logo
ТамК_комм_Азарова_2004

Глава 16 КоАп рф содержит 22 состава правонарушений в области таможенного дела, по 21 из них дела об административных правонарушениях рассматривают таможенные органы.

Кроме того, как следует из содержания ст. 28.3 КоАП РФ, должностные лица таможенных органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 7.12, ст. 14.10, ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.7, ст. 15.8, 15.9, 16.1, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, ч. 2 ст. 20.23 КоАП РФ.

В компетенцию ГТК России как органа валютного контроля входит составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицо, оказывающее ему содействие, вправе допустить вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам, совершенное при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга. Это положение является основанием для установления правомочия по использованию в случаях, не терпящих отлагательства, средств связи или транспортных средств, принадлежащих организациям или общественным объединениям, для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении (п. 8 комментируемой статьи). Порядок возмещения вреда, причиненного владельцу этих средств, определяется Правительством РФ (см. комментарий к ст. 413 ТК РФ).

Задержание и доставление в служебное помещение таможенного органа или в органы внутренних дел лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, осуществляются в соответствии с уголовно-процессуальными и административно-процессуальными нормами законодательства РФ.

В УПК РФ процедуре задержания подозреваемого посвящена гл. 12 "Задержание подозреваемого": ст. 91 устанавливает основания, при наличии которых орган дознания вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления; ст. 92 определяет порядок задержания подозреваемого.

КоАП РФ в гл. 27 "Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях" устанавливает, в частности, в качестве таких мер доставление и административное задержание (ст. 27.1). Статья 27.2 КоАП РФ предоставляет право должностным лицам таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил доставлять физическое лицо в служебное помещение таможенного органа для составления протокола об административном правонарушении (п. 10). Кроме того, в случае обращения к должностным лицам органов внутренних дел должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, доставление осуществляется должностными лицами органов внутренних дел в служебное помещение органа внутренних дел (п. 1 ст. 27.2). Вопрос об административном задержании физического лица при выявлении нарушения таможенных правил решается в соответствии с п. 1 и 6 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде. В целях эффективности таможенного контроля ТК РФ расширены возможности применения перечисленных средств, не ограничивающиеся их применением к мероприятиям, указанным в ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Перечень таких мероприятий приведен в комментарии к ст. 408 ТК РФ.

Реализация правомочия, касающегося получения таможенными органами информации от государственных органов, организаций и физических лиц, необходимой для выполнения своих функций, ограничена некоторыми условиями.

В соответствии со ст. 10 ТК РФ таможенные органы вправе использовать исключительно в таможенных целях любую полученную в соответствии с актами таможенного законодательства, иными правовыми актами РФ, правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, информацию. В отношении такой информации установлены специальные режимы хранения и доступа.

Наложен запрет на разглашение полученной информации таможенными органами, их должностными лицами, получившими к ней доступ, использование в личных целях, передачу третьим лицам информации, составляющей государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, а также другой конфиденциальной информации (см. Федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации", "О государственной тайне", "О банках и банковской деятельности", НК РФ), за исключением случаев, установленных ТК РФ и иными федеральными законами.

Аналогичный запрет касается иных федеральных органов исполнительной власти в отношении информации, полученной от таможенных органов.

За утрату документов, содержащих государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию, разглашение такой информации, использование ее в личных целях либо передачу третьим лицам законодательством РФ установлена ответственность.

Правомочие по вынесению предупреждения об устранении нарушения таможенного законодательства, указанное в п. 12 комментируемой статьи, не имеет отношения к предупреждению как мере административного наказания. Составленное в письменной форме, оно не является следствием вынесения постановления о привлечении виновного лица к административной ответственности. Выявленные нарушения таможенного законодательства в данном случае могут носить комплексный характер, но они не образуют состава административного правонарушения, либо существуют иные обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, установленные ст. 24.5 КоАП РФ. По вынесенному предупреждению таможенные органы осуществляют контроль выполнения указанных в нем требований.

Правомочие, связанное с возможностью обращения таможенных органов в судебные органы, имеет общеправовой характер. В первую очередь оно обусловлено положениями гл. 32 ТК РФ и направлено на реализацию функции таможенных органов по принудительному взысканию таможенных платежей, т.е. таможенных пошлин и налогов (см. комментарий к гл. 32 ТК РФ). Кроме того, таможенные органы вправе предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления в случаях, когда они выступают как субъекты иных правоотношений (гражданских, уголовно-правовых, трудовых и др.).

Установление и поддержание официальных отношений с участниками внешнеторговой деятельности и их профессиональными объединениями связано с необходимостью постоянного совершенствования процедур таможенного оформления, а также методов и форм таможенного контроля, внедрения современных технических средств идентификации, оптимизации процесса перемещения товаров через таможенную границу РФ. Эти отношения носят исключительно консультативный характер и не могут влиять на принятие таможенными органами конкретных решений в рамках своей компетенции.

Статья 409. Права таможенных органов при осуществлении таможенного контроля с использованием судов таможенных органов

1. При осуществлении таможенного контроля с использованием морских (речных) и воздушных судов таможенных органов эти органы вправе:

1) при обнаружении признаков того, что на транспортном средстве незаконно перемещаются товары, подлежащие таможенному контролю, останавливать транспортное средство и проводить его таможенный досмотр (статья 372);

2) задерживать находящихся на транспортном средстве лиц, подозреваемых в совершении преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

3) преследовать и задерживать за пределами территориального моря Российской Федерации морские (речные) суда, убывшие с таможенной территории Российской Федерации без разрешения таможенных органов, в прилежащей зоне Российской Федерации до захода их в территориальное море иностранного государства, если преследование было начато во внутренних водах, территориальном море Российской Федерации после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей увидеть или услышать этот сигнал, и велось непрерывно;

4) при обнаружении признаков административного правонарушения в области таможенного дела задерживать транспортные средства для их изъятия в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

5) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производить сопровождение транспортных средств, в том числе с размещением на них должностных лиц таможенных органов.

2. Экипажам морских (речных) и воздушных судов таможенных органов предоставляется право на:

1) безвозмездное использование водного и воздушного пространства Российской Федерации, акватории морских и речных портов, а также аэропортов, аэродромов (посадочных площадок) на территории Российской Федерации независимо от их принадлежности и предназначения;

2) безвозмездное пользование преимущественным правом входа в порт и выхода из порта в порядке, согласованном с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

3) безвозмездное получение навигационной, гидрометеорологической, гидрографической и иной информации;

4) безвозмездное обеспечение полетов и судовождения.

Комментарий к статье 409

Осуществление таможенного контроля с использованием морских (речных) и воздушных судов подчиняется общим правилам таможенного контроля. Однако такой контроль имеет свою специфику, связанную с прохождением линии Государственной границы РФ, определяющей государственную территорию России по водному пространству.

В п. 5 ст. 2 ТК РФ установлено, что таможенная граница совпадает с Государственной границей РФ, за исключением пределов территорий свободных экономических зон, а также искусственных островов, установок и сооружений, находящихся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ.

Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации" является законодательным актом, определяющим содержание и установление режима Государственной границы, включающего в себя в том числе правила перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных (ст. 7 Закона). В соответствии со ст. 3 этого же Закона защита Государственной границы заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти в пределах своих полномочий путем принятия в том числе таможенных мер. Этим и обусловлен объем прав таможенных органов при осуществлении таможенного контроля с использованием морских (речных) и воздушных судов таможенных органов, сходный с объемом прав органов пограничного контроля.

Так, положения подп. 1 - 3 п. 1 комментируемой статьи, касающиеся остановки транспортного судна, задержания находящихся на транспортном средстве лиц, подозреваемых в совершении преступлений, преследования и задержания судна за пределами территориального моря РФ, аналогичны положениям, содержащимся в п. 19 ч. 2 ст. 30 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации".

Право таможенных органов, изложенное в подп. 4 п. 1 комментируемой статьи, направлено на обеспечение реализации положений ст. 3.6 КоАП РФ о возмездном изъятии орудия совершения или предмета правонарушения, а также ст. 3.7 КоАП РФ о конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения.

В соответствии с подп. 5 п. 1 комментируемой статьи таможенные органы также вправе производить в определенных ТК РФ случаях сопровождение транспортных средств (см. ст. 87, 169 ТК РФ), а также размещать на них должностных лиц таможенных органов, что соответствует положению п. 2 ч. 2 ст. 30 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации". Экипажам морских (речных) и воздушных судов таможенных органов по аналогии с положениями ч. 4 ст. 30 этого же Закона предоставлены права, перечисленные в п. 2 комментируемой статьи.

Статья 410. Права таможенных органов в отношении автотранспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем

1. Таможенные органы вправе останавливать автотранспортные средства, в том числе не осуществляющие международных перевозок товаров, если на указанных транспортных средствах перевозятся товары, находящиеся под таможенным контролем, в целях проверки товаров и документов на них. Самостоятельно таможенные органы могут останавливать автотранспортные средства исключительно в зонах таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы. В иных местах остановка автотранспортных средств осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при их взаимодействии с таможенными органами.

2. В случае остановки транспортного средства вне зоны таможенного контроля время проверки таможенными органами товаров и документов на них не может превышать два часа. О проверке товаров и документов на них составляется акт по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику. Принудительное помещение транспортных средств на территорию склада временного хранения или в иное место, являющееся постоянной зоной таможенного контроля (статья 362), допускается только в случае возбуждения дела об административном правонарушении с вручением копии соответствующего решения или протокола перевозчику либо лицу, управляющему транспортным средством. При этом транспортное средство может находиться на территории склада временного хранения или в ином месте, являющемся зоной таможенного контроля, в течение времени, необходимого для его разгрузки, за исключением случая, когда транспортное средство подлежит изъятию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 410

Основным условием возможности осуществления таможенными органами права остановки автотранспортного средства в соответствии с комментируемой статьей является перевозка на указанных транспортных средствах товаров, находящихся под таможенным контролем.

Понятие товаров, находящихся под таможенным контролем, дано в подп. 4 п. 1 ст. 11 ТК РФ.

Самостоятельная реализация таможенными органами указанного права возможна только в пределах зоны таможенного контроля, созданной вдоль таможенной границы, т.е. исключительно при фактическом ее пересечении. Вне ее пределов автотранспортное средство может быть остановлено только органами внутренних дел во взаимодействии с таможенными органами. Такое положение впервые зафиксировано в ТК РФ с четкой регламентацией времени остановки (не более двух часов), необходимостью составления акта и вручения его перевозчику.

Не допускается принудительное помещение автотранспортных средств на склад временного хранения либо в иное место, являющееся постоянной зоной таможенного контроля, кроме случая возбуждения дела об административном правонарушении. В этом случае перевозчику либо лицу, управляющему автотранспортным средством, вручается решение или протокол. Автотранспортное средство может быть задержано в этом месте только на время, необходимое для его разгрузки.

Если же автотранспортное средство является орудием совершения административного правонарушения либо преступления, то оно задерживается (подп. 4 п. 1 ст. 409 ТК РФ) для обеспечения реализации положений ст. 3.6, 3.7 КоАП РФ об изъятии его в этом качестве.

Статья 360 ТК РФ определяет условия нахождения транспортных средств под таможенным контролем.

Статья 411. Взаимодействие и сотрудничество таможенных органов с другими государственными органами

1. Таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами.

2. Таможенные органы в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами вправе допускать выполнение отдельных действий, относящихся к их компетенции, другими государственными органами.

3. При выявлении таможенными органами признаков административных правонарушений (преступлений), производство по делам о которых отнесено в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции других государственных органов, таможенные органы обязаны незамедлительно передать информацию об этом соответствующим государственным органам.

Комментарий к статье 411

Надлежащее осуществление таможенными органами своих функций тесно связано с деятельностью иных государственных органов. ТК РФ установлены различные формы взаимодействия.

Так, в ст. 66 ТК РФ установлено, что таможенное оформление может быть завершено лишь после осуществления санитарно-карантинного, карантинного, фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию РФ или их вывоза с этой территории, если товары подлежат такому контролю.

В соответствии со ст. 77 ТК РФ таможенные органы обеспечивают координацию действий таможенных и иных государственных органов и их одновременное проведение в случае осуществления проверки товаров, на ввоз которых установлены запреты и ограничения в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Во исполнение положений ст. 180, 193, 204 ТК РФ таможенные органы вправе запросить у государственных органов документы, которыми подтверждаются сведения, заявленные для получения разрешения на переработку товаров в рамках режимов переработки на таможенной территории, для внутреннего потребления и вне таможенной территории.

Статья 244 ТК РФ устанавливает условия помещения товаров под таможенный режим уничтожения, соблюдение которых контролируют таможенные органы. В соответствии с одним из них уничтожение не допускается, если это может повлечь расходы для государственных органов РФ.

В соответствии со ст. 385 ТК РФ таможенные органы вправе привлекать специалистов других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля, а также получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций (см. ст. 408 ТК РФ и комментарий к ней).

Допускается выполнение отдельных действий, относящихся к компетенции таможенных органов, другими государственными органами. Так, ст. 383 ТК РФ предусматривает возможность брать пробы или образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, сотрудникам других государственных органов.

В отсутствие таможенных органов органы пограничного контроля вправе задерживать обнаруженные ими незаконно перемещаемые через Государственную границу РФ товары (п. 9 ч. 2 ст. 30 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации").

Вместе с тем таможенные органы:

осуществляют информирование государственных органов по таможенным вопросам (п. 10 ст. 403 ТК РФ);

взаимодействуют с МВД России и ФСБ России по вопросам борьбы с контрабандой (ст. 28 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации");

участвуют в согласовании режима, устанавливаемого в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (ст. 22 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации");

координируют свои действия с другими государственными органами в части задержания и доставления в служебные помещения органов внутренних дел лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений, а также их совершивших или совершающих (п. 9 ст. 408 ТК РФ), при остановке автотранспортных средств (ст. 410 ТК РФ).

В УПК РФ и КоАП РФ определены полномочия таможенных органов в сфере производства по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

Обязанность таможенных органов незамедлительно передать информацию о выявлении признаков правонарушения (преступления) соответствующим государственным органам, производство по которым отнесено к их компетенции, вытекает из принципа единства системы исполнительной власти и четко установленной компетенции всех государственных органов, в рамках которой они могут действовать. Правительство РФ осуществляет систематический контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ и международных договоров РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ (ст. 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" <*>).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.

Статья 412. Ведомственный контроль деятельности таможенных органов

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа, а также принять любые предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов.

Комментарий к статье 412

В ст. 401 ТК РФ установлено, что таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Статьей 402 определен порядок их создания, реорганизации и ликвидации (см. комментарий к указанным статьям). Приказ ГТК России от 10 октября 2002 г. N 1082 содержит положения, предписывающие вышестоящим таможенным органам осуществлять руководство, в том числе методическое, деятельностью подчиненных таможенных органов, ее координацию и контроль (п. 25 Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне). Приведенными Положениями определяются обязательность решений вышестоящего таможенного органа для нижестоящего и возможность реализации положения комментируемой статьи об осуществлении ведомственного контроля.

В то же время в статье содержится ссылка на возможность установления иными федеральными законами исключения из общего правила, установленного настоящей статьей. Так, в соответствии с гл. 30 КоАП РФ пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях возможен только по жалобе лиц, указанных в ст. 25.1 - 25.5 КоАП РФ, или по протесту прокурора. Тем самым исключается возможность пересмотра постановления и решения по делу об административном правонарушении вышестоящим таможенным органом в рамках ведомственного контроля.

Об обжаловании в таможенные органы решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц и принимаемых в отношении их мер см. комментарий к гл. 7 ТК РФ.

Статья 413. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц

1. За неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Таможенные органы возмещают вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) своих должностных лиц и иных работников при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей, в соответствии с гражданским и бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Вред, причиненный правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Комментарий к статье 413

Дисциплинарную ответственность за неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут в соответствии с Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации", а также в соответствии с Трудовым кодексом РФ и законодательством Российской Федерации о государственной службе, Дисциплинарным уставом таможенной службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. N 1396 <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1998. N 47. Ст. 5742.

Привлечение к административной и уголовной ответственности осуществляется в соответствии с КоАП РФ и УК РФ. Административная ответственность в отношении должностных лиц таможенных органов в соответствии с КоАП РФ может, в частности, наступать за отказ в предоставлении информации (ст. 5.39), нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11), непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи (ст. 17.4) и др.

Уголовная ответственность должностных лиц таможенных органов за неправомерные действия (бездействие) наступает в соответствии с положениями гл. 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" УК РФ.

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В соответствии с этим положением ГК РФ (ст. 1064) установлены общие основания ответственности за причинение вреда. Аналогичная норма содержится в НК РФ (ст. 35). Вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, возмещается за счет казны РФ (ст. 1069 ГК РФ). Статьей 158 БК РФ прямо предусмотрено, что по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности в суде от имени казны РФ выступает главный распорядитель средств федерального бюджета. В соответствии со ст. 255 БК РФ при недостаточности на счете бюджета (лицевом счете получателя бюджетных средств) денежных средств для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание денежных средств осуществляется в первую очередь по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в предусмотренных законом случаях.

ТК РФ в качестве общего правила исключает возмещение вреда, причиненного правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц. Однако в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами, такой вред подлежит возмещению.

Так, в соответствии с п. 8 ст. 408 ТК РФ имущественный вред, причиненный владельцам средств связи или транспортных средств в случае использования таможенными органами их средств связи или транспортных средств для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, определяемом Правительством РФ.