3. Концессионное землепользование.
Концессия —г это щ>едоставление с целью удовлетворения общественных потребностей уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления на основании концессионного договора на платной и срочной основе юридическому или физическому лицу (субъекту предпринимательской деятельности) права на создание и управление объекта концессии, при условии принятия субъектом предпринимательской деятельности на себя обязательств по созданию и управлению объектом концессии, имущественной ответственности и возможного пред-принимательскогориска.
Земельные участки, необходимые для осуществления концессионной деятельности, предоставляются в пользование концессионеру на условиях аренды, на срок действия концессионного Договора.
Права и обязанности землепользователей в основном аналогичны правам и обязанностям собственников земельных участков. Однако, как уже отмечалось ранее, у пользователя земельного участка отсутствует право им распоряжаться.
294
Действующим законодательством предусмотрено право земельного сервитута — это право владельца или землепользователя земельного участка на ограниченное платное или беэоплатное пользование чужим земельным участком. Установление земельного сервитута не ведет «с лишению владельца земельного участка, относительно которого установлен земельный сервитут, прав владения, пользования и распоряжения им.
Земельным кодексом Украины установлено, что граждане и юридические лица приобретай»* право еобогвевяости и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности на основании решения органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.
Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в следующих случаях:
а) приватизация земельных участков, находящихся в пользовании граждан;
б) получение земельных участков путем приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;
в) получение земельных участков из земель государ ственной и коммунальной собственности в рамках бесплат ной приватизации. ■
Граждане Украины имеют право на бесплатную Передачу им земельных участков для ведения фермерского хозяйства, личного сельского хозяйства, для садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, для индивидуального дачного строительства, а также для гаражного
строительства.
Приобретение права собственности на земельный участок возможно за давностью пользования (приобретатель-ной давностью). Граждане, которые добросовестно, открыто и беспрерывно пользуются земельным участком на протяжении 15 лет, но не имеют документов* подтверждающих их права на данный земельный участок, могут обратиться в соответствующий орган исполнительной власти или местного самоуправления с ходатайством о передаче ее в собственность или пользование.
Граждане, юридические лица, территориальные громады и государство имеют право приобретать в собственность земельные участки также на основании купли-продажи, мены, дарения, наследования и иных гра*данско*право-
«95
вых сделок. Сделки о переходе права собственности на земельные участки заключаются в письменной форме и подлежат нотариальному удостоверению.
Основаниями прекращения права собственности на земельный участок являются:
а) добровольный отказ собственника от права на земель ный участок;
б) смерть собственника земельного участка (в случае от сутствия наследника);
в) отчуждение земельного участка по решению собствен ника; .
г) обращение взыскания на земельный участок по тре бованию кредитора;
д) отчуждение земельного участка в случае общественной необходимости;
е) конфискация по решению суда.
К основаниям прекращения права пользования земельным участком законодатель относит:
а) добровольный отказ от права пользования земельным участком;
б) изъятие земельного участка» установленных законом случаях;
в) прекращение деятельности государственных либо коммунальных предприятий, учреждений и организаций;
г) использование участка, не соблюдая экологические требования;
д) использование земельного участка не по целевому назначению;
е) систематическая неуплата земельного налога или арендной платы.
Охрана земель — это система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предотвращение необоснованного исключения земель сельскохозяйственного назначения» защиту от вредного антропогенного влияния, воссоздание и повышение плодородия почв, повышение производительности земель лесного фонда, обеспечения особого режима использования земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.
Задачами охраны земель является обеспечение сохранения и воссоздания земельных ресурсов, экологической ценности естественных и приобретенных качеств земель.
296
Охрана земель включает в себя: ; л «у>«< ::<?<<
а) обоснование и обеспечение достижения рационально* го землепользования; ■.■'.-■..>,•; "',.*>■<;
б) защита сельскохозяйственных угодий, лесных земель и кустарников от необоснованного их использования яля'* иных потребностей; '■ >"'- '• ■■■■^'■> ■■■<■■■'■.,. .у*'--"1''
в) защита земель от эрозии, селей,' пвдтажживавжя,'•*»*> болачивания, вторичной засолки, переооуюдевнедуваМ» нения, загрязнения отходами произведены^ хжняммисвтг и радиоактивными веществам и от других неблазчодмштяакк естественных И техногенных процессов; ■ ■■ ::; ., н. .
г) сохранение естественных водно-болотных угодий; '
д) предупреждение ухудшения эсп'отичногочцотеяиияи экологической роли антропогенных ландаамртвд'■•«^ Э>
е) консервирование деградированных ЬнаДопдоишк» дительных сельскохозяйственных угодий; • лдада^эдаку
Земельные споры, в случае их возникновения, повдшяшт разрешению судами, органами местногосамоущтвявнжя и органами исполнительной власти по вопржам'-еемеэяшых ресурсов: ' ■'»■■■ ч ' '■'■■' '-■■■ ."тк'.'г*.
Существует ряд «поров, которые рмфетшижжжтшш" тельно судом. Например, это земельные споры по поводу владения, пользования я распоряжения земеяьнымиуадйЯ'-ками, которые находятся в собственности граждан ичарн-дических лиц, а также споры относительно раягражичеиия территорий сел, поселков, городов, районов * об лаете*.'
Органы местного самоуправления раэрепшптавмеяыше споры в пределах населенных пунктомот*ю*аи<»яьнотршц ц земельных участков, которые находятся в собепттшп» граждан, соблюдения гражданами правил добросоеедола, а также споры относительно размежеваниягр!ГОЩ рвжвЖ»
В Городах. :/■-■;.■:■«}':'й<*;-*1»-.П.!»№■'*:*•;•,•-■
К компетенции органов исполнительней^влвлюш» вопросам земельных ресурсов относится рааретшшшмель-ных споров относительно границ алшжшшьфШШтЩ' пределами населенных пунктов» раоЖДОЖ«*§П№(№р1Шип1в* ний в использовании земель и эемельН1М'«е|«и»у«ч]1».'.{йй!:.
В случае несогласия владельцев земли-нл» «емЖйВВвя*-зователей с решением органон ме<Я«от« («моупрахяения, органа исполнительной власти по вопросам земвявяых ресурсов спор рассматривается в судебном порядке: *> -
Земельные споры рассматриваются оргаяамя неполни-тельной власти по вопросам земельных ресурсов к ор#аи*м»
29Т
местного самоуправления на основании заявления одной из сторон в месячный срок со дня представления заявления.
Земельные споры рассматриваются при участии заинтересованных сторон, которые должны быть заблаговременно поставлены в известность о времени и месте рассмотрения спора. В случае отсутствия одной из сторон при первом решении вопроса и отсутствия официального согласия на рассмотрение вопроса рассмотрение спора переносится. Повторное откладывание рассмотрения спора может иметь место лишь по уважительным причинам. Отсутствие одной из сторон без уважительных причин при повторном рассмотрении земельного спора не останавливает его рассмотрение и принятие решения.
В решении органа местного самоуправления или органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов определяется порядок его выполнения. Решение передается сторонам в 5-дневной срок с момента его принятия.
Стороны, участвующие в земельном споре, имеют право знакомиться с материалами дела относительно этого спора, делать из них выписки, принимать участие в рассмотрении земельного спора, представлять документы и другие доказательства, возбуждать ходатайства, давать устные и письменные пояснения, отвергать ходатайства и доказательства другой стороны, получать копию решения по земельному спору, и, в случае несогласия с этим решением, обжаловать его.
Действующее законодательство предусматривает юридическую ответственность за нарушение земельного'законодательства.
Соглашения, заключенные с нарушением установленного законом порядка купли-продажи, дарения, залога, обмена земельных участков, признаются недействительными по решению суда.
За нарушение земельного законодательства предусмотрена гражданская, административная или уголовная ответственность. Земельный кодекс содержит перечень деяний, за совершение которых предусмотрена юридическая ответственность:
заключение соглашений с нарушением земельного законодательства;
самовольное занятие земельных участков;
порча сельскохозяйственных угодий и других земель, их загрязнение химическими и радиоактивными вещества-
298
ми и стоковыми водами, засорение промышленными, оптовыми и другими отходами;
— размещение, проектирование, строительство, введе ние в действие объектов, которые негативно влияют на
состояние земель;
— невыполнение требований относительно использова ния земель по целевому назначению;
— нарушение сроков возвращения временно занимае мых земель или невыполнение обязанностей относительно приведения их в состояние, пригодное для использования
по назначению;
уничтожение межевых знаков;
укрытие от учета и регистрации, а также изменение данных о состоянии земель, размерах и количестве земельных участков;
непроведение рекультивации поврежденных земель;
уничтожение или повреждение противоэрозийных и гидротехнических сооружений, защитных насаждений;
невыполнение условий снятия, сохранения и нанесения плодородного слоя грунта;
самовольное отклонение от проектов землеустройства;
уклонение от государственной регистрации земельных участков и представления недостоверной информации
относительно их;
— нарушение сроков рассмотрения заявлений относи тельно отвода земельных участков.
Законом Украины может быть установлена ответственность и за другие виды нарушений земельного законодательства.
Самовольно занятые земельные участки подлежат возвращению владельцам земли или землепользователям без возмещения затрат, понесенных за время незаконного пользования ими. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, включая снесение домов, зданий и сооружений, осуществляется за счет граждан или юридических лиц, которые самовольно заняли земельные участки. Возвращение самовольно занятых земельных участков осуществляется по решению суда.
299
- Раздел I
- § 1. Понятие и признаки государства
- § 2. Исторические условия возникновения государства
- § 3. Типы, функции и форма государства
- § 4. Государство в политической системе общества
- § 5. Понятие и признаки права
- § 6. Правовые нормы
- § 7. Система права
- § 8. Правовые отношения
- § 9. Законность и правопорядок
- Раздел II
- §1. Конституция — Основной Закон государства
- §2. Понятие конституционного права
- § 3. Характеристика конституционного строя Украины
- I права вреда;
- I истекший год (ст. 67).
- § 4. Избирательная система Украины
- § 5. Система государственных органов Украины
- Раздел III
- § 1. Понятие управления. Виды управления. Суть и разновидность социального управления
- §2. Государственное управление и его принципы
- § 3. Понятие, предмет и метод административного нрава
- § 4. Понятие и структура административно-правовой нормы
- § 5. Административно-правовые отношения
- § 6. Источники административного права
- § 7. Кодификация административного права
- § 8. Административная ответственность
- 1. Принцип законности. Сущность данного принципа заключается в следующем:
- 2. Принцип целесообразности. Сущностью данного прин ципа являются:
- 4. Принцип сложения взысканий, налагаемых за сово купность нарушений. Признаками данного принципа яв ляются:
- § 9. Государственная служба в Украине
- § 10. Реформирование административного права
- Раздел IV финансовое право
- § 1. Понятие финансового права и его источники
- § 2. Место финансового права в системе права Украины
- § 3. Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения
- § 4. Система финансового права
- § 5. Понятие и значение финансового контроля
- § 6. Органы и организация финансового контроля
- § 7. Виды и методы финансового контроля
- § 8. Понятие налога и сбора. Их классификация
- § 9. Налоговое право и налоговые правоотношения
- Раздел V
- § 1. Предмет хозяйственного, права
- § 2. Методы хозяйственного регулирования
- § 3. Наука хозяйственного права
- § 4. Принципы хозяйственного права
- § 5. Система и источники хозяйственного права
- Раздел VI
- § 1. Понятие гражданского права
- § 2. Система и источники гражданского права
- 9 3. Понятие гражданских правоотношений. Основания их возникновения, изменения и прекращения
- § 5. Порядок и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим
- § 6. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
- § 7. Государство как субъект гражданских правоотношений
- § 9. Понятия и виды сделок согласно ч гражданскому законодательству Украины
- 1 § 14. Понятие собственности. Право
- § 16. Защита права собственности
- § 17. Интеллектуальная собственность
- §18. Понятие и элементы обязательств
- § 19. Основания возникновения обязательств
- § 20. Исполнение обязательств
- § 21. Понятие и содержание гражданско-правового договора
- § 22. Внедоговорные обязательства
- § 23. Общие условия ответственности за причинение вреда
- § 24. Общие понятия и основания наследования
- § 25. Открытие наследства
- § 26. Наследование по завещанию
- § 27. Наследование по закону
- § 28. Принятие наследства
- Раздел VII семейное право
- § 1. Понятие, предмет и метод семейного права
- § 2. Брак
- § 3. Личные и имущественные правоотношения супругов
- § 4. Правоотношения между родителями и детьми
- § 5. Устройство детей, лишенных родительской заботы
- Раздел VIII
- § 1. Понятие гражданского процесса, виды и стадии гражданского судопроизводства
- § 2. Лица, участвующие в деле
- I имеют ее только в тех гражданских делах, которые подведомственны судам.
- I сторон многочисленны. Являясь лицами, принимаю-
- I» делать выписки из него, снимать копии, заявлять от-
- § 3. Подведомственность и подсудность гражданских дел
- 3 'Званных органов.
- § 4. Возбуждение гражданского дела в суде
- § 5. Судебное рассмотрение гражданских дел
- § 6. Решение суда по гражданским делам, их пересмотр и исполнение
- Ративщемуся с заявлением, на моме! установленные вступившим в закр!
- I Конституционным
- Раздел IX хозяйственное судопроизводство
- § 1. Понятие хозяйственных судов и хозяйственного процесса
- § 2. Подведомственность и подсудность дел хозяйственным судам
- § 3. Участники хозяйственного процесса
- § 4. Подача иска и возбуждение производства по делу
- 1) Наименование хозяйственного суда, которому направляется заявление;
- 7) Перечень документов и других доказательств, которые прилагаются к заявлению.
- § 5. Пересмотр судебных решений
- В апелляционном и кассационном порядке,
- А также по вновь открывшимся
- Обстоятельствам
- § 6. Исполнительное производство
- § 1. Понятие, предмет и метод трудового права
- § 2. Функции и система трудового права
- § 3. Принципы регулирования труда
- §4. Источники трудового права, их классификация и виды
- § 5. Общая характеристика трудовых правоотношений
- 1 Далее везде он будет именоваться, как принято на практике, профкомом.
- § 6. Лонети» жпиды трудовых правоотношенийс),
- § 7. Коллективный договор и его содержание
- § 8. Обеспечение занятости и трудоустройства *
- 5) При заключений трудового Договора с физическим
- 6) В иных случаях, предусмотренных законодательством
- § 10. Понятие и виды переродов на другую работу
- §11. Основания прекращения трудовых договоров
- § 12. Основания и порядок увольнения по инициативе собственника или уполномоченного им органа
- 1 Закон Украины «о занятости населения» от 21 ноября 1998 года // Ведомости Верховной Рады Украины.— 1998.— №11-12.
- §13. Оформление увольнения. Выходное пособие
- §14. Понятие и виды рабочего времени
- §15. Понятие и виды времени отдыха
- §16. Оплата труда (заработная плата)
- § 17. Гарантийные й конденсационные выплаты
- 3) Подъемные в виде единовременного пособия в размере месячной заработной платы (оклада) по новому месту работы и 1/4 месячной заработной платы, на каждого переезжающего с ним члена семьи.
- § 18. Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность
- 1) Правовое регулирование прав и обязанностей сторон
- 1) Выговор;
- 2)Увольненйе(п. 1,3,4,7,8 ст.40 п. 1,1,2,3 статьи 41 кЗоТ Украины.
- §19. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка
- 7. Ответственность за нарушение трудовой Дисцип лины.
- 6) Орден князд Ярослава Мудрого — 1,п,ш,1у,у степе ней;
- §20. Материальная ответственность сторон трудового договора
- 3. Имеется вина обязанной стороны в причинений
- 4. Есть причинная связь между ущербом и виновным противоправным поведением обязанной стороны.
- § 23. Международно-правовое регулирование труда
- Раздел XI
- §1. Основы земельного права Украины
- 6. Принцип приоритета требований экологической безопасности.
- 3. Земли природно-заповедного и иного природоохран ного назначения.
- 5) На возмещение убытков в случаях, предусмотренных
- 6) Сооружать жилые дома, производственные и другие
- 3) Своевременно платить земельный налог;
- 4) Не нарушать прав владельцев смежных земельных участков и землепользователей и др.
- 3. Концессионное землепользование.
- § 2. Основы аграрного права Украины
- 1999 Года и т.Д.
- Раздел XII
- § 1. Понятие, предмет и метод экологического права
- § 2. Принципы экологического права
- § 3. Система и источники экологического права
- § 4. Эколого-правовые нормы и экологические правоотношения
- § 5. Управление в области охраны окружающей природной среды
- § 6. Права и обязанности граждан в сфере экологических правоотношений и использование природных ресурсов
- § 8. Правовой статус чрезвычайных экологических ситуаций
- Раздел XIII уголовное право
- §1. Понятие, принципы и источники уголовного права
- § 2. Понятие преступления, его признаки и виды
- § 5. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- § 6. Уголовное наказание и его виды
- V § 7. Общая характеристика должностных у преступлений
- § 8. Общая характеристика преступлений в сфере хозяйственной деятельности
- Литература
- Раздел 1
- Раздел 2
- 5. Закон Украины «о внесении изменений в Конститу цию Украины» // Голос Украины, 8 декабря 2004 г.
- 9; Конститущйне право у крайни / За ред. В.Ф. Погорш-ка. -**.К.: «Наукова думка», 2000.
- 10. Копейчиков в.В. Теорхя держави 1 права. — Ки1в: Юрийсом, 1998 р.
- Раздел 4
- 9. Закон Украины «о государственной контрольно-ре визионной службе в Украине» от 26 марта 1993 г. //Ведо мости Верховной Рады Украины, 1996 г., № 23.
- Раздел 6
- Раздел 7
- Раздел8
- Раздел 9
- Раздел 10
- Раздел 11
- Раздел 12
- Раздел 13