logo search
pahomov-2005

§ 23. Международно-правовое регулирование труда

Законодательные акты Украины о труде и принимаемые решения должны отвечать самым высоким требованиям, соответствовать общемировым стандартам нрав человека. Международные нормы, 1сасалшиеся трудовых отноше­ний, направлены на то, чтобы усовершенствовать саму систему внутреннего национального трудового права. При этом обязанность государства — члена Международной организации труда (МОТ) — внести иоменеияя в свою си­стему права в соответствии с конвенциями МОТ возникает лишь постольку, поскольку их нормы содержат, как пра­вило, более льготные условия труда, нежели нормы вну­треннего закона.

Трудовое законодательство Украины состоит не только из национальных нормативных актов, а и многих между­народно-правовых актов, которые ратифицированные или признаны органами высшей государственной власти Укра­ины. Так, согласно статье 9 Конституции Украины, дей­ствующие международные договоры, согласие на обязатель­ность которых выдана Верховной Радой Украины, являет­ся частью законодательства Украины.

Международные договоры Украины с зарубежными госу­дарствами и международными организациями, которые за­ключены от ее имени уполномоченными на то лицами, доаде официального признания, ратификации и утверждения в установленном законом порядке приобретают юридическую силу на территории Украины. В Конституции Украины за­креплен принцип приоритетности норм; международно-правовых актов перед нормами национального ааконодатель-ства. Указанный принцип нашел свое отражение и в отрас­левом законодательстве. Так, в статье 81 КЗоТ Украины указывается, что если международным договором или меж­дународной сделкой, в которых принимает участие Украина, установлены другие правила, чем те, что их содержит зако­нодательство Украины о труде, то применяются правила международного договора или международной сделки. ."

Формой международно-правового регулирования труда являются конвенции и рекомендации о труде, разработан­ные МОТ.

Международно-правовое регулирование труда превра­тилось в важный фактор, характеризующий социальную

284

285

действительность современного целостного и взаимозави­симого мира. Этому во многом способствовала многообраз­ная деятельность МОТ и в первую очередь нормативная.

Международная организация труда в настоящее время занимает важное место среди субъектов международно-правового регулирования труда. Созданная в соответствии с Версальским мирным договором в 1919 г. вместе с Лигой Наций и пережившая эту организацию, МОТ в 1946 г. стала первым специализированным учреждением ООН. На сегод­няшний день число государств -г членов МОТ, более 170, тогда; как первоначально в нее входило лишь 45 госу­дарств.

Международная организация труда занимается следую­щими проблемами:

разрабатывает международную политику и программы, направленные на улучшение условий труда и жизни тру­дящихся, на повышение воаможностей занятости и под­держку основных прав человека;

принимает международные трудовые нормы, служащие основой для осу иргои и леиия данной политики;

проводит широкую программу международного! техни­ческого сотрудничества для оказания помощи правитель­ствам в эффективном проведении в жизнь этой политики;

содействует евшему и профессиональному образованию, ведет исследовательскую № издательскую работу, что спо­собствует выполнению ее программ.

Официальной целью МОТ в соответствии с Филадель­фийской декларацией, принятой в 1944 г. и включенной в качестве приложения в Устав МОТ, является «установление прочного мира на основе социальной справедливости и обе­спечения экономической и социальной стабильности в мире». ^ Уставу МОТ и Филадельфийской декларации сформулированы задачи, направленные на достижение этой цели. Они (едятся к развитию и поощрению как на между­народном, так и на национальном уровнях деятельности, направленной на улучшение условий труда и повышение жизненного уровня трудящихся. Задачи эти осуществля­ются путем установления международных трудовых норм в форме конвенций и рекомендаций.

Для выполнения своих задач МОТ использует три до­полняющих друг друга метода работы: разработка, при­нятие международных норм и осуществление контроля за

их соблюдением. Помимо этого лшт оказываю »тлУЛ«к ствам-членам техническую цомрщь в этой области: прове­дение исследовательской работы и раецростр&неиие инфор­мации.

Субъектами международно-правового регулирования труда могут быть различные объединения государств. На­пример, в настоящее время отдельными полномочиями по такому регулированию обладают члены Содружества Не­зависимых Государств (СВОР).

Среди всех источников >*)»рдународяо~првв<>аого регу­ лирования труда важное значению занимают конвенции к рекомендации. ■•,. > ■> >

Конвенции являются кежднческнмядокументами, име­ющими силу международного даговор».

Конвенция вступает в силу при условии ее ратификации не менее чем двумя государствам* -- чдеиами МОТч Что касается каждого государства г- члена МОТ, они лрхобраг тает юридическую силу емомокта ратификации ее высшим органом государственной влаота. ..•■.•

Отдельную группу источников международно-правового регулирования труда составляют договори к соглашения. В соответствии с нормами международдогоправа каждое государство оформляет ратнфвэишщюдоюворов и соглаше­ний ратификационной грамотой.

Устав МОТ предусматривает принятие рекомендаций в облает* международно-прележдо регулированиятруде-Рекомендации выра&тываютея МОТ в тех случаях, когда вопрос ие считается достаточно разработанным для1 при* нятия твердых, конвенционных обязательств или когда требуется детализировать; дополнить положенкяприниме-емой конвенции, а также когда вырабатываемые "нормам подвержены частым изменения*!.

Совокупность конвенций и рекомендаций, принятых МОТ, характеризуются в зарубежной литературе и офи­ циальных изданиях МВТ как Международный трудовой кодекс. \ #""'" ' '";_' ';'' '

По мере появления кбвого нормативного материала Международный трудовой кодекс дополняется й переиз­дается.

Международный трудовой кодекс является тематически систематизированным сводов ерпдально-трудовых: норм по вопросам, входящих в компетенцию МОТ.

286

2а?

МОТ успешно решает поставленные перед ней задачи, руководствуясь в своей деятельности принципами универ­сальности и трехсторонности (трипартизма), сочетания раз­работки и принятия норм с контролем за их соблюдением.

Принцип универсальности. Этот принцип можно еще назвать принципом всеобщности. Он обеспечивает возмож­ность вступления в МОТ всем государствам, берущим на себя предусмотренные ее Уставом обязательства.

Принцип универсальности выражается также и в харак­тере вырабатываемых и принимаемых МОТ многих трудо­вых норм. Эти нормы, в частности, направлены на создание условий, в которых трудящиеся менее развитых регионов мира могли бы получить права, аналогичные правам рабо* чих и служащих стран с более передовым социальным за­конодательством.

Принцип трехсторонности (трипартизма). В основе это­го принципа лежит особая организация работы МОТ до разработке и принятию международных норм о труде, а также контролю за их применением.

Он заключается в том, что в этой работе наряду с пред­ставителями государств-членов на равных с ними основа­ниях участвуют представители предпринимателей и тру­дящихся. Каждое государство — член МОТ — направляет на ежегодную международную конференцию труда двух делегатов от правительства, одного делегата от предпри­нимателей и одного от трудящихся. Делегаты от предпри­нимателей и от трудящихся выступают и голосуют само­стоятельно.

Таким образом, каждая международная норма отража­ет интересы трудящихся и предпринимателей и является результатом компромиссного решения вопросов, связанных со взаимоотношением сторон в области труда.

Одним из важнейших субъектов международно-право­вого регулирования труда является Европейское Сообще­ство (ЕС). Наравне с нормами национального трудового права в странах Европейского Сообщества действуют также нормы, которые приняты на уровне ЕС и его органами. Главными источниками права ЕС являются директива, регламенты и рекомендации.

Регламенты — акты прямого применения. Они имеют наднациональный и транснациональный характер и не требуют ратификации или другой формы признания госу­дарством членов ЕС.