logo
ТамК_комм_Азарова_2004

§ 3. Международный таможенный транзит

Статья 167. Содержание таможенного режима

Международный таможенный транзит - таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Комментарий к статье 167

Значение, которое придается правовому обеспечению транзитных перевозок, нашло отражение в ряде международных договоров, затрагивающих вопросы транзита, участницей которых является Российская Федерация. В числе таких международных договоров следует упомянуть Конвенцию МДП, Соглашение о порядке таможенного оформления транзитных грузов (Алма-Ата, 1992 г.), Соглашение о порядке транзита через территории государств - участников СНГ (Минск, 1999 г.).

В новом ТК РФ законодатель привел регламентацию таможенного режима транзита в соответствие с правилами Киотской конвенции. В частности, нововведения затронули терминологию. С учетом понятийного аппарата Киотской конвенции к транзиту относятся операции, связанные как с доставкой товаров от места ввоза на таможенную территорию до места таможенного оформления, так и с перемещением по таможенной территории государства транзита, если такое перемещение является частью пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории такого государства (международный таможенный транзит).

Учитывая изложенное, к данному таможенному режиму применяется понятие "международный таможенный транзит". Тем самым проведено четкое различие между таможенным режимом международного таможенного транзита и таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита. Кроме того, следует отметить, что комментируемыми положениями не регулируются вопросы, связанные с транзитными перевозками российских товаров между двумя российскими таможенными органами по территории иностранных государств, как это было предусмотрено ТК РФ 1993 г. В соответствии со ст. 268 ТК РФ к таким перевозкам применяются положения специального таможенного режима, устанавливаемого в порядке, предусмотренном ст. 268, 269 ТК РФ.

Товары, перевозимые в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита, не облагаются таможенными пошлинами, налогами. Кроме того, к таким товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Это стандартные положения, применяемые к товарам, которые ввозятся на таможенную территорию РФ, но при этом не попадают на российские рынки аналогичных товаров и не участвуют напрямую в экономическом обороте. В связи с изложенным применение к таким товарам тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности не является целесообразным. Соответствующее положение содержится в Киотской конвенции. Согласно стандартному правилу 3 гл. 1 приложения "E" к указанной Конвенции товары, перевозимые в режиме таможенного транзита, не облагаются пошлинами и налогами при соблюдении установленных таможенной службой условий и предоставлении любых необходимых гарантий.

Из определения таможенного режима международного таможенного транзита, приведенного в комментируемой статье, следует, что под указанный таможенный режим товары могут помещаться при соблюдении следующих двух условий:

1) товары относятся к категории иностранных в соответствии с нормами ТК РФ (подп. 3 п. 1 ст. 11);

2) перемещение товаров по таможенной территории РФ осуществляется в порядке их следования из пункта, расположенного за пределами указанной территории, в пункт, также расположенный вне таможенной территории РФ.

Третьим условием помещения товаров под таможенный режим международного таможенного транзита, прямо не указанным в определении, однако вытекающим из него, является отсутствие установленных законодательством РФ запретов и ограничений неэкономического характера на ввоз таких товаров на таможенную территорию РФ. Под запретами и ограничениями неэкономического характера в данном случае могут пониматься запреты и ограничения, установленные исходя из соображений защиты государственной безопасности, охраны окружающей среды, по иным аналогичным основаниям, а также в случаях, когда установление таких запретов прямо вытекает из положений международных договоров РФ.

Вместе с тем ввоз транзитных товаров на таможенную территорию РФ косвенно оказывает благоприятное воздействие на отечественную экономику, поскольку стимулирует активность в тех ее областях, которые так или иначе связаны с осуществлением перевозок. Таким образом, как правило, любое государство заинтересовано в поощрении транзитных перевозок через собственную территорию.

Статья 168. Условия помещения товаров под таможенный режим

1. Под таможенный режим международного таможенного транзита могут быть помещены любые иностранные товары, за исключением товаров, транзит которых запрещен в соответствии с федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

2. Федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия помещения товаров под таможенный режим международного таможенного транзита.

Комментарий к статье 168

Развивая положения предыдущей статьи, в комментируемой статье законодатель повторно подчеркнул, что помещение товаров под таможенный режим международного таможенного транзита допускается при отсутствии установленных законодательством запретов. При этом указаны виды нормативных правовых актов, которые могут содержать такие запреты: федеральные законы, иные правовые акты РФ, международные договоры РФ.

Кроме того, определено, что федеральными законами, иными правовыми актами РФ и международными договорами РФ могут быть установлены иные дополнительные условия помещения товаров под таможенный режим международного таможенного транзита. Представляется, что законодатель сохранил возможность для расширения нормативной правовой базы применения данного таможенного режима, поскольку таможенный режим международного таможенного транзита весьма адекватно отражает степень интегрированности государства в мировую экономическую систему.

Система международных перевозок требует создания по возможности максимально единообразных условий для перевозчиков. В первую очередь такое требование касается таможенного законодательства. Мировой рынок перевозок требует оперативного реагирования на происходящие изменения. Недостаточно быстрая реакция на них может повлечь перераспределение транспортных потоков, что, в свою очередь, приведет к существенным потерям как финансового, так и политического характера.

Статья 169. Применение к международному таможенному транзиту правил, предусмотренных настоящим Кодексом в отношении внутреннего таможенного транзита

1. При международном таможенном транзите порядок выдачи таможенным органом разрешения на международный таможенный транзит и порядок установления сроков международного таможенного транзита, идентификация товаров, меры обеспечения таможенного законодательства Российской Федерации осуществляются по правилам, установленным статьями 80 - 86 настоящего Кодекса в отношении внутреннего таможенного транзита и применимым к международному таможенному транзиту.

2. К правам, обязанностям и ответственности перевозчика или экспедитора при международном таможенном транзите применяются положения подпунктов 1 и 2 статьи 88, а также статей 90 и 91 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 169

В комментируемой статье содержатся положения, направленные на обеспечение единообразия в осуществлении таможенных процедур и облегчения восприятия положений закона должностными лицами таможенных органов, участниками ВЭД и иными заинтересованными лицами. Данные предписания содержат отсылки, в соответствии с которыми отдельные вопросы таможенного режима международного таможенного транзита, прямо указанные в комментируемой статье, регламентируются аналогично порядку, установленному для внутреннего таможенного транзита, - в той части, в которой они применимы к таможенному режиму международного таможенного транзита. В числе таких вопросов выделяются следующие:

порядок выдачи таможенным органом разрешения на международный таможенный транзит;

порядок установления сроков международного таможенного транзита;

идентификация товаров;

меры обеспечения таможенного законодательства.

Соответствующие нормы содержатся в ст. 80 - 86 ТК РФ (см. комментарий к ним).

Статья 170. Перегрузка транзитных товаров и иные операции с транзитными товарами

1. Перегрузка транзитных товаров с транспортного средства, на котором товары были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации, на транспортное средство, на котором товары будут вывезены с этой территории, допускается с разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется эта грузовая операция. Если транзитные товары могут быть перегружены с одного транспортного средства на другое без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей, такая перегрузка допускается с предварительного уведомления таможенного органа.

2. Складирование (хранение, дробление или накопление партий и другие подобные операции) транзитных товаров на таможенной территории Российской Федерации допускается с соблюдением требований и условий, установленных настоящим Кодексом.

3. Проведение с транзитными товарами операций, не предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, допускается только в случае, если их совершение вызвано реальной угрозой уничтожения, утраты, безвозвратной утери или существенной порчи товаров и (или) транспортных средств.

Комментарий к статье 170

Перегрузка товаров при их перемещении в соответствии с таможенным режимом транзита является одной из наиболее значимых процедур, связанных с транзитной перевозкой, и требует подробной регламентации, в том числе на уровне федерального законодательства. Это обусловлено тем обстоятельством, что перегрузка транзитных товаров зачастую бывает сопряжена со сменой транспортного средства, с повреждением наложенных таможенных пломб и печатей, а также сопровождается иными действиями, имеющими особое значение для корректного осуществления таможенного контроля.

Пункт 1 комментируемой статьи содержит ряд положений, имеющих существенное значение для регулирования данной процедуры и упрощающих ранее действовавший порядок. В соответствии с данной нормой четко определяется уровень принятия решения о допустимости перегрузки товаров: оно принимается таможенным органом, в регионе деятельности которого осуществляется перегрузка.

Уведомительный порядок для перегрузки товаров устанавливается в том случае, если такая перегрузка не предполагает повреждения наложенных таможенных пломб и печатей. Данное нововведение благоприятно скажется на осуществлении транзитных перевозок, поскольку применение установленного ранее разрешительного порядка перегрузки в подобных ситуациях могло приводить к неоправданным задержкам, обусловленным причинами формального характера. Так, в практике автомобильных перевозок нередки случаи, когда тягач доставляет прицеп из Европы до определенной точки в европейской части РФ. Далее происходит замена тягача на другой тягач, более приспособленный к перевозкам по российским трассам, который и должен доставить товар в пункт назначения, находящийся, например, в Казахстане. В подобном случае осуществление пристального контроля за сменой тягача представляется нецелесообразным, поскольку сами товары не подвергаются даже минимальному воздействию. В соответствии с комментируемым пунктом для выполнения таможенных формальностей в подобных ситуациях достаточно уведомить таможенный орган о намерении совершить соответствующую операцию. В завершение данного вопроса следует отметить, что в соответствии со стандартным правилом 10 гл. 1 приложения "E" к Киотской конвенции товары могут быть перегружены из одного транспортного средства в другое без разрешения таможенной службы при условии, что таможенные пломбы и крепежные приспособления не взломаны и не нарушены.

Пункт 3 комментируемой статьи содержит гарантии права лиц на совершение операций, не предусмотренных данной статьей, в том случае, когда необходимость их совершения обусловлена реальной угрозой уничтожения, утраты, безвозвратной утери или существенной порчи товаров и (или) транспортных средств.

Статья 171. Завершение таможенного режима

1. Международный таможенный транзит завершается вывозом транзитных товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Перевозчик обязан предъявить транзитные товары, представить транзитную декларацию и иные документы на транзитные товары, используемые для целей международного таможенного транзита, таможенному органу назначения (пункт 1 статьи 92). Таможенный орган назначения обязан совершить необходимые таможенные операции для завершения международного таможенного транзита и выдать разрешение на убытие товаров и транспортных средств (статья 120) в день предъявления транзитных товаров и представления документов.

При вывозе транзитных товаров отдельными партиями международный таможенный транзит считается завершенным после убытия последней партии товаров с таможенной территории Российской Федерации.

2. Международный таможенный транзит может быть также завершен помещением товаров под иные таможенные режимы при соблюдении требований и условий, установленных настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 171

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи международный таможенный транзит завершается вывозом транзитных товаров с таможенной территории РФ. С момента такого вывоза в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством, таможенный контроль за транзитными товарами прекращается, а лица, перемещавшие товары в соответствии с данным таможенным режимом, не несут никаких обязанностей перед таможенными органами, в том числе по доставке товаров в окончательный пункт назначения.

Кроме того, предусмотрена возможность завершения таможенного режима международного таможенного транзита путем помещения товаров под иные таможенные режимы при соблюдении требований и условий, установленных ТК РФ.

Статья 172. Особенности применения таможенного режима

1. В случаях, если место прибытия транзитных товаров на таможенную территорию Российской Федерации и место их убытия с этой территории совпадают, международный таможенный транзит допускается в упрощенном порядке. Перевозчик или экспедитор представляет только те документы и сведения, которые требуются при прибытии товаров и транспортных средств (статья 72), а разрешение на транзит выдается в день предъявления товаров и представления документов и сведений таможенному органу.

2. Если транзитные товары перегружаются в месте, указанном в пункте 1 настоящей статьи, с транспортного средства, используемого при прибытии товаров, на транспортное средство, используемое при их убытии, перегрузка товаров допускается с разрешения таможенного органа. Такое разрешение выдается перевозчику или экспедитору при представлении документов и сведений, предусмотренных статьей 72 настоящего Кодекса.

Таможенный орган может отказать в выдаче разрешения на проведение грузовых операций с транзитными товарами только в случае, если их осуществление повлечет утрату товаров или изменение их потребительских свойств.

Комментарий к статье 172

Комментируемая статья устанавливает случаи применения упрощенного порядка таможенного оформления товаров, помещаемых под таможенный режим международного таможенного транзита. В соответствии с п. 1 данной статьи упрощенный порядок применяется в тех случаях, когда совпадают места прибытия транзитных товаров на таможенную территорию и их убытия с этой территории.

Аналогичная норма в ТК РФ 1993 г. отсутствовала, однако ее включение в ТК РФ 2003 г. представляется вполне целесообразным. Назначение данной статьи заключается в установлении порядка таможенного оформления товаров, пребывание которых на таможенной территории РФ фактически ограничивается нахождением в одной точке, поскольку места их прибытия на таможенную территорию и их убытия с этой территории совпадают. Подобные ситуации характерны для товаров, перевозимых авиационным транспортом или морскими судами.

Поскольку в данных случаях потенциальная угроза защищаемым национальным интересам РФ относительно мала, представляется вполне оправданным стремление законодателя максимально упростить применяемые таможенные процедуры.

В комментируемой статье закреплено положение, согласно которому разрешение на транзит выдается в день предъявления товаров и представления документов и сведений таможенному органу. Разумеется, такое разрешение выдается при соблюдении всех требований, установленных таможенным законодательством применительно к перемещению товаров в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита.

Отдельно регламентированы процедуры, применяемые в том случае, когда транзитные товары перегружаются с транспортного средства, используемого при прибытии товаров, на транспортное средство, используемое при их убытии. Такая перегрузка допускается только с письменного разрешения таможенного органа.