logo search
ПЕТРОВ

§ 1. Понятие, история становления и назначение института президентства

Термин «президент» происходит от латинского слова Praesidens, что означает «сидящий впереди». В античные времена президентом называли председательствующих на различных собраниях. Однако нынешнее понимание термина «президент» как главы исполнительной власти или главы государства возникло в конце VIII века.

Впервые институт президентства возник в США, в связи с принятием Конституции 1787г. и введения должности президента. Возникновение института президентства в США связано с отрицанием монархической формы правления, с поисками нового способа организации высшей государственной власти. Президент в США был выбранным органами со срочными полномочиями и являлся главой исполнительной власти.

США дали миру образец стабильной системы правления, на которую впоследствии ориентировалось большинство стран.

Первыми, кто последовал примеру США в первой половине XIX в. и стали вводить институт президентства, были страны Латинской Америки.

Первыми президентскими республиками в Европе стали в 1848г. Швейцария и Франция.

В XX веке подавляющее большинство государств Европы, Азии и Африки стали вводить институт президентства. Так, после Первой мировой войны в Европе президенты стали главами государств в Австрии, Чехословакии, Польше, в Азии в 30-40-ые годы XX столетия – в Филиппинах, Сирии, Ливане. В конце 50-х – начале 60-х годов наибольшее распространение президентская модель правления получила на Африканском континенте.

С крушением социалистического лагеря и сменой общественно-экономического строя в 80-х годах XX столетия институт президентства стал вводиться в государствах Восточной и Центральной Европы.

Впервые вопрос об учреждении в СССР поста Президента был поставлен при подготовке проекта Конституции 1936г. Однако Сталин И.В., сосредоточивший к этому времени всю полноту власти в своих руках, выступил против.

Затем вопрос о введении поста Президента в СССР поднимался Хрущевым Н.С. в 1964 году при подготовке проекта новой Конституции СССР, однако смещение его с должностей Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР этот вопрос сняло.

Возможность введения поста Президента обсуждалась при подготовке и в ходе работы XIX Всесоюзной партконференции (июнь-июль 1988г.).

Ход реформ конца 80-х годов в СССР, кардинальные изменения в политической системе общества, развал командно-административной системы, исключение КПСС как руководящей и направляющей силы общества и государства, усиление законодательной ветви власти, ослабление исполнительной власти, кризис коллективного руководства привели к необходимости введения сильной, индивидуализированной, демократической власти.

14 марта 1990г. Внеочередной третий Съезд народных депутатов СССР принимает Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений в Конституцию СССР». В Законе закреплялось, что Президент СССР является главой государства; им мог быть избран гражданин СССР не моложе тридцати пяти лет и не старше шестидесяти пяти лет; одно и то же лицо не могло быть Президентом СССР более двух сроков. В Конституцию СССР 1977г. была внесена норма, что Президент СССР может быть смещен Съездом народных депутатов СССР в случае нарушения им Конституции и законов СССР. Такое решение могло быть принято, если было подано не менее двух третьих голосов от общего числа депутатов Съезда СССР по инициативе самого Съезда или Верховного Совета при наличии заключения Комитета конституционного надзора СССР.

Президентство в СССР просуществовало менее двух лет, но оно обеспечило преемственность власти при крушении партийного руководства государством, создало возможность для учреждения президентской власти в Союзных республиках.

Во всех республиках бывшего Советского Союза был введен институт президентства.

В Республике Беларусь институт президентства был введен с принятием Конституции 15 марта 1994г. и 10 июля 1994г. по результатам второго тура голосования был избран первый Президент Республики Беларусь.

Идея введения института президентства в Беларуси восходит к началу 90-х годов прошлого столетия, когда была предпринята попытка «имплантации» поста Президента в Конституцию БССР 1978 года.

Более трех лет шел процесс подготовки и принятия новой Конституции. Необходимость введения должности Президента, его статуса были предметом острых дискуссий как в самом Парламенте, так и среди общественности страны.

Сторонники парламентарной республики выступали против введения института Президентства в Республике Беларусь, полагая, что в условиях перехода от тоталитарной системы к демократическому правовому государству парламентская система правления является наиболее приемлемой, не создаст условий для узурпации власти одним человеком, парламент может быстро отреагировать при возникновении политического или экономического кризиса. Высказывалось мнение о том, что Беларусь не является развитым демократическим государством, а для введения президентской республики необходимо, чтобы установились твердые демократические традиции.

Сторонники введения поста Президента, напротив, считали, что только сильная исполнительная власть во главе с Президентом может обеспечить выход Беларуси из экономического кризиса, а закрепление в Конституции принципа разделения властей не позволит какой-либо власти возвыситься над другой.

Возобладала, однако, точка зрения, которая предусматривала введение поста Президента в Республике Беларусь, но доминирующее место в системе органов государственной власти оставляла за представительным и законодательным органом – Верховным Советом Республики Беларусь.

По Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994г. Президент являлся главой государства и главой исполнительной власти, входил в систему разделения властей, при нем создавался Кабинет Министров, который он формировал. При этом, в соответствии с п.4 ст.100 Конституции от 15 марта 1994г., Президент назначал и освобождал от должности Премьер-министра, его заместителей, министров иностранных дел, финансов, обороны, внутренних дел, Председателя Комитета государственной безопасности с согласия Верховного Совета. Конституцией Президент наделялся рядом существенных полномочий, однако ведущее место принадлежало Верховному Совету Республики Беларусь. Президент не обладал правом роспуска Парламента, а Верховный Совет в силу ст.104 Конституции от 15 марта 1994г., имел право сместить Президента с должности в случае нарушения Конституции или совершения им преступления. Вопрос о смещении Президента мог быть поставлен по предложению не менее 70 депутатов Верховного Совета.

Учреждение института президентства в Беларуси явилось новым этапом развития белорусской государственности, воспринявший этот государственно-политический институт демократических стран. Однако, концепция президентской власти была слабо разработана. Конституция не предусматривала действенного механизма взаимодействия Президента с другими властными государственными органами; не закрепляла равный баланс полномочий всех ветвей власти; ведущую роль отводила Верховному Совету; только декларировала принцип разделения властей.

Все это привело к конфликту между исполнительной властью в лице Президента Республики Беларусь и законодательной властью в лице Верховного Совета Республики Беларусь, к политическому противостоянию между ними.

Разрешился данный конфликт путем проведения Республиканского референдума 24 ноября 1996г., принявшего новую редакцию Конституции. В результате Республика Беларусь из парламентско-президентской республики превратилась в президентско-парламентскую республику.