§6. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республики Беларусь
Вопрос о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства является составной частью общей проблемы прав личности в обществе.
Кто же считается в Республике Беларусь иностранными гражданами, а кто - лицами без гражданства?
Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства. К таким доказательствам относятся национальные паспорта или заменяющие их документы. Под категорию иностранных граждан в Республике Беларусь попадают и лица, обладающие подданством.
Следует отметить, что иностранные граждане, имеющие гражданство двух или более государств, считаются в Республике Беларусь гражданами того государства, по документам которого они въехали на территорию Республики Беларусь.
Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства. Безгражданство может возникать по разным мотивам: если ребенок родился от лица без гражданства в том государстве, которое не предоставляет ему гражданства: если лицо утратило гражданство и не приобрело нового; если при вступлении в брак с иностранцем женщина утратила свое гражданство и по законам государства мужа нового не приобрела: могут быть и другие мотивы.
Международная конвенция 1954 года о статусе лиц, не имеющих гражданства, приравнивает этих лиц (апатридов) в правах к иностранным гражданам.
Каждое государство само устанавливает для иностранцев, находящихся на его территории, соответствующий правовой статус. Этот статус определяется как внутренним (национальным) законодательством, так и международными договорами.
Конституция Республики Беларусь является основным нормативным актом, определяющим правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Согласно статье 11 Основного Закона иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. Согласно ст. 12 Конституции Республики Беларусь наша страна может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность.
Среди нормативных актов, регулирующих правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, особое значение имеет Закон от 4 января 2010г. года № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее - Закон). Этот закон определяет правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, устанавливает правила их въезда, пребывания и выезда, порядок регистрации, депортации и высылки, а также другие вопросы, касающиеся иностранцев, находящихся на территории Республики Беларусь.
В действующем законодательстве Республики Беларусь широко используется отсылка к международным договорам. Так, согласно гражданскому законодательству Республики Беларусь, если международным договором, в котором участвует Республика, Беларусь, установлены иные правила, чем те которые содержатся в белорусском законодательстве, то применяются правила международного договора.
Нормы, относящиеся к правовому статусу иностранцев, содержатся также в заключенных Республикой Беларусь двусторонних соглашениях об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, сотрудничестве в области международного туризма и т.д. Например, Республика Беларусь имеет ряд соглашений с зарубежными странами, предусматривающих безвизовые поездки граждан по служебным, общественным и личным делам.
С некоторыми государствами Республика Беларусь имеет договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Основная цель этих договоров заключается в том, чтобы обеспечить равную защиту прав и законных интересов граждан одного государства на территории другого государства.
Правовой статус иностранного гражданина можно разделить на две части: правовой статус гражданина своего государства и правовой статус гражданина страны пребывания. Находясь за пределами своего государства, он сохраняет с ним правовую связь, подчиняется его законам. В то же время гражданин должен соблюдать законы и иные нормативные акты страны пребывания.
Лица без гражданства подчиняются только правопорядку страны пребывания. Если это лицо переезжает на жительство в другое государство, его правовая связь с прежним государством прекращается и устанавливается правовая связь с государством, в котором оно в настоящее время находится.
В отношении иностранцев, находящихся в Республике Беларусь, действует принцип национального режима. Суть его заключается в том, что иностранцы в своих правах приравниваются к гражданам Республики Беларусь. Так, в соответствии со статьей 4 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь». Иностранцы в Республике Беларусь пользуются теми же правами и свободами и выполняют те же обязанности, что и граждане Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, иными актами законодательства республики и международными договорами Республики Беларусь.
Белорусское законодательство не связывает применение национального режима с принципом взаимности. Права и свободы иностранцам в Беларуси предоставляются независимо от того, имеют ли такие же права и свободы в их странах граждане Республики Беларусь. Вместе с тем, если иностранное государство применяет к гражданам Республики Беларусь дискриминационные меры, наносящие ущерб их правам и законным интересам, Республика Беларусь может установить ответные ограничения (реторсии).
Иностранцы в Республике Беларусь равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. В связи с этим в Республике Беларусь женщине-иностранке предоставляются равные права с мужчиной-иностранцем. В частности, жена вправе без согласия мужа поступить на работу, распоряжаться своим имуществом, обращаться с иском в суд и т.д. Нормативные акты некоторых государств (например, Бразилии, Греции), устанавливающие власть мужа над женой, перестают действовать для граждан этих государств во время их пребывания в Республике Беларусь.
Исходя из принципа равенства всех перед законом, в Республике Беларусь не имеют юридической силы запреты, действующие в некоторых государствах, для вступления в брак между белыми и неграми. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав по расовым и национальным признакам в Республике Беларусь наказываются по закону.
Объем прав и обязанностей иностранцев в Беларуси зависит от того, постоянно или временно проживают они в республике. Поэтому разделение законодательством иностранцев на постоянно и временно проживающих, временно пребывающих имеет важное практическое значение.
Временно пребывающий в Республике Беларусь иностранец – лицо, прибывшее в Республику Беларусь на срок не более девяноста суток в год со дня въезда в Республику Беларусь на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее разрешения на временное проживание в Республике Беларусь или разрешения на постоянное проживание.
Согласно статье 1 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» иностранные граждане и лица без гражданства считаются постоянно проживающими в Республике Беларусь, если они имеют выданное органами внутренних дел разрешение на постоянное проживание и вид на жительство в Республике Беларусь.
Разрешение на постоянное проживание выдается иностранцам, которые:
-
являются близкими родственниками граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих в Республике Беларусь;
-
являются лицами, которым предоставлен статус беженца или убежище в Республике Беларусь;
-
имеют право на воссоединение семьи;
-
прожили на законных основаниях в Республике Беларусь последние семь и более лет;
-
имеют основания для приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации;
-
состояли ранее в гражданстве Республики Беларусь;
-
являются работниками и специалистами, в которых нуждаются организации Республики Беларусь;
-
обладают исключительными способностями и талантом или имеют выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта;
-
являются иностранными инвесторами, вложившими инвестиции в размере не менее ста пятидесяти тысяч евро в объекты инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь;
-
являются этническими белорусами или их кровными родственниками по прямой нисходящей линии: детьми, внуками, правнуками, родившимися за пределами современной территории Республики Беларусь.
Разрешение на постоянное проживание может быть выдано иным иностранцам, не указанным в части первой статьи Закона на основании решения Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Порядок выдачи иностранцам разрешений на постоянное проживание определяется законодательными актами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Порядок регистрации постоянно проживающих в Республике Беларусь иностранцев и снятия их с регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания в Республике Беларусь определяется законодательными актами Республики Беларусь.
Вид на жительство в Республике Беларусь лицам, получившим разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь, оформляется в порядке, утверждаемом Советом Министров Республики Беларусь.
В целях государственного регулирования процесса въезда иностранцев на постоянное проживание в Республику Беларусь Совет Министров Республики Беларусь может устанавливать иммиграционную квоту (предельную ежегодную норму приема иностранцев на постоянное проживание), которая определяется для каждого государства отдельно.
Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь по иным основаниям, считаются временно проживающими в Республике Беларусь (например, приезд в Беларусь на учебу, близким родственникам, для занятий трудовой или иной деятельностью и т.п.). Эти лица обязаны выехать из Республики Беларусь до истечения срока действия выданного им разрешения на временное проживание, если на момент истечения указанного срока ими не получено новое разрешение на временное проживание либо разрешение па постоянное проживание.
B целях учета иностранцев, временно пребывающих, временно и постоянно проживающих в Республике Беларусь, создается центральный банк данных учета иностранцев, пребывающих в Республике Беларусь.
Права и свободы иностранцев в Республике Беларусь весьма широки и разнообразны. Они предусмотрены конституционным, административным, гражданским, трудовым, семейным и иным законодательством Республики Беларусь.
Иностранцы на территории Республики Беларусь пользуются в основном теми же правами и свободами, что и белорусские граждане. Как уже отмечалось, права и свободы предоставляются иностранцам независимо от того, имеют ли такие же права и свободы в их странах граждане Республики Беларусь. Ограничения прав и свобод иностранцев могут устанавливаться только в случаях, если это необходимо для защиты прав и свобод граждан Республики Беларусь, обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения.
Гражданская правоспособность иностранца в Республике Беларусь определяется белорусским законом. Применение к иностранцу закона государства, гражданином которого он является, допускается лишь при наличии соответствующего международного договора, участником которого является Республика Беларусь.
Гражданская дееспособность иностранца в Республике Беларусь определяется по закону страны, гражданином которой он является. В то же время гражданская дееспособность иностранцев в отношении сделок, совершаемых в Республике Беларусь, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в Республике Беларусь, определяется по белорусским законам.
Согласно многосторонней Конвенции о правовой помощи стран СНГ от 22 января 1993 года гражданская дееспособность физических лиц определяется законодательством договаривающейся стороны, гражданином которой является это лицо.
Иностранцы в Республике Беларусь могут иметь в собственности имущество, наследовать или завещать его, пользоваться иными имущественными и личными неимущественными правами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.
Иностранцы имеют право свободно передвигаться и выбирать место пребывания (место жительства) в пределах территории Республики Беларусь в соответствии с Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Порядок передвижения иностранцев и выбор ими места пребывания (места жительства) в пределах территории Республики Беларусь определяются Законом и Правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь.
Иностранцы могут свободно передвигаться по территории Республики Беларусь, за исключением мест, для посещения которых требуется специальное разрешение, выдаваемое уполномоченными государственными органами или иными организациями Республики Беларусь, и объектов, для въезда на территорию которых и пребывания на ней требуется специальное разрешение, выдаваемое администрациями этих объектов.
Перечень мест, для посещения которых иностранцам требуется специальное разрешение, и объектов, для въезда на территорию которых и пребывания на ней иностранцам требуется специальное разрешение, а также государственных органов и иных организаций Республики Беларусь, уполномоченных выдавать такие разрешения, определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Иностранцам, находящимся в Республике Беларусь, гарантируются неприкосновенность личности и жилья, другие личные права и свободы. Никто из них не может быть подвергнут аресту, иначе как на основании решения суда или санкции прокурора. Задержанные или заключенные под стражу, домашний арест иностранцы без промедления должны быть проинформированы органом, задержавшим или применившим меру пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, на понятном им языке о причинах их задержания или применения к ним меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и правах, которые они имеют в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Орган, задержавший иностранца или применивший к нему меру пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, по требованию иностранца, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, не позднее одних суток с момента задержания или применения меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста сообщает об этом в Министерство иностранных дел для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства задержанного или заключенного под стражу, домашний арест иностранца.
Порядок информирования Министерства иностранных дел о задержании иностранца или о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста определяется Советом Министров Республики Беларусь.
По законодательству Республики Беларусь иностранцам гарантируется право на обращение в суд и другие государственные органы для защиты своих прав.
Иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Беларусь, могут заниматься трудовой, предпринимательской или иной деятельностью, если эта деятельность не запрещена законодательством Республики Беларусь либо для занятия такой деятельностью не предусматривается обязательное условие, связанное с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.
Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право заниматься трудовой, предпринимательской или иной деятельностью на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь. Однако они не вправе осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.
Иная деятельность осуществляется иностранцами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Работающие в Республике Беларусь иностранцы пользуются равными с белорусскими гражданами трудовыми правами. Им на общих основаниях определяется на белорусских предприятиях рабочее время, время отдыха, заработная плата и т.д. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь и занимающиеся на законных основаниях трудовой, предпринимательской или иной деятельностью, имеют все социально-экономические права, которыми пользуются граждане Республики Беларусь, включая право на социальное обеспечение (пенсии, пособия и т.п.).
Иностранцы могут вступать в профессиональные союзы и иные общественные объединения, созданные и действующие на территории Республики Беларусь, если это предусмотрено их уставами.
Иностранцы не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, созданных и действующих на территории Республики Беларусь, преследующих политические цели.
В соответствии с порядком, установленным законодательством Республики Беларусь, иностранцы имеют право на получение образования в республике. Временно проживающие в Республике Беларусь несовершеннолетние иностранцы имеют право на получение дошкольного и общего среднего образования наравне с несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь.
Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь могут заключать или расторгать брак с гражданами Республики Беларусь и иными лицами. При этом иностранцы пользуются правами и исполняют обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь.
Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют право на доступное медицинское обслуживание наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.
Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на доступное медицинское обслуживание за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.
Порядок и условия обязательного медицинского страхования иностранцев, въезжающих в Республику Беларусь для временного пребывания или временного проживания, определяются законодательными актами Республики Беларусь.
Иностранцы в Республике Беларусь имеют право на сохранение и развитие своего национального языка и культуры, соблюдение национальных традиций и обычаев в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Оскорбление национального достоинства иностранцев влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Иностранцы в Республике Беларусь пользуются всеми средствами правовой защиты прав и свобод личности, предусмотренными законодательством Республики Беларусь.
В законодательстве Республики Беларусь содержатся отдельные изъятия в отношении прав иностранцев. Так, для иностранцев установлены ограничения в отношении права занимать некоторые должности и заниматься определенной деятельностью. Например, иностранцы не могут работать в составе экипажей воздушных судов белорусского государства. Они не могут также работать в Республике Беларусь судьей, прокурором, следователем, нотариусом, занимать иные должности, назначение на которые связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.
Кроме того, иностранцы не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах.
Белорусским законом на иностранцев не возлагаются лишь некоторые обязанности граждан Республики Беларусь. В частности, согласно статье 20 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» иностранцы не исполняют воинской обязанности.
Предоставляя иностранцам права и свободы, законодательство Республики Беларусь вместе с тем обязывает их соблюдать белорусские законы, с уважением относиться к традициям и обычаям белорусского народа. Осуществление иностранцами своих прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Республики Беларусь, правам белорусских граждан и других лиц.
Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь обязаны соблюдать запрет на совершение таких действий как публичные призывы к свержению существующего конституционного строя, пропаганда войны и т.п.
Белорусское законодательство, предоставляя иностранцам, право на пользование достижениями национальной культуры, одновременно с этим возлагает на них обязанность бережно относиться к памятникам истории и культуры, другим ценностям Республики Беларусь.
Иностранцы в Республике Беларусь облагаются налогами на общих основаниях с белорусскими гражданами, если иное не предусмотрено законом.
Иностранцы, совершившие на территории Республики Беларусь преступления, административные и иные правонарушения, несут на общих основаниях предусмотренную законом ответственность.
Иностранец может въезжать в Республику Беларусь, выезжать из Республики Беларусь и осуществлять транзитный проезд через территорию Республики Беларусь по документу для выезда за границу при наличии визы, если иное не определено Законом, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь вправе устанавливать безвизовый порядок въезда иностранцев в Республику Беларусь, их выезда из Республики Беларусь и осуществления транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь.
Виды виз и порядок их выдачи дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Республики Беларусь, Министерством иностранных дел, органами внутренних дел, органами пограничной службы Республики Беларусь определяются Советом Министров Республики Беларусь.
Иностранец при въезде в Республику Беларусь заполняет миграционную карту, которая вместе с документом для выезда за границу предъявляется сотруднику органа пограничной службы в пункте пропуска через Государственную границу.
При выезде из Республики Беларусь иностранец обязан сдать миграционную карту сотруднику органа пограничной службы в пункте пропуска через Государственную границу.
Сотрудником органа пограничной службы в миграционной карте проставляются отметка о въезде иностранца в Республику Беларусь и (или) отметка о его выезде из Республики Беларусь.
Форма миграционной карты и порядок ее использования определяются Советом Министров Республики Беларусь, если иное не определено международными договорами Республики Беларусь.
Законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь могут быть установлены категории иностранцев, которые не заполняют миграционных карт при въезде в Республику Беларусь и не предъявляют их при выезде из Республики Беларусь.
Закон предусматривает, что иностранцу может быть отказано в выдаче визы для въезда или во въезде в Республику Беларусь, если:
-
иностранец в пункте пропуска через Государственную границу нарушил правила пересечения Государственной границы, таможенные правила, - до устранения нарушения;
-
срок действия документа для выезда за границу не превышает девяноста суток до дня предполагаемого выезда иностранца из Республики Беларусь;
-
иностранец осужден в Республике Беларусь или другом государстве за совершение преступления, признаваемого таковым в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь, и судимость не снята или не погашена;
-
иностранец во время своего пребывания в Республике Беларусь неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности и не истек срок, по окончании которого он считается не подвергавшимся административному взысканию;
-
иностранец, подвергнутый во время своего пребывания в Республике Беларусь административному взысканию в виде штрафа, не уплатил его в срок, установленный законодательными актами Республики Беларусь для исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа;
-
иностранец не может подтвердить наличие средств, необходимых для покрытия расходов по его пребыванию в Республике Беларусь и выезду из Республики Беларусь, или предъявить гарантии предоставления таких средств в порядке и размере, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь;
-
во время прежнего пребывания иностранца в Республике Беларусь истек срок временного пребывания;
-
имеются достаточные основания полагать, что иностранец может уклониться от выезда из Республики Беларусь по окончании срока временного пребывания или временного проживания;
-
пребывание иностранца в Республике Беларусь противоречит интересам национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц;
-
в отношении иностранца в соответствии с международным договором Республики Беларусь уполномоченным органом иностранного государства или международной организации принято решение об ограничении его права на въезд на территорию государств - участников международного договора либо государств - членов международной организации.
В соответствии с Законом (ст. 30) право на выезд или во въезде иностранцу в Республику Беларусь может быть отказано в случаях, если:
-
иностранец сообщил ложные сведения, представил документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы;
-
иностранец включен в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен;
-
Республика Беларусь объявила иностранца неприемлемым или нежелательным (persona non grata);
-
имеются сведения, что иностранец является или являлся лицом, осуществляющим экстремистскую, в том числе террористическую, деятельность, имел или имеет отношение к экстремистской, в том числе террористической, контрабандной и (или) иной деятельности, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, к незаконной торговле оружием, боеприпасами или взрывчатыми веществами, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, организации незаконной миграции иностранцев, торговле людьми;
-
иностранец, подлежащий обязательному медицинскому страхованию в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, не имеет договора обязательного медицинского страхования, заключенного с белорусской страховой организацией, или договора медицинского страхования, заключенного с иностранной страховой организацией, действительного на территории Республики Беларусь;
-
иностранец имеет заболевание, включенное в перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения.
Виза для въезда в Республику Беларусь может быть выдана иностранцу, подлежащему обязательному медицинскому страхованию в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, в случае невозможности заключения иностранцем договора обязательного медицинского страхования с белорусской страховой организацией или договора медицинского страхования с иностранной страховой организацией, действительного на территории Республики Беларусь.
В случае принятия решения об отказе во въезде в Республику Беларусь, ранее выданная иностранцу виза для въезда в Республику Беларусь аннулируется.
На основании решения об отказе во въезде в Республику Беларусь иностранец в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь, может быть включен в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен.
Иностранцу может быть отказано в выдаче визы для выезда из Республики Беларусь или в выезде из Республики Беларусь, если:
-
он является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, - до прекращения уголовного преследования либо до вступления приговора суда в законную силу;
-
он осужден в Республике Беларусь за совершение преступления, за исключением осужденных без назначения наказания или к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, - до отбытия наказания или освобождения от наказания либо до истечения срока отсрочки исполнения наказания или испытательного срока;
-
он не исполнил без уважительных причин имущественные, налоговые или иные обязательства перед Республикой Беларусь, ее административно-территориальными единицами, физическими и юридическими лицами, установленные вступившими в законную силу судебными постановлениями или исполнительными документами, - до исполнения обязательств;
-
он в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь привлечен к административной ответственности на территории Республики Беларусь, - до прекращения дела об административном правонарушении или исполнения административного взыскания;
-
он имеет задолженность по налоговому обязательству, предусмотренному законодательными актами Республики Беларусь, - до погашения задолженности;
-
его выезд противоречит интересам национальной безопасности Республики Беларусь, - до прекращения обстоятельств, препятствующих выезду;
-
он включен в Список лиц, которым отказано в выезде из Республики Беларусь.
В случае принятия решения об отказе в выезде из Республики Беларусь, ранее выданная иностранцу виза для выезда из Республики Беларусь аннулируется.
На основании решения об отказе в выезде из Республики Беларусь иностранец в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь, может быть включен в Список лиц, которым отказано в выезде из Республики Беларусь.
Иностранные граждане и лица без гражданства, проезжающие через территорию Республики Беларусь транзитом, перемещаются в пограничный пункт выезда из Республики Беларусь по установленному маршруту в соответствии с Правилами транзитного проезда, утвержденными Советом Министров Республики Беларусь. Транзитный проезд осуществляется в срок, не превышающий двух суток со дня въезда в Республику Беларусь, за исключением случая вынужденной остановки.
Депортация – выдворение иностранца за пределы Республики Беларусь в принудительном порядке в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Данная процедура связана с организацией принудительного выезда иностранца с территории Республики Беларусь.
Иностранец может быть выслан из Республики Беларусь в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц, если он не может быть подвергнут депортации.
Решение о высылке принимается органом внутренних дел или органом государственной безопасности.
Высылка может быть осуществлена путем добровольного выезда иностранца из Республики Беларусь или в принудительном порядке.
Порядок осуществления высылки устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Иностранец, в отношении которого органом внутренних дел или органом государственной безопасности принято решение о высылке путем добровольного выезда, обязан в установленный в решении срок выехать из Республики Беларусь.
Высылка в принудительном порядке осуществляется, если:
- имеются основания полагать, что иностранец может уклониться от выполнения решения о высылке путем добровольного выезда;
- иностранец не выехал из Республики Беларусь в срок, установленный в решении о высылке путем добровольного выезда.
При принятии решения о высылке в принудительном порядке орган внутренних дел или орган государственной безопасности с санкции прокурора принимают меры по задержанию иностранца на срок, необходимый для высылки.
На основании решения о депортации или высылке иностранец включается в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен.
Депортированному иностранцу въезд в Республику Беларусь может быть запрещен на срок от одного года до пяти лет.
Высланному иностранцу въезд в Республику Беларусь может быть запрещен на срок от одного года до десяти лет.
В случае депортации или высылки иностранца в его документе для выезда за границу проставляется соответствующая отметка. Форма отметки и порядок ее проставления органом, принявшим решение о депортации или высылке, определяются Советом Министров Республики Беларусь.
Иностранцы, а также их представители имеют право на обжалование решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц Республики Беларусь в вышестоящий государственный орган, вышестоящему должностному лицу.
Обжалование в судебном порядке решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц Республики Беларусь осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Республики Беларусь после обжалования таких решений и действий (бездействия) в вышестоящий государственный орган, вышестоящему должностному лицу.
Жалобы иностранцев на решения государственных органов или должностных лиц Республики Беларусь могут быть поданы в вышестоящий государственный орган, вышестоящему должностному лицу в течение года со дня принятия таких решений, а о высылке – в течение одного месяца со дня ознакомления иностранца с таким решением.
Жалобы иностранцев на решения рассматриваются в месячный срок со дня их подачи.
Обжалование решений государственных органов и должностных лиц Республики Беларусь не является основанием для пребывания иностранцев в Республике Беларусь.
- А.П. Петров конституционное право Учебное пособие
- Оглавление
- Предисловие
- Раздел I. Введение в конституционное право
- Глава 1. Конституционное право – ведущая отрасль права республики беларусь
- § 1. Понятие, предмет и метод конституционного права, как отрасли права
- §2.Система и источники конституционного права и их характеристика
- §3. Конституционно-правовые нормы, институты, подотрасли в системе конституционного права и их характеристика
- §4.Соотношение конституционного права с другими отраслями права
- §5. Конституционно-правовые отношения (субъекты, объекты, содержание) и основания их возникновения, изменения и прекращения
- § 6. Понятие и особенности реализации норм конституционного права
- § 7. Методы реализации норм конституционного права
- § 8. Коллизии в конституционном праве и механизм их разрешения
- § 9. Ответственность за несоблюдение конституционно-правовых норм
- Глава 2. Конституционное право как наука и учебная дисциплина
- §1. Понятие и предмет науки конституционного права, система и источники науки
- §2.Отличие науки конституционного права от отрасли конституционного права
- § 3.Методологиечксие основы исследования в науке конституционного права
- § 4.Конституционное право как учебная дисциплина
- Раздел II. Учение о конституции
- Глава 1. Понятие, юридические свойства и сущность конституции республики беларусь
- §1.Сущность Конституции
- §2. Функции, основные принципы, особенности и структура Конституций Беларуси от 3 февраля 1919г., 11 апреля 1927г., 19 февраля 1937г. И 14 апреля 1978г.
- §3. Принципы и функции Конституции
- §4. Структура Конституции
- Конституция республики беларусь
- Преамбула
- 9 Разделов
- 146 Статей
- §5. Понятие и юридические свойства Конституции
- §6. Порядок принятия, вступления в силу и внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь
- §7. Общая характеристика, содержание, основные принципы построения действующей Конституции
- Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
- §8. Защита и реализация Конституции Республики Беларусь
- Раздел III. Основы конституционного строя
- Глава 1. Понятие и характерные черты конституционного строя республики беларусь и его основ
- §1. Понятие и характерные черты конституционного строя, их соотношение и структура
- §2. Конституционное закрепление общественного строя
- А.) Унитарное государство, его отличие от федеративного и конфедеративного
- Б.) Понятие и сущность демократического государства
- В.) Социальное государство и его конституционное закрепление
- Г.) Правовое государство и его основные признаки
- § 3. Понятие и сущность гражданского общества
- § 4. Общая характеристика конституционного положения «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства»
- Глава 2. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 1. Понятие суверенитета народа, нации, государства, их взаимосвязь
- § 2. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь
- § 3. Государственно-правовые признаки суверенитета Республики Беларусь и гарантии его осуществления
- § 4. Участие Республики Беларусь в работе международно-правовых организаций (оон, обсе, ес и др.)
- § 5. Конституционные основы внешней политики
- Глава 3. Правовые основы и принципы содружества независимых государств. Союз беларуси и россии
- § 1. Республика Беларусь – субъект снг
- § 2. Органы снг и их правовое положение и деятельность
- § 3. Перспективы развития Содружества Независимых государств
- § 4. Основные этапы развития отношений между Беларусью и Россией на рубеже XX и XXI веков
- § 5. Органы Союзного государства Беларуси и России
- Глава 4. Конституционные основы политической системы
- §1. Институты непосредственной и представительной демократии
- §2. Понятие политической системы общества. Характеристика и функции
- §3. Элементы политической системы общества и их функции в политической системе
- §4. Правовая регламентация политических партий в Республике Беларусь
- §5. Правовая регламентация общественных объединений в Республике Беларусь
- Глава 5. Конституционное закрепление экономической системы, социальной основы общества
- §1. Понятие экономической системы Республики Беларусь
- §2. Собственность, право собственности и их конституционное закрепление
- §3. Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- §4. Конституционное регулирование социальной политики
- Раздел IV. Основы конституционно-правового положения личности в обществе и государстве
- Глава 1. Международные стандарты в области основных прав и свобод человека
- § 1. Понятие, задачи, основное назначение международных стандартов в области прав и свобод человека
- § 2. Всеобщая декларация прав человека
- 10 Декабря 1948г.
- § 3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.
- § 4. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г.
- Факультативные протоколы к пакту о гражданских и политических правах
- Глава 2. Механизмы международной и региональной защиты прав и свобод человека
- § 1. Оон как универсальный механизм международной защиты прав и свобод человека
- § 2. Договорные органы и учреждения по правам человека
- § 3. Европейская система защиты прав человека
- § 4. Межамериканская система защиты прав человека
- § 5. Африканская система защиты прав человека
- Глава 3. Конституционно-правовой статус человека, гражданина и личности в обществе и государстве
- § 1. Понятие «человек, личность, гражданин»
- § 2. Взаимоотношения граждан с государством и обществом
- § 3. Конституционно-правовой статус личности
- § 4. Понятие гражданства Республики Беларусь и его принципы
- § 5. Правовая регламентация гражданства Республики Беларусь
- §6. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республики Беларусь
- §7. Правовое положение беженцев в Республике Беларусь
- § 8. Правовой статус иностранцев, представляющих дипломатический корпус своих государств на территории Республики Беларусь
- Глава 4. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- § 1. Теоретические основы и характеристика понятий «конституционные права», «свободы», и «обязанности» человека и гражданина
- § 2. Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей
- §3. Общая характеристика личных прав и свобод и их конституционное закрепление
- § 4. Политические права и свободы и их конституционное закрепление
- § 5. Социально-экономические права и свободы, их характеристика и конституционное закрепление
- § 6. Духовно-культурные права и свободы, их характеристика и конституционное закрепление
- § 7. Основные обязанности и их характеристика
- § 8. Ограничение прав и свобод
- § 9. Гарантии осуществления основных прав, свобод и соблюдения основных обязанностей
- Раздел V. Административно-территориальное деление и устройство республики беларусь
- Глава 1. Административно-территориальное деление и устройство республики беларусь
- § 1. Понятие административно-территориального деления территории и основные принципы административно-территориального устройства
- § 2. Административно-территориальные и территориальные единицы Республики Беларусь, их виды и государственно-правовая характеристика
- § 3. Компетенция государственных органов Республики Беларусь в области административно-государственного устройства
- § 4. Наименование, учет и регистрация административно-территориальных и территориальных единиц
- Раздел VI. Избирательные системы, референдумы
- Глава 1. Избирательное право и избирательная система
- §1. Сущность и содержание избирательного права
- §2. Источники избирательного права
- §3. Понятие избирательная система и ее соотношение с избирательным правом
- §4.Мажоритарная избирательная система и ее разновидности
- §5. Система пропорционального представительства политических партий
- §6. Принципы участия граждан Республики Беларусь в выборах
- §7. Порядок назначения выборов и образования избирательных округов и избирательных участков
- §8. Избирательные комиссии, порядок их образования и полномочия
- §9. Выдвижение и регистрация кандидатов
- §10. Предвыборная агитация. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование
- § 11. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан
- Глава 2. Референдум
- § 1. Референдум (понятие, виды, цели и вопросы, выносимые на референдум). Порядок назначения и проведения референдума
- Раздел VII. Основы организации и деятельности органов государственной власти республики беларусь
- Глава 1. Конституционные основы государственных органов республики беларусь
- § 1. Понятие государственного органа Республики Беларусь и его признаки
- § 2. Система государственных органов Республики Беларусь
- § 3. Конституционные основы классификации государственных органов
- § 4. Разделение властей, как конституционный принцип. Его значение для функционирования демократического и правового государства
- § 5. Контрольно-надзорные органы в Республике Беларусь (Прокуратура, Комитет государственного контроля) и их конституционные полномочия
- § 6. Конституционные основы финансово-кредитной системы Республики Беларусь
- § 7. Национальный банк Республики Беларусь, порядок формирования, компетенция
- § 8. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности государственного аппарата, принципы деятельности
- § 9. Служащий государственного аппарата и его правовой статус
- Глава 2. Конституционный статус президента республики беларусь
- § 1. Понятие, история становления и назначение института президентства
- §2. Президент Республики Беларусь, его правовой статус
- §3. Порядок выборов и прекращение полномочий Президента Республики Беларусь
- § 4. Компетенция Президента Республики Беларусь
- I группа. Полномочия Президента, связанные с организацией и деятельностью законодательной и государственной представительной власти:
- II группа. Полномочия связанные с взаимодействием Президента Республики Беларусь с исполнительной властью и другими центральными органами государственного управления.
- III группа. Полномочия Президента в сфере взаимоотношений с судебной властью.
- IV группа. Полномочия Президента в области безопасности и обороны Республики Беларусь:
- VI группа. Полномочия Президента в области прав и свобод человека и гражданина.
- VII группа. Иные полномочия Президента закрепленные в ст. 84 Конституции Республики Беларусь и не отнесенные ни к одной из вышеперечисленных групп.
- §5.Акты Президента Республики Беларусь (декреты, указы, распоряжения)
- §6.Полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой сфере
- §7.Защита неприкосновенности, чести и достоинства Президента
- §8.Администрация Президента Республики Беларусь
- Глава 3. Основы конституционного статуса национального собрания республики беларусь
- §1.Понятие Парламента и его место в системе органов государства
- §2. Палаты Национального собрания, порядок формирования и прекращения полномочий
- §3.Компетенция палат Национального собрания
- I группа. Общая компетенция палат Национального собрания.
- II группа. Раздельная компетенция палат Национального собрания.
- III группа. Исключительная компетенция Палаты представителей.
- IV группа. Исключительная компетенция Совета Республики.
- §4. Порядок деятельности Национального собрания
- §5. Совет Палаты представителей; Президиум Совета Республики; порядок формирования, полномочия
- §6.Общая характеристика регламентов палат Национального собрания
- §7.Законодательный процесс в Парламенте и его стадии
- II стадия. Рассмотрение законопроекта в Палате представителей.
- III стадия. Рассмотрение законопроектов в Совете Республики.
- IV стадия. Подписание и обнародование закона.
- §8. Правовой статус депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания и гарантии их деятельности
- §9.Основания досрочного прекращения полномочий и порядок отзыва депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
- I Инициирование вопроса об отзыве.
- II Сбор подписей избирателей и порядок возбуждения вопроса об отзыве члена Совета Республики.
- III Порядок проведения голосования об отзыве депутата Палаты представителей и члена Совета Республики.
- Глава 4. Совет министров республики беларусь – центральный орган государственного управления
- §1. Совет Министров Республики Беларусь – высший орган исполнительной власти, состав, порядок формирования
- §2. Структура, подотчетность и подконтрольность Совета Министров, срок полномочий и отставки
- §3. Организация деятельности Совета Министров
- §4. Место Совета Министров в системе органов государства Республики Беларусь и его взаимодействие с другими органами государственной власти
- §5. Компетенция Правительства
- §6. Акты правительства и их соотношение с актами Президента Республики Беларусь
- Глава 5. Судебная власть в республике беларусь и ее конституционное закрепление
- § 1. Конституционные основы судебной власти в Республике Беларусь
- § 2. Конституционные принципы организации судебной власти в Республике Беларусь
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- § 4. Статус судей Республики Беларусь
- §5. Система судов общей юрисдикции, порядок их формирования и деятельность
- § 6. Система хозяйственных судов, порядок формирования и деятельности
- §7. Конституционный Суд Республики Беларусь, порядок формирования и состав
- §8. Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь
- § 9. Роль Конституционного Суда Республики Беларусь в защите прав и свобод граждан
- §10. Порядок принятия, оформления, опубликования и пересмотр решений Конституционного Суда
- §11. Регламент Конституционного Суда (общие положения)
- Раздел III регламента посвящен организации работы Конституционного Суда, делопроизводству в Конституционном Суде, организации работы его Секретариата и правам и обязанностям работников Секретариата.
- Глава 6. Конституционные основы местного управления и самоуправления в республике беларусь
- §1. Понятие и принципы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- §2. Система местных органов управления и самоуправления и мероприятия по совершенствовании работы с гражданами и юридическими лицами
- §3. Характеристика местных представительных органов, порядок образования, состав, полномочия
- § 4. Исполнительные комитеты (Администрация), порядок образования, структура, полномочия
- §5. Акты, принимаемые органами местного управления и самоуправления
- § 6. Экономическая основа местного управления и самоуправления
- Список правовых источников и рекомендуемой литературы