Обстоятельствам
Пересмотр судебных решений в порядке апелляционного и кассационного производства, а также по вновь открывшимся обстоятельствам относят к видам хозяйственного процессуального производства.
Так, в связи с принятием Верховной Радой Украины Закона Украины от 21.06.2001 г. «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Украины» в соответствии с нормами раздела XII Хозяйственного процессуального кодекса Украины, на решение местного хозяйственного суда, не вступившее в законную силу, сторонами по делу может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором — апелляционное представление. Апелляционная жалоба или представление направляется через местный хозяйственный суд, который рассмотрел дело.
Решение хозяйственного суда вступает в законную силу после окончания десятидневного срока со дня его принятия, в случае, если в судебном заседании было объявлено только вступительную и резолютивную части решения, оно набирает законной силы после окончания десятидневного срока со дня его надлежащего оформления. А в случае подачи апелляционной жалобы или внесения апелляционного представления решения, если оно не отменено, вступает в законную силу после рассмотрения дела апелляционной инстанцией.
Апелляционной инстанцией является апелляционный хозяйственный суд, полномочия которого распространяются на территорию нахождения соответствующего местного хозяйственного суда. Такие территории определены Указом Президента Украины от 11.07.20013* 511/2001 «Об образовании апелляционных хозяйственных судов и утверждении сети хозяйственных судов Украины».
Для подачи апелляционной жалобы или внесения апелляционного представления прокурором установлен десятидневный срок со дня принятия решения местным хозяйственным судом либо со дня его подписания, оформленного надлежащим образом. На протяжении трех месяцев со дня принятия решения местным хозяйственным судом возможно восстановление пропущенного срока подачи апелляционной жалобы путем подачи ее вместе с ходатайством о восстановлении срока.
Как и в суде первой инстанции, в апелляционном порядке к форме и содержанию апелляционной жалобы (представления) предъявляются определенные требования, а именно: жалоба подается в письменной форме и должна содержать: 1) наименование апелляционного хозяйственного суда, к которому направляется жалоба (представление); 2) наименование местного хозяйственного суда, который принял решение, номер дела и дату принятия решения; 3) требования лица, которое подает апелляционную жалобу (представление), а также основания, по которым возник вопрос о пересмотре решения, со ссылкой на законодательство и материалы, которые есть по делу или поданы дополнительно; 4) перечень документов, приложенных к жалобе (представлению).
К жалобе придаются доказательства уплаты государственной пошлины и направления копии жалобы другой стороне по делу. Апелляционная жалоба должна быть подписана лицом, которое подает жалобу или ее представителем.
Несоблюдение сроков подачи апелляционной жалобы, а также условий, указанных в предыдущем абзаце, является основанием для непринятия жалобы (представления) апелляционным хозяйственным судом и вынесения определения о ее возврате, что допускает возможность повторной подачи после исправления отмеченных обстоятельств, за исключением пропуска срока установленного для подачи жалобы, или при наличии заявления жалобщика об ее отзыве.
Сторона по делу, получив апелляционную жалобу (представление), имеет право послать отзыв на нее апелляционной инстанции и лицу, которое подало жалобу (предоставление), однако отсутствие отзыва на апелляционную жалобу (предоставление) не препятствует пересмотру решения местного хозяйственного суда.
В апелляционной инстанции дела пересматриваются по правилам рассмотрения этих дел в первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных для апелляционного производства. Следовательно, правила, которые установлены только для рассмотрения дел в первой инстанции, применению апелляционным судом не подлежат. В частности, не должны применяться апелляционным судом правила об объединении исковых требований (статья 58 ГПК), о подаче встречного иска (статья 60 ГПК) и выдачи приказа (статья 116 ГПК).
Апелляционный суд пересматривает дело по имеющимся в наличии в деле и дополнительно предоставленным
232
233
доказательствам, если заявитель обосновал невозможность их предоставления суду первой инстанция по причинам» которые не зависели от него. АпелляцИЬнный хозяйственный суд проверяет законность и обоснованность решения местного хозяйственного суда в полном объеме и не связан доводами апелляционной жалобы. Однако следует учесть, что апелляционный суд не будет рассматривать требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы (представления) апелляционная инстанция имеет право: оставить решение местного хозяйственного суда без изменений, а жалобу (представление) без удовлетворения; отменить решение полностью или частично и принять новое решение; отменить решение полностью или частично и прекратить производство по Делу или оставить иск без рассмотрения полностью или частично; изменить решение. "
Последствия апелляционного производства оформляются постановлением апелляционного хозяйственного суда, которое вступает в силу со дня его принятия и направляется сторонам по делу. На постановление апелляционной инстанции мржет быть подана кассационная жадоба.
Кассационная жалоба или кассационное представление могут быть поданы сторонами по делу идя прокурором, как на постановление апелляционной инстанции, так и на решение местного хозяйственного суда, вступившие в законную силу, на протяжении одного месяца с момента вступления в действие указанных актов.
Такое же право имеют лица, которыеле были привлече ны к участию по делу, если суд принял решение или по становление, касающееся их прав и обязанностей, в том числе граждане, не являющиеся субъектами предпринима тельской деятельности. ,
Существенные отличия данных видов хозяйственного судопроизводства в>том, что в соответствии со статьей 108 Хозяйственного процессуального кодеке* Украины и статьи 10 Закона Украины «О хозяйственных судах» (в редакции Закона № 2538^111 от 21.06.2001г.) кассационной инстанцией является Высший хозяйственный суд Украины, то есть высший судебный орган хозяйственных судов Украины в осуществлении правосудия в хозяйственных отношениях.
Процессуальные отличия заключаются в том, что в кассационной инстанции жалоба (представление) рассматрн-
аается по правилам рассмотрения дела в суде первой инстанции за исключением процессуальных действий, связанных с установлением обстоятельств дела и их доказыванием.
Г Кассационная инстанция, пересматривая в кассационном порядке судебные решения, на основании установленных фактических обстоятельств дела проверяет применение судом первой или апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так в случае, когда по результатам проверки судом кассационной инстанции будет установлено, что фактические обстоятельства, которые входят в предмет доказывания по данному делу, выяснены судом первой или апелляционной инстанции с достаточной полнотой, однако допущены ошибки в применении норм материального права, в связи с чем выводы суда первой и апелляционной инстанции не отвечают этим обстоятельствам, суд кассационной инстанции принимает новое решение. А в случаях, когда Высший хозяйственный суд Украины по результатам проверки кассационной жалобы (представления) установит, что судом первой или апелляционной инстанций неполно выяснены фактические обстоятельства дела, которые имеют значение для правильного разрешения спора, и принятое судебное решение в связи с этим недостаточно обосновано или судом первой и апелляционной инстанций принят судебный акт о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, суд кассационной инстанции отменяет решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции и передает дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кроме того, кассационная инстанция не имеет права сама устанавливать или считать Доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении местного или апелляционного хозяйственного суда или отклонены им, решать вопрос о достоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств над другими, собирать новые доказательства или дополнительно проверять доказательства.
В исключительных случаях стороны по делу и Генеральный прокурор Украины, не позднее месяца со дня его принятия, могут обжаловать в кассационном порядке постановление Высшего хозяйственного суда Украины, а также определение Высшего хозяйственного суда Украины о возврате кассационной жалобы (представления) в Верховный Суд Украины, а именно когда: судьями хозяйственных
234
235
судов было применено законодательство, которое противо/ речит или не отвечает нормам Конституции Украины; решение не отвечает практике Верховного Суда Украины; решение одного специализированного суда противоречит решению другого; принятые решения не отвечают международным договорам, заключенным Украиной с другими государствами; различное применение Высшим хозяйственным судом одного и того же положения закона или другого нормативно-правового акта по аналогичным делам.
Отдельной процессуальной формой судебного процесса является пересмотр судебного решения, которое вступило в законную силу по вновь открывшимся обстоятельствам, которая определяется юридической природой этих обстоятельств.
Ко вновь открывшимся обстоятельствам относятся материально-правовые факты, на которых основываются требования и возражения сторон, а также другие факты, которые имеют значение для правильного разрешения спора. Необходимыми признаками вновь открывшихся обстоятельств являются, во-первых, их наличие во время рассмотрения дела, во-вторых, то, что эти обстоятельства не могли быть известны заявителю во время рассмотрения дела. Другими словами, возникновение новых или изменение обстоятельств после разрешения спора или рассмотрения деда о банкротстве не могут быть основанием для изменения или отмены судебного решения по правилам раздела XIII ГПК.
Вновь открывшиеся обстоятельства по своей юридической сути являются фактическими данными, которые в установленном порядке опровергают факты, положенные в основу судебного решения. Эти обстоятельства должны быть должным образом засвидетельствованы. Так, если вновь открывшиеся обстоятельства связаны с выявлением фактов предоставления экспертом заведомо неправильного заключения, который был положен в основу судебного решения или заведомо неправильного перевода документов или объяснений участников процесса, а также предоставления фальшивых документов и тому подобное, такие факты также должны быть подтверждены в установленном законом порядке.
Поскольку заявление стороны или представление прокурора о пересмотре решения местного хозяйственного суда или постановлений и определений апелляционной и касса-
ционной инстанций, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам может быть подано в суд, который их принял, не позднее двух месяцев со дня установления таких обстоятельств, то днем возникновения названных обстоятельств следует считать день, когда они стали или должны были стать измспсые заявителю. Если вновь открывшееся обстоятельство связано с приговором или решением суда, днем возникновения такого обстоятельства считается день вступления в законную силу приговора или решения суда, которые положены в основу соответствуй кнцего судебного акта, или день, когда заявителю стало или должно было стать известно о вступлении их в силу.
Ко вновь открывшимся обстоятельствам следует также относить принятие Конституционным Судом Украины решения о признании законов и других нормативно-правовых актов такими, которые не отвечают Конституции Украины, что на практике относительно часто встречается.
Постановление, определение, принятое по результатам пересмотра судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствами, могут быть пересмотрены на общих основаниях.
- Раздел I
- § 1. Понятие и признаки государства
- § 2. Исторические условия возникновения государства
- § 3. Типы, функции и форма государства
- § 4. Государство в политической системе общества
- § 5. Понятие и признаки права
- § 6. Правовые нормы
- § 7. Система права
- § 8. Правовые отношения
- § 9. Законность и правопорядок
- Раздел II
- §1. Конституция — Основной Закон государства
- §2. Понятие конституционного права
- § 3. Характеристика конституционного строя Украины
- I права вреда;
- I истекший год (ст. 67).
- § 4. Избирательная система Украины
- § 5. Система государственных органов Украины
- Раздел III
- § 1. Понятие управления. Виды управления. Суть и разновидность социального управления
- §2. Государственное управление и его принципы
- § 3. Понятие, предмет и метод административного нрава
- § 4. Понятие и структура административно-правовой нормы
- § 5. Административно-правовые отношения
- § 6. Источники административного права
- § 7. Кодификация административного права
- § 8. Административная ответственность
- 1. Принцип законности. Сущность данного принципа заключается в следующем:
- 2. Принцип целесообразности. Сущностью данного прин ципа являются:
- 4. Принцип сложения взысканий, налагаемых за сово купность нарушений. Признаками данного принципа яв ляются:
- § 9. Государственная служба в Украине
- § 10. Реформирование административного права
- Раздел IV финансовое право
- § 1. Понятие финансового права и его источники
- § 2. Место финансового права в системе права Украины
- § 3. Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения
- § 4. Система финансового права
- § 5. Понятие и значение финансового контроля
- § 6. Органы и организация финансового контроля
- § 7. Виды и методы финансового контроля
- § 8. Понятие налога и сбора. Их классификация
- § 9. Налоговое право и налоговые правоотношения
- Раздел V
- § 1. Предмет хозяйственного, права
- § 2. Методы хозяйственного регулирования
- § 3. Наука хозяйственного права
- § 4. Принципы хозяйственного права
- § 5. Система и источники хозяйственного права
- Раздел VI
- § 1. Понятие гражданского права
- § 2. Система и источники гражданского права
- 9 3. Понятие гражданских правоотношений. Основания их возникновения, изменения и прекращения
- § 5. Порядок и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим
- § 6. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
- § 7. Государство как субъект гражданских правоотношений
- § 9. Понятия и виды сделок согласно ч гражданскому законодательству Украины
- 1 § 14. Понятие собственности. Право
- § 16. Защита права собственности
- § 17. Интеллектуальная собственность
- §18. Понятие и элементы обязательств
- § 19. Основания возникновения обязательств
- § 20. Исполнение обязательств
- § 21. Понятие и содержание гражданско-правового договора
- § 22. Внедоговорные обязательства
- § 23. Общие условия ответственности за причинение вреда
- § 24. Общие понятия и основания наследования
- § 25. Открытие наследства
- § 26. Наследование по завещанию
- § 27. Наследование по закону
- § 28. Принятие наследства
- Раздел VII семейное право
- § 1. Понятие, предмет и метод семейного права
- § 2. Брак
- § 3. Личные и имущественные правоотношения супругов
- § 4. Правоотношения между родителями и детьми
- § 5. Устройство детей, лишенных родительской заботы
- Раздел VIII
- § 1. Понятие гражданского процесса, виды и стадии гражданского судопроизводства
- § 2. Лица, участвующие в деле
- I имеют ее только в тех гражданских делах, которые подведомственны судам.
- I сторон многочисленны. Являясь лицами, принимаю-
- I» делать выписки из него, снимать копии, заявлять от-
- § 3. Подведомственность и подсудность гражданских дел
- 3 'Званных органов.
- § 4. Возбуждение гражданского дела в суде
- § 5. Судебное рассмотрение гражданских дел
- § 6. Решение суда по гражданским делам, их пересмотр и исполнение
- Ративщемуся с заявлением, на моме! установленные вступившим в закр!
- I Конституционным
- Раздел IX хозяйственное судопроизводство
- § 1. Понятие хозяйственных судов и хозяйственного процесса
- § 2. Подведомственность и подсудность дел хозяйственным судам
- § 3. Участники хозяйственного процесса
- § 4. Подача иска и возбуждение производства по делу
- 1) Наименование хозяйственного суда, которому направляется заявление;
- 7) Перечень документов и других доказательств, которые прилагаются к заявлению.
- § 5. Пересмотр судебных решений
- В апелляционном и кассационном порядке,
- А также по вновь открывшимся
- Обстоятельствам
- § 6. Исполнительное производство
- § 1. Понятие, предмет и метод трудового права
- § 2. Функции и система трудового права
- § 3. Принципы регулирования труда
- §4. Источники трудового права, их классификация и виды
- § 5. Общая характеристика трудовых правоотношений
- 1 Далее везде он будет именоваться, как принято на практике, профкомом.
- § 6. Лонети» жпиды трудовых правоотношенийс),
- § 7. Коллективный договор и его содержание
- § 8. Обеспечение занятости и трудоустройства *
- 5) При заключений трудового Договора с физическим
- 6) В иных случаях, предусмотренных законодательством
- § 10. Понятие и виды переродов на другую работу
- §11. Основания прекращения трудовых договоров
- § 12. Основания и порядок увольнения по инициативе собственника или уполномоченного им органа
- 1 Закон Украины «о занятости населения» от 21 ноября 1998 года // Ведомости Верховной Рады Украины.— 1998.— №11-12.
- §13. Оформление увольнения. Выходное пособие
- §14. Понятие и виды рабочего времени
- §15. Понятие и виды времени отдыха
- §16. Оплата труда (заработная плата)
- § 17. Гарантийные й конденсационные выплаты
- 3) Подъемные в виде единовременного пособия в размере месячной заработной платы (оклада) по новому месту работы и 1/4 месячной заработной платы, на каждого переезжающего с ним члена семьи.
- § 18. Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность
- 1) Правовое регулирование прав и обязанностей сторон
- 1) Выговор;
- 2)Увольненйе(п. 1,3,4,7,8 ст.40 п. 1,1,2,3 статьи 41 кЗоТ Украины.
- §19. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка
- 7. Ответственность за нарушение трудовой Дисцип лины.
- 6) Орден князд Ярослава Мудрого — 1,п,ш,1у,у степе ней;
- §20. Материальная ответственность сторон трудового договора
- 3. Имеется вина обязанной стороны в причинений
- 4. Есть причинная связь между ущербом и виновным противоправным поведением обязанной стороны.
- § 23. Международно-правовое регулирование труда
- Раздел XI
- §1. Основы земельного права Украины
- 6. Принцип приоритета требований экологической безопасности.
- 3. Земли природно-заповедного и иного природоохран ного назначения.
- 5) На возмещение убытков в случаях, предусмотренных
- 6) Сооружать жилые дома, производственные и другие
- 3) Своевременно платить земельный налог;
- 4) Не нарушать прав владельцев смежных земельных участков и землепользователей и др.
- 3. Концессионное землепользование.
- § 2. Основы аграрного права Украины
- 1999 Года и т.Д.
- Раздел XII
- § 1. Понятие, предмет и метод экологического права
- § 2. Принципы экологического права
- § 3. Система и источники экологического права
- § 4. Эколого-правовые нормы и экологические правоотношения
- § 5. Управление в области охраны окружающей природной среды
- § 6. Права и обязанности граждан в сфере экологических правоотношений и использование природных ресурсов
- § 8. Правовой статус чрезвычайных экологических ситуаций
- Раздел XIII уголовное право
- §1. Понятие, принципы и источники уголовного права
- § 2. Понятие преступления, его признаки и виды
- § 5. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- § 6. Уголовное наказание и его виды
- V § 7. Общая характеристика должностных у преступлений
- § 8. Общая характеристика преступлений в сфере хозяйственной деятельности
- Литература
- Раздел 1
- Раздел 2
- 5. Закон Украины «о внесении изменений в Конститу цию Украины» // Голос Украины, 8 декабря 2004 г.
- 9; Конститущйне право у крайни / За ред. В.Ф. Погорш-ка. -**.К.: «Наукова думка», 2000.
- 10. Копейчиков в.В. Теорхя держави 1 права. — Ки1в: Юрийсом, 1998 р.
- Раздел 4
- 9. Закон Украины «о государственной контрольно-ре визионной службе в Украине» от 26 марта 1993 г. //Ведо мости Верховной Рады Украины, 1996 г., № 23.
- Раздел 6
- Раздел 7
- Раздел8
- Раздел 9
- Раздел 10
- Раздел 11
- Раздел 12
- Раздел 13