logo search
ПЕТРОВ

§1.Понятие Парламента и его место в системе органов государства

Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь (ст. 90 Конституции).

Парламент как конституционно-правовой институт имеет многовековую историю. С XII века начали развиваться парламентские учреждения в Англии, а затем в других европейских странах. Сначала это были сословно-представительные учреждения, выполнявшие функции ограничения власти монарха.

В XVII – XVIII веках в ходе буржуазных революций восторжествовала идея о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти должен признаваться народ. Народ образует выборный представительный орган власти (парламент).

Слово «парламент» происходит от французского parler – говорить.

Как представительный орган Национальное собрание Республики Беларусь выступает выразителем интересов и воли народа Республики Беларусь, т.е. ее граждан. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой, открывающей возможность избрания в парламент для каждого гражданина в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Как представительный орган Национальное собрание Республики Беларусь, безусловно, вправе выступать от имени всего народа. Однако это право не является исключительным, т.е. принадлежащим только парламенту. Таким правом наделен и Президент Республики Беларусь, который также избирается путем всеобщих демократических выборов. В этом заключается специфика народного представительства в президентской республике с ее принципом разделения властей. Однако представительность Национального собрания Республики Беларусь более широка и диверсифицирована, поскольку она позволяет выявить не только общие, но и территориальные интересы белорусского народа.

Представительная природа Палаты представителей в определенной степени определяется ее составом. Среди ее депутатов представители разных национальностей, разных слоев общества, политических и общественных организаций, носителей различных идеологических воззрений, религиозных взглядов.

Совет Республики является палатой территориального представительства. Члены Совета Республики представляют в Парламенте интересы областей и г.Минска.

Другая конституционная характеристика Национального собрания состоит в том, что оно является законодательным органом Республики Беларусь. Эта функция означает, что Национальное собрание обладает исключительным правом принимать законы, т.е. правовые акты высшей юрисдикционной силы. В этом состоит исключительная возможность Парламента, в пределах своей компетенции решающим образом влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства путем принятия законов.

Конституционный статус Национального собрания отражает принцип разделения властей, а также принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Республики Беларусь.

В отношении с другими структурами власти Национальное собрание выступает как самостоятельный орган законодательной власти, осуществляет функции, свойственные парламентам. Самостоятельность и независимость законодательной власти вытекает из принципа суверенитета народа. Он образуется на основе прямого волеизъявления народа, а поэтому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от Президента и судебной власти, хотя и тесно взаимодействует с ними. Парламент юридически не подчинен никакому государственному органу, в том числе Президенту и Правительству.

Весьма значимы взаимоотношения Национального собрания и Президента Республики Беларусь. Президент участвует в законодательном процессе, подписывает законы, обладает правом вето, назначает 8 членов Совета Республики, может досрочно распустить палаты Парламента, но только в определенных Конституцией Республики Беларусь случаях, назначает выборы в Национальное собрание. Глава государства, обладая широкими реальными полномочиями, вместе с тем, обязан соблюдать законы, не имеет право подменять Национальное собрание. Конституционные положения прямо ориентируют Президента и Национальное собрание на сотрудничество.

Национальное собрание играет значительную роль в отношении Правительства Республики Беларусь – органа, осуществляющего исполнительную власть. Палата представителей участвует в назначении Премьер-министра, заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет либо отклоняет ее, рассматривает вопросы о доверии Правительству и выражает вотум недоверия Совету Министров Республики Беларусь.

Взаимоотношения Парламента с судебной властью проявляются в том, что Совет Республики дает согласие на назначение Председателей высших судебных инстанций, судей Верховного и Высшего Хозяйственного судов, избирает шесть судей Конституционного Суда. Суд играет важную роль в обеспечении конституционной законности. Конституционный Суд Республики Беларусь вправе объявить любой закон – полностью или частично – неконституционным, т.е. утратившим юридическую силу.

Национальное собрание, принимая законы обязательные для остальных ветвей власти, в том числе и для Президента, не должно само их нарушать. Государственные органы, должностные лица не находятся в прямом подчинении законодательного органа, но обязаны исполнять принимаемый им закон.

Таким образом, все это свидетельствует о том, что законодательная власть действует не сама по себе, а в определенной конституционной системе, равновесие которой достигается взаимными противовесами трех основных властей. Взаимная сбалансированность полномочий органов государственной власти Республики Беларусь помогает поддерживать конституционный правопорядок и реально обеспечивает Национальному собранию Республики Беларусь его высокий конституционно-правовой статус.

Правовой статус Национального собрания Республики Беларусь определяется Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 8 июля 2008г. «О Национальном собрании Республики Беларусь».