§ 3. Перемещение припасов
Статья 264. Содержание таможенного режима
1. Перемещение припасов - таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
2. При вывозе товаров, помещенных под таможенный режим перемещения припасов, освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов не производятся, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Комментарий к статье 264
Таможенный режим перемещения припасов не является новым для российского таможенного законодательства, хотя положения, регламентирующие его действие, и не были закреплены в предыдущем ТК РФ. До принятия нового ТК РФ правовые основы данного таможенного режима в соответствии со ст. 24 ТК РФ 1993 г. были установлены Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2001 г. N 524, утвердившим Положение о таможенном режиме перемещения припасов. Принятие нового ТК РФ не изменяет основы правового регулирования данного таможенного режима; его определение, закрепленное в п. 1 комментируемой статьи, практически не отличается от соответствующего определения, имеющегося в п. 1 упомянутого Положения.
Следует отметить, что правовая природа данного таможенного режима сходна с беспошлинной торговлей. Как и при беспошлинной торговле, при перемещении припасов по таможенной территории РФ осуществляются в установленных пределах оборот и потребление иностранных товаров, находящихся под таможенным контролем. Данная особенность, не характерная для прочих таможенных режимов, в значительной мере обусловила регламентацию данных таможенных режимов в числе прочих специальных таможенных режимов.
Установление особой таможенной процедуры в связи с перемещением через таможенную границу припасов предусмотрено положениями Киотской конвенции, согласно стандартному правилу которой припасы, находящиеся на борту морского (речного) или воздушного судна, прибывающего на таможенную территорию, освобождаются от ввозных пошлин и налогов при условии, что они остаются на борту. В положениях комментируемого параграфа нашли отражение и иные стандартные правила Конвенции, касающиеся, в частности, представляемых документов, условий освобождения товаров от обложения таможенными пошлинами, налогами и иных существенных вопросов применения данного таможенного режима.
Назначение таможенного режима перемещения припасов заключается в освобождении от уплаты таможенных платежей товаров, предназначенных для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров или для платной либо бесплатной международной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также товаров, предназначенных для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов. Кроме того, применение данного таможенного режима позволяет существенно упростить порядок перемещения таких товаров через таможенную границу РФ. Отличительная черта товаров данной категории заключается в том, что они, несмотря на то что целенаправленно ввозятся на таможенную территорию РФ, тем не менее не предназначены для внедрения в оборот на этой территории. Использование таких товаров является неотъемлемой составляющей частью услуги по перевозке пассажиров и (или) товаров и заключается, как правило, в потреблении большей части этих товаров в процессе перевозки. Представляется очевидным, что такое использование, особенно учитывая его объемы, не влияет на развитие процессов на рынках подобных товаров в Российской Федерации и не составляет конкуренцию аналогичным товарам отечественных производителей. С учетом изложенного для применения в отношении таких товаров мер тарифного регулирования внешнеторговой деятельности нет необходимости.
До установления таможенного режима перемещения припасов ввоз таких товаров на территорию РФ был сопряжен с их помещением под такие таможенные режимы, как временный ввоз (вывоз), выпуск для свободного обращения, экспорт. Однако перемещение припасов в соответствии с указанными таможенными режимами не позволяло надлежащим образом обеспечивать таможенный контроль за такими товарами, создавало предпосылки для совершения действий, противоречащих требованиям таможенного законодательства. В качестве примера можно рассмотреть помещение под таможенный режим экспорта горючего, находящегося в баке самолета. В подобной ситуации возникало нарушение установленного таможенным законодательством требования о вывозе экспортируемых товаров с таможенной территории в состоянии, неизменном по сравнению с моментом помещения такого горючего под таможенный режим экспорта, поскольку до фактического пересечения таможенной границы и, соответственно, вывоза данного горючего часть его расходовалась в полете.
С целью избежания подобных коллизий был установлен таможенный режим перемещения припасов. Принимая во внимание правовую природу данного таможенного режима, а также положения Киотской конвенции, установлен принцип невзимания таможенных пошлин, налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с данным таможенным режимом.
По аналогичной причине к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов, не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. При этом в отношении таких товаров сохраняют свое действие ограничения, в том числе запреты, неэкономического характера, установленные в целях защиты государственных интересов РФ в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и иным законодательством РФ, а также ее международными договорами.
Специфика данного таможенного режима заключается в том, что перемещение товаров, помещаемых под данный таможенный режим, неразрывно связано с транспортными перевозками. Такое перемещение осуществляется только в связи с перемещением через таможенную границу транспортных средств. Помещение товаров под таможенный режим перемещения припасов не в связи с транспортными перевозками невозможно. При этом следует обратить внимание, что в соответствии с п. 1 комментируемой статьи сфера применения данного таможенного режима ограничивается международными перевозками, осуществляемыми такими видами транспорта, как морские (речные) суда, воздушные суда, железнодорожный транспорт. Более подробно этот вопрос урегулирован в п. 4 ст. 265 ТК РФ.
Необходимо отметить, что существенной отличительной особенностью данного таможенного режима является то, что под него могут равно помещаться как товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, так и товары, вывозимые с этой территории.
Статья 265. Помещение товаров под таможенный режим
1. Под таможенный режим перемещения припасов допускается помещение товаров (далее в настоящей главе - припасы):
необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (в том числе топлива и горючесмазочных материалов);
предназначенных для потребления пассажирами и членами экипажей на борту морских (речных) судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет;
предназначенных для продажи пассажирам и членам экипажей морских (речных) судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов.
2. Припасы помещаются под таможенный режим перемещения припасов вне зависимости от страны регистрации или национальности морских (речных) судов, воздушных судов или поездов.
3. Под таможенный режим перемещения припасов не допускается помещение запасных частей и оборудования, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки.
4. Таможенный режим перемещения припасов применяется в отношении припасов при использовании морских (речных) судов для целей торгового мореплавания, воздушных судов гражданской, государственной и экспериментальной авиации, за исключением случаев использования транспортных средств физическими лицами для личного пользования (глава 23).
Комментарий к статье 265
Пункт 1 комментируемой статьи имеет важное значение для определения понятийного аппарата таможенного режима перемещения припасов. При этом главной задачей является определение содержания ключевого понятия - припасов. Следует учитывать, что институт припасов является относительно новым в таможенном законодательстве.
Припасы делятся на две основные группы в зависимости от их предназначения:
1) товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки. Такими товарами могут быть топливо, различные масла, иные горючесмазочные материалы;
2) товары, предназначенные для обслуживания нужд пассажиров и членов экипажей (судовых команд, поездных бригад). В категорию подобных товаров могут входить продовольственные продукты, еда, напитки, пресса, книги, предметы личной гигиены, парфюмерия, сувениры, иные подобные товары.
Припасы, входящие во вторую категорию, в свою очередь, делятся на две подгруппы:
товары, предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту морских (речных) судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах. При этом товары включаются в данную подгруппу независимо от того, продаются они своим потребителям или нет;
товары, предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей морских (речных) судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов. Такие товары переходят в собственность указанных лиц и могут не потребляться в процессе перевозки. Это могут быть спиртные напитки, сигареты, печатная продукция. После завершения перевозки такие товары могут потребляться или поступать в оборот без применения к ним ограничений, установленных российским таможенным законодательством. При этом следует учитывать, что возникновение подобных возможностей связано с соблюдением условий, установленных ст. 266 ТК РФ, в том числе п. 3 указанной статьи.
Помещение товаров под рассматриваемый таможенный режим осуществляется вне зависимости от страны регистрации или национальности морских (речных) судов, воздушных судов или поездов. Таким образом, свое воплощение в нормах комментируемого параграфа нашел принцип недискриминации и осуществления внешнеторговой деятельности всеми лицами на равных правовых основаниях.
Для корректного восприятия сущности таможенного режима перемещения припасов и уяснения правового содержания понятия припасов важную роль играет установленное п. 3 комментируемой статьи изъятие. В соответствии с данным пунктом под таможенный режим перемещения припасов не допускается помещение запасных частей и оборудования, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки.
Приведенный выше анализ предпосылок для установления таможенного режима перемещения припасов, а также положения п. 1 комментируемой статьи позволяют сделать вывод, что предназначение данного таможенного режима заключается в урегулировании вопросов, связанных с перемещением через таможенную границу РФ расходуемых субстанций - продовольственных продуктов, топлива, горючесмазочных материалов, т.е. товаров, контроль за использованием и потреблением которых, учитывая их расходование в процессе перевозки, трудноосуществим. Запасные части и оборудование не могут быть отнесены к подобной категории товаров, в связи с чем их включение в число товаров, которые могут быть помещены под данный таможенный режим (отнесенный к числу специальных таможенных режимов), представляется безосновательным. Таможенное законодательство вполне позволяет обеспечивать надлежащий таможенный контроль при перемещении запасных частей и оборудования в соответствии с обычными таможенными режимами, к числу которых относится, например, таможенный режим временного ввоза.
В п. 4 комментируемой статьи конкретизируется круг товаров, которые могут быть помещены под таможенный режим перемещения припасов при их перевозке на отдельных категориях транспортных средств. В соответствии с данным пунктом при использовании морских (речных) судов для целей торгового мореплавания, воздушных судов гражданской, государственной и экспериментальной авиации помещенные в них припасы могут перемещаться в соответствии с рассматриваемым таможенным режимом только в случае, если эти транспортные средства не используются физическими лицами для личного пользования. Данное изъятие обусловлено тем, что установление такого таможенного режима направлено в первую очередь на облегчение транспортных перевозок товаров и пассажиров, а также экономическое стимулирование сферы оказания услуг по осуществлению таких перевозок.
Статья 266. Условия освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов
1. При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации припасов, находящихся на борту морских (речных), воздушных судов, не уплачиваются ввозные таможенные пошлины, налоги при условии, что эти припасы остаются на борту этих судов во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации.
2. При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации припасов, находящихся в поездах и необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания поездов, а также предназначенных для потребления пассажирами поездов и работниками поездных бригад, не уплачиваются ввозные таможенные пошлины, налоги при условии, что эти припасы остаются в поездах во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации.
3. При помещении иностранных товаров, предназначенных для продажи пассажирам и членам экипажей морских (речных), воздушных судов без цели их потребления на борту этих судов, под таможенный режим перемещения припасов освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов предоставляется при условии продажи указанных товаров за пределами таможенной территории Российской Федерации с учетом пункта 3 статьи 267 настоящего Кодекса.
4. При вывозе с таможенной территории Российской Федерации припасов, находящихся на борту морских (речных), воздушных судов, не уплачиваются вывозные таможенные пошлины, если указанные припасы вывозятся в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажей, продолжительности рейса и достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания указанных судов, с учетом припасов, имеющихся на борту этих судов.
5. При вывозе с таможенной территории Российской Федерации припасов, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания поездов, а также припасов, предназначенных для потребления пассажирами поездов и работниками поездных бригад, не уплачиваются вывозные таможенные пошлины, если указанные припасы вывозятся в количестве, достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания поездов и необходимом для потребления пассажирами и работниками поездных бригад в пути следования, с учетом припасов, имеющихся в этих поездах.
6. Припасы могут с разрешения таможенного органа временно выгружаться, передаваться соответственно на другие суда или в другие поезда, осуществляющие международные перевозки товаров и пассажиров, если соблюдаются условия, предусмотренные настоящим параграфом.
Комментарий к статье 266
Как было указано выше, в соответствии со ст. 264 ТК РФ перемещение через таможенную границу РФ товаров в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов. Однако такой порядок обусловлен выполнением требований и ограничений, установленных ТК РФ, в частности § 3 гл. 21. Необходимо учитывать, что совокупное количество припасов, будь то запасы пищи или, например, горючего, перевозимых на некоторых транспортных средствах, может выражаться в значительных объемах. В связи с этим вопросы установления обязанности целевого использования припасов и контроля за таким использованием приобретают существенное значение. Комментируемая статья устанавливает основные условия, при соблюдении которых взимание таможенных пошлин, налогов не производится. При этом с учетом специфики различных видов транспортных перевозок такие условия установлены применительно к отдельным видам транспортных средств, на которых происходит перемещение припасов.
Общим принципом, характерным для любых видов транспортных средств, является соразмерность объема перемещаемых припасов реальным потребностям, обусловленным характером перевозки. Само собой, конкретные критерии такой соразмерности не установлены и не могут быть установлены в силу многообразия видов транспортных перевозок. Соразмерность определяется в каждом отдельном случае в зависимости от объективных факторов, влияющих на потребность в припасах. В числе таких факторов упоминаются численность пассажиров и членов экипажа, дальность перевозки, продолжительность рейса. Так, например, может быть признанным не соответствующим целям перевозки следование в составе поезда Хельсинки - Санкт-Петербург отдельного вагона с запасами продовольствия. В то же время очевидно, что океанский лайнер, совершающий многодневный круиз и имеющий на борту многочисленную команду и большое число пассажиров, может иметь потребность в припасах, которая выражается в значительных объемах.
В целях упрощения таможенных процедур и создания благоприятных условий для участников внешнеторговой деятельности в комментируемую статью включен п. 6, в соответствии с нормами которого припасы могут с разрешения таможенного органа временно выгружаться, передаваться, соответственно, на другие суда или в другие поезда, осуществляющие международные перевозки товаров и пассажиров, если соблюдаются условия, предусмотренные § 3 гл. 21 ТК РФ.
Статья 267. Использование припасов
1. Припасы, предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей морских (речных) судов, и припасы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих судов, могут потребляться и использоваться на этих судах во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажей, а также продолжительности стоянки, в том числе во время ремонта морских (речных) судов в доке, на верфи или судоремонтном заводе, если экипажи на это время не покидают судна.
2. При совершении запланированной посадки воздушных судов в одном аэропорте или нескольких аэропортах, которые находятся на таможенной территории Российской Федерации, припасы, предназначенные для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих судов, и припасы, предназначенные для потребления членами экипажей и пассажирами во время нахождения воздушных судов в пунктах посадки и во время перелета между ними, могут использоваться во время нахождения воздушных судов в пунктах посадки и во время перелета между ними.
3. Припасы, предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей воздушных судов без цели их потребления на борту этих судов, могут продаваться во время нахождения воздушных судов на таможенной территории Российской Федерации при условии, что их продажа осуществляется на борту этих судов.
4. Припасы, предназначенные для потребления пассажирами поездов и работниками поездных бригад, и припасы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих поездов, могут потребляться и использоваться в этих поездах в пути их следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки на таможенной территории Российской Федерации в количестве, соответствующем численности пассажиров и работников поездных бригад, а также продолжительности стоянки и времени нахождения в пути.
5. Таможенные органы вправе обязать перевозчика принять меры, необходимые для обеспечения соблюдения условий использования припасов, предусмотренных настоящим параграфом, во время нахождения морских (речных) судов, воздушных судов или поездов на таможенной территории Российской Федерации. По решению таможенного органа на помещения, в которых хранятся припасы, могут быть наложены таможенные пломбы и печати.
Комментарий к статье 267
Комментируемой статьей устанавливаются конкретные формы и условия использования товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов. Таким образом, данная статья развивает положения предыдущей, поскольку также устанавливает неотъемлемые и обязательные условия, при которых допускается использование помещенных под данный таможенный режим товаров. Как и в предыдущей статье, в основе установленных ограничений лежит принцип использования припасов в разумных количествах.
Так, условием потребления и использования припасов, предназначенных для потребления пассажирами и членами экипажей морских или речных судов, а также припасов, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих судов, является их использование и потребление на этих судах во время нахождения тех на таможенной территории РФ в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажей, а также продолжительности стоянки, в том числе во время ремонта морских (речных) судов в доке, на верфи или судоремонтном заводе. Дополнительным условием при этом является требование о том, что экипаж судна на это время его не покидает.
Итоговым положением, замыкающим перечень норм, регламентирующих порядок помещения товаров под таможенный режим перемещения припасов, является положение, наделяющее таможенные органы полномочиями по установлению для перевозчика обязательных требований по принятию мер, необходимых для обеспечения соблюдения условий использования припасов, предусмотренных комментируемым параграфом, во время нахождения морских (речных) судов, воздушных судов или поездов на таможенной территории РФ. Одним из подобных полномочий является право таможенного органа принять решение о наложении на помещения, в которых хранятся припасы, таможенных пломб и печатей.
- Государственный таможенный комитет российской федерации
- Список сокращений
- Основные положения нового Таможенного кодекса Российской Федерации
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Основные положения
- Глава 2. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 3. Деятельность в области таможенного дела
- Глава 4. Информирование и консультирование
- Глава 5. Таможенная статистика
- Глава 6. Страна происхождения товаров. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
- § 1. Страна происхождения товаров
- § 2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
- § 3. Предварительное решение
- Глава 7. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц
- Раздел II. Таможенные процедуры Подраздел 1. Таможенное оформление
- Глава 8. Основные положения, относящиеся
- К таможенному оформлению
- Глава 9. Прибытие товаров на таможенную территорию российской федерации
- Глава 10. Внутренний таможенный транзит
- Глава 11. Таможенный перевозчик
- Глава 12. Временное хранение товаров
- Глава 13. Убытие товаров с таможенной территории российской федерации
- Глава 14. Декларирование товаров
- Глава 15. Таможенный брокер (представитель)
- Глава 16. Выпуск товаров
- Подраздел 2. Таможенные режимы
- Глава 17. Общие положения, относящиеся к таможенным режимам
- Глава 18. Основные таможенные режимы
- § 1. Выпуск для внутреннего потребления
- § 2. Экспорт
- § 3. Международный таможенный транзит
- Глава 19. Экономические таможенные режимы
- § 1. Переработка на таможенной территории
- § 2. Переработка для внутреннего потребления
- § 3. Переработка вне таможенной территории
- § 4. Временный ввоз
- § 5. Таможенный склад
- Глава 20. Завершающие таможенные режимы
- § 1. Реимпорт
- § 2. Реэкспорт
- § 3. Уничтожение
- § 4. Отказ в пользу государства
- Глава 21. Специальные таможенные режимы
- § 1. Временный вывоз
- § 2. Беспошлинная торговля
- § 3. Перемещение припасов
- § 4. Иные специальные таможенные режимы
- Подраздел 3. Специальные таможенные процедуры
- Глава 22. Перемещение транспортных средств
- Глава 23. Перемещение товаров физическими лицами
- Глава 24. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях
- Глава 25. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц
- Глава 26. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линии электропередачи
- Раздел III. Таможенные платежи
- Глава 27. Общие положения, относящиеся к таможенным платежам. Виды таможенных платежей
- Глава 28. Исчисление таможенных пошлин, налогов
- Глава 29. Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 30. Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 31. Обеспечение уплаты таможенных платежей
- Глава 32. Взыскание таможенных платежей
- Глава 33. Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств
- Раздел IV. Таможенный контроль
- Глава 34. Общие положения, относящиеся к таможенному контролю
- Глава 35. Формы и порядок проведения таможенного контроля
- Глава 36. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля
- Глава 37. Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю
- Глава 38. Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров
- Раздел V. Таможенные органы
- Глава 39. Таможенные органы и обеспечение их деятельности
- § 1. Таможенные органы
- § 2. Обязанности, правомочия и ответственность
- Глава 16 КоАп рф содержит 22 состава правонарушений в области таможенного дела, по 21 из них дела об административных правонарушениях рассматривают таможенные органы.
- § 3. Применение должностными лицами таможенных
- § 4. Обеспечение деятельности таможенных органов
- Глава 40. Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле
- Глава 41. Основания и порядок распоряжения товарами и транспортными средствами
- Глава 42. Контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу
- Раздел VI. Заключительные положения
- Перечень нормативных правовых актов гтк россии, изданных в целях обеспечения реализации таможенного кодекса российской федерации от 28 мая 2003 г. N 61-фз