§ 2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
Статья 39. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
1. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Правительством Российской Федерации исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.
2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации.
Комментарий к статье 39
ТН ВЭД представляет собой многоуровневый классификатор товаров, находящихся во внешнеторговом обороте. ТН ВЭД России разработана на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (Гармонизированная система), применяемой в соответствии с Международной конвенцией о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Брюссель, 1983 г.). Для Российской Федерации данная Конвенция вступила в силу 1 января 1997 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 372 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров". Очевидно, что использование ТН ВЭД, построенной на основе международных стандартов, создает необходимые предпосылки для эффективной интеграции Российской Федерации в мировое сообщество и способствует ведению внешней торговли.
Гармонизированная система построена таким образом, что крупные группы товаров представляют собой виды сырья; соответствующие подгруппы описывают полуфабрикаты, получаемые из такого сырья. В свою очередь, подсубпозиции предназначены для перечисления конкретных видов продукции с возможностью последующей более глубокой детализации при наличии соответствующих товарных особенностей. Очевидно, что в зависимости от широкого круга факторов (климат, географическое положение, состояние национальной экономики, политическая система) во внешнеторговом обороте различных государств находятся различные товары, обладающие специфическими особенностями, которые могут быть характерны именно для конкретного региона. Этими причинами обусловлены различия между товарными номенклатурами различных государств, которые в основе своей имеют тем не менее Гармонизированную систему.
Поэтому, хотя в основе ТН ВЭД и лежит Гармонизированная система, сама ТН ВЭД содержит позиции, в которых указаны товары, находящиеся во внешнеторговом обороте именно Российской Федерации. Их детальная классификация имеет существенное значение для корректного таможенно-тарифного регулирования внешней торговли РФ. При этом изменение структуры внешнеторгового оборота обусловливает необходимость постоянной корректировки ТН ВЭД в зависимости от появляющихся изменений, поскольку различные товары приобретают или, наоборот, утрачивают актуальность для отечественной внешней торговли.
Применение ТН ВЭД имеет особо важное значение для достижения следующих целей:
установления ставок таможенного тарифа;
разработки и реализации мер нетарифного регулирования ВЭД;
ведения таможенной статистики;
прогнозирования и планирования;
осуществления таможенного контроля.
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи ТН ВЭД утверждается Правительством РФ. Данное положение соответствует п. 2 ст. 2 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" <*>, по которому ТН ВЭД определяется Правительством РФ исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.
--------------------------------
<*> Ведомости РФ. 1993. N 23. Ст. 821.
Следует отметить, что ранее действовавшее таможенное законодательство наделяло таможенные органы РФ обширными полномочиями по ведению ТН ВЭД. При этом в задачи таможенных органов входило: слежение за изменениями и дополнениями международной основы ТН ВЭД, международными пояснениями и другими решениями по толкованию этой основы; приведение ТН ВЭД в соответствие с ее международной основой; обеспечение опубликования ТН ВЭД; разработка и утверждение пояснений и других решений по толкованию ТН ВЭД и обеспечение их опубликования; осуществление иных функций, необходимых для ведения ТН ВЭД.
В п. 2 комментируемой статьи указаны две основные цели ведения и применения ТН ВЭД:
1) осуществление мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов ВЭД;
2) ведение таможенной статистики внешней торговли РФ.
Как следует из смысла п. 1 ст. 2 Закона РФ "О таможенном тарифе", ТН ВЭД является основой для систематизации ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, в целях формирования таможенного тарифа.
Другим важным аспектом, который необходимо выделить, является упоминание нетарифного регулирования ВЭД. Нетарифное регулирование как одна из форм государственного регулирования внешнеторговой деятельности упоминается в ст. 6 Федерального закона от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" <*>. Однако в предыдущем ТК РФ нетарифное регулирование не упоминалось ни в связи с выполнением таможенными органами своих функций, ни в целом при определении основ участия таможенных органов в государственном регулировании ВЭД.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3923.
Представляется, что определение нетарифного регулирования как формы регулирования внешнеторговой и иных видов ВЭД в ТК РФ 2003 г. демонстрирует смещение приоритетов от тарифных мер регулирования, неразрывно связанных с выполнением фискальной функции и пополнением федерального бюджета, к нетарифным мерам. Таким образом, укрепляется позитивная тенденция, выражающаяся в том, что на первый план выдвигается использование инструментов таможенного регулирования для организации внешней торговли, защиты экономических интересов РФ, развития национального хозяйства.
Статья 40. Классификация товаров
1. Товары при их декларировании таможенным органам (глава 14) подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
2. По запросу декларанта таможенные органы принимают предварительное решение о классификации товара в соответствии с параграфом 3 настоящей главы.
3. В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, принимает решения о классификации отдельных видов товаров и обеспечивает опубликование указанных решений.
5. Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными. Декларант вправе обжаловать такие решения в соответствии с главой 7 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 40
В предыдущем ТК РФ содержалась ст. 217 "Классификация товаров". Однако содержание комментируемой статьи существенным образом отличается от ст. 217 ТК РФ 1993 г.
Во-первых, в соответствии с ч. 1 ст. 217 ТК РФ 1993 г. отнесение конкретных товаров к позициям, указанным в ТН ВЭД, осуществлялось таможенными органами. В настоящее время в соответствии с п. 1 и 4 комментируемой статьи федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, принимает решения по классификации отдельных видов товаров, а таможенные органы наделены правом самостоятельно осуществлять классификацию товаров лишь в случае установления нарушения правил классификации при их декларировании.
Таким образом, очевидно стремление законодателя предоставить возможность классифицировать товар в первую очередь декларанту. Роль таможенных органов в соответствии с указанными положениями сводится к реализации контрольных функций и обеспечению надлежащей классификации товаров в случае, если с этой задачей не справится декларант.
Во-вторых, законодатель сохранил положение о том, что решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными, но счел нецелесообразным воспроизвести в рамках данной статьи содержавшуюся в ч. 2 ст. 217 ТК РФ 1993 г. оговорку о том, что решения других органов и учреждений по классификации товаров не используются в таможенных целях.
Согласно п. 2 комментируемой статьи классификация товара может быть произведена таможенным органом по запросу декларанта в порядке, установленном § 3 гл. 6 ТК РФ, с последующей выдачей предварительного решения (см. соответствующий комментарий).
В соответствии с п. 4 комментируемой статьи федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе вести работу по принятию решений о классификации отдельных видов товаров. Для принятия такого решения в отношении отдельного вида товаров проводится анализ товаров определенной категории, а также товаров, близких по тем или иным своим свойствам к тем товарам, в отношении которых подготавливается решение о классификации. По результатам проведенного анализа принимается решение, позволяющее прогнозировать, какие товары будут относиться к тем или иным позициям ТН ВЭД при их декларировании таможенному органу в соответствии с требованиями ТК РФ.
Наличие такого решения позволяет унифицировать подходы таможенных органов к классификации товаров, ускорить таможенное оформление товаров, в отношении которых принято решение о классификации. При этом следует отметить, что положения принципа гласности в деятельности органов государственной власти воплотились в возложении на федеральный орган государственной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обязанности публиковать принятые в соответствии с комментируемым пунктом решения. Такая норма обеспечивает доведение до сведения заинтересованных лиц ценной информации, которая позволяет прогнозировать свою деятельность и создает предпосылки для упорядочения внешней торговли.
Следует обратить внимание, что решение о классификации товаров в порядке, предусмотренном п. 4 комментируемой статьи, может принять только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела. Решения о классификации товаров, принимаемые иными таможенными органами в соответствии с комментируемой статьей, действуют только в отношении конкретных товаров и не распространяются на иные товары, в том числе обладающие сходными или идентичными характеристиками.
- Государственный таможенный комитет российской федерации
- Список сокращений
- Основные положения нового Таможенного кодекса Российской Федерации
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Основные положения
- Глава 2. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 3. Деятельность в области таможенного дела
- Глава 4. Информирование и консультирование
- Глава 5. Таможенная статистика
- Глава 6. Страна происхождения товаров. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
- § 1. Страна происхождения товаров
- § 2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
- § 3. Предварительное решение
- Глава 7. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц
- Раздел II. Таможенные процедуры Подраздел 1. Таможенное оформление
- Глава 8. Основные положения, относящиеся
- К таможенному оформлению
- Глава 9. Прибытие товаров на таможенную территорию российской федерации
- Глава 10. Внутренний таможенный транзит
- Глава 11. Таможенный перевозчик
- Глава 12. Временное хранение товаров
- Глава 13. Убытие товаров с таможенной территории российской федерации
- Глава 14. Декларирование товаров
- Глава 15. Таможенный брокер (представитель)
- Глава 16. Выпуск товаров
- Подраздел 2. Таможенные режимы
- Глава 17. Общие положения, относящиеся к таможенным режимам
- Глава 18. Основные таможенные режимы
- § 1. Выпуск для внутреннего потребления
- § 2. Экспорт
- § 3. Международный таможенный транзит
- Глава 19. Экономические таможенные режимы
- § 1. Переработка на таможенной территории
- § 2. Переработка для внутреннего потребления
- § 3. Переработка вне таможенной территории
- § 4. Временный ввоз
- § 5. Таможенный склад
- Глава 20. Завершающие таможенные режимы
- § 1. Реимпорт
- § 2. Реэкспорт
- § 3. Уничтожение
- § 4. Отказ в пользу государства
- Глава 21. Специальные таможенные режимы
- § 1. Временный вывоз
- § 2. Беспошлинная торговля
- § 3. Перемещение припасов
- § 4. Иные специальные таможенные режимы
- Подраздел 3. Специальные таможенные процедуры
- Глава 22. Перемещение транспортных средств
- Глава 23. Перемещение товаров физическими лицами
- Глава 24. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях
- Глава 25. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц
- Глава 26. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линии электропередачи
- Раздел III. Таможенные платежи
- Глава 27. Общие положения, относящиеся к таможенным платежам. Виды таможенных платежей
- Глава 28. Исчисление таможенных пошлин, налогов
- Глава 29. Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 30. Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 31. Обеспечение уплаты таможенных платежей
- Глава 32. Взыскание таможенных платежей
- Глава 33. Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств
- Раздел IV. Таможенный контроль
- Глава 34. Общие положения, относящиеся к таможенному контролю
- Глава 35. Формы и порядок проведения таможенного контроля
- Глава 36. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля
- Глава 37. Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю
- Глава 38. Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров
- Раздел V. Таможенные органы
- Глава 39. Таможенные органы и обеспечение их деятельности
- § 1. Таможенные органы
- § 2. Обязанности, правомочия и ответственность
- Глава 16 КоАп рф содержит 22 состава правонарушений в области таможенного дела, по 21 из них дела об административных правонарушениях рассматривают таможенные органы.
- § 3. Применение должностными лицами таможенных
- § 4. Обеспечение деятельности таможенных органов
- Глава 40. Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле
- Глава 41. Основания и порядок распоряжения товарами и транспортными средствами
- Глава 42. Контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу
- Раздел VI. Заключительные положения
- Перечень нормативных правовых актов гтк россии, изданных в целях обеспечения реализации таможенного кодекса российской федерации от 28 мая 2003 г. N 61-фз