logo search
ТамК_комм_Азарова_2004

§ 3. Применение должностными лицами таможенных

органов физической силы, специальных средств и оружия

Статья 414. Условия применения физической силы, специальных средств и оружия должностными лицами таможенных органов

1. Должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу, специальные средства и оружие в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

2. Применению физической силы, специальных средств и оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении их применить и в случае применения оружия предупредительные выстрелы. При этом должностные лица таможенных органов обязаны:

1) предоставить достаточно времени для выполнения своих законных требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность их жизни и здоровью, может повлечь иные тяжкие последствия, - при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, судов и транспортных средств или при иных обстоятельствах, когда предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;

2) обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, оказание доврачебной помощи и немедленно уведомить о происшедшем начальника таможенного органа, который сообщает об этом прокурору в течение 24 часов.

3. При применении физической силы, специальных средств или оружия в зависимости от характера и степени опасности правонарушения, а также степени оказываемого противодействия должностные лица таможенных органов обязаны исходить из того, что ущерб, причиненный при устранении опасности, должен быть минимальным.

4. В случае применения физической силы, специальных средств и оружия с нарушением установленного порядка должностные лица таможенных органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 414

Правоохранительный характер службы в таможенных органах подчеркивался в комментарии к ст. 401 ТК РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" таможенные органы входят в систему правоохранительных органов РФ. Поскольку в соответствии со ст. 3 этого же Закона должностными лицами таможенных органов являются граждане, занимающие должности в таможенных органах, которым присвоены специальные звания или квалификационные разряды, положения комментируемой статьи распространяются и на сотрудников, и на федеральных государственных служащих таможенных органов.

Аналогичные положения содержатся в ТК РФ 1993 г., в Законе РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" <*> (органы внутренних дел также являются правоохранительными).

--------------------------------

<*> Ведомости РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.

Пределы применения физической силы, специальных средств и оружия должностными лицами таможенных органов ограничены ТК РФ (ст. 415 - 417).

Комментируемой статьей предусмотрено применение физической силы, специальных средств и оружия при выполнении общих условий, каковыми являются:

ясно выраженное предупреждение о намерении их применить (предупредительные выстрелы - в случае применения оружия);

предоставление достаточного времени для выполнения своих законных требований (за исключением, установленным подп. 1 п. 2);

обеспечение лицам, получившим телесные повреждения, доврачебной помощи;

немедленное уведомление о происшедшем начальника таможенного органа с последующим уведомлением прокурора;

стремление к минимальности ущерба, причиняемого при устранении опасности.

УК РФ (ст. 108, 114) установлена ответственность за убийство при превышении пределов необходимой обороны, а также за причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.

Вред, причиненный при применении физической силы, специальных средств и оружия, возмещается в порядке, установленном ст. 413 ТК РФ.

Статья 415. Применение физической силы должностными лицами таможенных органов

1. Должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы рукопашного боя, только в тех случаях, когда ненасильственные способы не могут обеспечить выполнение возложенных на таможенные органы обязанностей.

2. Физическая сила применяется для:

1) пресечения правонарушения;

2) задержания лиц, совершивших правонарушение;

3) преодоления противодействия законным требованиям должностных лиц таможенных органов;

4) воспрепятствования доступу в помещения, на территорию, к товарам или транспортным средствам, находящимся под таможенным контролем.

Комментарий к статье 415

Общие условия применения физической силы должностными лицами таможенных органов изложены в ст. 414 ТК РФ.

Физическая сила может быть применена только в случае невозможности обеспечить ненасильственными способами выполнение возложенных на таможенные органы обязанностей.

Комментируемая статья содержит исчерпывающий перечень случаев применения физической силы: пресечение правонарушения; задержание лиц, совершивших преступление; преодоление противодействия законным требованиям должностных лиц таможенных органов; воспрепятствование доступу в помещения, на территорию, к товарам или транспортным средствам, находящимся под таможенным контролем.

Ответственность за применение физической силы с нарушением установленного порядка наступает в соответствии со ст. 413 ТК РФ, равно как и возмещение вреда в результате незаконного применения физической силы.

Статья 416. Применение специальных средств должностными лицами таможенных органов

1. Должностные лица таможенных органов имеют право применять наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества, устройства для вскрытия помещений, средства для принудительной остановки транспорта, другие специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на должностных лиц таможенных органов или иных лиц;

2) для отражения нападения на здания, сооружения или транспортные средства, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, а также для освобождения названных объектов в случае их захвата;

3) для задержания правонарушителей, их доставления в служебное помещение таможенного органа или органа внутренних дел, если эти лица оказывают неповиновение либо сопротивление или могут причинить вред окружающим или себе;

4) для пресечения оказываемого должностному лицу таможенного органа физического сопротивления;

5) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требования должностного лица таможенного органа остановиться.

2. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, сохранности товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.

3. Перечень специальных средств, используемых таможенными органами, определяется Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 416

Общие условия применения специальных средств должностными лицами таможенных органов изложены в ст. 414 ТК РФ.

Комментируемая статья содержит исчерпывающий перечень случаев применения специальных средств, которые применяются для:

отражения нападения на должностных лиц таможенных органов или иных лиц;

отражения нападения на здания, сооружения или транспортные средства, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, а также для освобождения названных объектов в случае их захвата;

задержания правонарушителей, их доставления в служебное помещение таможенного органа или органа внутренних дел, если эти лица оказывают неповиновение либо сопротивление или могут причинить вред окружающим или себе;

пресечения оказываемого должностному лицу таможенного органа физического сопротивления;

остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требования должностного лица таможенного органа остановиться.

Кроме того, в комментируемой статье содержится запрет на применение специальных средств в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних (за исключением случаев, указанных в п. 2).

В соответствии со ст. 26 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудники таможенных органов имеют право на ношение и хранение специальных средств по перечню должностей, определяемому председателем ГТК России. Им же определяется порядок ношения и хранения специальных средств.

Федеральным законом от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" <*> в таможенных органах введены должности федеральных государственных служащих таможенных органов. Этим же Законом внесено изменение в ст. 3 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" в части определения понятия должностного лица. Сопоставление новой редакции вышеуказанной статьи и ст. 26 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" может привести к выводу о невозможности использования федеральными государственными служащими специальных средств и оружия.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2002. N 27. Ст. 2620.

Однако принятие ТК РФ устраняет коллизию этих двух норм. ТК РФ, как более поздний по отношению к двум вышеназванным законодательным актам, позволяет руководствоваться в вопросе возможности применения должностными лицами таможенных органов специальных средств и оружия исключительно нормами соответственно комментируемой статьи и ст. 417 ТК РФ.

Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" в этой связи следует рассматривать как не приведенный в соответствие с ТК РФ.

Выбор должностным лицом специального средства из числа перечисленных в п. 1 комментируемой статьи и других специальных средств, общий перечень которых определяется Правительством РФ, зависит от конкретной ситуации.

Ответственность за применение специальных средств с нарушением установленного порядка наступает в соответствии со ст. 413 ТК РФ. В этой же статье установлена и возможность возмещения вреда в результате их применения.

Статья 417. Применение оружия должностными лицами таможенных органов

1. В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости должностные лица таможенных органов при отсутствии специальных средств вправе применять оружие или использовать любые подручные средства.

2. Должностные лица таможенных органов при исполнении должностных обязанностей вправе применять оружие в следующих случаях:

1) для отражения нападения на должностных лиц таможенных органов, когда их жизнь или здоровье подвергаются непосредственной опасности, если нападение не может быть отражено иными способами и средствами;

2) для пресечения попытки завладеть оружием должностных лиц таможенных органов, в том числе попытки лица, задерживаемого должностным лицом таможенного органа, приблизиться, сократив при этом указанное должностным лицом таможенного органа расстояние, или прикоснуться к оружию указанного должностного лица;

3) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, сооружения, транспортные средства, воздушные, морские или речные суда, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, либо на объекты, где находятся такие товары и транспортные средства;

4) для задержания лиц (лица), оказывающих вооруженное сопротивление, а также вооруженных лиц (лица), отказывающихся выполнить законное требование о сдаче оружия;

5) для остановки транспортных средств, морских и речных судов путем их повреждения, если они создают реальную опасность жизни и здоровью должностных лиц таможенных органов или не подчиняются их неоднократным требованиям остановиться после предупредительных выстрелов;

6) для обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью должностных лиц таможенных органов;

7) для предупреждения о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

3. Запрещается применять оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, малолетних, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного, группового нападения, угрожающего жизни людей.

4. О каждом случае применения оружия должностное лицо таможенного органа обязано в возможно короткие сроки в письменной форме доложить начальнику таможенного органа, который сообщает об этом прокурору в течение 24 часов с момента применения оружия.

5. Перечень видов оружия и боеприпасов к нему, используемых таможенными органами, определяется Правительством Российской Федерации.

6. Должностное лицо таможенных органов имеет право привести оружие в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи.

Комментарий к статье 417

Основополагающим законодательным актом в области оборота оружия на территории РФ является Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" <*>. Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2253 таможенные органы РФ отнесены к государственным военизированным организациям.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.

Статьей 26 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" установлено право сотрудников таможенных органов на ношение боевого ручного стрелкового и холодного оружия после прохождения соответствующей подготовки при исполнении должностных обязанностей.

О возможности применения оружия федеральными государственными служащими таможенных органов см. комментарий к ст. 415 ТК РФ. Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4790.

Как следует из содержания п. 1 комментируемой статьи, должностные лица таможенных органов вправе применять оружие (или любые подручные средства) лишь при одновременном наличии двух условий:

1) нахождение в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости;

2) отсутствие специальных средств.

В противном случае применение оружия считается неправомерным и влечет за собой ответственность в соответствии со ст. 414 ТК РФ.

Перечень случаев применения должностными лицами таможенных органов оружия при исполнении должностных обязанностей, изложенный в п. 2 комментируемой статьи, является исчерпывающим и определяется задачами, стоящими перед таможенными органами.

Оружие может быть применено в целях:

отражения нападения на должностных лиц таможенных органов при наличии непосредственной опасности для их жизни или здоровья (если нападение не может быть отражено иными способами и средствами);

пресечения попытки завладеть оружием должностных лиц таможенных органов (в том числе попытки лица, задерживаемого должностным лицом таможенного органа, приблизиться, сократив при этом указанное должностным лицом таможенного органа расстояние, или прикоснуться к оружию указанного должностного лица);

отражения группового или вооруженного нападения на здания, сооружения, транспортные средства, воздушные, морские или речные суда, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, либо на объекты, где находятся такие товары и транспортные средства;

задержания лиц (лица), оказывающих вооруженное сопротивление, а также вооруженных лиц (лица), отказывающихся выполнить законное требование о сдаче оружия;

остановки транспортных средств, морских и речных судов путем их повреждения (если они создают реальную опасность жизни и здоровью должностных лиц таможенных органов или не подчиняются их неоднократным требованиям остановиться после предупредительных выстрелов);

обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью должностных лиц таможенных органов;

предупреждения о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

В п. 3 и 4 комментируемой статьи содержатся соответственно запрет на применение оружия в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, малолетних (за исключением указанных случаев) и обязанность уведомления начальника таможенного органа о применении оружия с последующим сообщением об этом прокурору в течение 24 часов с момента применения оружия.

Эти положения подчинены общим принципам применения оружия всеми гражданами, а также должностными лицами государственных органов, имеющими на это право, которые содержатся в законодательных актах, регулирующих вопросы применения оружия (ст. 24 Федерального закона "Об оружии", ст. 15 Закона РФ "О милиции").

Комментируемая статья разграничивает действия должностного лица таможенного органа с оружием. Если в п. 2 комментируемой статьи речь идет о непосредственном применении оружия с возможным причинением вреда (ущерба), то в п. 6 говорится о приведении при определенных условиях должностным лицом оружия в готовность с возможной его демонстрацией.

Ответственность за применение оружия с нарушением установленного порядка наступает в соответствии со ст. 413 ТК РФ. В этой же статье установлена и возможность возмещения вреда в результате его причинения.