II стадия. Рассмотрение законопроекта в Палате представителей.
В соответствии со ст. 100 Конституции Республики Беларусь любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.
Рассмотрение проектов закона в Палате представителей осуществляется, как правило, в двух чтениях.
Председатель Палаты представителей или его заместитель назначают из числа постоянных комиссий Палаты представителей головную комиссию для предварительного рассмотрения проекта закона и подготовки его к рассмотрению Палатой представителей в первом чтении.
По предложению Председателя Палаты представителей или заместителя Совет Палаты представителей может принять решение о создании из числа депутатов Палаты представителей специальной (головной) комиссии для работы над проектом закона.
Порядок работы над проектом закона определяется головной комиссией.
Изменения и дополнения в проект закона вносятся головной комиссией лишь в случае получения на это согласия субъекта права законодательной инициативы, внесшего проект закона, или его уполномоченного представителя, за исключением изменений и дополнений, которые носят технический характер.
Проект закона с внесенными в него в Палате представителей изменениями и дополнениями должен быть направлен головной комиссией на заключение в Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.
В случае, если следствием внесения поправок может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, такие поправки включаются в проект закона с согласия Президента Республики Беларусь либо по его поручению - Правительства Республики Беларусь, а в случае, если следствием внесения поправок станет расхождение проекта закона с временными декретами или указами Президента Республики Беларусь, такие поправки включаются в проект закона только с согласия Президента Республики Беларусь.
Проект закона в первом чтении рассматривается Палатой представителей, как правило, в авторской редакции, если головной комиссией не принято иное решение. При рассмотрении проекта закона в первом чтении обсуждаются концепция, структура проекта закона и целесообразность его принятия.
Если до рассмотрения проекта закона в первом чтении в Палату представителей иными субъектами права законодательной инициативы внесены другие законопроекты, направленные на регулирование тех же общественных отношений (далее - альтернативные проекты закона), то все проекты закона рассматриваются в первом чтении одновременно.
По результатам обсуждения Палата представителей принимает проект закона в первом чтении или отклоняет его.
Голосование о принятии проекта закона в первом чтении осуществляется по проекту закона в целом.
Проект закона считается принятым в первом чтении или отклоненным, если за решение проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей.
В случае принятия в первом чтении одного из альтернативных проектов закона другие проекты закона считаются отклоненными.
Если проект закона не нуждается в доработке и в ходе первого чтения по нему не поступили замечания и предложения либо внесенные изменения и дополнения носят технический характер, то такой проект закона по решению Палаты представителей может быть рассмотрен во втором чтении без доработки в головной комиссии Палаты представителей.
Субъект права законодательной инициативы, внесший проект закона, официально информируется о результатах рассмотрения проекта закона в первом чтении.
Проект закона, принятый Палатой представителей в первом чтений, направляется на доработку в головную комиссию, определенную Палатой представителей, если не принято иное решение.
Замечания и предложения субъекта права законодательной инициативы, оформленные как письменные поправки к проекту закона, направляются в головную комиссию. Головная комиссия рассматривает внесенные поправки и готовит проект закона к рассмотрению Палатой представителей во втором чтении.
В случае, если головной комиссией или субъектом права законодательной инициативы представлены возражения по концепции проекта закона, принятого в первом чтении, эти возражения рассматриваются вместе с поступившими поправками.
Проект закона с внесенными в него в Палате представителей изменениями и дополнениями должен быть направлен головной комиссией на заключение в Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь и согласование с субъектом права законодательной инициативы, внесшим проект закона, если этим субъектом не установлено иное.
Внесение изменений и дополнений в проект закона, за исключением изменений и дополнений, которые носят технический характер, без направления на заключение и проведения согласования не допускается.
Проект закона считается прошедшим согласование в случае:
- получения письменного ответа субъекта права законодательной инициативы, внесшего проект закона, или его уполномоченного представителя независимо от его согласия с внесенными изменениями и дополнениями;
- истечения четырнадцатидневного срока со дня получения субъектом права законодательной инициативы проекта закона с изменениями и дополнениями, внесенными в Палате представителей, если иной срок не обусловлен проведением криминологической экспертизы по этому проекту закона или объявлением рассмотрения проекта закона срочным. При необходимости получения дополнительной информации, а также по особо сложным проектам законов Палатой представителей либо по согласованию с ней может быть установлен более длительный срок проведения согласования.
При рассмотрении проекта закона во втором чтении обсуждаются структурные элементы проекта закона и поправки к нему.
Голосование по проекту закона может проводиться по статьям, главам, разделам или по иным структурным элементам проекта закона. Если по проекту закона не имеется замечаний и предложений, изменения и дополнения в проект закона не вносились либо внесенные изменения и дополнения носят технический характер, Палата представителей может принять решение о голосовании по проекту закона в целом.
На голосование ставятся только те поправки субъектов права законодательной инициативы, которые представлены в письменной форме, рассмотрены и отклонены головной комиссией.
Субъект права законодательной инициативы, внесший поправку к проекту закона, может в любой момент до голосования по этой поправке отозвать ее.
Если при доработке проекта закона к рассмотрению во втором чтении или в ходе рассмотрения его во втором чтении изменяется концепция проекта закона, Палата представителей принимает решение об отмене ранее принятого по этому проекту закона постановления и о повторном рассмотрении его в первом чтении.
По требованию Президента Республики Беларусь либо с его согласия - Правительства Республики Беларусь Палата представителей на своем заседании принимает решение, голосуя в целом за внесенный Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь проект закона либо его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь.
После проведения голосования по структурным элементам проекта закона, а также по всем внесенным поправкам проводится голосование по проекту закона в целом.
По итогам рассмотрения проекта закона во втором чтении Палата представителей принимает одно из следующих решений:
- о принятии проекта закона;
- об отклонении проекта закона;
- об отмене постановления о принятии проекта закона в первом чтении и о повторном рассмотрении его в первом чтении.
Решение по проекту закона, рассматриваемому во втором чтении, считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей.
Субъект права законодательной инициативы, внесший проект закона, официально информируется о результатах рассмотрения проекта закона во втором чтении.
Если при рассмотрении проекта закона в первом или во втором чтении ни одно из возможных решений не принято, проект закона направляется на доработку (рассмотрение) в головную комиссию, после чего вновь рассматривается Палатой представителей, раньше в первом чтении, а затем – во втором.
В соответствии с ч. 3 ст. 99 Конституции Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей и Совет Республики в этом случае должны рассмотреть данный проект в течение 10 дней со дня внесения их на рассмотрение.
Принятые Палатой представителей законопроекты и принятые по ним постановления с приложенными документами (первоначальный текст проекта закона, внесенный в Палату представителей субъектом права законодательной инициативы, заключение Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь по изменениям и дополнениям, внесенным в проект закона в Палате представителей и др.) в течение 5 дней передаются на рассмотрение в Совет Республики.
- А.П. Петров конституционное право Учебное пособие
- Оглавление
- Предисловие
- Раздел I. Введение в конституционное право
- Глава 1. Конституционное право – ведущая отрасль права республики беларусь
- § 1. Понятие, предмет и метод конституционного права, как отрасли права
- §2.Система и источники конституционного права и их характеристика
- §3. Конституционно-правовые нормы, институты, подотрасли в системе конституционного права и их характеристика
- §4.Соотношение конституционного права с другими отраслями права
- §5. Конституционно-правовые отношения (субъекты, объекты, содержание) и основания их возникновения, изменения и прекращения
- § 6. Понятие и особенности реализации норм конституционного права
- § 7. Методы реализации норм конституционного права
- § 8. Коллизии в конституционном праве и механизм их разрешения
- § 9. Ответственность за несоблюдение конституционно-правовых норм
- Глава 2. Конституционное право как наука и учебная дисциплина
- §1. Понятие и предмет науки конституционного права, система и источники науки
- §2.Отличие науки конституционного права от отрасли конституционного права
- § 3.Методологиечксие основы исследования в науке конституционного права
- § 4.Конституционное право как учебная дисциплина
- Раздел II. Учение о конституции
- Глава 1. Понятие, юридические свойства и сущность конституции республики беларусь
- §1.Сущность Конституции
- §2. Функции, основные принципы, особенности и структура Конституций Беларуси от 3 февраля 1919г., 11 апреля 1927г., 19 февраля 1937г. И 14 апреля 1978г.
- §3. Принципы и функции Конституции
- §4. Структура Конституции
- Конституция республики беларусь
- Преамбула
- 9 Разделов
- 146 Статей
- §5. Понятие и юридические свойства Конституции
- §6. Порядок принятия, вступления в силу и внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь
- §7. Общая характеристика, содержание, основные принципы построения действующей Конституции
- Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
- §8. Защита и реализация Конституции Республики Беларусь
- Раздел III. Основы конституционного строя
- Глава 1. Понятие и характерные черты конституционного строя республики беларусь и его основ
- §1. Понятие и характерные черты конституционного строя, их соотношение и структура
- §2. Конституционное закрепление общественного строя
- А.) Унитарное государство, его отличие от федеративного и конфедеративного
- Б.) Понятие и сущность демократического государства
- В.) Социальное государство и его конституционное закрепление
- Г.) Правовое государство и его основные признаки
- § 3. Понятие и сущность гражданского общества
- § 4. Общая характеристика конституционного положения «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства»
- Глава 2. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 1. Понятие суверенитета народа, нации, государства, их взаимосвязь
- § 2. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь
- § 3. Государственно-правовые признаки суверенитета Республики Беларусь и гарантии его осуществления
- § 4. Участие Республики Беларусь в работе международно-правовых организаций (оон, обсе, ес и др.)
- § 5. Конституционные основы внешней политики
- Глава 3. Правовые основы и принципы содружества независимых государств. Союз беларуси и россии
- § 1. Республика Беларусь – субъект снг
- § 2. Органы снг и их правовое положение и деятельность
- § 3. Перспективы развития Содружества Независимых государств
- § 4. Основные этапы развития отношений между Беларусью и Россией на рубеже XX и XXI веков
- § 5. Органы Союзного государства Беларуси и России
- Глава 4. Конституционные основы политической системы
- §1. Институты непосредственной и представительной демократии
- §2. Понятие политической системы общества. Характеристика и функции
- §3. Элементы политической системы общества и их функции в политической системе
- §4. Правовая регламентация политических партий в Республике Беларусь
- §5. Правовая регламентация общественных объединений в Республике Беларусь
- Глава 5. Конституционное закрепление экономической системы, социальной основы общества
- §1. Понятие экономической системы Республики Беларусь
- §2. Собственность, право собственности и их конституционное закрепление
- §3. Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- §4. Конституционное регулирование социальной политики
- Раздел IV. Основы конституционно-правового положения личности в обществе и государстве
- Глава 1. Международные стандарты в области основных прав и свобод человека
- § 1. Понятие, задачи, основное назначение международных стандартов в области прав и свобод человека
- § 2. Всеобщая декларация прав человека
- 10 Декабря 1948г.
- § 3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.
- § 4. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г.
- Факультативные протоколы к пакту о гражданских и политических правах
- Глава 2. Механизмы международной и региональной защиты прав и свобод человека
- § 1. Оон как универсальный механизм международной защиты прав и свобод человека
- § 2. Договорные органы и учреждения по правам человека
- § 3. Европейская система защиты прав человека
- § 4. Межамериканская система защиты прав человека
- § 5. Африканская система защиты прав человека
- Глава 3. Конституционно-правовой статус человека, гражданина и личности в обществе и государстве
- § 1. Понятие «человек, личность, гражданин»
- § 2. Взаимоотношения граждан с государством и обществом
- § 3. Конституционно-правовой статус личности
- § 4. Понятие гражданства Республики Беларусь и его принципы
- § 5. Правовая регламентация гражданства Республики Беларусь
- §6. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республики Беларусь
- §7. Правовое положение беженцев в Республике Беларусь
- § 8. Правовой статус иностранцев, представляющих дипломатический корпус своих государств на территории Республики Беларусь
- Глава 4. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- § 1. Теоретические основы и характеристика понятий «конституционные права», «свободы», и «обязанности» человека и гражданина
- § 2. Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей
- §3. Общая характеристика личных прав и свобод и их конституционное закрепление
- § 4. Политические права и свободы и их конституционное закрепление
- § 5. Социально-экономические права и свободы, их характеристика и конституционное закрепление
- § 6. Духовно-культурные права и свободы, их характеристика и конституционное закрепление
- § 7. Основные обязанности и их характеристика
- § 8. Ограничение прав и свобод
- § 9. Гарантии осуществления основных прав, свобод и соблюдения основных обязанностей
- Раздел V. Административно-территориальное деление и устройство республики беларусь
- Глава 1. Административно-территориальное деление и устройство республики беларусь
- § 1. Понятие административно-территориального деления территории и основные принципы административно-территориального устройства
- § 2. Административно-территориальные и территориальные единицы Республики Беларусь, их виды и государственно-правовая характеристика
- § 3. Компетенция государственных органов Республики Беларусь в области административно-государственного устройства
- § 4. Наименование, учет и регистрация административно-территориальных и территориальных единиц
- Раздел VI. Избирательные системы, референдумы
- Глава 1. Избирательное право и избирательная система
- §1. Сущность и содержание избирательного права
- §2. Источники избирательного права
- §3. Понятие избирательная система и ее соотношение с избирательным правом
- §4.Мажоритарная избирательная система и ее разновидности
- §5. Система пропорционального представительства политических партий
- §6. Принципы участия граждан Республики Беларусь в выборах
- §7. Порядок назначения выборов и образования избирательных округов и избирательных участков
- §8. Избирательные комиссии, порядок их образования и полномочия
- §9. Выдвижение и регистрация кандидатов
- §10. Предвыборная агитация. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование
- § 11. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан
- Глава 2. Референдум
- § 1. Референдум (понятие, виды, цели и вопросы, выносимые на референдум). Порядок назначения и проведения референдума
- Раздел VII. Основы организации и деятельности органов государственной власти республики беларусь
- Глава 1. Конституционные основы государственных органов республики беларусь
- § 1. Понятие государственного органа Республики Беларусь и его признаки
- § 2. Система государственных органов Республики Беларусь
- § 3. Конституционные основы классификации государственных органов
- § 4. Разделение властей, как конституционный принцип. Его значение для функционирования демократического и правового государства
- § 5. Контрольно-надзорные органы в Республике Беларусь (Прокуратура, Комитет государственного контроля) и их конституционные полномочия
- § 6. Конституционные основы финансово-кредитной системы Республики Беларусь
- § 7. Национальный банк Республики Беларусь, порядок формирования, компетенция
- § 8. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности государственного аппарата, принципы деятельности
- § 9. Служащий государственного аппарата и его правовой статус
- Глава 2. Конституционный статус президента республики беларусь
- § 1. Понятие, история становления и назначение института президентства
- §2. Президент Республики Беларусь, его правовой статус
- §3. Порядок выборов и прекращение полномочий Президента Республики Беларусь
- § 4. Компетенция Президента Республики Беларусь
- I группа. Полномочия Президента, связанные с организацией и деятельностью законодательной и государственной представительной власти:
- II группа. Полномочия связанные с взаимодействием Президента Республики Беларусь с исполнительной властью и другими центральными органами государственного управления.
- III группа. Полномочия Президента в сфере взаимоотношений с судебной властью.
- IV группа. Полномочия Президента в области безопасности и обороны Республики Беларусь:
- VI группа. Полномочия Президента в области прав и свобод человека и гражданина.
- VII группа. Иные полномочия Президента закрепленные в ст. 84 Конституции Республики Беларусь и не отнесенные ни к одной из вышеперечисленных групп.
- §5.Акты Президента Республики Беларусь (декреты, указы, распоряжения)
- §6.Полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой сфере
- §7.Защита неприкосновенности, чести и достоинства Президента
- §8.Администрация Президента Республики Беларусь
- Глава 3. Основы конституционного статуса национального собрания республики беларусь
- §1.Понятие Парламента и его место в системе органов государства
- §2. Палаты Национального собрания, порядок формирования и прекращения полномочий
- §3.Компетенция палат Национального собрания
- I группа. Общая компетенция палат Национального собрания.
- II группа. Раздельная компетенция палат Национального собрания.
- III группа. Исключительная компетенция Палаты представителей.
- IV группа. Исключительная компетенция Совета Республики.
- §4. Порядок деятельности Национального собрания
- §5. Совет Палаты представителей; Президиум Совета Республики; порядок формирования, полномочия
- §6.Общая характеристика регламентов палат Национального собрания
- §7.Законодательный процесс в Парламенте и его стадии
- II стадия. Рассмотрение законопроекта в Палате представителей.
- III стадия. Рассмотрение законопроектов в Совете Республики.
- IV стадия. Подписание и обнародование закона.
- §8. Правовой статус депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания и гарантии их деятельности
- §9.Основания досрочного прекращения полномочий и порядок отзыва депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
- I Инициирование вопроса об отзыве.
- II Сбор подписей избирателей и порядок возбуждения вопроса об отзыве члена Совета Республики.
- III Порядок проведения голосования об отзыве депутата Палаты представителей и члена Совета Республики.
- Глава 4. Совет министров республики беларусь – центральный орган государственного управления
- §1. Совет Министров Республики Беларусь – высший орган исполнительной власти, состав, порядок формирования
- §2. Структура, подотчетность и подконтрольность Совета Министров, срок полномочий и отставки
- §3. Организация деятельности Совета Министров
- §4. Место Совета Министров в системе органов государства Республики Беларусь и его взаимодействие с другими органами государственной власти
- §5. Компетенция Правительства
- §6. Акты правительства и их соотношение с актами Президента Республики Беларусь
- Глава 5. Судебная власть в республике беларусь и ее конституционное закрепление
- § 1. Конституционные основы судебной власти в Республике Беларусь
- § 2. Конституционные принципы организации судебной власти в Республике Беларусь
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- § 4. Статус судей Республики Беларусь
- §5. Система судов общей юрисдикции, порядок их формирования и деятельность
- § 6. Система хозяйственных судов, порядок формирования и деятельности
- §7. Конституционный Суд Республики Беларусь, порядок формирования и состав
- §8. Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь
- § 9. Роль Конституционного Суда Республики Беларусь в защите прав и свобод граждан
- §10. Порядок принятия, оформления, опубликования и пересмотр решений Конституционного Суда
- §11. Регламент Конституционного Суда (общие положения)
- Раздел III регламента посвящен организации работы Конституционного Суда, делопроизводству в Конституционном Суде, организации работы его Секретариата и правам и обязанностям работников Секретариата.
- Глава 6. Конституционные основы местного управления и самоуправления в республике беларусь
- §1. Понятие и принципы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- §2. Система местных органов управления и самоуправления и мероприятия по совершенствовании работы с гражданами и юридическими лицами
- §3. Характеристика местных представительных органов, порядок образования, состав, полномочия
- § 4. Исполнительные комитеты (Администрация), порядок образования, структура, полномочия
- §5. Акты, принимаемые органами местного управления и самоуправления
- § 6. Экономическая основа местного управления и самоуправления
- Список правовых источников и рекомендуемой литературы