§ 3. Уничтожение
Статья 243. Содержание таможенного режима
Уничтожение - таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Комментарий к статье 243
В комментируемой статье приводится дефиниция содержания таможенного режима уничтожения. Данное определение описывает отдельные процедурные аспекты применения такого таможенного режима, но не разъясняет, в чем именно заключается уничтожение товаров. Неясно, какие действия с товарами признаются их уничтожением и в какое состояние должен прийти товар, чтобы считаться уничтоженным. Однако нормы, позволяющие получить ответ на эти вопросы, содержатся в ст. 244 ТК РФ. В остальном определение совпадает с имевшимся в ст. 102 ТК РФ 1993 г.
Сохранено установленное предыдущим ТК РФ ограничение относительно того, что под таможенный режим уничтожения могут быть помещены только иностранные товары. Таким образом, товары, происходящие из Российской Федерации или выпущенные в свободное обращение на таможенной территории РФ, под данный таможенный режим помещены быть не могут.
При принятии решения о помещении товаров под таможенный режим уничтожения не подлежат применению запреты и ограничения экономического характера. Как следует из комментируемой статьи, а также ст. 244 ТК РФ, ограничения на помещение товаров под данный таможенный режим обусловлены в первую очередь необходимостью обеспечения соблюдения законодательства РФ об охране окружающей среды, а также об охране здоровья граждан.
Следует также отметить, что помещение товаров под таможенный режим уничтожения носит необратимый характер. Как и в ситуации с таможенным режимом отказа в пользу государства, в отношении товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения, не может быть заявлен другой таможенный режим, как это предусмотрено в отношении товаров, помещенных под иные таможенные режимы в соответствии с положениями п. 2 ст. 156 ТК РФ.
Статья 244. Условия помещения товаров под таможенный режим
1. Уничтожение товаров допускается, если товары, подвергнутые уничтожению, не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
2. Не допускается уничтожение следующих категорий товаров:
1) культурных ценностей;
2) видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, за исключением случаев, когда требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотий;
3) товаров, принятых таможенными органами в качестве предмета залога, до прекращения отношений залога;
4) которые изъяты или на которые наложен арест в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) иных товаров, перечень которых может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
3. Уничтожение товаров не допускается, если:
может причинить существенный вред окружающей среде или представлять непосредственную либо потенциальную опасность для жизни и здоровья людей;
производится путем потребления товаров в соответствии с их обычным предназначением;
может повлечь расходы для государственных органов Российской Федерации.
Комментарий к статье 244
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи уничтожение товаров допускается, если подвергнутые уничтожению товары не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом. Таким образом, главным критерием, позволяющим признать товар уничтоженным, является отсутствие экономической целесообразности его восстановления. Следует отметить, что в соответствии со ст. 102 ТК РФ 1993 г. под уничтожением понималось в том числе приведение товаров в состояние, непригодное для использования.
Пункт 2 комментируемой статьи содержит перечень категорий товаров, помещение которых под таможенный режим уничтожения не допускается вне зависимости от экономической целесообразности такого уничтожения. Анализируя категории товаров, приведенные в данном перечне, следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 11 ТК РФ все понятия, помимо определенных в указанной статье, употребляются в ТК РФ в значениях, определенных иными законодательными актами РФ. Не допускается уничтожение следующих категорий товаров:
1) культурных ценностей. Содержание понятия "культурные ценности" определяется Законом РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" <*>. Из положений ст. 6 и 7 данного Закона следует, что под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно:
--------------------------------
<*> Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718.
исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
художественные ценности, в том числе:
картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;
оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;
гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;
изделия традиционных народных художественных промыслов;
составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
редкие рукописи и документальные памятники;
архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;
уникальные и редкие музыкальные инструменты;
почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;
старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры;
2) видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов. Правоотношения, складывающиеся в связи с данной категорией товаров, а также соответствующий понятийный аппарат, включая определение животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, определяются законодательством РФ в области охраны окружающей среды. Одним из основных актов такого законодательства является Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <*>. Кроме того, следует отметить, что ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений предусмотрена КоАП РФ.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
При этом из содержания ст. 8.35 КоАП РФ следует, что ответственность наступает только в случае нарушения установленного порядка уничтожения таких товаров. В соответствии с подп. 2 п. 2 комментируемой статьи уничтожение животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов допускается в случаях, когда требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотий. При этом в соответствии с ГОСТ Р 22.0.04-95 "Безопасность в Российской Федерации. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения" под эпидемией понимается массовое, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости. Эпизоотия в соответствии с указанным стандартом означает одновременное прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни среди большого числа одного или многих видов сельскохозяйственных животных, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости;
3) товаров, принятых таможенными органами в качестве предмета залога. Данное ограничение распространяется на товары, выступающие в качестве средства обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии с положениями гл. 31 ТК РФ. Вместе с тем подобные товары могут быть уничтожены в соответствии с § 3 гл. 20 ТК РФ после завершения отношений залога в порядке, установленном гл. 31 ТК РФ;
4) товаров, которые изъяты или на которые наложен арест в соответствии с законодательством РФ;
5) иных товаров, перечень которых может дополнительно устанавливать Правительство РФ в соответствии с полномочиями, предусмотренными п. 3 ст. 3 ТК РФ, на основании и во исполнение актов таможенного законодательства и указов Президента РФ.
Пунктом 3 комментируемой статьи установлен также ряд условий, при которых помещение товаров под таможенный режим уничтожения не допускается вне зависимости от того, к какой категории они относятся. Сущность данных условий следует из принципов защиты государственных интересов и установленного законодательством РФ порядка.
Так, уничтожение товаров не допускается, если это может причинить существенный вред окружающей среде или представлять непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья людей. Приведенное положение направлено на обеспечение соблюдения законодательства РФ об охране окружающей среды, а также об охране здоровья граждан. В особенности данное ограничение имеет значение для случаев, когда уничтожение товаров подразумевает их захоронение, затопление и совершение с ними иных аналогичных действий. Поскольку обеспечение соблюдения такого законодательства не отнесено к непосредственной компетенции таможенных органов, в отдельных случаях для помещения товаров под таможенный режим уничтожения могут требоваться документы, подтверждающие отсутствие риска нарушения законодательства РФ об охране окружающей среды либо об охране здоровья граждан. Такие документы должны выдаваться компетентными органами и представляться таможенному органу при помещении товаров под таможенный режим уничтожения.
Уничтожение товаров не допускается, если оно производится путем потребления товаров в соответствии с их обычным предназначением. Примером такого потребления может быть использование продуктов питания в качестве кормов для животных, использование бензина в качестве горючего и т.д. Такое потребление по своему содержанию тождественно выпуску товаров в оборот, что противоречит природе таможенного режима уничтожения.
Последнее основание для отказа в помещении товаров под таможенный режим уничтожения - вероятность возникновения расходов у государственных органов РФ. Уничтожение товаров предполагает их необратимое выведение из оборота, как правило, связанное с отсутствием у участников ВЭД возможности иным образом выполнить свои обязанности перед таможенными органами, установленные действующим законодательством. В связи с изложенным уничтожение товаров, сопряженное с несением государственными органами расходов, также противоречит природе данного таможенного режима.
Дополнительно следует отметить, что принцип отнесения всех расходов, связанных с уничтожением товаров, на счет заинтересованного лица закреплен в Киотской конвенции и является ее стандартным правилом (ст. 3.44).
Статья 245. Срок и место уничтожения
1. Срок уничтожения товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из времени, разумно необходимого для проведения операций по уничтожению данного вида товаров заявленным способом, и времени, необходимого для транспортировки товаров из их местонахождения в место уничтожения.
2. Место уничтожения товаров определяется декларантом с учетом требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.
Комментарий к статье 245
Выбор места для уничтожения товаров производится декларантом при соблюдении двух условий. Во-первых, в соответствии со ст. 243 ТК РФ должны быть обеспечены возможности для проведения таможенного контроля за уничтожением товаров и последующего помещения остатков, образовавшихся вследствие уничтожения, под таможенный контроль. Во-вторых, выбор места для уничтожения товаров должен быть осуществлен таким образом, чтобы уничтожение товаров не повлекло нанесения ущерба окружающей среде.
Иных ограничений, связанных с выбором предприятия или иного лица, осуществляющего уничтожение товаров, а также с размером оплаты таких услуг, ТК РФ не установлено.
Статья 246. Применение таможенного режима уничтожения в отношении товаров, уничтоженных вследствие аварии или действия непреодолимой силы
1. Таможенный режим уничтожения может применяться в отношении товаров, которые оказались уничтожены, безвозвратно утеряны либо повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
2. При помещении уничтоженных или поврежденных товаров под таможенный режим уничтожения применяются положения пункта 1 статьи 244 и статьи 247 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 246
Положения комментируемой статьи содержат существенную гарантию защиты интересов участников ВЭД. В частности, такая гарантия может быть реализована при аварии, в которую могут попасть товары, находящиеся под таможенным контролем, в отношении которых подлежат уплате таможенные налоги, пошлины. Перемещение товаров под таможенным контролем сопряжено с обязательствами лица по доставке товаров в место назначения, уплате причитающихся таможенных платежей и иными аналогичными обязательствами. Однако, если товары погибают вследствие аварии или действия непреодолимой силы, они не попадают в оборот на таможенной территории РФ в том качестве, в котором они были изначально ввезены. Оставшиеся части могут иметь определенную ценность и, в свою очередь, рассматриваться как товар. Вместе с тем экономическая целесообразность их сохранения и совершения действий, направленных, например, на их выпуск в свободное обращение, отсутствует. Окончательное уничтожение таких товаров позволяет освободиться от упомянутых выше обязательств с минимальными финансовыми потерями.
Проиллюстрируем это на примере Конвенции о временном ввозе (Стамбул, 1990 г.). В соответствии со ст. 14 указанной Конвенции действие таможенного режима временного ввоза может быть прекращено, если товары (включая транспортные средства), серьезно поврежденные в результате аварии или действия непреодолимой силы, по решению таможенных органов уничтожаются под официальным контролем за счет заинтересованных сторон. При этом уцелевшие детали или материалы в случае их выпуска для свободного обращения подлежат обложению ввозными пошлинами и сборами. Однако, безусловно, суммы таких пошлин и сборов будут значительно ниже, чем если бы они уплачивались в отношении товаров, поврежденных, но не подвергнутых процедуре уничтожения. Кроме того, в ст. 247 ТК РФ содержатся положения, предполагающие в подобной ситуации полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Статья 247. Отходы
1. В отношении отходов, образовавшихся в результате уничтожения иностранных товаров, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, как если бы указанные отходы были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в этом состоянии, за исключением случаев, когда указанные отходы вывезены с таможенной территории Российской Федерации или переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования на таможенной территории Российской Федерации, и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
Отходы, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, подлежат декларированию.
2. Для целей взимания таможенных пошлин, налогов отходы рассматриваются как товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации.
3. Таможенная стоимость отходов определяется по правилам, предусмотренным статьей 183 настоящего Кодекса.
4. Ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в отношении отходов несет декларант.
Комментарий к статье 247
При использовании практически любого способа уничтожения товаров, не связанного с непосредственным захоронением уничтожаемых товаров, образуются остатки. При этом в ряде случаев такие остатки, в свою очередь, являются товарами и могут быть классифицированы в соответствии с ТН ВЭД. Например, при уничтожении автомобиля путем прессования остаются шины, мелкие элементы двигателя, иные детали, которые могут поступить в оборот. Остатки кузова и шасси представляют собой лом металлов, также имеющий определенную ценность. Таким образом, уничтожение одного товара влечет возникновение иных товаров, которые в соответствии с положениями комментируемого параграфа также находятся под таможенным контролем. Выпуск таких товаров в оборот без соблюдения установленных таможенным законодательством формальностей, включая уплату причитающихся таможенных платежей, противоречит нормам ТК РФ.
В связи с изложенным для целей обеспечения соблюдения таможенного законодательства, а также таможенных пошлин, налогов образовавшиеся отходы рассматриваются как товары, ввезенные на таможенную территорию РФ. В отношении таких товаров действует общий порядок таможенного оформления и уплаты таможенных платежей.
Вместе с тем в п. 1 комментируемой статьи установлено два случая, когда таможенные пошлины, налоги в отношении образовавшихся отходов не уплачиваются:
1) когда отходы вывезены с таможенной территории РФ;
2) когда отходы, в свою очередь, переработаны с приведением в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования на таможенной территории РФ, и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
Как следует из изложенного, сущность оснований для освобождения отходов от уплаты таможенных пошлин, налогов сводится к их окончательному выведению из оборота на территории РФ.
- Государственный таможенный комитет российской федерации
- Список сокращений
- Основные положения нового Таможенного кодекса Российской Федерации
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Основные положения
- Глава 2. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 3. Деятельность в области таможенного дела
- Глава 4. Информирование и консультирование
- Глава 5. Таможенная статистика
- Глава 6. Страна происхождения товаров. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
- § 1. Страна происхождения товаров
- § 2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
- § 3. Предварительное решение
- Глава 7. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц
- Раздел II. Таможенные процедуры Подраздел 1. Таможенное оформление
- Глава 8. Основные положения, относящиеся
- К таможенному оформлению
- Глава 9. Прибытие товаров на таможенную территорию российской федерации
- Глава 10. Внутренний таможенный транзит
- Глава 11. Таможенный перевозчик
- Глава 12. Временное хранение товаров
- Глава 13. Убытие товаров с таможенной территории российской федерации
- Глава 14. Декларирование товаров
- Глава 15. Таможенный брокер (представитель)
- Глава 16. Выпуск товаров
- Подраздел 2. Таможенные режимы
- Глава 17. Общие положения, относящиеся к таможенным режимам
- Глава 18. Основные таможенные режимы
- § 1. Выпуск для внутреннего потребления
- § 2. Экспорт
- § 3. Международный таможенный транзит
- Глава 19. Экономические таможенные режимы
- § 1. Переработка на таможенной территории
- § 2. Переработка для внутреннего потребления
- § 3. Переработка вне таможенной территории
- § 4. Временный ввоз
- § 5. Таможенный склад
- Глава 20. Завершающие таможенные режимы
- § 1. Реимпорт
- § 2. Реэкспорт
- § 3. Уничтожение
- § 4. Отказ в пользу государства
- Глава 21. Специальные таможенные режимы
- § 1. Временный вывоз
- § 2. Беспошлинная торговля
- § 3. Перемещение припасов
- § 4. Иные специальные таможенные режимы
- Подраздел 3. Специальные таможенные процедуры
- Глава 22. Перемещение транспортных средств
- Глава 23. Перемещение товаров физическими лицами
- Глава 24. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях
- Глава 25. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц
- Глава 26. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линии электропередачи
- Раздел III. Таможенные платежи
- Глава 27. Общие положения, относящиеся к таможенным платежам. Виды таможенных платежей
- Глава 28. Исчисление таможенных пошлин, налогов
- Глава 29. Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 30. Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 31. Обеспечение уплаты таможенных платежей
- Глава 32. Взыскание таможенных платежей
- Глава 33. Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств
- Раздел IV. Таможенный контроль
- Глава 34. Общие положения, относящиеся к таможенному контролю
- Глава 35. Формы и порядок проведения таможенного контроля
- Глава 36. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля
- Глава 37. Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю
- Глава 38. Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров
- Раздел V. Таможенные органы
- Глава 39. Таможенные органы и обеспечение их деятельности
- § 1. Таможенные органы
- § 2. Обязанности, правомочия и ответственность
- Глава 16 КоАп рф содержит 22 состава правонарушений в области таможенного дела, по 21 из них дела об административных правонарушениях рассматривают таможенные органы.
- § 3. Применение должностными лицами таможенных
- § 4. Обеспечение деятельности таможенных органов
- Глава 40. Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле
- Глава 41. Основания и порядок распоряжения товарами и транспортными средствами
- Глава 42. Контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу
- Раздел VI. Заключительные положения
- Перечень нормативных правовых актов гтк россии, изданных в целях обеспечения реализации таможенного кодекса российской федерации от 28 мая 2003 г. N 61-фз