logo search
ПЕТРОВ

§ 9. Служащий государственного аппарата и его правовой статус

Деятельность государства, функционирование его управленческого аппарата осуществляется через государственную службу, являющуюся особым институтом современного государства. Сам по себе государственный аппарат без персонала представляет собой безжизненную структуру. Таким персоналом являются государственные служащие. Определение их правового статуса как носителей части полномочий органов государственной власти является основополагающим для деятельности всего государственного аппарата Республики Беларусь. Государство приобретает реальность и силу в контингенте его служащих. Сами задачи и функции государства становятся при практической реализации задачами и функциями набранных государством служащих. Формула «кадры решают все» так же стара, как и старо само государство, и будет неизменной, пока оно существует. От кадров зависит работа государственной машины всецело. Именно на государственную службу в Республике Беларусь возлагается значительная доля ответственности за сохранение стабильности и принципов правового демократического государства, за обеспечение прав и свобод человека и гражданина, то есть достижение социальных целей, закрепленных Конституцией Республики Беларусь.

Таким образом, государственная служба в Республике Беларусь, осуществляется посредством деятельности лиц, занятых в ней, призвана претворять в жизнь, определяемую демократическим путем волю государства. Для этого предусмотрено формирование государственной службы из высококлассных специалистов, заинтересованных в работе на пользу общества и стоящих вне политических влияний. С целью стимулирования добросовестной и качественной работы государственным служащим предоставляются широкие социальные гарантии и закрепляются определенные привилегии.

Само слово «служба» употребляется в различных значениях. Под службой понимается и вид деятельности людей, и ведомственное подразделение, и самостоятельное ведомство (Государственный таможенный комитет Республики Беларусь). Рассматривая государственную службу как один из видов платной (оплачиваемой) общественно-полезной деятельности, законодатель в ст. 2 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14.06.2003г. (с изм. и доп.) определяет ее как «профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов».

Концептуально основными целями и задачами государственной службы являются: охрана конституционного строя, создание условий для развития открытого общества, защита прав человека и гражданина; обеспечение эффективной деятельности государственных органов в соответствии с их полномочиями и компетенцией путем предоставления профессиональных управленческих услуг политическому руководству этих органов и общественности.

В соответствии со ст.5 указанного Закона, государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

Каждой государственной должности соответствуют определенные классы государственных служащих.

Для государственных служащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых 12-й класс является низшим.

Присвоение классов иным государственным служащим осуществляется на основании заявления государственного служащего или представления его руководителя комиссией по присвоению классов соответствующего государственного органа.

Сведения о прохождении государственной службы отражаются в личном деле государственного служащего, которое содержит анкетные и автобиографические данные. К личному делу приобщаются также документы об образовании, о переподготовке, повышении квалификации, стажировке, об аттестации государственного служащего и другие данные.

В соответствии со ст.24 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь», право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным Законом, иными законодательными актами о государственной службе.

При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускаются какие-либо ограничения и преимущества в зависимости от пола, расы, национальности, социального происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, а также принадлежности к политическим партиям и иным общественным объединениям, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Назначение, утверждение либо избрание на государственную должность оформляются решением, приказом, распоряжением, иным актом соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку.

Поступлению на государственную службу может предшествовать проведение конкурса на занятие государственной должности, а также устанавливаться предварительное испытание.

С гражданами, поступающими на государственную службу, заключается контракт на срок не менее одного года руководителем соответствующего государственного органа. Контракт является основанием для издания решения, приказа, распоряжения, иного акта соответствующего государственного органа, должностного лица.

Как пишет К.И. Кеник, «престиж государственной службы, установление определенных льгот и гарантий, стабильная заработная плата являются привлекательными для значительного количества людей, желающих поступить на работу в государственные органы. Поскольку работники государственных органов проводят в жизнь политику государства, выполняют государственные функции, то в целях обеспечения надлежащего выполнения государственным органом своих полномочий, работниками этих органов должны быть высококвалифицированные, компетентные сотрудники, соответствующие определенным требованиям, предусмотренным законодательством»15.

Для обеспечения подбора компетентных, высокопрофессиональных работников законодательством о государственной службе установлен особый порядок приема на государственную службу.

Закон «О государственной службе в Республике Беларусь» предусматривает, что поступлению на государственную службу может предшествовать проведение конкурса на занятие государственной должности. Для лиц, впервые поступающих на государственную службу, может быть установлено предварительное испытание на срок от 3-х до 6-и месяцев.

Положением о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу от 17 марта 2005г. предусмотрено обязательное проведение квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен проводится с целью установления соответствия уровня профессиональных знаний, умений и навыков лиц, впервые поступающих на государственную службу, современным требованиям эффективной работы в государственных органах.

Вышеназванное Положение не распространяется на лиц, впервые поступающих на государственную службу:

Не предусмотрена сдача квалификационного экзамена для лиц, впервые поступающих на должности прокурорских работников, военнослужащих, должности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и других категорий государственных служащих.

Вступление в государственную должность, осуществление полномочий для отдельных категорий государственных служащих могут быть обусловлены принесением присяги.

Государственные должности, для осуществления полномочий по которым необходимо принесение присяги, а также текст соответствующей присяги определяются законодательными актами.

Государственная служба прекращается в случаях: 1) достижения государственным служащим предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе; 2) возникновения (установления) обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 33 указанного Закона (т.е. наличия оснований, предусмотренных для отказа в приеме на государственную службу); 3) истечения срока, досрочного прекращения полномочий на государственной должности; 4) несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой; 5) разглашения сведений, составляющих государственные секреты; 6) отказа от принесения присяги; 7) нарушения требований законодательства при приеме на государственную службу; 8) отставки; 9) грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе; 10) прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты; 11) неудовлетворительного результата предварительного испытания; 12) вступления в законную силу обвинительного приговора суда.

Государственная служба может быть прекращена и в иных случаях, предусмотренных законодательством о труде и иными законодательными актами.

Освобождение государственного служащего от занимаемой должности оформляется решением, приказом, распоряжением, иным актом руководителя соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку.

Особенности прекращения государственной службы отдельными государственными служащими могут устанавливаться другими законодательными актами.

Законом «О государственной службе в Республике Беларусь» закреплено правовое положение государственного служащего (его права и обязанности), ограничения, связанные с государственной службой, порядок прохождения государственной службы, материальное и социальное обеспечение государственных служащих, назначение и выплата пенсий государственным служащим, а также ответственность за нарушение законодательства о государственной службе.