Лекция 13. Муниципальные институты франции Государственное устройство и административно-территориальное деление Франции
Франция – президентско-парламентская республика
Глава государства – Президент, избираемый на 5 лет. В настоящее время – Николя Саркози, вступивший в должность 16 мая 2007г.
Правительство возглавляет премьер-министр, назначаемый президентом республики. Обычно премьер представляет ту партию, которая имеет в Национальном Собрании большинство мест. С 17 мая 2007 года правительство возглавляет Франсуа Фийон.
Законодательная власть – Двухпалатный парламент.
Национальное собрание – 577 членов, избираемых на 5 лет;
Сенат республики – 321 членов, избираемых на 9 лет;
Франция – унитарное государство, имеющее пятиуровневую систему административно-территориального деления. Ее территория делится на регионы, департаменты, округа, кантоны, коммуны.
Органы государственного управления и местного самоуправления создаются в регионах, департаментах и коммунах. В округах и кантонах создаются только отдельные государственные службы.
На 1 января 2006 года метрополия Франции (то есть французские территории, расположенные в Европе) подразделена на следующие иерархически подчиненные части:
3 самых крупных коммуны Парижа, Марселя и Лиона разделены в свою очередь на 45 муниципальных округов. |
Коммуна (от лат. communia – общность) во Франции – административно-территориальная единица самого нижнего структурного уровня (за исключением таких коммун, как Париж, Марсель и Лион). Коммуны могут значительно отличаться друг от друга по численности населения. Так, коммуны – это и многомиллионный Париж, и деревня с десятью жителями.
В каждой коммуне есть мэр и муниципальный совет. Полномочия этих субъектов не зависят от численности населения коммуны. В Париже, Марселе и Лионе коммуны подразделяются на муниципальные округа.
До Великой французской революции коммун не было, их роль отчасти выполняли церковные приходы, число которых составляло порядка 60 000. На начало 2004 г. во Франции насчитывалось 36 782 коммуны, в том числе 36 568 – в метрополии и 214 – на заморских территориях. |
Кантон объединяет несколько коммун (по крайней мере, в сельской местности – в городах, напротив, одна коммуна может соответствовать нескольким кантонам). Своих органов самоуправления в этой структурной единице нет.
Функции кантонов. Кантон является избирательным округом по выборам советников (депутатов) Генерального совета департамента. Это его основное предназначение. Кроме этого в кантоне имеется ряд должностных лиц, которых нецелесообразно иметь в каждой коммуне (нотариус, судья), создается участок жандармерии, призывной участок и т.д.
Округ объединяет от 100 до 150 коммун. Во Франции свыше трехсот округов. Во главе округа стоит лицо не избираемое, а назначаемое правительством. Это должностное лицо – государственный чиновник – именуется субпрефектом, выполняющий определенные законодательством государственные функции.
Следует различать округа и так называемые муниципальные округа, являющиеся административными единицами в составе таких городов, как Париж, Марсель и Лион.
Департаменты. Основной территориально-административной единицей, включающей около 400 коммун, или 35 кантонов, являются департаменты. Департаменты официально пронумерованы в соответствии с алфавитным порядком, порядковый номер, в частности, указывается на номерных знаках автомобилей.
Основным управляющим органом департамента является Генеральный совет, избираемый сроком на шесть лет. С 1982 г. руководит советом его президент. Административный центр департамента носит название «префектура».
Регион – самая крупная административно-территориальная единица во Франции. Регион представляет собой определенную территорию, обладающую собственной культурной или социальной идентичностью. Страна разбита на 26 регионов, 21 из них находится на континентальной «метропольной» территории + 1 – остров Корсика и 4 – на заморских территориях.
В каждом из них избирается орган самоуправления – региональный совет. Главным должностным лицом региона является префект, назначаемый правительством.
Поскольку Франция является унитарным государством, регионы не могут утверждать собственные законодательные и регулирующие нормы. С другой стороны, регионы получают от правительства долю национальных налогов и обладают значительным бюджетом, который расходуют на различные нужды.
Время от времени ставится вопрос о предоставлении регионам некоторой законодательной автономии, но эти предложения всегда подвергаются жесткой критике. Также предлагалось упразднить советы департаментов (Генеральные советы) и передать их функции региональным советам, сохранив департаменты в качестве административной единицы более низкого уровня, однако конкретных шагов предпринято не было.
История регионов. До Французской революции 1789 года королевство Франции подразделялось на провинции – наследие феодальной истории. Размер некоторых провинций более или менее соответствует современным регионам. В 1789 году провинции были упразднены, а французская территория была разделена на 83 департамента. С начала XIX века во Франции существовало движение, требовавшее создания более крупных административно-территориальных единиц и призывавшее к децентрализации власти и признания региональной идентичности. Предпринималось несколько попыток создания регионов. Они создавались в 1941 г. при режиме Виши и распались после окончания войны. Генерал де Голль в 1944 году учредил административные регионы, которыми должны были управлять комиссары республики. Однако эти регионы были расформированы после отставки де Голля в 1946 году. В 1955 году правительство Франции вводит так называемые «программы региональных мероприятий» с целью поощрения экономического и социального развития соответствующих территорий - регионов. С 1960 года эти территории являются не просто местом действия экономических программ, а оказывают влияние на географическую структуру государственных учреждений, которая принимает во внимание границы между регионами. С 1964 года устанавливается для каждого региона должность префекта. В 1969 году прошел референдум о расширении роли регионов. Французы сказали «нет». Возможно, поэтому созданные законом от 5 июля 1972 года региональные советы получают так мало власти. Тем не менее, округа региональных мероприятий становятся полноценными государственными единицами и официально называются регионами после принятия закона о децентрализации 1982 года. Закон от 2 марта 1982 года устанавливает, что выборы региональных советников осуществляются прямым всеобщим голосованием сроком на шесть лет с возможностью многократного избрания. Первые выборы состоялись 16 марта 1986 года. Таким образом, регионы стали полноценными административно-территориальными единицами наряду с департаментами и коммунами.
|
- Лекция 1. Современные подходы к понятию и сущности местного самоуправления Понятия «управление» и «самоуправление»
- Первобытная демократия
- Общественное самоуправление
- Самоуправление в процессе производства
- Местное самоуправление
- Местное самоуправление как местная власть
- Особенности местной власти
- Современные подходы к понятию местного самоуправления
- Субъект и объект местного самоуправления
- Цели местного самоуправления
- Задачи местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №1
- Лекция 2. Принципы формирования и деятельности органов местного самоуправления Понятие «принцип»
- Роль организационно-методологических принципов в формировании и функционировании системы местного самоуправления
- Европейская Хартия местного самоуправления
- Сравнительный анализ принципов формирования и деятельности органов местного самоуправления в Республике Беларусь и в странах Европейского Союза
- Особенности принципов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.
- Контрольные вопросы к лекции №2
- Лекция 3. Организация (устройство) местного самоуправления Общие принципы организации местного самоуправления
- Монистическая (одноуровневая) модель
- Дуалистическая (двухуровневая) модель
- Триалистическая (трехзвенная) модель
- Представительный орган местного самоуправления
- Исполнительный орган местного самоуправления
- Модель «совет – слабый мэр»
- Модель «совет – сильный мэр»
- Модель «совет – управляющий»
- Комбинированная система местного самоуправления
- Комиссионная система местного самоуправления
- Другие модели
- Контрольные вопросы к лекции №3
- Лекция 4. Территориальные основы местного самоуправления Общие принципы территориальной организации местного самоуправления
- Естественные и искусственные территориальные единицы
- Поселенческий и территориальный принципы формирования органов местного самоуправления
- Населенные пункты Республики Беларусь
- Административно-территориальное деление Республики Беларусь
- Контрольные вопросы к лекции №4
- Федеративные государства, существовавшие в прошлом
- Современные федеративные государства
- Права местного самоуправления
- «Позитивное» и «негативное» регулирование полномочий органов местного самоуправления
- Обязанности местного самоуправления
- Разделение власти Сущность разделения власти
- Вертикальная организация (разделение) власти
- Горизонтальная организация (разделение) власти
- Функциональная организация (разделение) власти
- Взаимоотношения государства и местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №5
- Лекция 6. Современные теории и модели местного самоуправления. Контроль за самоуправлением Теории местного самоуправления
- Современные модели местного самоуправления
- Англосаксонская модель
- Континентальная модель
- Иберийская модель
- Советская модель
- Контроль за самоуправлением
- Контроль населения
- Внутренний контроль
- Государственный контроль
- Контрольные вопросы к лекции №6
- Лекция 7. Формирование органов местного самоуправления Формирование исполнительного органа местного самоуправления
- Формирование исполнительного комитета областного территориального уровня
- Формирование исполнительного комитета базового территориального уровня
- Формирование местной администрации.
- Формирование исполнительного комитета первичного территориального уровня
- Формирование представительного органа местного самоуправления
- Избирательное право
- Избирательные системы
- Виды выборов
- Избирательные цензы
- Избирательные комиссии
- Регистрация избирателей (списки)
- Выдвижение кандидатов в депутаты
- Финансирование выборов
- Голосование
- Наблюдатели
- Контрольные вопросы к лекции №7
- Лекция 8. Становление местного самоуправления в беларуси
- Ранние формы самоуправления
- Вече в Новгороде
- Сословное самоуправление
- Дворянское самоуправление
- Городское самоуправление
- Крестьянское самоуправление
- Местные органы власти Великого княжества Литовского
- Магдебургское право
- Земское самоуправление
- Органы местной власти в «советский» период
- Возрождение местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №8
- Лекция 9. Система местного управления и самоуправления в республике беларусь Нормативно правовая база местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Организационная структура местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Представительные органы
- Исполнительные и распорядительные органы
- Территориальное общественное самоуправление (тос)
- Местный референдум
- Собрания граждан
- Правотворческая инициатива граждан
- Общая оценка организационной структуры местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Природные ресурсы
- Местный бюджет
- Расходы местного бюджета
- Укрепление экономической базы местного управления и самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции 10
- Выдержки из бюджета 2008
- 1. В полном объеме зачисляются в бюджеты областей и г.Минска:
- 1.1. Налоговые доходы:
- 3. Областные и Минский городской Советы депутатов:
- 3.1. Направляют из местных бюджетов средства на:
- Лекция 11. Муниципальные институты сша Государственное устройство сша
- Исполнительная власть
- Судебная власть
- Административно-территориальное деление сша и основы местного самоуправления в сша
- Основы местного самоуправления в сша
- Функции, исполняемые муниципальными органами власти
- Местная власть как публичная корпорация
- Модели местного самоуправления
- Финансы самоуправления
- Контроль за самоуправлением
- Контрольные вопросы к лекции 11
- Лекция 12. Муниципальные институты великобритании Государственное устройство Великобритании
- Государственная власть
- Исполнительная власть
- Система корпоративного местного управления
- Местное управление в Англии
- Местное управление в Уэльсе
- Местное управление в Шотландии
- Местное управление в Северной Ирландии
- Местное управление в Лондоне
- Корпорация Лондонского Сити
- Финансы самоуправления
- Контроль за местным управлением
- Контрольные вопросы к лекции №12
- Лекция 13. Муниципальные институты франции Государственное устройство и административно-территориальное деление Франции
- Особенности системы местного самоуправления во Франции
- Характеристика территориальных самоуправляющихся коллективов
- 1. Устройство самоуправления
- 2. Компетенция органов самоуправления региона.
- Департамент
- 1. Устройство самоуправления
- Коммуна
- 1. Устройство самоуправления
- 2. Компетенция
- 3. Мэр коммуны
- Париж – коммуна и департамент
- 1. Париж как коммуна
- 2. Париж как «департамент»
- 3. Финансы Парижа
- Финансы самоуправления во Франции
- Контроль за самоуправлением
- 1. Меры опеки
- 2. Административный контроль
- Контрольные вопросы к лекции №13
- Лекция 14. Муниципальные институты германии. Государственное устройство Германии
- Административное деление Германии
- Характеристика Германской модели местного самоуправления
- Модели местного самоуправления в Германии
- Положение о магистрате
- Положение о бургомистре
- С еверогерманское положение о совете
- Южногерманское положение о совете
- Финансы самоуправления
- 1. Налоги
- 2. Централизованные ассигнования (дотации)
- 3. Кредитное финансирование
- Контроль за самоуправлением
- Контрольные вопросы к лекции №14