§ 1. Переработка на таможенной территории
Статья 173. Содержание таможенного режима
1. Переработка на таможенной территории - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок.
2. В отношении ввезенных товаров, помещаемых под таможенный режим переработки на таможенной территории, применяются все запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Комментарий к статье 173
Основной целью использования таможенного режима переработки на таможенной территории является предоставление возможности отечественным производителям реализовывать свою продукцию или услуги на международном рынке на конкурентоспособных условиях, что будет способствовать развитию производства на таможенной территории РФ, а также загрузке производственных мощностей и созданию условий для дополнительных рабочих мест. На современном этапе экономического развития РФ это имеет особое значение для градообразующих предприятий, работающих над выполнением иностранных заказов на давальческом сырье.
Для уяснения различных аспектов правовой регламентации таможенного режима переработки на таможенной территории следует остановиться на некоторых аспектах изменения юридической таможенной лексики, которая будет использоваться в комментариях к статьям § 1 гл. 19 ТК РФ.
В новом ТК РФ не используется термин "товарная продукция", а новые товары, полученные в результате проведенных операций по переработке, обозначены термином "продукты переработки".
Продукты переработки - товары, произведенные из объектов переработки и являющиеся конечной целью применяемого режима.
Объектом переработки являются ввозимые либо ввезенные иностранные товары, помещаемые под таможенный режим переработки.
Остатки - часть предназначенных для переработки иностранных товаров, которая не была использована для изготовления продуктов переработки и не изменила свои товарные характеристики по классификационному коду ТН ВЭД России.
Отходы производства - товары, неизбежно образующиеся в производственном процессе по изготовлению продуктов переработки.
Новый ТК РФ умалчивает о российских товарах, которые могут быть использованы в производственном процессе по переработке. Поскольку смысл таможенного контроля заключается в контроле за иностранными товарами, помещенными под льготный таможенный режим без уплаты таможенных платежей, российские товары могут использоваться при переработке иностранного сырья без ограничений со стороны таможенных органов.
Правовые рамки регламентации таможенного режима переработки на таможенной территории ориентированы на положения европейского таможенного законодательства и Киотской конвенции. В отличие от положений предыдущего ТК РФ помещение под таможенный режим переработки на таможенной территории осуществляется с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки в определенный срок. Это предполагает, что заинтересованное лицо активно занимается экспортом, производит продукцию, одинаково ориентированную как на внутренний рынок страны, так и на рынки третьих стран, или, по меньшей мере, изыскивает рынки сбыта. Содержание таможенного режима передает общее правило помещения иностранных товаров под рассматриваемый таможенный режим переработки - освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. Вместе с тем в случае невывоза продуктов переработки по окончании сроков переработки они выпускаются для свободного обращения или помещаются под иные таможенные режимы. При выпуске для свободного обращения уплачиваются причитающиеся суммы таможенных платежей. При помещении под иные таможенные режимы режим налогообложения определяется в зависимости от положений избранных таможенных режимов. В отношении отходов и остатков установлен специальный режим налогообложения, который применяется в случае, если они не вывезены за пределы страны или не переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования.
В отличие от ТК РФ 1993 г. в новом ТК РФ к иностранным товарам, ввозимым для переработки, нетарифные меры регулирования, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, подлежат применению в полном объеме.
Статья 174. Условия помещения товаров под таможенный режим
1. Переработка на таможенной территории допускается при наличии разрешения таможенного органа (статья 179).
2. Переработка на таможенной территории допускается, если таможенные органы могут идентифицировать ввезенные товары в продуктах переработки (статья 175), за исключением случая, когда таможенный режим завершается вывозом продуктов переработки, полученных в результате переработки товаров, эквивалентных ввезенным, в соответствии со статьей 186 настоящего Кодекса.
3. Под таможенный режим переработки на таможенной территории могут помещаться иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные режимы, при соблюдении требований и условий, предусмотренных настоящим Кодексом.
4. Правительство Российской Федерации вправе определять случаи, когда переработка на таможенной территории не допускается в отношении определенных видов ввезенных товаров, если идентичные по описанию, качеству и техническим характеристикам товары производятся в Российской Федерации, а также устанавливать количественные или стоимостные ограничения по допущению ввезенных товаров к проведению операций по переработке товаров в соответствии с таможенным режимом переработки на таможенной территории, исходя из защиты интересов отечественных товаропроизводителей. Указанные запреты и ограничения вводятся в действие не ранее чем по истечении 90 дней со дня официального опубликования соответствующих актов Правительства Российской Федерации.
Комментарий к статье 174
Таможенный режим переработки на таможенной территории относится к таможенным режимам, помещение под которые осуществляется с разрешения таможенного органа. При этом формально-юридически такое разрешение представляет собой допуск уполномоченным таможенным органом на применение данного режима. Поэтому необходимым условием для помещения иностранных товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории (наряду с иными экономическими таможенными режимами) является получение разрешения. Разрешение на переработку товаров на таможенной территории выдается таможенным органом российскому лицу после того, как таможенный орган удостоверится, что все условия, необходимые для использования данного режима, выполнены. Требования к разрешению на переработку, а также порядок его выдачи либо отзыва регламентированы положениями ст. 179 - 181 ТК РФ.
Одним из условий помещения товаров под таможенный режим переработки является идентификация иностранных товаров в продуктах переработки, которая заключается в возможности установления того факта, что продукт переработки получен в результате проведенных операций по переработке с товарами, которые были помещены под таможенный режим. Изъятием из принципа идентификации является эквивалентная компенсация - замена ввезенных для переработки товаров другими, в том числе российскими, если они обладают одними и теми же качествами и характеристиками или полностью идентичны; подобная компенсация допускается с разрешения таможенного органа в соответствии с положениями ст. 186 ТК РФ.
Помещение под таможенный режим переработки на таможенной территории не ограничивается только товарами, ввезенными для переработки из-за рубежа. Любые иностранные товары могут помещаться под таможенный режим переработки на таможенной территории независимо от того таможенного режима, под которым они ранее находились. Так, под таможенный режим переработки на таможенной территории могут помещаться товары, ранее помещенные, например, под таможенный режим таможенного склада, или товары, находящиеся в режиме международного таможенного транзита либо временного ввоза. Основная логика в том, чтобы предыдущий таможенный режим был соответствующим образом завершен, а также чтобы были соблюдены все условия, предусмотренные для помещения под таможенный режим переработки на таможенной территории, в том числе требование к статусу товаров (они должны быть иностранными).
В соответствии с п. 4 комментируемой статьи Правительство РФ наделяется правом устанавливать ограничительные барьеры по допуску иностранных товаров на внутренний рынок страны в целях защиты интересов отечественных товаропроизводителей. Такой подход обусловлен созданием равных конкурентных условий, поскольку возможность льготного использования таможенного режима переработки не должна ставить отечественных товаропроизводителей в менее выгодные условия по сравнению с импортными поставщиками сырья, материалов и комплектующих для производства продуктов переработки. Согласно налоговому законодательству отечественные производители должны уплачивать налог на добавленную стоимость и акцизы при продаже таких товаров переработчику, даже если после переработки они экспортируются за пределы РФ. Очевидно, что реализация этой нормы потребует определения критериев оценки экономической целесообразности использования переработки путем проведения мониторинга дефицита товарно-сырьевого баланса, сложившегося в различных отраслях отечественного производства, и ограниченного спроса на товарную продукцию соответствующих отраслей промышленности на внутреннем рынке.
Статья 175. Идентификация товаров в продуктах их переработки
1. Для идентификации ввезенных товаров в продуктах их переработки могут использоваться следующие способы, если эти способы применимы исходя из характера товаров и осуществляемых операций по переработке товаров:
1) проставление заявителем, переработчиком или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на ввезенные товары;
2) подробное описание ввезенных товаров, их фотографирование, изображение в масштабе;
3) сопоставление результатов исследования проб или образцов ввезенных товаров и продуктов их переработки;
4) использование серийных номеров или другой маркировки производителя ввезенных товаров.
2. Приемлемость заявленного способа идентификации ввезенных товаров для переработки на таможенной территории в продуктах переработки устанавливается таможенным органом с учетом характера товаров и совершаемых операций по переработке товаров.
3. По запросу заявителя и с согласия таможенного органа указанная идентификация для таможенных целей может быть обеспечена путем исследования представленных подробных сведений о сырье, материалах и комплектующих, которые используются в производстве, а также о технологии производства продуктов переработки или путем осуществления таможенного контроля во время совершения операций по переработке товаров.
Комментарий к статье 175
Таможенный режим переработки на таможенной территории имеет определенную специфику, которая заключается в том числе и в возможности идентификации иностранных товаров в продуктах их переработки. Такая особенность объясняется характером предмета регулирования, а именно производственным процессом, осуществляемым под контролем таможенных органов. Поэтому идентификации товара в продуктах переработки в ТК РФ уделяется особое внимание. Идентификация иностранного товара, помещенного под таможенный режим переработки, представляет собой способы установления того факта, что в целях получения продуктов переработки операциям по переработке подвергались именно иностранные товары, помещенные под таможенный режим. Для идентификации товаров в продуктах переработки могут использоваться следующие способы:
проставление заявителем, переработчиком или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на ввезенные товары;
подробное описание ввезенных товаров, их фотографирование, изображение в масштабе;
сопоставление результатов исследования проб или образцов ввезенных товаров и продуктов их переработки;
использование серийных номеров или другой маркировки производителя ввезенных товаров.
Предложенные способы идентификации уже апробированы в практической деятельности таможенных органов и теперь нашли свое отражение в новом ТК РФ.
Следует отметить, что окончательное решение о приемлемости того или иного способа идентификации принимает таможенный орган.
Учитывая, что на практике в отдельных случаях перечисленные выше способы идентификации не могут быть применены (например, при переработке драгоценных металлов на аффинажных заводах идентифицировать давальческое сырье при непрерывном цикле производства указанными выше способами не представляется возможным, разве что на молекулярном уровне), предусмотрено положение, допускающее возможность обеспечения идентификации путем исследования представленных подробных сведений о сырье, материалах и комплектующих, используемых в производстве, а также о технологии такого производства. Идентификация также может быть обеспечена путем осуществления таможенного контроля во время совершения операций по переработке.
Статья 176. Операции по переработке товаров
Операции по переработке товаров при таможенном режиме переработки на таможенной территории включают:
1) собственно переработку или обработку товаров;
2) изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку товаров;
3) ремонт товаров, в том числе их восстановление, замену составных частей, восстановление их потребительских свойств;
4) переработку товаров, которые содействуют производству товарной продукции или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки.
Комментарий к статье 176
Использование таможенного режима переработки на таможенной территории предполагает проведение с товарами определенных операций. Предложенный в комментируемой статье перечень операций по переработке основан на положениях европейского таможенного законодательства.
При осуществлении операции по собственно переработке и обработке происходит потеря индивидуального характера товара, являющегося объектом переработки, и его инкорпорация в продукт переработки.
Для операции по изготовлению нового товара, в том числе монтажа, сборки или разборки, свойственно сохранение основных характеристик товара в продукте переработки.
При ремонте товара осуществляется восстановление или замена поврежденных или изношенных его составных частей, являющихся объектом переработки, устранение дефектов по рекламации.
Под использованием некоторых товаров, которые содействуют производству товарной продукции или облегчают его, понимается применение товаров, помещенных под таможенный режим переработки, в производстве товарной продукции (продуктов переработки) или для облегчения этого процесса. В зависимости от производственного процесса такими товарами могут быть, например, катализаторы, флюсы, электроды, ускорители химических реакций и др.
Статья 177. Срок переработки товаров
1. Срок переработки товаров определяется заявителем по согласованию с таможенным органом и не может превышать два года.
2. Срок переработки товаров на таможенной территории определяется исходя из продолжительности процесса переработки товаров и времени, необходимого для распоряжения продуктами переработки.
3. Если лицо, получившее разрешение на переработку, без нарушения требований и условий, установленных настоящим параграфом, не может завершить таможенный режим в определенный срок по причинам, не зависящим от него, первоначально определенный срок переработки товаров продлевается по мотивированному заявлению лица, получившего разрешение на переработку, в пределах срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи.
4. Течение срока переработки товаров начинается со дня их помещения под таможенный режим переработки на таможенной территории, а при ввозе товаров отдельными товарными партиями - со дня помещения первой партии товаров.
Комментарий к статье 177
Требованием таможенного режима переработки является соблюдение срока переработки. Различают сроки:
осуществления производственных процессов по переработке;
вывоза продуктов переработки, которые зависят от процесса переработки и производственных мощностей предприятий-переработчиков, а также от времени, необходимого для сбыта продуктов переработки;
действия разрешения на переработку товаров, в пределах которых иностранные товары могут быть помещены под таможенный режим переработки.
Понятие срока переработки шире понятия срока осуществления процессов по переработке, поскольку в течение срока переработки необходимо поместить иностранные товары под таможенный режим, осуществить операции по переработке этих товаров и вывезти продукты переработки, а также отходы или остатки (если они образуются) за пределы национальной таможенной территории или поместить их под иные таможенные режимы. Поэтому срок переработки определяется исходя из продолжительности процесса переработки и времени, необходимого для сбыта продуктов переработки, и в общей сложности не может превышать двух лет. Разрешение же на переработку, в свою очередь, действует в течение установленного срока.
Срок переработки определяется заявителем по согласованию с таможенным органом. Одновременно с заявлением на получение разрешения на переработку заявитель представляет таможенному органу описание процесса переработки товаров с указанием продолжительности операций по переработке, времени, необходимого для сбыта продуктов переработки, и обоснованием заявленных сроков переработки. Таможенный орган проверяет представленные заявителем сведения в целях исключения случаев необоснованного увеличения сроков переработки и согласовывает срок переработки товаров. Какой срок определит бенефициар режима, такой и будет для него обязателен. При невозможности проведения операций по переработке в определенные сроки по письменному мотивированному обращению заявителя срок переработки товаров может быть продлен, если ранее определенный срок менее предельного срока переработки. Течение срока переработки начинается с даты регистрации таможенной декларации, в соответствии с которой иностранные товары помещаются под таможенный режим переработки, а при ввозе товаров отдельными партиями - со дня помещения под таможенный режим первой партии иностранных товаров.
Статья 178. Норма выхода продуктов переработки
1. Норма выхода продуктов переработки (количество или процентное содержание продуктов переработки, образовавшихся в результате переработки определенного количества ввезенных товаров) определяется заявителем по согласованию с таможенным органом исходя из фактических условий, при которых осуществляется переработка товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.
2. При согласовании нормы выхода продуктов переработки таможенными органами учитываются заключения экспертных организаций (в том числе таможенных лабораторий), основанные на конкретном технологическом процессе переработки.
3. Если операции по переработке товаров, имеющих практически постоянные характеристики, обычно осуществляются в соответствии с определенными техническими условиями и ведут к выпуску продуктов переработки неизменного качества, компетентными органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, устанавливаются стандартные нормы выхода продуктов переработки для таможенных целей.
4. Описание, качество и количество продуктов переработки окончательно определяются после согласования нормы выхода продуктов переработки.
Комментарий к статье 178
Комментируемая статья регулирует вопросы, связанные с количеством выхода продуктов переработки, которые образуются в результате переработки иностранных товаров в соответствии с определенным производственным процессом. Норма выхода определяется заявителем по согласованию с таможенным органом на основании фактических обстоятельств совершения операций по переработке, за исключением случаев, когда устанавливаются стандартные нормы выхода.
Норма выхода определяется исходя из количества продуктов переработки, получаемых в соответствии с производственным процессом из одной единицы количества иностранных товаров в абсолютном значении или процентном выражении. Заявитель представляет в таможенный орган расчет количества образующихся продуктов переработки, исходя из норм выхода.
Таможенным органом при согласовании норм выхода учитываются заключения компетентных органов. В отдельных случаях такими органами могут быть соответствующие департаменты Минэкономразвития России, Минпромнауки России и Минфина России (например, при определении нормы выхода переработки товаров, содержащих драгоценные металлы, требуется подтверждение Минфина России), таможенные лаборатории, а также различные незаинтересованные российские научно-исследовательские организации или предприятия, производящие аналогичные или идентичные товары.
В отношении отдельных категорий товаров Правительством РФ могут быть установлены стандартные нормы выхода, если операции по переработке имеют практически постоянные характеристики и ведут к выпуску продуктов переработки неизменного качества (например, при осуществлении операций по ремонту товаров). Описание, качество и количество продуктов переработки, отходов и остатков окончательно определяются с учетом согласованной нормы выхода.
Если у таможенного органа появятся основания считать необоснованными представленные заявителем нормы выхода, он вправе не согласиться с заявленной нормой выхода, следствием чего станет отказ в выдаче разрешения на переработку товаров.
Новый ТК РФ умалчивает о возможности корректировки нормы выхода, поскольку детализация подобных нюансов регулируется на ведомственном уровне, с тем чтобы не отягощать закон, а гибко следовать ему. В практической деятельности зачастую возникает необходимость корректировки нормы выхода в случае, когда в процессе производства обнаруживается несоответствие заявленного количества нормы выхода фактическому (например, при выявлении выбраковки ткани в процессе пошива швейных изделий) либо когда изначально не может быть установлена точная норма выхода. Это, в частности, относится к переработке лома и отходов цветных металлов, когда в соответствии с производственным процессом требуется сначала произвести первичную плавку с тем, чтобы определить, сколько золота, радия, плутония содержится в отработанном оборудовании (катализаторных сетках). Поскольку по химическому составу сырье может быть различным (например, лом, содержащий продукты электронной промышленности), образовавшееся количество драгоценных сплавов может и не совпадать с нормой выхода, что в свою очередь требует ее корректировки. В подобных случаях заявитель уведомляет об этом таможенный орган, выдавший разрешение на переработку, и количество выхода продуктов переработки корректируется.
Статья 179. Разрешение на переработку товаров на таможенной территории
1. Разрешение на переработку товаров на таможенной территории может получить любое заинтересованное российское лицо, в том числе не осуществляющее непосредственно операций по переработке товаров.
2. Разрешение на переработку товаров выдается таможенным органом на основании заявления заинтересованного лица.
3. В разрешении на переработку товаров указываются:
описание, качество и количество товаров, предназначенных для переработки, и продуктов их переработки;
операции по переработке товаров и способы их совершения;
норма выхода продуктов переработки;
способы идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки;
срок переработки товаров;
иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и необходимые для таможенных целей.
Форма разрешения на переработку товаров устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
4. Разрешение на переработку товаров действует в течение установленного срока переработки товаров.
5. Лицо, получившее разрешение на переработку товаров, в течение срока его действия вправе передать его с письменного разрешения таможенного органа (статья 61) другому российскому лицу при условии, что это лицо берет на себя обязательства по дальнейшему соблюдению требований и условий, установленных настоящим параграфом. При этом лицо, получившее разрешение на переработку товаров, должно представить в таможенный орган отчет о выполнении требований и условий, установленных настоящей главой, за период, когда товары использовались в соответствии с таможенным режимом переработки на таможенной территории, а также уплатить таможенные пошлины, налоги, если за этот период наступили события, влекущие за собой обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом.
Лицо, которому передается разрешение на переработку товаров, должно взять на себя обязательства по дальнейшему соблюдению требований и условий, установленных настоящей главой, а также оформить соответствующие документы на свое имя, если соблюдение таможенного режима обеспечивается гарантиями (статья 160). Указанное лицо пользуется правами и несет обязанности, которые установлены настоящим Кодексом в отношении лица, получившего разрешение на переработку товаров, со дня принятия таможенным органом решения о передаче разрешения на переработку товаров.
6. Разрешение на переработку товаров может быть предоставлено как до, так и после ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации при условии соблюдения заявителем требований и условий, установленных настоящим параграфом.
7. Лицо, получившее разрешение на переработку товаров, несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 2 статьи 320 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 179
Необходимым условием для помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории является получение разрешения на переработку товаров. Такое разрешение может получить любое заинтересованное российское лицо, в том числе и не осуществляющее операции по переработке товаров. Смысл нормы, допускающей возможность получения разрешения лицом, не осуществляющим операции по переработке товаров, заключается в следующем. При многоступенчатой переработке задействована цепочка предприятий, когда товар по мере переработки передается от одного предприятия к другому. В этом случае лицо, не осуществляющее непосредственно операции по переработке, берет на себя ответственность за всю переработку в целом. При этом таможенному органу не нужно будет брать соответствующие заявления и пакеты документов от каждого звена цепочки предприятий. Или, например, в ситуации с ремонтом иностранного товара на территории страны таким лицом может быть заинтересованное российское лицо, которое выступает посредником в этих операциях. Ему не нужно будет доказывать свою связь с внешнеэкономической сделкой, если оно берет на себя все обязательства по переработке, поскольку отвечать перед таможенными органами за соблюдение условий таможенного режима и уплату таможенных платежей будет именно это лицо.
ТК РФ предусматривает наравне с общим порядком выдачи разрешения упрощенный, который не требует формализованной процедуры, связанной с подачей заявления, а осуществляется в рамках декларирования, поскольку в качестве разрешения используется таможенная декларация. Такой порядок применяется для лиц, осуществляющих операции по ремонту товаров, а также помещающих под таможенный режим низкостоимостные товары (стоимость которых не превышает 500 тыс. руб.) либо остатки, образовавшиеся в результате предыдущей переработки (ст. 180 ТК РФ).
Общий порядок применяется для лиц, которые предполагают осуществлять крупномасштабные или длительные по времени операции по переработке товаров с использованием данного режима. В этом случае выдаче разрешения обязательно предшествует подача заявления, в котором содержатся все сведения, необходимые для принятия положительного решения о выдаче разрешения. Порядок подачи заявления и выдачи разрешения на переработку товаров прописан в ст. 180 ТК РФ. Что же касается разрешения, то на уровне закона установлены следующие требования к содержащимся в нем сведениям:
подробное и детальное описание товаров, в отношении которых предполагается осуществлять операции по переработке (как иностранных товаров, являющихся предметом переработки, так и готовых продуктов переработки, образовавшихся в результате проведения производственных процессов), позволяющее таможенным органам впоследствии осуществить проверку надлежащего использования таможенного режима;
подробное описание операций по переработке, которые будут осуществлены в отношении иностранных товаров с целью получения продуктов переработки;
расчет нормы выхода продуктов переработки;
подробное описание способов идентификации иностранных товаров в продуктах их переработки;
сроки переработки товаров;
иные сведения, определяемые ГТК России, которые могут потребоваться для таможенных целей. Такие сведения требуются прежде всего для целей осуществления таможенного контроля (например, для ремонта военной техники нужно специальное разрешение Комиссии по военно-техническому сотрудничеству), поэтому в специальной графе "Для служебных отметок" таможенные органы делают пометку о том, что непосредственно при помещении под таможенный режим переработки потребуется специальное разрешение данной Комиссии.
Форма разрешения на переработку устанавливается ГТК России в виде специального бланка, содержащего перечисленные выше сведения.
Разрешение на переработку действует в течение срока переработки, определенного исходя из продолжительности процесса переработки товаров и времени, необходимого для сбыта готовой продукции.
ТК РФ 1993 г. в части порядка выдачи лицензии на переработку товаров на таможенной территории содержал "рамочную" норму, наделяющую ГТК России правом определять этот порядок. Сейчас на ведомственном уровне установлен запрет на передачу выданной лицензии другому лицу. Такой подход не способствует созданию благоприятных условий для переработки на территории страны. Поэтому в новом ТК РФ бенефициар режима может передать выданное ему разрешение на переработку другому лицу при условии, что это лицо берет на себя обязательства по дальнейшему соблюдению всех требований таможенного режима переработки на таможенной территории. На момент передачи разрешения бенефициар режима должен выполнить все возложенные на него обязательства за период использования им товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом переработки, в том числе и по уплате таможенных платежей, если за этот период наступили события, влекущие их уплату. Лицо, которому передано разрешение на переработку, со дня принятия решения о передаче разрешения берет на себя ответственность за всю переработку в целом.
Как правило, разрешение на переработку товаров получается заранее, еще до ввоза товаров на таможенную территорию страны. Вместе с тем в новом ТК РФ установлены некоторые изъятия из этого правила, допускающие выдачу разрешения на переработку ретроспективно, после ввоза товаров. Однако во всяком случае переработка товаров не может начинаться ранее даты представления заявления на переработку. Смысл этого изъятия заключается в том, что в некоторых случаях, даже если разрешение еще не выдано, допускается принимать таможенную декларацию на помещение под режим переработки при условии, что заявление на предоставление режима переработки было подано до подачи таможенной декларации.
При несоблюдении положений таможенного режима, следствием которого является допуск товара на внутренний рынок страны без разрешения таможенных органов, ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо, получившее разрешение на переработку. Тем самым законом предусмотрено объективное вменение независимо от обстоятельств, повлекших такие последствия. Исключение составляют только форс-мажорные обстоятельства.
Статья 180. Порядок выдачи разрешения на переработку товаров
1. Для получения разрешения на переработку товаров в таможенный орган подается заявление, содержащее сведения:
о заявителе;
о лице (лицах), непосредственно совершающем (совершающих) операции по переработке товаров;
о товарах, предназначенных для переработки, продуктах переработки, а также об отходах и остатках;
об операциях по переработке товаров, о способах и сроках их совершения;
о местонахождении производственных мощностей, с использованием которых совершаются операции по переработке товаров;
о норме выхода продуктов переработки;
о способах идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки;
о замене ввезенных товаров эквивалентными товарами;
о сроке переработки товаров.
2. Форма заявления и форма представления содержащихся в нем сведений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие заявленные сведения.
3. Таможенный орган рассматривает заявление и приложенные к нему документы в течение 30 дней со дня их принятия. В течение указанного срока таможенный орган проверяет соблюдение установленных требований и условий, а также принимает решение о согласовании заявленных нормы выхода продуктов переработки и срока переработки товаров.
Таможенный орган вправе запросить у третьих лиц, а также у государственных органов документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи. Указанные лица обязаны в течение 10 дней со дня получения запроса представить запрашиваемые документы. При этом таможенный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем до двух месяцев со дня его принятия.
4. В качестве заявления на переработку товаров используется таможенная декларация о помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории при условии, что при ввозе товаров и последующем вывозе продуктов их переработки они предъявляются одновременно и декларируются одному и тому же таможенному органу в случае, если:
1) целью помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории является их ремонт, в том числе осуществляемый на возмездной основе;
2) таможенная стоимость товаров, помещаемых под таможенный режим переработки на таможенной территории, не превышает 500 тысяч рублей;
3) под таможенный режим переработки на таможенной территории помещаются остатки ранее ввезенных товаров в соответствии с пунктом 1 статьи 184 настоящего Кодекса.
5. Если в качестве заявления на переработку товаров используется таможенная декларация, срок его рассмотрения не должен превышать срок проверки таможенной декларации, установленный пунктом 1 статьи 359 настоящего Кодекса.
6. Таможенный орган отказывает в выдаче разрешения на переработку товаров только в случае, если при подаче заявления заявителем не соблюдены требования и условия, установленные настоящим параграфом, а также в случае принятия таможенным органом решения об отказе в согласовании заявленных нормы выхода продуктов переработки и срока переработки товаров.
Отказ таможенного органа в выдаче разрешения на переработку товаров должен быть обоснован и мотивирован. Заявитель уведомляется об отказе в выдаче указанного разрешения в письменной форме.
Комментарий к статье 180
Выдаче разрешения на переработку предшествует подача заявления, которое содержит все сведения, необходимые для его выдачи. В заявлении и затем в разрешении указываются следующие сведения:
о заявителе и (или) российском лице, непосредственно осуществляющих операции по переработке товаров, полное наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номера рублевого и валютного счетов;
об иностранных товарах, подлежащих переработке, о продуктах переработки, отходах и остатках и их кодах по ТН ВЭД продуктов переработки;
об операциях по переработке и сроках их проведения;
о местонахождении производственных мощностей предприятий, на которых будут осуществляться операции по переработке товаров на таможенной территории;
о норме выхода продуктов переработки;
о предложенных способах идентификации иностранных товаров в продуктах их переработки;
об эквивалентных товарах в случае, если используется схема замены ввезенных иностранных товаров другими товарами, в том числе российскими;
об испрашиваемом сроке переработки товаров.
Для обоснования заявленных сведений заявителем вместе с заявлением представляется пакет всех документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на переработку.
Законом установлен общий срок для принятия решения о выдаче разрешения на переработку, который составляет 30 дней со дня получения заявления. В течение этого периода времени таможенный орган должен провести все необходимые проверочные мероприятия в отношении заявленных сведений и принять решение о согласовании заявленных норм выхода и сроков переработки. Однако общий срок для рассмотрения заявления и принятия по нему решения может быть увеличен на более продолжительный период времени, который в общей сложности не может превышать двух месяцев. Продление сроков обусловлено необходимостью уточнения заявленных сведений (например, если имеются признаки, свидетельствующие о том, что заявителем необоснованно увеличен срок переработки или завышена норма выхода). Для проверки представленной информации в целях исключения случаев заявления не соответствующих действительности сведений таможенный орган запрашивает у третьих лиц либо у государственных органов документы, подтверждающие заявленные сведения. При этом таможенный орган может продлить срок для принятия решения о выдаче разрешения.
Решение об отказе в выдаче разрешения на переработку принимается в случае, если не выполнены условия переработки товаров или в случае несогласия таможенного органа с заявленной нормой выхода или сроком переработки товаров.
Комментируемой статьей предусмотрена упрощенная форма получения разрешения на переработку товара, которая заключается в том, что и в качестве заявления, и в качестве разрешения на переработку товаров служит таможенная декларация об использовании таможенного режима переработки на таможенной территории. Этот упрощенный порядок может использоваться в случаях, когда импортер предполагает осуществить одноразовую операцию в случае ремонта одного товара или заявления под таможенный режим переработки низкостоимостных товаров либо остатков иностранных товаров, ранее помещенных под режим переработки. В этом случае срок рассмотрения заявления не должен превышать трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления необходимых документов и предъявления товаров. Этот срок может быть продлен, если содержащиеся в одной товарной партии товары не разделены. Срок принятия решения продлевается на время, необходимое заявителю для разделения товарной партии на отдельные товары.
Статья 181. Отзыв разрешения на переработку товаров
1. Выданное разрешение на переработку товаров отзывается таможенным органом, если в соответствии с принятым на основании пункта 4 статьи 174 настоящего Кодекса актом Правительства Российской Федерации помещение товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории не допускается.
2. Решение об отзыве действует со дня вступления в силу соответствующего акта Правительства Российской Федерации.
3. При отзыве разрешения на переработку товаров помещение товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории в соответствии с отозванным разрешением не допускается, а в отношении товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории до отзыва разрешения, допускается завершить указанный таможенный режим в соответствии с настоящим параграфом.
4. Форма отзыва разрешения на переработку товаров устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Комментарий к статье 181
В отличие от норм ТК РФ 1993 г. согласно новому ТК РФ отозвать разрешение на переработку можно лишь в том случае, если Правительством РФ принято решение о запрете по допуску на российский рынок этих видов товаров или об установлении ограничений к проведению операций по переработке таких товаров. Такие правительственные решения вводятся в действие не ранее чем по истечении 90 дней со дня официального опубликования соответствующих актов. Решение таможенного органа об отзыве разрешения на переработку начинает действовать со дня вступления в силу указанных актов Правительства РФ.
При таком отзыве судьба товаров, помещенных или предполагаемых к помещению под таможенный режим переработки, зависит от момента времени вступления в силу решения об отзыве. Если товары были помещены под таможенный режим до отзыва разрешения, то в отношении этих товаров допускается завершить режим в соответствии с положениями ТК РФ. В случае если товары еще не помещены под таможенный режим, а выданное разрешение уже отозвано или, к примеру, до отзыва помещена только первая партия товаров, то помещение товаров или последующих партий товаров под таможенный режим в соответствии с отозванным решением не допускается.
Новый ТК РФ не предусматривает в качестве оснований для отзыва разрешения на переработку выявления фактов выдачи разрешений на основе неполных или недостоверных сведений, а также несоблюдения требований и условий, установленных ТК РФ. Подобный подход обусловлен тем, что в таких случаях будет приведен в действие административный механизм привлечения к ответственности по соответствующим составам противоправных деяний, предусмотренных КоАП РФ. Кроме того, законом на этих лиц возложена обязанность по уплате таможенных платежей.
Статья 182. Освобождение продуктов переработки от вывозных таможенных пошлин. Применение к продуктам переработки запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
1. При вывозе продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации вывозные таможенные пошлины не уплачиваются.
2. В отношении вывозимых продуктов переработки применяются все запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Комментарий к статье 182
При вывозе с национальной таможенной территории товаров, являющихся продуктами переработки, вывозные таможенные пошлины уплачиваться не будут. Такой подход обусловлен созданием благоприятных условий для привлечения на внутренний рынок давальческого сырья и, следовательно, загрузки отечественных производственных мощностей. Следует отметить, что в последнее время проблеме взимания вывозных таможенных пошлин уделяется особое внимание парламентом и Правительством РФ. Это связано с тем, что природа вывозных таможенных пошлин в Российской Федерации имеет некоторые особенности, которые обусловлены тем, что страна еще не вышла на тот уровень экономического развития, чтобы отказаться от столь доходной части пополнения федерального бюджета. Помимо фискальной функции, не менее важны цели ограничения вывоза за пределы страны товаров, необходимых для национальной экономики, для более полного насыщения отечественного рынка, путем сдерживания вывоза сырьевых товаров и продуктов первичной переработки и стимулирования экспорта высокотехнологичных товаров и продуктов высокой степени переработки. Если тарифное регулирование путем применения ввозных таможенных пошлин направлено преимущественно на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, то вывозные пошлины считаются противоречащими природе рыночных отношений, в связи с чем международные региональные союзы и соглашения не рекомендуют их использовать в международной торговле. Поэтому в связи с предстоящим вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию возникает необходимость в постепенном снижении размера вывозных таможенных пошлин и их последующей отмене, поскольку это будет диктоваться требованиями международной организации. Данные обстоятельства послужили основанием для закрепления на уровне закона нормы, предусматривающей вывоз продуктов переработки без обложения вывозными таможенными пошлинами.
Что же касается применения нетарифных мер регулирования при вывозе продуктов переработки, то следует отметить, что при тех рычагах, которые применяются в настоящее время в отношении вывозимых товаров, к таким мерам может быть отнесен только экспортный контроль, применяющийся в отношении специфической категории товаров, а именно товаров двойного назначения.
Статья 183. Отходы
1. В отношении отходов, образовавшихся в результате переработки товаров на таможенной территории, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, как если бы указанные отходы были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в этом состоянии, за исключением случаев, когда указанные отходы вывезены с таможенной территории Российской Федерации или переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования на таможенной территории Российской Федерации, и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
Отходы, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, подлежат декларированию.
2. Для целей обложения таможенными пошлинами, налогами отходы рассматриваются как товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации.
Таможенная стоимость отходов определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с учетом особенностей, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
3. При невозможности определить таможенную стоимость отходов методом по цене сделки с ввозимыми товарами, методом по цене сделки с идентичными товарами или методом по цене сделки с однородными товарами в соответствии с законодательством Российской Федерации таможенная стоимость отходов определяется в размере одной из следующих величин:
цены продажи оцениваемых отходов при их первой реализации на таможенной территории Российской Федерации покупателю, не являющемуся взаимозависимым ни с одним из участников сделки по переработке товаров;
цены продажи товаров, являющихся идентичными оцениваемым отходам или однородными с оцениваемыми отходами, если указанные товары получены в результате аналогичной переработки с использованием таможенного режима переработки на таможенной территории и если это цена продажи при их первой реализации на таможенной территории Российской Федерации покупателю, не являющемуся взаимозависимым ни с одним из участников сделки по переработке товаров;
цены сделки с товарами, являющимися идентичными оцениваемым отходам или однородными с оцениваемыми отходами, проданными на экспорт в Российскую Федерацию и ввезенными в Российскую Федерацию в то же или почти в то же время, когда производится декларирование оцениваемых отходов;
цены реализации на внутреннем рынке Российской Федерации между невзаимозависимыми продавцами и покупателями товаров, являющихся идентичными оцениваемым отходам или однородными с оцениваемыми отходами, за вычетом налогов, подлежащих уплате в Российской Федерации при реализации товаров.
Комментарий к статье 183
В новом ТК РФ решен вопрос с определением налоговой базы в отношении отходов, образовавшихся в результате проведенных операций по переработке, предусмотрена специальная норма, учитывающая специфику данного товара. До принятия нового ТК РФ в практической деятельности таможенные органы зачастую сталкивались с проблемой определения таможенной стоимости отходов, образовавшихся в результате переработки иностранных товаров. Суть проблемы заключается в следующем. Общий порядок определения таможенной стоимости подразумевает, что товары (в рассматриваемом случае - отходы) продаются в Россию по цене сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары при их продаже на экспорт в Россию. Однако порядок, закрепленный в Законе РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" <*>, в данном случае неприменим, поскольку отходы не являются предметом договора купли-продажи и не ввозятся в таком виде в Россию, а представляют собой некую разновидность нового товара, образовавшегося в результате осуществления производственных процессов на территории страны. Не могут быть в отношении отходов также применены последующие методы определения таможенной стоимости, поскольку отходы не ввозятся, и найти информацию о ценах сделок с идентичными (однородными) товарами, проданными на экспорт, также не представляется возможным. Метод вычитания также неприменим, поскольку товары продаются фактически в переработанном виде, но вычитать стоимость переработки из стоимости отходов нельзя, поскольку это стоимость переработки для получения основного продукта, а при вычитании этой стоимости из стоимости отходов может получиться отрицательное число. Метод сложения также не может быть использован, поскольку не калькулируется стоимость производства отходов, а соответствующие производственные расходы относятся на себестоимость основного продукта переработки. В этой связи и применение гибкого резервного метода невозможно.
--------------------------------
<*> Ведомости РФ. 1993. N 23. Ст. 821.
Выход из рассматриваемой ситуации позволяют найти положения международного законодательства, и в частности рекомендации ВТО по проектированию национального таможенного законодательства по таможенной оценке, приведенные в документе N VTO 123Е1 от 17 июля 2000 г. "Guidelines on drafting national legislation for implementation of the WTO Valuation Agreement", согласно которым Соглашение по таможенной оценке ВТО регулирует только прямой импорт, а национальное законодательство должно установить специальные нормы таможенной оценки для других таможенных процедур, в том числе при выпуске для свободного обращения после переработки.
Киотская конвенция прямо предусматривает возможность взимания ввозных таможенных пошлин в отношении отходов, которые не вывезены и не переработаны в коммерчески непригодное состояние (стандартное правило 2, гл. F-1 Специального приложения). В соответствии с положениями ст. 666 Инструкции по применению Таможенного кодекса Европейского сообщества (в редакции от 21 мая 2000 г.) таможенная стоимость продуктов переработки, помещаемых под таможенный режим для свободного обращения после переработки, определяется как: 1) таможенная стоимость идентичных или однородных товаров; 2) их продажная цена, если на нее не повлияла взаимозависимость; 3) цена продажи в Европейском сообществе идентичных (однородных) товаров.
В этой связи в новом ТК РФ предложена специальная норма, учитывающая особенности рассматриваемых отношений. Так, если в результате переработки образовались отходы, которые не вывезены и не переработаны в состояние, непригодное для дальнейшего коммерческого использования, то в отношении их возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Детально расписан порядок определения таможенной стоимости, которая является основой налогообложения при применении адвалорных и комбинированных ставок таможенных пошлин. Как общий принцип заложено, что для целей налогообложения отходы рассматриваются как товары, ввозимые в Российскую Федерацию, с учетом особенностей, установленных ТК РФ. При невозможности определения таможенной стоимости отходов по приведенным в предыдущем абзаце методам таможенной оценки стоимость отходов определяется по: 1) цене продажи при их первой реализации на территории РФ; 2) цене продажи товаров, являющихся идентичными или однородными с оцениваемыми отходами, если такие товары получены в результате аналогичной переработки; 3) цене сделки с товарами, являющимися идентичными или однородными с оцениваемыми отходами, ввозимыми в Россию приблизительно в то же время, в которое производится декларирование оцениваемых отходов; 4) цене реализации на внутреннем рынке России товаров, являющихся идентичными или однородными с оцениваемыми отходами, с учетом вычетов внутренних налогов.
Статья 184. Остатки
1. Остатки товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, могут быть вывезены с таможенной территории Российской Федерации без уплаты вывозных таможенных пошлин либо помещены под таможенный режим переработки на таможенной территории.
2. В отношении невывезенных остатков подлежат уплате суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, как если бы они были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в этом состоянии.
Остатки, в отношении которых уплачиваются таможенные пошлины, налоги, подлежат декларированию.
Сумма таможенных пошлин, налогов определяется исходя из размера количественной или стоимостной части остатков пропорционально сумме таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары, в результате переработки которых образовались такие остатки, на день помещения под таможенный режим переработки на таможенной территории были выпущены для свободного обращения.
Комментарий к статье 184
Комментируемая статья регулирует вопросы, связанные с образовавшимися в процессе переработки остатками неиспользованных иностранных товаров, которые могут быть либо вывезены за пределы страны после переработки, либо вновь помещены под таможенный режим переработки. В этих случаях платить таможенные платежи не надо, поскольку в первом случае объект налогообложения покидает территорию страны, а во втором - помещается под режим, не предусматривающий их уплату. Что же касается третьей ситуации, когда остатки не вывезены и не помещены под режим переработки, то в отношении их взимаются таможенные платежи, поскольку это предполагает их участие в торговом обороте внутри страны. Для определения налогооблагаемой базы используется таможенная стоимость на момент их ввоза на территорию страны. В зависимости от ставок таможенных пошлин адвалорных или специфических остатков рассчитывается размер сумм таможенных платежей, который определяется пропорционально той сумме, которая подлежала бы уплате в отношении остатков, если бы они были выпущены для свободного обращения на день их помещения под таможенный режим переработки. Не случайно законодатель использует данную формулу, апеллируя к выпуску для свободного обращения, поскольку последний предполагает не только уплату платежей, но и соблюдение нетарифных мер регулирования, которые попросту не могут быть применены к товару, образовавшемуся на территории страны. Важным аспектом является положение, предписывающее осуществлять в отношении остатков процедуру декларирования, т.е. требование юридически оформить оставшиеся на территории страны товары.
Статья 185. Завершение и приостановление таможенного режима
1. Не позднее дня истечения срока переработки (статья 177) таможенный режим переработки на таможенной территории должен быть завершен вывозом продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации либо помещением ввезенных товаров и продуктов их переработки под иные таможенные режимы.
2. Если продукты переработки вывозятся с таможенной территории Российской Федерации несколькими партиями, окончательная выверка количества продуктов переработки, указанного в разрешении на переработку товаров (статья 179), может производиться периодически после вывоза продуктов переработки, но не реже одного раза в три месяца и не позднее 30 дней со дня вывоза последней партии продуктов переработки. Если в результате такой выверки лицо, получившее разрешение на переработку на таможенной территории, должно уплатить таможенные пошлины, налоги, на суммы этих таможенных платежей пени не начисляются при условии, что их уплата производится не позднее 10 рабочих дней со дня принятия таможенным органом решения в письменной форме о необходимости уплаты указанных сумм. Таможенный орган направляет лицу, получившему разрешение на переработку товаров, уведомление о необходимости уплаты таможенных платежей не позднее одного дня, следующего за днем принятия решения.
3. Таможенный режим переработки на таможенной территории может быть завершен выпуском для свободного обращения ввезенных товаров и (или) продуктов их переработки или их помещением под иной таможенный режим с соблюдением требований и условий, установленных настоящим Кодексом.
4. При выпуске для свободного обращения ввезенных товаров и (или) продуктов их переработки уплачиваются суммы таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы ввезенные товары были заявлены к выпуску для свободного обращения в день помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории, а также проценты с указанных сумм по ставкам рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, как если бы в отношении указанных сумм была предоставлена отсрочка со дня помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории.
5. По запросу заинтересованного лица действие таможенного режима переработки на таможенной территории может быть приостановлено:
при помещении продуктов переработки на таможенный склад в соответствии с пунктом 3 статьи 217 настоящего Кодекса;
при помещении продуктов переработки под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуска товаров для свободного обращения.
6. Приостановление действия таможенного режима переработки на таможенной территории влечет приостановление течения срока переработки товаров (статья 177). Проценты, начисление и уплата которых предусмотрены в соответствии с настоящей статьей, за период приостановления действия таможенного режима переработки на таможенной территории не начисляются и не уплачиваются.
Проведение операций по переработке товаров (статья 176) в период приостановления действия таможенного режима переработки на таможенной территории не допускается.
7. Таможенный режим переработки на таможенной территории также может быть завершен вывозом ввезенных товаров в неизменном состоянии (реэкспортом).
Комментарий к статье 185
Комментируемая статья регулирует вопросы, связанные с судьбой товаров, образовавшихся в результате переработки на территории страны. Условием освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при помещении под таможенный режим переработки является вывоз продуктов переработки в определенный срок. Таким сроком является срок переработки товаров на национальной таможенной территории. И по истечении этого срока, когда производственные процессы завершены, продукты переработки должны быть вывезены за пределы таможенной территории. Это базовый принцип. Вместе с тем не во всех случаях организации, получившие разрешение на переработку, могут осуществить вывоз продуктов переработки. Существуют ситуации, когда экспортная поставка срывается по различным причинам и необходимо принимать решение о дальнейшей судьбе товара, а банальное отсутствие денежных средств зачастую не позволяет выпустить продукты переработки для свободного оборота на территории страны. К этой проблеме добавляется еще и привлечение лица к административной ответственности за нарушение требований таможенного режима. Выходом из подобных ситуаций является предложенная в новом ТК РФ правовая конструкция, которая позволит организации осуществлять приостановление действия таможенного режима (например, путем помещения продуктов переработки на таможенный склад, не платя при этом таможенные платежи, или же помещения под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуска для свободного обращения). Приостановление действия таможенного режима влечет приостановление течения срока переработки. На период приостановления действия таможенного режима проценты, предусмотренные при выпуске для свободного обращения как за отсрочку уплаты платежей, не начисляются.
Более детально определена налогооблагаемая база при выпуске продуктов переработки для свободного обращения. Таможенная стоимость определяется на день помещения иностранных товаров под таможенный режим. Учитывая, что в рассматриваемом случае в силу положения таможенного режима фактически предоставляется отсрочка по уплате таможенных платежей на период до двух лет, за фактически использованную отсрочку, за санкционированный государством кредит подлежат уплате проценты по ставке рефинансирования Банка России (в настоящее время такая ставка равна 1/300 ставки рефинансирования).
Если продукты переработки вывозятся несколькими партиями, то окончательная выверка количества продуктов переработки может производиться не позднее 30 дней со дня вывоза последней партии. Если в результате выверки потребуется доплатить таможенные платежи, то пени в этом случае не начисляются при условии, что доплата произведена в течение 10 дней со дня принятия решения о доплате.
Следует также отметить, что в отличие от ТК РФ 1993 г. таможенный режим переработки завершается вывозом продуктов переработки, а не экспортом. Это предполагает, что продукты переработки будут оформляться при вывозе по той же таможенной декларации, по которой они были помещены под таможенный режим. Таможенный режим может быть завершен реэкспортом, если товары не были использованы для переработки.
Статья 186. Эквивалентная компенсация
1. С разрешения таможенного органа ввезенные товары, помещенные под таможенный режим переработки на таможенной территории, могут быть заменены другими товарами, в том числе российскими, если они совпадают по своему описанию, качеству и техническим характеристикам с ввезенными товарами (эквивалентная компенсация).
2. Продукты, полученные в результате переработки эквивалентных товаров, рассматриваются в качестве продуктов переработки ввезенных товаров в соответствии с положениями настоящей главы.
3. Эквивалентные товары в таможенных целях имеют статус ввезенных товаров, а ввезенные товары - статус товаров, который имели эквивалентные товары.
4. Если эквивалентная компенсация разрешается, вывоз продуктов переработки допускается до ввоза товаров для переработки на таможенной территории при условии наличия разрешения на переработку. Таможенные органы устанавливают срок для ввоза таких товаров.
Комментарий к статье 186
В новом ТК РФ нашел свое отражение принцип эквивалентной компенсации в положениях таможенного режима переработки на таможенной территории. Он представляет собой своеобразное изъятие из принципа идентификации, предоставляя возможность замены товаров, ввезенных и помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, другими товарами, в том числе российскими, если они совпадают по своим характеристикам с ввезенными товарами. Если эквивалентная компенсация допускается, то вывоз продуктов переработки может быть произведен до ввоза иностранных товаров при наличии разрешения на переработку.
Данный подход обусловлен тем, что законодатель решил излишне не обременять переработчика обязанностью вести раздельный учет своего и иностранного сырья при осуществлении производственных процессов по переработке товаров, которые обладают одними и теми же качествами и характеристиками или полностью идентичны (например, при осуществлении операций по производству алюминия могут использоваться как российские, так и греческие бокситы). Ведение для таможенных целей раздельного учета (в том числе и бухгалтерского) влечет за собой дополнительные затраты и издержки, что не способствует созданию благоприятных условий для применения режима переработки.
Впервые этот принцип был провозглашен в правилах ГАТТ/ВТО "О субсидировании экспорта" (решение 80/271/ЕЭС от 10 декабря 1979 г.) в целях предотвращения подобных ситуаций. Возможность эквивалентной компенсации предусмотрена Киотской конвенцией и европейским таможенным законодательством при использовании системы активного экономического совершенствования.
- Государственный таможенный комитет российской федерации
- Список сокращений
- Основные положения нового Таможенного кодекса Российской Федерации
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Основные положения
- Глава 2. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 3. Деятельность в области таможенного дела
- Глава 4. Информирование и консультирование
- Глава 5. Таможенная статистика
- Глава 6. Страна происхождения товаров. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
- § 1. Страна происхождения товаров
- § 2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
- § 3. Предварительное решение
- Глава 7. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц
- Раздел II. Таможенные процедуры Подраздел 1. Таможенное оформление
- Глава 8. Основные положения, относящиеся
- К таможенному оформлению
- Глава 9. Прибытие товаров на таможенную территорию российской федерации
- Глава 10. Внутренний таможенный транзит
- Глава 11. Таможенный перевозчик
- Глава 12. Временное хранение товаров
- Глава 13. Убытие товаров с таможенной территории российской федерации
- Глава 14. Декларирование товаров
- Глава 15. Таможенный брокер (представитель)
- Глава 16. Выпуск товаров
- Подраздел 2. Таможенные режимы
- Глава 17. Общие положения, относящиеся к таможенным режимам
- Глава 18. Основные таможенные режимы
- § 1. Выпуск для внутреннего потребления
- § 2. Экспорт
- § 3. Международный таможенный транзит
- Глава 19. Экономические таможенные режимы
- § 1. Переработка на таможенной территории
- § 2. Переработка для внутреннего потребления
- § 3. Переработка вне таможенной территории
- § 4. Временный ввоз
- § 5. Таможенный склад
- Глава 20. Завершающие таможенные режимы
- § 1. Реимпорт
- § 2. Реэкспорт
- § 3. Уничтожение
- § 4. Отказ в пользу государства
- Глава 21. Специальные таможенные режимы
- § 1. Временный вывоз
- § 2. Беспошлинная торговля
- § 3. Перемещение припасов
- § 4. Иные специальные таможенные режимы
- Подраздел 3. Специальные таможенные процедуры
- Глава 22. Перемещение транспортных средств
- Глава 23. Перемещение товаров физическими лицами
- Глава 24. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях
- Глава 25. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц
- Глава 26. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линии электропередачи
- Раздел III. Таможенные платежи
- Глава 27. Общие положения, относящиеся к таможенным платежам. Виды таможенных платежей
- Глава 28. Исчисление таможенных пошлин, налогов
- Глава 29. Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 30. Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 31. Обеспечение уплаты таможенных платежей
- Глава 32. Взыскание таможенных платежей
- Глава 33. Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств
- Раздел IV. Таможенный контроль
- Глава 34. Общие положения, относящиеся к таможенному контролю
- Глава 35. Формы и порядок проведения таможенного контроля
- Глава 36. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля
- Глава 37. Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю
- Глава 38. Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров
- Раздел V. Таможенные органы
- Глава 39. Таможенные органы и обеспечение их деятельности
- § 1. Таможенные органы
- § 2. Обязанности, правомочия и ответственность
- Глава 16 КоАп рф содержит 22 состава правонарушений в области таможенного дела, по 21 из них дела об административных правонарушениях рассматривают таможенные органы.
- § 3. Применение должностными лицами таможенных
- § 4. Обеспечение деятельности таможенных органов
- Глава 40. Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле
- Глава 41. Основания и порядок распоряжения товарами и транспортными средствами
- Глава 42. Контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу
- Раздел VI. Заключительные положения
- Перечень нормативных правовых актов гтк россии, изданных в целях обеспечения реализации таможенного кодекса российской федерации от 28 мая 2003 г. N 61-фз