц» (ст. 53. Конституции) и т.д.
Запрещающие нормы конституционного права обязывают субъектов конституционно-правовых отношений воздержаться от совершения определенных деяний. Примером запрещающей нормы является ч.3 ст. 5 Конституции «Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды».
По территории действия различаются нормы конституционного права, действующие на всей территории Республики Беларусь (Конституция, законы, декреты и т.д.) и те, которые действуют в границах соответствующей административно-территориальной единицы (области, района, города, поселка городского типа, сельского совета).
По действию во времени нормы конституционного права подразделяются на временные и постоянные. Постоянные имеют неопределенный срок действия. Временные действуют определенный срок. Так, в соответствии с п.22 ст.84 Конституции Президент вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение.
По степени определенности содержащихся в них предписаний нормы конституционного права делятся на диспозитивные и императивные. Диспозитивные – такие нормы, которые оставляют возможность выбора поведения на усмотрение участника конституционно-правовых отношений – «Президент вправе по собственной инициативе принимать решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства» (ст. 106 Конституции). Но таких норм в конституционном праве меньше, чем императивных, которые не оставляют субъекту конституционно-правового отношения никакой свободы выбора и предписывают определенное поведение при соответствующих обстоятельствах, - «Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав» (ст. 58 Конституции).
По назначению в механизме правового регулирования нормы конституционного права разделяются на материальные и процессуальные. Материальная норма предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений – «Палата представителей рассматривает проекты законов…» (ст. 97 Конституции). Процессуальные нормы носят организационный характер. Предписание этих норм регламентирует порядок и определяет процедуру, в рамках которой происходит реализация норм материального права. «Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более двадцати дней, если иное не предусмотрено Конституцией». (ч.3 ст.100 Конституции); «Решения Палат считаются принятыми при условии, что за них проголосовало большинство от полного состава палат, если иное не предусмотрено Конституцией» (ст. 104 Конституции).
Специальными сводами процедурных норм являются регламенты палат Парламента (ст. 105 Конституции).
Классификация по юридической силе осуществляется в прямой зависимости от того, в каком нормативном акте (Конституции, законе, декрете, подзаконном акте), выражена норма конституционного права, какой государственный орган принимает этот акт. Наибольшей юридической силой обладают нормы Конституции. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции страны. «В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция» (ст. 137 Конституции).
Нормы конституционного права обладают большей правовой абстракцией, по сравнению с отраслевыми нормами и в ряде случаев многостатейной формой выражения.
Так, ст.2 Конституции закрепляет, что «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». А реализация этого принципа закреплена во II разделе Конституции “Личность, Общество, Государство».
В системе конституционного права принято выделять следующие крупные институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы закрепляющие: основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина в обществе и государстве; организацию и деятельность системы органов государственной власти, местного управления и самоуправления и другие комплексы норм, выступающие как главные части системы отрасли, ее элементов.
Нормы конституционного права объединяются в конституционно-правовые институты, под которыми понимается совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Такими институтами являются, например, институт Президента, институт прав и свобод человека и гражданина, институты местного управления и самоуправления и др. Главным критерием объединения норм в правовой институт выступает признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений.
Конституционно-правовые институты существенно отличаются по объему регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе. Среди конституционно-правовых институтов выделяют комплексные институты, которые можно определить и как отрасли конституционного права. Например, это совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих народное представительство, права и свободы человека и гражданина, основы конституционного строя и др. Их в свою очередь можно подразделить на субинституты. Так, в институте прав и свобод можно выделить субинститут личных прав и свобод гражданина, политические права и свободы, и т.п. Некоторые комплексные институты по существу составляют подотрасли конституционного права (например, избирательное право и др.).
Понятие правового института не может быть четко очерченным, поскольку границы между институтами подвижны. Одна и та же норма может рассматриваться как часть двух и более правовых институтов. Например, ст. 84 Конституции, закрепляющая компетенцию Президента, является принадлежностью института президентских полномочий, института исполнения власти и т.д.
- А.П. Петров конституционное право Учебное пособие
- Оглавление
- Предисловие
- Раздел I. Введение в конституционное право
- Глава 1. Конституционное право – ведущая отрасль права республики беларусь
- § 1. Понятие, предмет и метод конституционного права, как отрасли права
- §2.Система и источники конституционного права и их характеристика
- §3. Конституционно-правовые нормы, институты, подотрасли в системе конституционного права и их характеристика
- §4.Соотношение конституционного права с другими отраслями права
- §5. Конституционно-правовые отношения (субъекты, объекты, содержание) и основания их возникновения, изменения и прекращения
- § 6. Понятие и особенности реализации норм конституционного права
- § 7. Методы реализации норм конституционного права
- § 8. Коллизии в конституционном праве и механизм их разрешения
- § 9. Ответственность за несоблюдение конституционно-правовых норм
- Глава 2. Конституционное право как наука и учебная дисциплина
- §1. Понятие и предмет науки конституционного права, система и источники науки
- §2.Отличие науки конституционного права от отрасли конституционного права
- § 3.Методологиечксие основы исследования в науке конституционного права
- § 4.Конституционное право как учебная дисциплина
- Раздел II. Учение о конституции
- Глава 1. Понятие, юридические свойства и сущность конституции республики беларусь
- §1.Сущность Конституции
- §2. Функции, основные принципы, особенности и структура Конституций Беларуси от 3 февраля 1919г., 11 апреля 1927г., 19 февраля 1937г. И 14 апреля 1978г.
- §3. Принципы и функции Конституции
- §4. Структура Конституции
- Конституция республики беларусь
- Преамбула
- 9 Разделов
- 146 Статей
- §5. Понятие и юридические свойства Конституции
- §6. Порядок принятия, вступления в силу и внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь
- §7. Общая характеристика, содержание, основные принципы построения действующей Конституции
- Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
- §8. Защита и реализация Конституции Республики Беларусь
- Раздел III. Основы конституционного строя
- Глава 1. Понятие и характерные черты конституционного строя республики беларусь и его основ
- §1. Понятие и характерные черты конституционного строя, их соотношение и структура
- §2. Конституционное закрепление общественного строя
- А.) Унитарное государство, его отличие от федеративного и конфедеративного
- Б.) Понятие и сущность демократического государства
- В.) Социальное государство и его конституционное закрепление
- Г.) Правовое государство и его основные признаки
- § 3. Понятие и сущность гражданского общества
- § 4. Общая характеристика конституционного положения «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства»
- Глава 2. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 1. Понятие суверенитета народа, нации, государства, их взаимосвязь
- § 2. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь
- § 3. Государственно-правовые признаки суверенитета Республики Беларусь и гарантии его осуществления
- § 4. Участие Республики Беларусь в работе международно-правовых организаций (оон, обсе, ес и др.)
- § 5. Конституционные основы внешней политики
- Глава 3. Правовые основы и принципы содружества независимых государств. Союз беларуси и россии
- § 1. Республика Беларусь – субъект снг
- § 2. Органы снг и их правовое положение и деятельность
- § 3. Перспективы развития Содружества Независимых государств
- § 4. Основные этапы развития отношений между Беларусью и Россией на рубеже XX и XXI веков
- § 5. Органы Союзного государства Беларуси и России
- Глава 4. Конституционные основы политической системы
- §1. Институты непосредственной и представительной демократии
- §2. Понятие политической системы общества. Характеристика и функции
- §3. Элементы политической системы общества и их функции в политической системе
- §4. Правовая регламентация политических партий в Республике Беларусь
- §5. Правовая регламентация общественных объединений в Республике Беларусь
- Глава 5. Конституционное закрепление экономической системы, социальной основы общества
- §1. Понятие экономической системы Республики Беларусь
- §2. Собственность, право собственности и их конституционное закрепление
- §3. Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- §4. Конституционное регулирование социальной политики
- Раздел IV. Основы конституционно-правового положения личности в обществе и государстве
- Глава 1. Международные стандарты в области основных прав и свобод человека
- § 1. Понятие, задачи, основное назначение международных стандартов в области прав и свобод человека
- § 2. Всеобщая декларация прав человека
- 10 Декабря 1948г.
- § 3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.
- § 4. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г.
- Факультативные протоколы к пакту о гражданских и политических правах
- Глава 2. Механизмы международной и региональной защиты прав и свобод человека
- § 1. Оон как универсальный механизм международной защиты прав и свобод человека
- § 2. Договорные органы и учреждения по правам человека
- § 3. Европейская система защиты прав человека
- § 4. Межамериканская система защиты прав человека
- § 5. Африканская система защиты прав человека
- Глава 3. Конституционно-правовой статус человека, гражданина и личности в обществе и государстве
- § 1. Понятие «человек, личность, гражданин»
- § 2. Взаимоотношения граждан с государством и обществом
- § 3. Конституционно-правовой статус личности
- § 4. Понятие гражданства Республики Беларусь и его принципы
- § 5. Правовая регламентация гражданства Республики Беларусь
- §6. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республики Беларусь
- §7. Правовое положение беженцев в Республике Беларусь
- § 8. Правовой статус иностранцев, представляющих дипломатический корпус своих государств на территории Республики Беларусь
- Глава 4. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- § 1. Теоретические основы и характеристика понятий «конституционные права», «свободы», и «обязанности» человека и гражданина
- § 2. Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей
- §3. Общая характеристика личных прав и свобод и их конституционное закрепление
- § 4. Политические права и свободы и их конституционное закрепление
- § 5. Социально-экономические права и свободы, их характеристика и конституционное закрепление
- § 6. Духовно-культурные права и свободы, их характеристика и конституционное закрепление
- § 7. Основные обязанности и их характеристика
- § 8. Ограничение прав и свобод
- § 9. Гарантии осуществления основных прав, свобод и соблюдения основных обязанностей
- Раздел V. Административно-территориальное деление и устройство республики беларусь
- Глава 1. Административно-территориальное деление и устройство республики беларусь
- § 1. Понятие административно-территориального деления территории и основные принципы административно-территориального устройства
- § 2. Административно-территориальные и территориальные единицы Республики Беларусь, их виды и государственно-правовая характеристика
- § 3. Компетенция государственных органов Республики Беларусь в области административно-государственного устройства
- § 4. Наименование, учет и регистрация административно-территориальных и территориальных единиц
- Раздел VI. Избирательные системы, референдумы
- Глава 1. Избирательное право и избирательная система
- §1. Сущность и содержание избирательного права
- §2. Источники избирательного права
- §3. Понятие избирательная система и ее соотношение с избирательным правом
- §4.Мажоритарная избирательная система и ее разновидности
- §5. Система пропорционального представительства политических партий
- §6. Принципы участия граждан Республики Беларусь в выборах
- §7. Порядок назначения выборов и образования избирательных округов и избирательных участков
- §8. Избирательные комиссии, порядок их образования и полномочия
- §9. Выдвижение и регистрация кандидатов
- §10. Предвыборная агитация. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование
- § 11. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан
- Глава 2. Референдум
- § 1. Референдум (понятие, виды, цели и вопросы, выносимые на референдум). Порядок назначения и проведения референдума
- Раздел VII. Основы организации и деятельности органов государственной власти республики беларусь
- Глава 1. Конституционные основы государственных органов республики беларусь
- § 1. Понятие государственного органа Республики Беларусь и его признаки
- § 2. Система государственных органов Республики Беларусь
- § 3. Конституционные основы классификации государственных органов
- § 4. Разделение властей, как конституционный принцип. Его значение для функционирования демократического и правового государства
- § 5. Контрольно-надзорные органы в Республике Беларусь (Прокуратура, Комитет государственного контроля) и их конституционные полномочия
- § 6. Конституционные основы финансово-кредитной системы Республики Беларусь
- § 7. Национальный банк Республики Беларусь, порядок формирования, компетенция
- § 8. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности государственного аппарата, принципы деятельности
- § 9. Служащий государственного аппарата и его правовой статус
- Глава 2. Конституционный статус президента республики беларусь
- § 1. Понятие, история становления и назначение института президентства
- §2. Президент Республики Беларусь, его правовой статус
- §3. Порядок выборов и прекращение полномочий Президента Республики Беларусь
- § 4. Компетенция Президента Республики Беларусь
- I группа. Полномочия Президента, связанные с организацией и деятельностью законодательной и государственной представительной власти:
- II группа. Полномочия связанные с взаимодействием Президента Республики Беларусь с исполнительной властью и другими центральными органами государственного управления.
- III группа. Полномочия Президента в сфере взаимоотношений с судебной властью.
- IV группа. Полномочия Президента в области безопасности и обороны Республики Беларусь:
- VI группа. Полномочия Президента в области прав и свобод человека и гражданина.
- VII группа. Иные полномочия Президента закрепленные в ст. 84 Конституции Республики Беларусь и не отнесенные ни к одной из вышеперечисленных групп.
- §5.Акты Президента Республики Беларусь (декреты, указы, распоряжения)
- §6.Полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой сфере
- §7.Защита неприкосновенности, чести и достоинства Президента
- §8.Администрация Президента Республики Беларусь
- Глава 3. Основы конституционного статуса национального собрания республики беларусь
- §1.Понятие Парламента и его место в системе органов государства
- §2. Палаты Национального собрания, порядок формирования и прекращения полномочий
- §3.Компетенция палат Национального собрания
- I группа. Общая компетенция палат Национального собрания.
- II группа. Раздельная компетенция палат Национального собрания.
- III группа. Исключительная компетенция Палаты представителей.
- IV группа. Исключительная компетенция Совета Республики.
- §4. Порядок деятельности Национального собрания
- §5. Совет Палаты представителей; Президиум Совета Республики; порядок формирования, полномочия
- §6.Общая характеристика регламентов палат Национального собрания
- §7.Законодательный процесс в Парламенте и его стадии
- II стадия. Рассмотрение законопроекта в Палате представителей.
- III стадия. Рассмотрение законопроектов в Совете Республики.
- IV стадия. Подписание и обнародование закона.
- §8. Правовой статус депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания и гарантии их деятельности
- §9.Основания досрочного прекращения полномочий и порядок отзыва депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
- I Инициирование вопроса об отзыве.
- II Сбор подписей избирателей и порядок возбуждения вопроса об отзыве члена Совета Республики.
- III Порядок проведения голосования об отзыве депутата Палаты представителей и члена Совета Республики.
- Глава 4. Совет министров республики беларусь – центральный орган государственного управления
- §1. Совет Министров Республики Беларусь – высший орган исполнительной власти, состав, порядок формирования
- §2. Структура, подотчетность и подконтрольность Совета Министров, срок полномочий и отставки
- §3. Организация деятельности Совета Министров
- §4. Место Совета Министров в системе органов государства Республики Беларусь и его взаимодействие с другими органами государственной власти
- §5. Компетенция Правительства
- §6. Акты правительства и их соотношение с актами Президента Республики Беларусь
- Глава 5. Судебная власть в республике беларусь и ее конституционное закрепление
- § 1. Конституционные основы судебной власти в Республике Беларусь
- § 2. Конституционные принципы организации судебной власти в Республике Беларусь
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- § 4. Статус судей Республики Беларусь
- §5. Система судов общей юрисдикции, порядок их формирования и деятельность
- § 6. Система хозяйственных судов, порядок формирования и деятельности
- §7. Конституционный Суд Республики Беларусь, порядок формирования и состав
- §8. Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь
- § 9. Роль Конституционного Суда Республики Беларусь в защите прав и свобод граждан
- §10. Порядок принятия, оформления, опубликования и пересмотр решений Конституционного Суда
- §11. Регламент Конституционного Суда (общие положения)
- Раздел III регламента посвящен организации работы Конституционного Суда, делопроизводству в Конституционном Суде, организации работы его Секретариата и правам и обязанностям работников Секретариата.
- Глава 6. Конституционные основы местного управления и самоуправления в республике беларусь
- §1. Понятие и принципы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- §2. Система местных органов управления и самоуправления и мероприятия по совершенствовании работы с гражданами и юридическими лицами
- §3. Характеристика местных представительных органов, порядок образования, состав, полномочия
- § 4. Исполнительные комитеты (Администрация), порядок образования, структура, полномочия
- §5. Акты, принимаемые органами местного управления и самоуправления
- § 6. Экономическая основа местного управления и самоуправления
- Список правовых источников и рекомендуемой литературы