logo
ТамК_комм_Азарова_2004

К таможенному оформлению

Комментарий к главе 8

Комментируемая глава определяет основополагающие источники правового регулирования отношений, связанных с процедурой таможенного оформления. Детально излагаются нормы, регулирующие порядок производства, начало и завершение, место и время таможенного оформления, включая документы и сведения, необходимые для его осуществления. Основная задача главы - это упрощение и ускорение проведения таможенных формальностей путем законодательного закрепления дифференцированности проведения таможенных операций в зависимости от вида транспорта, категорий товара и добросовестности лиц.

Статья 58. Сфера применения настоящей главы

Положения настоящей главы распространяются на все таможенные операции, совершаемые в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Комментарий к статье 58

В соответствии с положениями комментируемой статьи сфера применения гл. 8 ТК РФ распространяется на все таможенные операции, совершаемые в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Для более четкого уяснения содержания данной нормы и, следовательно, в целом правового регулирования отношений, связанных с основными положениями, относящимися к таможенному оформлению, необходимо детально рассмотреть понятие перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу в значении нового ТК РФ. В отличие от ТК РФ 1993 г., который при определении понятия "перемещение через таможенную границу" содержал положение о пересечении таможенной границы при ввозе товаров или транспортных средств, а при их вывозе - о подаче таможенной декларации или совершении иных действий, непосредственно направленных на реализацию намерения вывезти товары и транспортные средства за пределы страны, в новом ТК РФ законодатель пошел дальше. Данное понятие определено не только как фактическое пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы, но и как совершение всех последующих действий вплоть до выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенными органами при их ввозе и, соответственно, при вывозе (подача таможенной декларации и совершение иных действий, направленных на вывоз) (подп. 7 - 9 ст. 11 ТК РФ). Это означает, что понятие пересечения таможенной границы в ТК РФ растянуто во времени, поэтому юридическое оформление перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, по сути, представляет собой процедуру таможенного оформления, базовые положения которой определены в комментируемой главе.

Статья 59. Порядок производства таможенного оформления

1. Таможенное оформление производится в порядке, определяемом настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.

2. Требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями, установленными в соответствии с настоящим Кодексом и необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

3. Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (воздушный, морской (речной), железнодорожный и другие), категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

4. Таможенные операции равно применяются независимо от страны происхождения товаров, страны отправления и назначения товаров.

Комментарий к статье 59

Согласно п. 1 комментируемой статьи таможенное оформление производится в порядке, определяемом ТК РФ и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами РФ, а также ведомственными актами ГТК России.

Прежде чем перейти к рассмотрению понятия порядка таможенного оформления, необходимо вначале более подробно рассмотреть понятие самого таможенного оформления. Как было отмечено в комментарии к ст. 58 ТК РФ, таможенное оформление представляет собой юридическое оформление всех действий, осуществляемых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Поэтому понятие таможенного оформления можно сформулировать как установленный порядок действий, который представляет собой совокупность последовательно осуществляемых мероприятий, направленных на достижение определенного результата и определяющих статус товаров и транспортных средств, для таможенных целей.

Совокупность мероприятий, осуществляемых в рамках таможенного оформления, представляет собой:

во-первых, отдельные действия лиц в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, по представлению документов и сведений, необходимых для таможенных целей, в том числе подтверждающих соблюдение нетарифных мер регулирования, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, действия по уплате таможенных платежей, а также фактическое предъявление товаров и транспортных средств для производства таможенного оформления и таможенного контроля;

во-вторых, адекватные действия таможенных органов по приему и проверке представленных документов и сведений, необходимых для таможенных целей, в том числе подтверждающих соблюдение нетарифных мер регулирования, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, взиманию таможенных платежей, осмотру и досмотру товаров и транспортных средств и применению иных форм таможенного контроля, а также действия по принятию решений о допустимости заявленного таможенного режима или таможенной процедуры, включая документальное отражение принятого решения.

Все действия, связанные с процессом таможенного оформления, осуществляются в строго определенном порядке, который зависит от условий осуществления ВЭД. Сами же условия осуществления ВЭД находятся вне предмета регулирования ТК РФ, поскольку устанавливаются или отменяются федеральными законами, решениями Президента РФ и Правительства РФ (ставки таможенных пошлин и налогов, применение нетарифных мер регулирования, обеспечение репатриации валютной выручки и т.д.). Что же касается ТК РФ, то он представляет собой некий административный инструмент, содержащий совокупность правил, которые призваны обеспечивать соблюдение указанных мер непосредственно при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Поскольку обеспечение указанных мер возложено непосредственно на таможенные органы, ГТК России для реализации данной функции наделяется правом детализировать некоторые правовые аспекты, связанные с порядком проведения таможенного оформления на ведомственном уровне, в зависимости от категорий товаров, вида транспорта и др.

Новый ТК РФ дает достаточно четкие требования, которые таможенные органы вправе предъявлять при производстве таможенного оформления. Такие требования должны быть обоснованными, предусмотренными ТК РФ и необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Других требований быть не должно. Так, например, при таможенном оформлении продуктов животного происхождения (мяса, мясопродуктов, рыбы, молока и молочных продуктов и др.), помимо иных документов, необходимых для таможенных целей, таможенными органами будут требоваться ветеринарные сертификаты и ветеринарные свидетельства, выданные пограничными контрольными ветеринарными пунктами в соответствии с предписаниями российского ветеринарного законодательства (ст. 14 Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" <*>, Положение о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994 г. N 706, и др.). При помещении под таможенный режим переработки на таможенной территории (наравне с другими режимами переработки) требуется наличие разрешения на переработку для помещения под этот таможенный режим, которое выдает таможенный орган по правилам, установленным ст. 179 ТК РФ.

--------------------------------

<*> Ведомости РФ. 1993. N 24. Ст. 857.

Статья 60. Начало и завершение таможенного оформления

1. Таможенное оформление товаров начинается:

при ввозе товаров - в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со статьей 72 настоящего Кодекса (в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление;

при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

2. Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Комментарий к статье 60

Таможенное оформление представляет собой целый комплекс разнообразных взаимообусловленных действий в отношении товаров, совершаемых как лицами, так и таможенными органами. Поэтому комментируемая статья перечисляет лишь те действия, с совершением которых начинается и заканчивается юридическая процедура таможенного оформления при ввозе товаров на таможенную территорию и при их вывозе с этой территории.

В комментируемой статье определено, что таможенное оформление начинается при использовании технологии предварительного декларирования, предусмотренной ст. 130 ТК РФ, в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации, которая подается до прибытия товаров на таможенную территорию. В других случаях оно начинается с момента представления перевозчиком в месте прибытия товаров на таможенную территорию документов, содержащих все необходимые сведения о ввезенных товарах, в зависимости от вида транспорта, осуществляющего перевозку товаров (автомобильного, морского (речного), железнодорожного, воздушного). Требования к таким документам определены исходя из международных соглашений РФ в области транспорта. При перемещении товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, начало таможенного оформления может выражаться в устном заявлении в зависимости от использования системы "красного" или "зеленого" каналов.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых для применения к товарам таможенных процедур, помещения товаров под таможенный режим или завершения действия этого режима, а также уплатой причитающихся сумм таможенных платежей. Таким образом, завершение таможенного оформления обусловлено причинно-следственной связью между совершением первого действия в отношении товаров при их ввозе или вывозе и совершением таможенных операций, определяющих окончательную судьбу товара. Тем самым законодатель ставит совершение определенных действий, которые влияют на принятие решения о судьбе товара, в зависимость от таможенной процедуры или таможенного режима, а также от его воздействия на внутренний рынок страны.

Статья 61. Разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций

1. Если в соответствии с настоящим Кодексом на совершение отдельных таможенных операций требуется разрешение таможенного органа, такое разрешение выдается незамедлительно, сразу после того, как уполномоченное должностное лицо таможенного органа убедится, что установленные настоящим Кодексом условия, необходимые для получения такого разрешения, выполнены, но не позднее срока проверки таможенной декларации, иных документов и проверки товаров (пункт 1 статьи 359).

Если проверка соблюдения условий предоставления разрешения таможенного органа на совершение таможенных операций может быть завершена после его предоставления без ущерба для проведения таможенного контроля и (или) если при последующем выявлении несоблюдения таких условий нарушения таможенного законодательства Российской Федерации могут быть устранены, разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций выдается до проведения такой проверки.

2. Если настоящим Кодексом предусмотрено, что разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций выдается таможенным органом в письменной форме, порядок выдачи такого разрешения и его форма устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

В иных случаях разрешением таможенного органа на совершение таможенных операций является непринятие таможенным органом решения об отказе в выдаче разрешения на совершение таможенных операций или осуществление таможенным органом соответствующих действий в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом установлен срок для принятия такого решения или предусмотрено осуществление таких действий.

Комментарий к статье 61

В комментируемой статье детально прописаны положения, связанные с выдачей разрешения таможенными органами на совершение участниками ВЭД отдельных действий в отношении товаров и транспортных средств при осуществлении процедуры таможенного оформления. Если все условия, необходимые для получения такого разрешения, выполнены, то разрешение должно быть выдано незамедлительно. Если для этого требуется какое-то время, то этот срок ограничивается сроком, установленным для проверки таможенной декларации (не позднее трех дней со дня принятия таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров).

Если в соответствии с положениями ТК РФ такое разрешение должно быть выдано в письменной форме (например, разрешение на внутренний таможенный транзит, на разгрузку и перегрузку (перевалку) вне места прибытия и вне времени работы таможенного органа), то порядок его выдачи определяется ГТК России.

В иных случаях в качестве разрешения на совершение определенных таможенных операций рассматривается непринятие таможенным органом решения об отказе в его выдаче или об отказе в осуществлении определенных действий, если в ТК РФ установлен срок для принятия такого решения или предусмотрено осуществление таких действий.

Разрешение может быть дано в письменной, устной форме, методом проставления личной номерной печати, специального штампа и др.

Статья 62. Место и время производства таможенного оформления товаров

1. Таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов.

2. По мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица отдельные таможенные операции при производстве таможенного оформления могут совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов в соответствии со статьями 406 и 407 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 62

Таможенное оформление тесно связано с местом его проведения. И в этом случае ТК РФ в комментируемой статье устанавливает общее правило, согласно которому таможенное оформление производится в местах нахождения таможенных органов и во время их работы. Данную норму следует рассматривать в контексте ст. 405 - 407 ТК РФ. Согласно положениям данных статей места нахождения таможенных органов определяются ГТК России исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей и потребности торговли и транспорта, а время работы таможенных органов определяется начальником таможенного органа в соответствии с законодательством РФ.

Кроме указанных закономерностей существует ряд исключений, определяющих иные места производства таможенного оформления. Такие исключения зависят как от волеизъявления лиц, так и от разрешения таможенных органов. Так, в соответствии со ст. 406 ТК РФ отдельные таможенные операции по мотивированному запросу заинтересованного лица и с письменного разрешения начальника таможенного органа или лица, им уполномоченного, могут совершаться в других местах. Таможенные органы не препятствуют совершению таможенных операций в местах нахождения товаров и транспортных средств, если это не снижает эффективности таможенного контроля. В соответствии с положениями п. 2 ст. 407 ТК РФ по мотивированному запросу заинтересованного лица и при возможности таможенных органов таможенные операции могут совершаться вне времени работы таможенного органа. На практике нередки случаи, когда участники ВЭД обращаются в таможенный орган с просьбой выполнить отдельные таможенные операции по таможенному оформлению вне места нахождения таможенного органа или вне времени его работы. Причиной подобного обращения могут быть разные обстоятельства, в том числе и непредвиденные (например, транспортное средство, осуществляющее перевозку товаров, прибыло с опозданием либо истекают сроки на использование предоставленных квот). Возможность производства таможенного оформления на территории организации - участника ВЭД может применяться, например, в отношении отдельных категорий уполномоченных лиц, получивших право на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления (ст. 68 ТК РФ).

В соответствии с положениями п. 2 ст. 125 ТК РФ в целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства РФ ГТК России вправе устанавливать определенные таможенные органы, уполномоченные на осуществление процедур и формальностей, связанных с декларированием отдельных видов товаров, при необходимости применения специализированного оборудования и (или) специальных знаний для таможенного оформления таких товаров, как культурные ценности, вооружение, военная техника и боеприпасы, радиоактивные и делящиеся материалы, в зависимости от вида транспорта, используемого для международной перевозки товаров, - автомобильный, морской (речной), воздушный, железнодорожный, трубопроводный и линии электропередачи, а также в случае перемещения через таможенную границу отдельных видов товаров "группы риска", в отношении которых зафиксированы частые случаи нарушения таможенного законодательства РФ либо установлены запреты и ограничения в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В целях защиты прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности (товарные знаки, наименование мест происхождения товаров, программы для ЭВМ, произведения литературы и искусства и т.п.) при обращении о содействии таможенных органов и пресечения соответствующих нарушений ГТК России также вправе устанавливать определенные таможенные органы для декларирования отдельных видов таких товаров при необходимости проведения специального контроля по перечню, устанавливаемому Правительством РФ.

Статья 63. Документы и сведения, необходимые для таможенного оформления

1. При производстве таможенного оформления лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления.

Таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с настоящим Кодексом. При этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе сокращать установленные настоящим Кодексом перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, с учетом категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства, видов товаров, целей использования товаров, требований таможенных режимов или исходя из вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу. Сроки представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, если иное не установлено настоящим Кодексом.

3. Перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, подлежат официальному опубликованию. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, устанавливающие перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, вступают в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 5 настоящего Кодекса.

4. Формы таможенных документов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации.

5. В целях упрощения и ускорения производства таможенного оформления федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, заключает соглашения с таможенными органами иностранных государств о взаимном признании документов, используемых для таможенных целей.

6. Таможенные органы не вправе отказать в принятии документов, необходимых для таможенного оформления, из-за наличия в них неточностей, не влияющих на определение размера подлежащих уплате таможенных платежей, на принятие решений таможенных органов в отношении применения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В случае отказа таможенного органа в принятии указанных документов этот орган уведомляет лицо, представившее эти документы, о причинах отказа. По запросу этого лица таможенный орган представляет указанное уведомление в письменной форме.

7. Документы, необходимые для таможенного оформления, могут представляться в виде оригиналов либо копий, заверенных лицом, их представившим, декларантом или уполномоченными органами, выдавшими такие документы, либо заверенных нотариально. При представлении копий указанных документов, заверенных лицом, их представившим, или декларантом, таможенный орган в случае необходимости проверяет соответствие копий этих документов их оригиналам, после чего оригиналы таких документов возвращаются лицу, их представившему.

8. Документы, необходимые для таможенного оформления, могут быть представлены в форме электронных документов в соответствии с настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 63

Комментируемая статья устанавливает общие требования, которые при осуществлении таможенного оформления предъявляются к представлению таможенным органам документов и сведений, необходимых для процедуры таможенного оформления. При производстве таможенного оформления таможенные органы вправе требовать лишь те документы и сведения, которые действительно необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.

ТК РФ определяет четкие границы, в каких целях и исходя из каких критериев ГТК России вправе устанавливать те или иные требования к документам и сведениям, необходимым для таможенного оформления, в зависимости от категорий лиц, видов товаров, видов транспорта и других факторов.

На уровне закона определен очень важный аспект правовой регламентации отношений между таможенными органами и лицами, в отношении которых производится таможенное оформление. Так, согласно норме, закрепленной в п. 6 комментируемой статьи, таможенный орган теперь не сможет отказать в принятии документов, необходимых для таможенного оформления, если в них содержатся неточности, не влияющие на определение размера таможенных платежей или применение нетарифных мер регулирования. Такой подход обусловлен тем, что основные требования таможенных органов должны сводиться к уплате таможенных платежей и соблюдению нетарифных мер регулирования, установленных законодательством РФ о внешнеторговой деятельности, поскольку таможенное дело ограничивается только этими целями (п. 2 ст. 1 ТК РФ). Основная логика заключается в том, чтобы не задерживать товар из-за незначительных неточностей, не влияющих на его выпуск, если все экономические условия выполнены и меры нетарифного регулирования соблюдены. Отношения строятся на строго юридических процедурах: в случае отказа в принятии таких документов таможенный орган должен уведомить это лицо о причинах отказа, а если лицу потребуется письменное уведомление (например, для переноса рассмотрения этих отношений в плоскость судебного разбирательства или обжалования в таможенные органы), то по запросу лица таможенный орган обязан представить такое уведомление в письменном виде.

Статья 64. Присутствие заинтересованных лиц и их представителей при производстве таможенного оформления

По требованию таможенного органа заинтересованные лица или их представители обязаны присутствовать при производстве таможенного оформления.

Комментарий к статье 64

Комментируемая статья закрепляет процедуру реализации дискреционных полномочий таможенных органов, которые могут возложить на заинтересованных лиц или их представителей обязанность лично присутствовать при производстве таможенного оформления, если того потребуют обстоятельства. Такое требование может возникнуть, например, при производстве таможенного досмотра товаров или транспортных средств. В некоторых случаях закон обязывает указанных лиц не только присутствовать при таможенном оформлении, но и оказывать содействие таможенным органам на этом этапе (например, при взятии проб или образцов товаров, в том числе при осуществлении грузовых или иных необходимых операций с товарами).

Статья 65. Язык, на котором производится таможенное оформление

Таможенное оформление, включая заполнение документов, необходимых для таможенного оформления, производится на русском языке, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе определять иные случаи, в которых таможенные органы могут принимать и использовать для таможенных целей документы и сведения на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенных органов.

Комментарий к статье 65

По общему правилу таможенное оформление, включая заполнение необходимых документов, производится на русском языке. Исключение составляют случаи, когда законом допускается возможность использования для таможенных целей документов, составленных на иностранных языках. Так, в соответствии с п. 4 ст. 72 ТК РФ допускается представление перевозчиком в месте прибытия товаров на таможенную территорию документов, составленных на иностранных языках. При необходимости таможенные органы могут потребовать перевода на русский язык только тех сведений, которые предусмотрены ст. 73 - 76 ТК РФ (о государственной регистрации транспортного средства, о наименовании страны отправления и страны назначения товаров, о наименовании и адресе отправителя и получателя товаров, о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами, о наименовании, а также кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или ТН ВЭД на уровне не менее чем первых четырех знаков, о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной, о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров и др.). ГТК России наделяется правом по определению иных случаев, когда таможенные органы могут принимать и использовать для таможенных целей документы и сведения на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенных органов.

Следует также отметить, что в целях упрощения и ускорения производства таможенного оформления ГТК России может заключать соглашения с таможенными администрациями иностранных государств о взаимном признании документов, используемых для таможенных целей (п. 5 ст. 63 ТК РФ).

Статья 66. Таможенное оформление и контроль иных государственных органов

Таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоза с этой территории, если товары подлежат такому контролю в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, с учетом положений пункта 3 статьи 77 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 66

Согласно рассматриваемой статье таможенное оформление товаров может быть завершено только после осуществления всех видов контроля со стороны других контролирующих органов, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ, при их ввозе на территорию страны или вывозе с этой территории. Данный подход обусловлен тем, что для принятия решения о допуске на национальную территорию иностранных товаров или возможности их ввоза требуется проведение соответствующих видов государственного контроля. В зависимости от категорий товаров это может быть санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный, ветеринарный и другие виды государственного контроля, если перемещаемые товары подлежат такому контролю.

Так, например, в соответствии с положениями Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" <*> ввозимые на территорию страны пищевые продукты, материалы и изделия подлежат контролю должностными лицами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный ветеринарный надзор и государственный фитосанитарный контроль. Таможенные органы, осуществляя защиту здоровья населения, при производстве таможенного оформления пищевых продуктов, материалов и изделий проводят проверку наличия у товарных партий, ввезенных на таможенную территорию страны, необходимых документов, подтверждающих безопасность для здоровья человека.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150.

В соответствии с Федеральным законом от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" <*> запрещен ввоз на территорию страны лекарств, являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств. Поэтому при производстве таможенного оформления лекарственных средств, ввезенных на территорию страны, требуется соответствующее подтверждение федеральным органом контроля качества лекарственных средств о том, что препараты не являются подделками или незаконными копиями зарегистрированных в России лекарственных средств.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 3006.

При ввозе товаров, в частности, воздушным, морским (речным) видами транспорта такой контроль осуществляется, как правило, одновременно с иными контролирующими органами. Вместе с тем комментируемая статья через отсылку к положениям п. 3 ст. 77 ТК РФ возлагает на таможенные органы обязанность обеспечивать координацию осуществления таких действий и их одновременного проведения.

Статья 67. Первоочередной порядок таможенного оформления

При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации и вывозе с этой территории товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлений и экспресс-грузов, сообщений и иных материалов для средств массовой информации и других подобных товаров таможенное оформление производится в упрощенном виде и в первоочередном порядке.

Комментарий к статье 67

Первоочередной порядок представляет собой упрощенную процедуру таможенного оформления в отношении отдельных видов товаров, ввозимых на таможенную территорию страны и вывозимых с этой территории. К ним относятся товары, предназначенные для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Первоочередной порядок таможенного оформления распространяется также в отношении товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлений и экспресс-грузов, материалов для средств массовой информации и других подобных товаров. Перечень товаров, в отношении которых может быть применен первоочередной порядок таможенного оформления, не является исчерпывающим, поскольку через формулу "другие подобные товары" законодатель допускает возможность при необходимости дополнять этот перечень в будущем.

Упрощение и ускорение проведения таможенных формальностей обусловлены характером товаров, поскольку в ряде случаев задержка их таможенного оформления может повлечь за собой значительные негативные последствия. Поэтому первоочередной порядок таможенного оформления позволяет декларанту сократить время на проведение таможенных операций, связанных с декларированием товаров. Смысл упрощенного порядка заключается в использовании различных упрощенных технологий таможенного оформления, включая возможность их выпуска до декларирования.

Статья 68. Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц

1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для лиц:

не имеющих на день обращения в таможенный орган о применении в отношении их специальных упрощенных процедур вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.15, 16.17, 16.18, 16.20, 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

ведущих систему учета в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров;

осуществляющих внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.

2. Лицо, претендующее на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления, обращается в таможенный орган с заявлением в письменной форме о применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления. В этом заявлении указываются сведения о заявителе и его внешнеэкономической деятельности. Заявитель должен представить обязательство в письменной форме о согласии вести систему учета своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров, а также о согласии обеспечивать доступ должностных лиц таможенных органов к указанной системе учета.

3. Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления устанавливаются для лиц, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, и могут предусматривать подачу периодической таможенной декларации (статья 136), выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров (статья 150), проведение таможенного оформления на объектах таких лиц, хранение товаров на своих складах и другие упрощенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления не могут содержать положения, освобождающие лиц от соблюдения требований и условий, установленных настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также от соблюдения таможенных режимов.

Комментарий к статье 68

В качестве основного принципа таможенного оформления законодательно закреплено дифференцированное проведение таможенных операций в зависимости от категорий лиц. Для тех участников внешнеэкономической деятельности, которые добросовестно соблюдают таможенные правила, готовы вести "прозрачную" для таможни систему учета своих коммерческих операций, установлены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления. Комментируемая статья основана не только на стандартном правиле Генерального приложения к Киотской конвенции, но также и на опыте таможенных администраций наиболее развитых государств. Установление упрощенных процедур направлено на ускорение товарооборота, стимулирование соблюдения таможенных правил и более эффективное использование таможенных ресурсов. Такой подход способствует развитию современной концепции партнерства между таможенной службой, участниками ВЭД и третьими лицами в рамках международной торговли.

Использование упрощенных схем таможенных формальностей предоставляет возможность участникам ВЭД, отвечающим перечисленным в комментируемой статье критериям, осуществлять хранение ввезенных товаров на собственных складах, подавать одну таможенную декларацию на все товары, ввезенные за определенный период времени, применять процедуру выпуска до декларирования и другие подобные технологии. Законом закреплено положение о доверительном отношении таможенных органов к импортерам, при котором последние смогут получать товары без представления их таможенным органам, производить декларирование путем отражения сведений о товарах в своих бухгалтерских документах либо иных системах учета коммерческих операций. Такой подход является генеральной линией упрощения и ускорения таможенных формальностей, поскольку сокращение времени на простой транспортных средств и хранение товаров на складе временного хранения компенсируется возможностью изучить документы до прибытия товаров и провести необходимые проверочные мероприятия после выпуска товаров. На уровне закона определены основные критерии в отношении лиц, к которым могут быть применены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления:

1) отсутствие неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела;

2) ведение системы учета своих коммерческих операций в порядке, определяемом ГТК России, способом, позволяющим таможенным органам впоследствии убедиться в том, что сведения, представленные при таможенном оформлении, являются достоверными;

3) осуществление ВЭД не менее трех лет.

Любое лицо, соответствующее вышеуказанным критериям, вправе обратиться в таможенный орган с заявлением о применении специальных упрощенных процедур, в котором указываются сведения о заявителе и его внешнеэкономической деятельности. Помимо заявления необходимо дать обязательство в письменной форме о согласии вести "прозрачную" для таможни систему учета своей коммерческой документации с тем, чтобы впоследствии можно было легко сопоставлять сведения, содержащиеся в системе учета, со сведениями, представленными таможенным органам при таможенном оформлении товаров.

Закон умалчивает о том, каким образом юридически будут строиться отношения между таможенными органами и участниками ВЭД, претендующими на применение специальных упрощенных технологий. Очевидно, потребуется детальная регламентация построения отношений между таможенными органами и участниками ВЭД, которая, возможно, будет реализована путем заключения двусторонних соглашений между таможней и участником ВЭД. По всей видимости, эти нюансы будут детализированы на ведомственном уровне. При этом критерии и условия для получения статуса соответствия специальным процедурам должны по возможности основываться на измеряемых требованиях, таких как способность представить таможенному органу необходимую информацию в установленный период времени. Кроме того, заявитель может продемонстрировать хороший "послужной список" соответствия всем таможенным требованиям и наличие адекватной системы ведения коммерческой документации. Соответствие таможенным требованиям включает все элементы, связанные с точными и правильными таможенными декларациями, своевременную уплату таможенных платежей, а также отсутствие случаев существенных повторяющихся ошибок или нарушений.