§ 2. Обязанности, правомочия и ответственность
таможенных органов
Статья 408. Правомочия таможенных органов
Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают правомочиями:
1) принимать меры, предусмотренные настоящим Кодексом, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;
2) требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом;
3) проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;
4) требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела;
5) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;
6) осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
7) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный вред, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
9) задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10) производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершения с ними грузовых операций;
11) получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с настоящим Кодексом;
12) выносить руководителям государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, а также гражданам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства Российской Федерации и контролировать выполнение указанных требований;
13) предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления:
о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов;
об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов;
в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами;
14) устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешнеэкономической деятельности, иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешнеэкономической деятельности, и их профессиональными объединениями (ассоциациями) в целях сотрудничества и взаимодействия по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;
15) осуществлять иные правомочия, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Комментарий к статье 408
Перечисленные в комментируемой статье правомочия таможенных органов предусмотрены как ТК РФ, так и иными федеральными законами (п. 15).
В статье приведены их основные правомочия в области таможенной деятельности, корреспондирующие основным функциям таможенных органов, изложенным в ст. 403 ТК РФ, и обеспечивающие их эффективное исполнение.
Правомочие по принятию мер, предусмотренных ТК РФ, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ (п. 1 комментируемой статьи) является положением общего характера. Оно направлено в первую очередь на обеспечение соблюдения лицами установленных порядка и правил перемещения товаров через таможенную границу. Положение имеет отсылочный характер и охватывает весь комплекс мер, предусмотренных ТК РФ.
Таков же характер правомочий, изложенных в п. 2 - 4 комментируемой статьи. В рамках осуществления таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, таможенным органам необходимо получить документы и сведения, предоставление которых предусмотрено в соответствии с ТК РФ, установить личности субъектов, участвующих в таможенных операциях, а также законность и объем их полномочий в отношении совершаемых ими действий или осуществления деятельности в области таможенного дела (доверенность, договор, свидетельство о включении в реестр и др.).
Полномочия, изложенные в п. 5 - 10 комментируемой статьи, носят специальный характер и направлены на реализацию таможенными органами своего статуса правоохранительных органов. Поэтому все эти полномочия своим первоисточником имеют не таможенное, а уголовно-процессуальное законодательство, законодательство об оперативно-розыскной деятельности и об административных правонарушениях.
Так, правомочие, закрепленное в п. 5 комментируемой статьи, отсылает к законодательству об оперативно-розыскной деятельности. В соответствии с ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <*> право осуществлять соответствующую деятельность предоставлено оперативным подразделениям таможенных органов. В соответствии с этой статьей таможенные органы решают определенные данным Законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных законодательными актами РФ.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.
Пунктом 5 комментируемой статьи установлены две цели осуществления таможенными органами оперативно-розыскной деятельности:
1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов (ст. 151, 157 УПК РФ), выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
2) обеспечение собственной безопасности.
Для достижения этих целей таможенные органы вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, перечень которых закреплен в ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и является исчерпывающим: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.
Для обеспечения собственной безопасности таможенные органы, кроме оперативно-розыскных мероприятий, используют меры физической и технической защиты таможенных объектов, должностных лиц и членов их семей, осуществляют внутренний административный контроль.
Компетенция таможенных органов в части проведения неотложных следственных действий определена п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ, в соответствии с которым таможенные органы производят такие действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188 (ч. 2 - 4), 189, 190, 193 УК РФ. В соответствии с п. 19 ст. 5 УПК РФ неотложными следственными действиями являются действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.
Компетенция таможенных органов по осуществлению дознания и порядок его осуществления также установлены уголовно-процессуальным законодательством РФ. Пунктом 8 ст. 5 УПК РФ дознание определено как форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ дознавателями таможенных органов РФ (должностными лицами таможенных органов, правомочными осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ) дознание производится по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ.
КоАП РФ, вступивший в силу с 1 июля 2002 г., включил в сферу своего действия правоотношения, возникающие в связи с нарушениями законодательства в области таможенного дела, т.е. нарушения таможенных правил (гл. 16 КоАП РФ), распространив на них общие положения законодательства РФ об административных правонарушениях. До этого нормы, касающиеся нарушений таможенных правил, содержались в ТК РФ 1993 г.
- Государственный таможенный комитет российской федерации
- Список сокращений
- Основные положения нового Таможенного кодекса Российской Федерации
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Основные положения
- Глава 2. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 3. Деятельность в области таможенного дела
- Глава 4. Информирование и консультирование
- Глава 5. Таможенная статистика
- Глава 6. Страна происхождения товаров. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
- § 1. Страна происхождения товаров
- § 2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
- § 3. Предварительное решение
- Глава 7. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц
- Раздел II. Таможенные процедуры Подраздел 1. Таможенное оформление
- Глава 8. Основные положения, относящиеся
- К таможенному оформлению
- Глава 9. Прибытие товаров на таможенную территорию российской федерации
- Глава 10. Внутренний таможенный транзит
- Глава 11. Таможенный перевозчик
- Глава 12. Временное хранение товаров
- Глава 13. Убытие товаров с таможенной территории российской федерации
- Глава 14. Декларирование товаров
- Глава 15. Таможенный брокер (представитель)
- Глава 16. Выпуск товаров
- Подраздел 2. Таможенные режимы
- Глава 17. Общие положения, относящиеся к таможенным режимам
- Глава 18. Основные таможенные режимы
- § 1. Выпуск для внутреннего потребления
- § 2. Экспорт
- § 3. Международный таможенный транзит
- Глава 19. Экономические таможенные режимы
- § 1. Переработка на таможенной территории
- § 2. Переработка для внутреннего потребления
- § 3. Переработка вне таможенной территории
- § 4. Временный ввоз
- § 5. Таможенный склад
- Глава 20. Завершающие таможенные режимы
- § 1. Реимпорт
- § 2. Реэкспорт
- § 3. Уничтожение
- § 4. Отказ в пользу государства
- Глава 21. Специальные таможенные режимы
- § 1. Временный вывоз
- § 2. Беспошлинная торговля
- § 3. Перемещение припасов
- § 4. Иные специальные таможенные режимы
- Подраздел 3. Специальные таможенные процедуры
- Глава 22. Перемещение транспортных средств
- Глава 23. Перемещение товаров физическими лицами
- Глава 24. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях
- Глава 25. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц
- Глава 26. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линии электропередачи
- Раздел III. Таможенные платежи
- Глава 27. Общие положения, относящиеся к таможенным платежам. Виды таможенных платежей
- Глава 28. Исчисление таможенных пошлин, налогов
- Глава 29. Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 30. Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 31. Обеспечение уплаты таможенных платежей
- Глава 32. Взыскание таможенных платежей
- Глава 33. Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств
- Раздел IV. Таможенный контроль
- Глава 34. Общие положения, относящиеся к таможенному контролю
- Глава 35. Формы и порядок проведения таможенного контроля
- Глава 36. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля
- Глава 37. Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю
- Глава 38. Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров
- Раздел V. Таможенные органы
- Глава 39. Таможенные органы и обеспечение их деятельности
- § 1. Таможенные органы
- § 2. Обязанности, правомочия и ответственность
- Глава 16 КоАп рф содержит 22 состава правонарушений в области таможенного дела, по 21 из них дела об административных правонарушениях рассматривают таможенные органы.
- § 3. Применение должностными лицами таможенных
- § 4. Обеспечение деятельности таможенных органов
- Глава 40. Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле
- Глава 41. Основания и порядок распоряжения товарами и транспортными средствами
- Глава 42. Контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу
- Раздел VI. Заключительные положения
- Перечень нормативных правовых актов гтк россии, изданных в целях обеспечения реализации таможенного кодекса российской федерации от 28 мая 2003 г. N 61-фз