logo search
ПЕТРОВ

§ 1. Понятие административно-территориального деления территории и основные принципы административно-территориального устройства

Вопрос об административно-территориальном устройстве – это вопрос о том, как организована территория данного государства, из каких частей она состоит и каково их правовое положение. В это понятие входит проблема соотношения и взаимосвязи между различного рода органами, существующими в территориальных структурах данного государства с центральными органами государственной власти.

Таким образом административно-территориальное устройство можно определить как совокупность всех административно-территориальные единиц Республики Беларусь с функционирующей в их пределах системой государственных органов власти.

Административно-территориальное устройство в определенной стране зависит от целого ряда социальных, исторических, национальных, географических и иных условий. Именно эти условия определяют специфику конкретной формы государственного устройства, которая никогда не может быть результатом случайного стечения обстоятельств, всегда детерминирована.

Территория государства всегда определенным образом организована, разделена на части административного или политического значения, в которых проживает население, с целью управления им. Соответствующие главы конституции иногда так и называются: «Об организации государства». В данном случае речь идет не о системе государственных органов, а о территориальной организации государства.

Конституция Республики Беларусь закрепила, что территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь.

Территория Беларуси едина и неотчуждаема. Она делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Административно-территориальное деление государства определяется законодательством (ст.9 Конституции).

До мая 1998 года вопросы административно-территориального деления Республики Беларусь регулировались Положением, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета БССР от 18 января 1983 года.

В настоящее время они регулируются Законом от 5 мая 1998 года «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» (с изм и доп.) (далее в данной главе - Закон), Указом Президента Республики Беларусь от 29 сентября 1998г. № 468 «Об утверждении Положения о порядке решения вопросов, связанных с объединением одноименных административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 1998г. № 1238, которым утвержден ряд нормативных актов, направленных на реализацию вышеуказанного закона, порядок учета и регистрации административно-территориальных единиц Республики Беларусь, порядок наименования и переименования предприятий, учреждений, организаций, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов, расположенных на территории республики Беларусь, а также физико-географических объектов, положение о топонимической комиссии при Совете Министров.

Административно-территориальное деление территории Республики Беларусь как унитарного государства – это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.

Административно-территориальное устройство в республике Беларусь основывается на принципах:

- единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь;

- сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на территории;

- сочетания единой государственной власти Республики Беларусь, осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением;

- осуществления местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц;

- равномерности, сбалансированности и комплексности развития административно-территориальных единиц, взаимосвязи и административно-территориального устройства и социально-экономического районирования;

- включения в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц;

- примерного равенства размеров территории и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;

- многообразия правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;

- гласности и учета общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства (ст. 2 Закона).