§ 3. Переработка вне таможенной территории
Статья 197. Содержание таможенного режима
1. Переработка вне таможенной территории - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
2. Товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин. К вывозимым товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
3. При вывозе товаров в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории освобождение от уплаты, возврат либо возмещение внутренних налогов не производятся.
Комментарий к статье 197
Главной целью таможенного режима переработки товаров вне таможенной территории является сокращение производственных затрат отечественных производителей, повышение конкурентоспособности их продукции. Предложенные в новом ТК РФ правовые рамки функционирования таможенного режима переработки товаров вне таможенной территории основаны на положениях гл. 2 Специального приложения "F" к Киотской конвенции (в редакции Брюссельского протокола 1999 г.).
Следует отметить, что в ТК РФ 1993 г., в отличие от нового ТК РФ, вопрос определения стоимости операций по переработке решен не был. Кроме того, при вывозе российских товаров для переработки в соответствии с ТК РФ 1993 г. уплачивались суммы вывозных таможенных пошлин с последующим возвратом при ввозе продуктов переработки. По новому ТК РФ вывоз российских товаров для переработки за пределы национальной таможенной территории осуществляется без уплаты вывозных таможенных пошлин. При последующем ввозе продуктов переработки предоставляется полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Допускается замена продуктов переработки иностранными товарами, если операцией по переработке является ремонт, а также в случаях, когда идентификация товаров не осуществляется (при перемещении товаров трубопроводным транспортом). В новом ТК РФ установлено несколько вариантов расчета налоговой базы в отношении ввезенных продуктов переработки, которая определяется исходя из определенных условий.
Таможенный режим переработки вне таможенной территории позволяет временно вывозить российские товары для целей осуществления производственных процессов или ремонта за рубежом с последующим ввозом продуктов переработки в условиях полного или частичного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. В части, касающейся экономических аспектов, таможенный режим переработки вне таможенной территории представляет собой льготный режим в отношении продуктов переработки, поскольку при их ввозе на территорию страны уменьшается налогооблагаемая база, обложению подлежит лишь та добавленная стоимость, которая образовалась в результате осуществления производственных процессов по переработке за рубежом.
В отличие от ТК РФ 1993 г. в новом ТК РФ не предусмотрено взимание вывозных таможенных пошлин при вывозе российских товаров для переработки. Поскольку контроль должен осуществляться в отношении ввозимых продуктов переработки, в новом ТК РФ предложено отказаться от взимания платежей при вывозе.
В отношении российского сырья и комплектующих, вывозимых за пределы таможенной территории России для переработки, меры экономической политики (запреты и ограничения экономического характера) не применяются.
При вывозе товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории, возврат внутренних налогов не производится.
Статья 198. Условия помещения товаров под таможенный режим
1. Переработка вне таможенной территории допускается при наличии разрешения таможенного органа (статья 203).
2. Переработка вне таможенной территории допускается, если таможенные органы могут идентифицировать вывезенные товары в продуктах переработки (статья 199), за исключением случая, когда осуществляется замена продуктов переработки иностранными товарами в соответствии со статьей 206 настоящего Кодекса.
3. Для помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории товары должны иметь для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении. Допускается помещение под таможенный режим переработки вне таможенной территории товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если операцией по переработке товаров является ремонт.
4. Правительство Российской Федерации вправе определять случаи, когда переработка вне таможенной территории не допускается в отношении определенных видов товаров, а также устанавливать количественные или стоимостные ограничения по допущению товаров к проведению операций по переработке товаров в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, исходя из защиты интересов отечественных товаропроизводителей. Указанные запреты и ограничения вводятся в действие не ранее чем по истечении 90 дней со дня официального опубликования соответствующих актов Правительства Российской Федерации.
Комментарий к статье 198
Применение таможенного режима переработки вне таможенной территории (равно как и иных таможенных режимов переработки) осуществляется с разрешения таможенного органа, которое выдается декларанту после того, как таможенный орган удостоверится, что соблюдены все условия, необходимые для использования режима переработки вне таможенной территории. Требования, предъявляемые к разрешению на переработку, а также порядок его выдачи и отзыва закреплены в ст. 203 - 205 ТК РФ.
Ввиду того что в практической деятельности таможенных органов встречаются случаи подмены товаров для переработки, которые не были задействованы в производственном процессе, и вместо продуктов переработки, произведенных из ранее вывезенных российских товаров, ввозятся иностранные товары с аналогичными характеристиками, одним из условий помещения товаров под таможенный режим переработки является идентификация российских товаров в продуктах переработки <*>. Исключение из этого принципа составляет замена продуктов переработки иностранными товарами, если товары вывозятся для целей осуществления ремонта, а также при помещении под таможенный режим переработки вне таможенной территории российских сырьевых товаров, перемещаемых по трубопроводному транспорту.
--------------------------------
<*> См.: письмо ГТК России от 24 марта 1997 г. N 01-15/5366 "Об идентификации сырьевых товаров в продуктах переработки в режиме переработки вне таможенной территории" // Таможенные ведомости. 1997. N 7.
Под таможенный режим переработки вне таможенной территории, как правило, могут помещаться российские товары. Исключение составляют те иностранные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством РФ, если товары вывозятся для ремонта. Такие товары, хотя ранее они и были выпущены в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления, продолжают сохранять статус иностранных. Следует отметить, что в отношении таких товаров в ТК РФ предусмотрены более жесткие правила, чем те, которые действовали на ведомственном уровне до вступления в силу нового ТК РФ <*>. Так, в соответствии с п. 5 ст. 208 ТК РФ при завершении таможенного режима переработки вне таможенной территории при ввозе продуктов переработки, в отношении которых были предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов до их вывоза, и последующем выпуске таких продуктов для свободного обращения, наряду с суммами таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с условиями завершения режима переработки, дополнительно уплачиваются суммы таможенных пошлин, налогов, в отношении которых были предоставлены льготы до вывоза товаров на переработку.
--------------------------------
<*> См.: Приказ ГТК России от 31 августа 2001 г. N 872 "Об особенностях выдачи лицензий на переработку товаров вне таможенной территории в отношении товаров определенной категории" // Российская газета. 2001. 31 окт.
В целях защиты интересов отечественных производителей Правительство РФ вправе определять случаи, когда переработка вне таможенной территории в отношении отдельных категорий товаров не допускается, а также устанавливать ограничения экономического характера (количественные или стоимостные) для допуска товаров по проведению операций по переработке вне таможенной территории.
Статья 199. Идентификация товаров в продуктах переработки
1. Для идентификации вывезенных товаров в продуктах их переработки используются следующие способы, если эти способы применимы исходя из характера товаров и осуществляемых операций по переработке товаров:
1) проставление заявителем или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на вывозимые товары;
2) подробное описание вывозимых товаров, их фотографирование, изображение в масштабе;
3) сопоставление результатов исследования предварительно взятых проб или образцов вывозимых товаров и продуктов их переработки;
4) использование серийных номеров или другой маркировки производителя вывозимых товаров;
5) документальное подтверждение, свидетельствующее, что операциям по переработке товаров подвергались вывезенные товары;
6) иные способы идентификации, предполагающие использование современных технологий.
2. Приемлемость заявленного способа идентификации вывезенных товаров для переработки вне таможенной территории в продуктах переработки устанавливается таможенным органом с учетом характера товаров и осуществляемых операций по переработке товаров.
3. По запросу заявителя и с согласия таможенного органа указанная идентификация для таможенных целей может быть обеспечена путем исследования представленных подробных сведений о сырье, материалах и комплектующих, которые используются в производстве, а также о технологии производства продуктов переработки.
Комментарий к статье 199
Как уже было ранее отмечено, в практической деятельности таможенных органов встречаются случаи подмены товаров для переработки без использования вывезенных товаров в производственном процессе. При этом вместо продуктов переработки ввозятся иностранные товары. Таможенные органы не могут проконтролировать процесс переработки вне таможенной территории, поскольку она осуществляется за пределами российской юрисдикции. В этой связи одним из условий помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории является возможность идентификации российских товаров в продуктах их переработки. Для идентификации товаров в продуктах переработки могут использоваться следующие способы:
проставление заявителем или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на вывозимые товары;
подробное описание вывозимых товаров, их фотографирование, изображение в масштабе;
сопоставление результатов исследования проб или образцов вывозимых товаров и продуктов их переработки;
использование серийных номеров или другой маркировки производителя вывозимых товаров;
документальное подтверждение, свидетельствующее о том, что операциям по переработке подвергались именно вывезенные товары.
При этом законодатель не ограничивается предложенными способами идентификации, предусматривая возможность в зависимости от конкретной ситуации использовать иные способы идентификации, предполагающие применение современных технологий.
Окончательное решение о приемлемости того или иного способа идентификации принимает таможенный орган с учетом характера товара и операций по его переработке. В определенных случаях идентификация может быть обеспечена путем исследования представленных подробных сведений о сырье, материалах и комплектующих, используемых в производственном процессе, либо технологии его осуществления.
Статья 200. Операции по переработке товаров
Операции по переработке товаров при таможенном режиме переработки вне таможенной территории включают:
1) собственно переработку и обработку товаров;
2) изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку товаров;
3) ремонт товаров, в том числе их восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств.
Комментарий к статье 200
Таможенный режим переработки товаров вне таможенной территории предполагает осуществление с товарами определенных операций, таких как:
1) собственно переработка и обработка, при осуществлении которой происходит потеря индивидуального характера товара и его трансформация в продукт переработки;
2) изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборка или разборка товаров, при которой сохраняются основные характеристики товара в продукте переработки;
3) ремонт товаров, являющихся объектом переработки, в том числе их восстановление, замена составных частей, восстановление потребительских свойств или устранение дефектов по рекламации.
Статья 201. Срок переработки товаров
1. Срок переработки товаров определяется декларантом по согласованию с таможенным органом и не может превышать два года.
2. Срок переработки товаров вне таможенной территории определяется исходя из продолжительности процесса переработки товаров и времени, необходимого для перевозки продуктов их переработки, в пределах срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи.
3. По мотивированному заявлению лица, получившего разрешение на переработку товаров, первоначально определенный срок переработки продлевается в пределах срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи.
4. Течение срока переработки товаров начинается со дня их помещения под таможенный режим переработки вне таможенной территории, а при вывозе товаров отдельными товарными партиями - со дня помещения первой партии товаров.
Комментарий к статье 201
Комментируемая статья определяет предельный срок переработки товаров вне таможенной территории, который не может превышать двух лет. Срок переработки определяется декларантом исходя из продолжительности осуществления операций по переработке и времени, необходимого для транспортировки продуктов переработки. Если срок для переработки заявлен менее предельного, то по просьбе декларанта таможенный орган его продлевает, но не более чем до двух лет.
Течение срока переработки начинается со дня помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории, а при вывозе товаров отдельными партиями - со дня помещения под таможенный режим первой партии товаров.
Статья 202. Норма выхода продуктов переработки в таможенных целях
1. Норма выхода продуктов переработки (количество или процентное содержание продуктов переработки, образовавшихся в результате переработки определенного количества вывезенных товаров) определяется декларантом по согласованию с таможенным органом исходя из фактических условий, при которых осуществляется переработка товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, если это будет признано необходимым для целей таможенного контроля. Норма выхода продуктов переработки определяется до ввоза продуктов переработки на таможенную территорию Российской Федерации.
2. Согласование нормы выхода продуктов переработки таможенным органом производится на основании представленных декларантом документов, содержащих сведения о технологическом процессе переработки. При согласовании нормы выхода таможенными органами учитываются заключения экспертных организаций (в том числе таможенных лабораторий), основанные на конкретном технологическом процессе переработки.
3. Описание, качество и количество продуктов переработки окончательно определяются после согласования нормы выхода продуктов переработки.
4. Если операции по переработке товаров, имеющих практически постоянные характеристики, обычно осуществляются в соответствии с определенными техническими условиями и ведут к выпуску продуктов переработки неизменного качества, компетентными органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, устанавливаются стандартные нормы выхода продуктов переработки для таможенных целей.
При использовании стандартных норм выхода продуктов переработки для таможенных целей ввоз продуктов переработки в количестве, превышающем установленные нормы выхода продуктов переработки, с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов не допускается.
Комментарий к статье 202
Норма выхода определяется декларантом по согласованию с таможенным органом на основании фактических условий совершения операций по переработке, за исключением случаев, когда органами, уполномоченными Правительством РФ, устанавливаются стандартные нормы выхода.
Норма выхода определяется исходя из количества продуктов переработки, получаемых в соответствии с производственным процессом из одной единицы количества иностранных товаров в абсолютном значении или процентном выражении. Декларант представляет в таможенный орган расчет количества образующихся продуктов переработки, исходя из норм выхода.
Согласование норм выхода осуществляется на основании представленных декларантом документов, в которых содержатся все необходимые сведения о технологических процессах переработки. При этом таможенные органы принимают во внимание заключения экспертных организаций.
Статья 203. Разрешение на переработку товаров
1. Вывоз товаров для переработки вне таможенной территории допускается при наличии разрешения на переработку товаров вне таможенной территории.
2. Разрешение на переработку товаров вне таможенной территории выдается декларанту.
3. В разрешении указываются:
описание, качество и количество товаров, предназначенных для переработки, и продуктов их переработки;
операции по переработке товаров и способы их совершения;
норма выхода продуктов переработки, если она установлена (пункт 4 статьи 202) или согласована на день выдачи разрешения;
способы идентификации вывозимых товаров в продуктах переработки;
срок переработки товаров;
иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и необходимые для таможенных целей.
Форма разрешения на переработку товаров устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
4. Разрешение на переработку товаров действует в течение установленного срока переработки товаров.
5. Лицо, получившее разрешение на переработку товаров, несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 2 статьи 320 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 203
Для помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории декларанту необходимо получить разрешение таможенного органа. В разрешении на переработку указывается:
1) подробное описание как товаров, в отношении которых предполагается осуществлять операции по переработке (в том числе их качество и количество), так и продуктов переработки, образовавшихся в результате проведения производственных процессов за рубежом, с тем чтобы таможенные органы впоследствии могли провести проверку надлежащего использования таможенного режима;
2) подробное описание операций по переработке, которые будут проводиться в отношении вывозимых товаров с целью получения продуктов переработки, а также способы их совершения;
3) расчет нормы выхода продуктов переработки, если она установлена или согласована;
4) подробное описание способов идентификации товаров в продуктах их переработки;
5) срок переработки товаров.
ГТК России могут быть определены иные сведения, которые необходимы для таможенных целей.
Форма разрешения на переработку устанавливается ГТК России в виде специального бланка, содержащего перечисленные выше сведения.
Разрешение на переработку товаров вне таможенной территории действует в течение установленного срока, определенного исходя из продолжительности процесса переработки товаров и времени, необходимого для перевозки готовой продукции.
При несоблюдении положений таможенного режима ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо, получившее разрешение на переработку.
Статья 204. Порядок выдачи разрешения на переработку товаров
1. Для получения разрешения на переработку товаров в таможенный орган подается заявление, содержащее сведения:
о заявителе;
о лице (лицах), непосредственно совершающем (совершающих) операции по переработке товаров, и его (их) местонахождении;
о товарах, предназначенных для переработки;
об операциях по переработке товаров, о способах и сроках их совершения;
о норме выхода продуктов переработки, если она установлена (пункт 4 статьи 202) или если на день подачи заявления декларантом эта норма определена;
о продуктах переработки товаров и об их предполагаемом количестве;
о способах идентификации вывезенных товаров в продуктах их переработки;
о замене продуктов переработки иностранными товарами;
о сроке переработки товаров.
2. Форма заявления и форма представления сведений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие заявленные сведения.
3. Таможенный орган рассматривает заявление и приложенные к нему документы в течение 30 дней со дня их принятия. В течение указанного срока таможенный орган проверяет сведения, указанные в заявлении, а также принимает решение о согласовании заявленных нормы выхода продуктов переработки и срока переработки товаров.
Таможенный орган вправе запросить у третьих лиц, а также у государственных органов документы, подтверждающие заявленные сведения. При этом таможенный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем до двух месяцев со дня его принятия.
4. В качестве заявления на переработку товаров используется таможенная декларация на товары, вывозимые в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, при условии, что товары вывозятся одной товарной партией в случае, если:
1) целью помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории является их ремонт, в том числе осуществляемый на возмездной основе;
2) таможенная стоимость товаров, помещаемых под таможенный режим переработки вне таможенной территории, не превышает 500 тысяч рублей.
5. Если в качестве заявления на переработку товаров используется таможенная декларация, срок его рассмотрения не должен превышать срок проверки таможенной декларации, установленный пунктом 1 статьи 359 настоящего Кодекса. В указанном случае продукты переработки при их ввозе должны декларироваться тому таможенному органу, который выдал разрешение на переработку товаров.
6. Таможенный орган отказывает в выдаче разрешения на переработку товаров только в случае, если при подаче заявления заявителем не соблюдены требования и условия, установленные настоящим параграфом, а также в случае принятия таможенным органом решения об отказе в согласовании заявленных нормы выхода продуктов переработки и срока переработки товаров.
Отказ таможенного органа в выдаче разрешения на переработку товаров должен быть обоснован и мотивирован. Декларант уведомляется об отказе в выдаче указанного разрешения в письменной форме.
Комментарий к статье 204
Выдаче разрешения на переработку вне таможенной территории предшествует подача заявления, которое должно содержать сведения о:
1) заявителе;
2) лице или лицах, которые непосредственно будут осуществлять операции по переработке товаров, и месте их нахождения;
3) предмете переработки, т.е. о товарах, подлежащих переработке;
4) операциях по переработке, а также способах сроках их совершения;
5) норме выхода продуктов переработки, если она установлена или на день подачи заявления определена;
6) продуктах переработки товаров или об их предполагаемом количестве;
7) способах идентификации вывозимых товаров в продуктах их переработки;
8) замене продуктов переработки (при ремонте или переработке товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом);
9) сроке переработки.
При этом декларант вместе с заявлением должен представить пакет документов, необходимых для подтверждения вышеуказанных сведений.
Срок для принятия решения о выдаче разрешения на переработку вне таможенной территории составляет 30 дней со дня получения заявления. В течение этого периода времени таможенный орган проверяет представленные сведения и принимает решение о согласовании заявленных норм выхода и сроков переработки. Срок для рассмотрения заявления и принятия по нему решения может быть продлен до двух месяцев в случаях, когда потребуется запросить документы у государственных органов или третьих лиц для подтверждения заявленных сведений. Решение об отказе в выдаче разрешения на переработку принимается в случае, когда не были выполнены требования и условия, установленные ТК РФ для применения таможенного режима переработки вне таможенной территории или при отказе в согласовании заявленной нормы выхода либо срока переработки товаров. При отказе в выдаче разрешения на переработку товаров вне таможенной территории таможенный орган уведомляет об этом декларанта в письменном виде с указанием причин отказа.
Разрешение на переработку вне таможенной территории может быть выдано в упрощенной форме, когда в качестве и заявления, и разрешения на переработку товаров используется таможенная декларация на товары, вывозимые в соответствии с таможенным режимом переработки товаров вне таможенной территории. При этом должны соблюдаться следующие условия:
1) товары вывозятся одной товарной партией;
2) предполагается осуществить ремонт товара;
3) таможенная стоимость товара не превышает 500 руб.
При этом срок рассмотрения таможенной декларации не должен превышать трех рабочих дней со дня ее принятия, представления соответствующих документов, а при необходимости - предъявления товаров. Непременным условием для применения упрощенной формы выдачи разрешения является декларирование продуктов переработки при их ввозе после переработки именно тому таможенному органу, который ранее выдал разрешение на переработку.
Статья 205. Отзыв разрешения на переработку товаров
1. Выданное разрешение на переработку товаров отзывается таможенным органом, если в соответствии с принятым на основании пункта 4 статьи 198 настоящего Кодекса актом Правительства Российской Федерации помещение товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории не допускается.
2. Решение об отзыве действует со дня вступления в силу соответствующего акта Правительства Российской Федерации.
3. При отзыве разрешения на переработку товаров помещение товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории в соответствии с отозванным разрешением не допускается, а в отношении товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории до отзыва разрешения, допускается завершить таможенный режим в соответствии с настоящим параграфом.
4. Форма отзыва разрешения на переработку товаров устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Комментарий к статье 205
В соответствии с положениями ТК РФ выданное на переработку разрешение может быть отозвано в случае, если Правительством РФ наложен запрет на помещение под этот таможенный режим отдельных видов товаров или установлены количественные либо стоимостные ограничения по допуску отдельных категорий товаров к проведению операций по их переработке в соответствии с таможенным режимом переработки товаров вне таможенной территории. Решение об отзыве действует со дня вступления в силу соответствующего правительственного акта, который согласно п. 4 ст. 198 ТК РФ вступает в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня официального опубликования соответствующих решений Правительства РФ.
В отношении товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории, до отзыва разрешения допускается завершить таможенный режим в соответствии с положениями § 3 гл. 19 ТК РФ. Если товары не были помещены под таможенный режим до отзыва разрешения, то после отзыва их помещение под такой режим не допускается.
Статья 206. Замена продуктов переработки иностранными товарами
Замена продуктов переработки иностранными товарами при условии, что они совпадают по своему описанию, качеству и техническим характеристикам с продуктами переработки, допускается в случае, если операцией по переработке вне таможенной территории является ремонт, а также в случаях, если таможенные органы не осуществляют идентификацию товаров в соответствии с настоящим Кодексом. Если замена продуктов переработки иностранными товарами допускается, ввоз иностранных товаров может быть осуществлен до вывоза российских товаров на переработку.
Комментарий к статье 206
Допускается возможность заменять продукты переработки иностранными товарами, если они совпадают по своему описанию, количеству или техническим характеристикам с продуктами переработки. Такая замена допускается, если операцией по переработке вне таможенной территории является ремонт товара, а также если на переработку вывозятся сырьевые товары по системе трубопровода, поскольку в отношении этой категории товаров требования по идентификации в соответствии с положениями ст. 316 ТК РФ не применяются. Если замена допускается, то иностранные товары могут ввозиться до вывоза российских.
Статья 207. Применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов к продуктам переработки
1. Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется в отношении продуктов переработки, если целью переработки был гарантийный (безвозмездный) ремонт вывезенных товаров. В отношении товаров, ранее выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если при выпуске товаров для свободного обращения учитывалось наличие дефекта, являющегося причиной ремонта.
2. В остальных случаях в отношении продуктов переработки предоставляется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением акцизов, которое осуществляется в следующем порядке:
1) сумма подлежащих уплате таможенных пошлин определяется как разность между суммой ввозной таможенной пошлины, применяемой в отношении продуктов переработки, и суммой ввозной таможенной пошлины, которая применялась бы в отношении вывезенных товаров, как если бы они были выпущены для свободного обращения, если к продуктам переработки применяются специфические ставки таможенных пошлин и операцией по переработке не является ремонт, либо исходя из стоимости операций по переработке товаров, которая при отсутствии документов, подтверждающих стоимость этих операций, может определяться как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки и таможенной стоимостью вывезенных на переработку товаров;
2) сумма подлежащего уплате налога на добавленную стоимость определяется исходя из стоимости операций по переработке товаров, которая при отсутствии документов, подтверждающих стоимость этих операций, может определяться как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, и таможенной стоимостью вывезенных на переработку товаров.
3. Акцизы в отношении продуктов переработки подлежат уплате в полном объеме, за исключением случая, когда операцией по переработке товаров является ремонт вывезенных товаров.
4. При ввозе продуктов переработки по истечении срока переработки (статья 201), а также при несоблюдении других требований и условий настоящего параграфа либо подтверждении их ненадлежащим способом полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется.
Комментарий к статье 207
Как уже было ранее отмечено, экономический смысл режима переработки вне таможенной территории - льготное налогообложение ввозимых продуктов переработки, которое выражается в полном или частичном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении продуктов переработки. Полное освобождение предоставляется в том случае, когда целью переработки за рубежом был гарантийный (безвозмездный) ремонт товаров, вывезенных в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории. Полное освобождение не предоставляется в отношении товаров, ранее выпущенных для свободного обращения на таможенной территории, если при выпуске учитывалось наличие дефекта, являющегося причиной ремонта. В остальных случаях предоставляется частичное освобождение.
В новом ТК РФ предложено несколько вариантов расчета налогообложения.
Если к продуктам переработки применяются специфические ставки таможенных пошлин и операцией по переработке не является ремонт, то сумма подлежащих уплате таможенных пошлин определяется как разность между суммой ввозной таможенной пошлины, применяемой в отношении продуктов переработки, и суммой ввозной таможенной пошлины, которая применялась бы в отношении вывезенных товаров на момент ввоза продуктов переработки (например, вывозится давальческое сырье - шкурки для пошива меховых изделий, ввозятся готовые меховые изделия; для расчета по предложенному методу из суммы пошлин, применяемых к меховым изделиям вычитается сумма пошлин, применяемая к сырью, определяемая на момент ввоза меховых изделий).
Также возможен расчет сумм таможенных пошлин исходя из стоимости операций по переработке товаров.
Если отсутствуют документы, подтверждающие стоимость операций по переработке, то сумма подлежащих уплате таможенных пошлин определяется как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки и таможенной стоимостью вывезенных на переработку товаров.
Расчет сумм налога на добавленную стоимость производится исходя из стоимости операций по переработке товара. Если отсутствуют документы, подтверждающие стоимость операций по переработке, то эта стоимость определяется как разность таможенной стоимости продуктов переработки, ввезенных на таможенную территорию, и таможенной стоимостью вывезенных на переработку товаров.
Акцизы уплачиваются в полном объеме, за исключением случаев, когда операцией по переработке был ремонт.
При несоблюдении условий и требований таможенного режима переработки товаров вне таможенной территории либо при ввозе продуктов с нарушением установленных сроков полное или частичное освобождение от уплаты не предоставляется.
Статья 208. Завершение таможенного режима
1. Таможенный режим переработки вне таможенной территории завершается ввозом продуктов переработки на таможенную территорию Российской Федерации либо иным способом, предусмотренным настоящей статьей.
2. Если продукты переработки ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации несколькими партиями, окончательная выверка количества продуктов переработки, указанного в разрешении на переработку товаров (статья 203), может производиться периодически после ввоза продуктов переработки, но не реже одного раза в три месяца и не позднее 30 дней со дня ввоза последней партии продуктов переработки. Если в результате такой выверки лицо, получившее разрешение на переработку вне таможенной территории, должно уплатить таможенные пошлины, налоги, на суммы этих таможенных платежей пени не начисляются при условии, что их уплата производится не позднее 10 рабочих дней со дня принятия таможенным органом решения в письменной форме о необходимости уплаты указанных сумм. Таможенный орган направляет декларанту уведомление о необходимости уплаты таможенных платежей не позднее одного дня, следующего за днем принятия решения.
3. Таможенный режим переработки вне таможенной территории может быть завершен обратным ввозом (реимпортом) товаров, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации, либо помещением указанных товаров под таможенный режим, применимый к вывозимым товарам, с соблюдением требований и условий, установленных настоящим Кодексом. Изменение таможенного режима переработки вне таможенной территории на таможенный режим экспорта не допускается, если в соответствии с законодательством Российской Федерации вывезенные товары или продукты их переработки подлежат обязательному обратному ввозу. Изменение таможенного режима переработки вне таможенной территории на таможенный режим, применимый к вывозимым товарам, допускается без фактического представления товаров таможенному органу.
При изменении таможенного режима переработки вне таможенной территории на таможенный режим экспорта в отношении вывезенных товаров подлежат уплате суммы вывозных таможенных пошлин, если они установлены, а также проценты с указанных сумм, как если бы на день принятия таможенной декларации на вывоз была предоставлена отсрочка уплаты вывозной таможенной пошлины.
4. Если продукты переработки помещаются под таможенный режим, не предусматривающий выпуска товаров для свободного обращения, суммы таможенных пошлин, налогов в отношении этих товаров не могут превышать суммы, исчисляемые в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 207 настоящего Кодекса, без учета пеней и процентов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи.
5. Если ввозятся продукты переработки товаров, в отношении которых были предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов до их вывоза (пункт 3 статьи 198), при выпуске таких товаров для свободного обращения наряду с суммами таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии со статьей 207 настоящего Кодекса, подлежат уплате суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, в отношении которых были предоставлены льготы до вывоза товаров на переработку.
Комментарий к статье 208
Завершается таможенный режим переработки ввозом продуктов переработки на таможенную территорию. Таможенный режим переработки также может быть завершен обратным ввозом товаров в неизменном состоянии (реимпортом) либо помещением указанных товаров под иной таможенный режим, применимый к ввозимым товарам при соблюдении требований и условий, установленных ТК РФ.
В отношении товаров, вывезенных с таможенной территории в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, допускается изменение данного режима на таможенный режим экспорта, если законодательством не установлен обязательный обратный ввоз. При изменении таможенного режима переработки вне таможенной территории на иные таможенные режимы, предусматривающие вывоз товаров, фактического предъявления товаров не требуется. В случае изменения таможенного режима переработки вне таможенной территории на таможенный режим экспорта необходимо уплатить причитающиеся суммы вывозных таможенных пошлин, если они установлены, а также проценты с указанных сумм как за фактически использованную отсрочку по уплате таможенных платежей.
При ввозе продуктов переработки несколькими партиями окончательная выверка количества продуктов переработки производится периодически после ввоза, но не реже одного раза в три месяца и не позднее 30 дней со дня ввоза последней партии продуктов переработки. Если в результате выверки потребуется уплатить таможенные пошлины, налоги, то на эти суммы пени не начисляются, но при условии, что доплата причитающихся сумм будет произведена не позднее 10 рабочих дней со дня принятия таможенным органом решения о доплате.
При помещении продуктов переработки под таможенный режим, не предусматривающий выпуска для свободного обращения, суммы таможенных пошлин, налогов не могут превышать сумм, исчисляемых при предоставлении частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, без учета пеней и процентов. Исключение составляет выпуск для свободного обращения ввозимых продуктов переработки, в отношении которых до их вывоза в соответствии с законодательством РФ были предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов. В этом случае наряду с суммами таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при частичном освобождении, подлежат уплате и суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, в отношении которых были предоставлены льготы до вывоза товаров на переработку.
- Государственный таможенный комитет российской федерации
- Список сокращений
- Основные положения нового Таможенного кодекса Российской Федерации
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Основные положения
- Глава 2. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 3. Деятельность в области таможенного дела
- Глава 4. Информирование и консультирование
- Глава 5. Таможенная статистика
- Глава 6. Страна происхождения товаров. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
- § 1. Страна происхождения товаров
- § 2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
- § 3. Предварительное решение
- Глава 7. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц
- Раздел II. Таможенные процедуры Подраздел 1. Таможенное оформление
- Глава 8. Основные положения, относящиеся
- К таможенному оформлению
- Глава 9. Прибытие товаров на таможенную территорию российской федерации
- Глава 10. Внутренний таможенный транзит
- Глава 11. Таможенный перевозчик
- Глава 12. Временное хранение товаров
- Глава 13. Убытие товаров с таможенной территории российской федерации
- Глава 14. Декларирование товаров
- Глава 15. Таможенный брокер (представитель)
- Глава 16. Выпуск товаров
- Подраздел 2. Таможенные режимы
- Глава 17. Общие положения, относящиеся к таможенным режимам
- Глава 18. Основные таможенные режимы
- § 1. Выпуск для внутреннего потребления
- § 2. Экспорт
- § 3. Международный таможенный транзит
- Глава 19. Экономические таможенные режимы
- § 1. Переработка на таможенной территории
- § 2. Переработка для внутреннего потребления
- § 3. Переработка вне таможенной территории
- § 4. Временный ввоз
- § 5. Таможенный склад
- Глава 20. Завершающие таможенные режимы
- § 1. Реимпорт
- § 2. Реэкспорт
- § 3. Уничтожение
- § 4. Отказ в пользу государства
- Глава 21. Специальные таможенные режимы
- § 1. Временный вывоз
- § 2. Беспошлинная торговля
- § 3. Перемещение припасов
- § 4. Иные специальные таможенные режимы
- Подраздел 3. Специальные таможенные процедуры
- Глава 22. Перемещение транспортных средств
- Глава 23. Перемещение товаров физическими лицами
- Глава 24. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях
- Глава 25. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц
- Глава 26. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линии электропередачи
- Раздел III. Таможенные платежи
- Глава 27. Общие положения, относящиеся к таможенным платежам. Виды таможенных платежей
- Глава 28. Исчисление таможенных пошлин, налогов
- Глава 29. Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 30. Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 31. Обеспечение уплаты таможенных платежей
- Глава 32. Взыскание таможенных платежей
- Глава 33. Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств
- Раздел IV. Таможенный контроль
- Глава 34. Общие положения, относящиеся к таможенному контролю
- Глава 35. Формы и порядок проведения таможенного контроля
- Глава 36. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля
- Глава 37. Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю
- Глава 38. Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров
- Раздел V. Таможенные органы
- Глава 39. Таможенные органы и обеспечение их деятельности
- § 1. Таможенные органы
- § 2. Обязанности, правомочия и ответственность
- Глава 16 КоАп рф содержит 22 состава правонарушений в области таможенного дела, по 21 из них дела об административных правонарушениях рассматривают таможенные органы.
- § 3. Применение должностными лицами таможенных
- § 4. Обеспечение деятельности таможенных органов
- Глава 40. Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле
- Глава 41. Основания и порядок распоряжения товарами и транспортными средствами
- Глава 42. Контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу
- Раздел VI. Заключительные положения
- Перечень нормативных правовых актов гтк россии, изданных в целях обеспечения реализации таможенного кодекса российской федерации от 28 мая 2003 г. N 61-фз