logo
ПЕТРОВ

§ 9. Роль Конституционного Суда Республики Беларусь в защите прав и свобод граждан

Конституционный Суд Республики Беларусь при исполнении своей основной функции, закрепленной в ст. 116 Конституции, с момента образования, осуществляя проверку конституционности нормативных актов, стоял и стоит на защите прав и свобод человека (далее в данном параграфе – Суд).

Так, в связи с неоднозначным пониманием и возникающими трудностями в правоприменительной практике 25 марта 1997 г. Конституционным Судом дано толкование Заключения от 27 июня 1996 г. «О соответствии Конституции и законам Республики Беларусь постановления Верховного Совета от 11 июня 1993 года «О порядке купли-продажи квартир (домов) в Республике Беларусь» и временного положения о порядке купли-продажи квартир (домов), утвержденного постановлением Совета Министров от 31 августа 1993 года № 589». Исходя из конституционных гарантий на свободу передвижения и выбора места жительства в пределах Республики Беларусь, права собственности и права граждан на жилище, а также норм международного права, Суд разъяснил, что граждане Республики Беларусь, в том числе и постоянно проживающие за пределами республики, вправе приобретать квартиры (дома) по договору купли-продажи в любых населенных пунктах Республики Беларусь независимо от постоянного места жительства. Вместе с тем, по мнению Суда, законом могут быть определены особенности купли-продажи квартир (домов) в городе Минске, поскольку Минск как столица Республики Беларусь согласно Конституции имеет особый статус. Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Беларуси и имеющих законный источник существования, то они должны пользоваться наравне с гражданами Республики Беларусь правом приобретения в порядке купли-продажи квартир (домов) в Беларуси. При этом не исключается возможность установления международными договорами и законами Республики Беларусь особенностей приобретения ими квартир (домов) по договорам купли-продажи. Согласно действующему национальному законодательству этим правом не обладают иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие постоянного места жительства в Республике Беларусь. Суд также разъяснил, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие на территории Республики Беларусь, вправе приобретать квартиры (дома) в Республике Беларусь в соответствии с международными договорами и установленной процедурой реализации норм международных договоров.

В соответствии с решением Суда о толковании указанного Заключения Национальное собрание Республики Беларусь Законом от 12 ноября 1997 г. признало Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 11 июня 1993 года "О порядке купли-продажи квартир (домов) в Республике Беларусь" утратившим силу. Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 22 декабря 1997 г. N 1701 также внес соответствующие изменения во Временное положение о порядке купли-продажи квартир (домов), утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 31 августа 1993 г. N 589. По представлению прокурора города Минска, в основу которого положено толкование Заключения Конституционного Суда, Мингорисполком отменил свое решение от 12 июня 1997 г. N 531 "О купле-продаже квартир (домов) в г.Минске" и принял 30 октября 1997 г. новое решение по данному вопросу.

В своей практической деятельности Конституционный Суд постоянно уделяет внимание защите личных (гражданских), политических, социально-экономических и культурных прав и свобод граждан. Например, при вынесении решения от 4 июня 2007г.

При вынесении решения от 4 июня 2007 г. Конституционный Суд, руководствуясь принципом равенства всех перед законом, определил, что если граждане (наниматель, собственник жилого помещения, член организации граждан-застройщиков) при вселении в их жилое помещение нетрудоспособных родителей или нетрудоспособных родителей супруга (супруги) стали нуждаться в улучшении жилищных условий, то они в соответствии с законом имеют право на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента вселения указанных лиц, а не по истечении пяти лет со дня ухудшения своих жилищных условий независимо от того, нетрудоспособные родители кого из супругов были вселены в жилое помещение.

Конституцией гарантируется право на труд (статья 41), которое может быть реализовано путем заключения трудовых договоров, в том числе контрактов. Подпунктом 2.5 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. N 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины" установлено, что контракт, заключенный с работником, должен предусматривать дополнительные меры стимулирования труда (предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до пяти календарных дней, повышение тарифной ставки). В постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 25 сентября 1999 г. N 1476 также указано, что в контракте должна быть определена конкретная минимальная компенсация за ухудшение правового положения работника. Имеют место случаи, когда в организациях, финансируемых из бюджета и пользующихся государственной поддержкой, при переводе работника на контрактную форму найма не обеспечивается реализация положений подпункта 2.5 пункта 2 вышеназванного Декрета. В связи с этим Конституционный Суд решением от 16 ноября 2006 г. внес в Совет Министров предложение о необходимости рассмотрения вопроса либо о реальном гарантировании для работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, исполнения соответствующих положений упомянутых выше декрета и постановления Совета Министров, либо о закреплении в законодательстве такой формулировки, в соответствии с которой предоставление указанной меры будет определяться по соглашению сторон с учетом финансовых возможностей организации. В настоящее же время данная мера должна быть предусмотрена в контракте в качестве обязательного условия. На практике это подтверждается тем обстоятельством, что органы, осуществляющие контроль за соблюдением трудового законодательства, налагают взыскания на должностных лиц субъектов хозяйствования в случае отсутствия в контрактах дополнительных мер стимулирования труда работников.

Обращения граждан являются одной из важнейших форм взаимодействия государства и граждан, реализации гражданами права на участие в управлении делами государства и общества, закрепленного в статьях 37, 40 Конституции. Конституционный Суд поддерживает усилия Главы государства и Парламента по значительному улучшению работы с обращениями граждан.

В Конституционный Суд граждане обращаются как по вопросам правоприменения, так и в связи с проверкой непосредственно конституционности нормативных правовых актов. В обращениях отмечаются несовершенство норм права и ненадлежащая практика их исполнения. Граждане часто направляют в Конституционный Суд повторные обращения после рассмотрения их вопросов в других инстанциях, в том числе и судебных органах.

Анализ обращений граждан показывает, что в обществе есть осознание ценности основ конституционного строя, конституционных прав и свобод в повседневной жизни, понимание того, что государство призвано служить людям, защищать и охранять их права, свободы и законные интересы. В связи с этим в большинстве своих обращений граждане апеллируют к авторитету государства, которое должно, по их мнению, восстановить законность и справедливость. Изучение в Конституционном Суде представленных гражданами материалов в ряде случаев показывало, что, действительно, их обращения являются обоснованными, но в других государственных инстанциях не были рассмотрены правильно. Так, проанализировав Положение о порядке приема граждан в Минском городском исполнительном комитете (решение Мингорисполкома от 1 октября 2002 г. № 1430), Конституционный Суд решением от 15 апреля 2004 г. признал данное Положение неконституционным в части, фактически исключающей возможность устного обращения граждан на личном приеме, а также устанавливающей необходимость обоснования гражданами законности своих требований. Аналогичное решение принято Конституционным Судом 23 августа 2004 г. и в отношении решения Гомельского областного исполнительного комитета от 17 апреля 2003 г. « 267. Указанные решения Конституционного Суда были исполнены.

Конституционный Суд неоднократно выносил решения направленные на обеспечения права граждан на судебную защиту (например, решения от 23.03.2001г., 24.12.2002г., 03.11.2003г. и другие).

Гарантии прав и свобод граждан, закрепленные в Конституции и законах, в государстве для народа приобретают особую значимость. Неукоснительное исполнение нормативных предписаний постепенно становится естественной нормой поведения большинства граждан и субъектов хозяйствования. Приверженность государства к исполнению конституционных норм видна на практике исполнения решений Конституционного Суда. При этом обеспечивается надлежащее воплощение конституционных принципов и норм в общественную практику. Особенно важно, чтобы исполнялись решения Конституционного Суда, касающиеся прав и свобод граждан.