logo
ТамК_комм_Азарова_2004

Глава 36. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля

Статья 378. Назначение экспертизы при осуществлении таможенного контроля

1. Экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении их, назначается в случаях, если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания.

2. Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий, а также иных соответствующих организаций или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе. При назначении экспертизы по инициативе декларанта либо иного заинтересованного лица указанные лица вправе представить таможенным органам предложения по кандидатуре эксперта.

3. О назначении экспертизы должностное лицо таможенного органа с согласия начальника этого органа или его заместителя выносит об этом постановление, в котором указываются основания для проведения экспертизы, фамилия, имя и отчество эксперта, наименование организации, в которой должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение эксперта, и срок проведения экспертизы и представления заключения в таможенный орган.

В постановлении также указывается о предупреждении эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

4. Срок проведения экспертизы не должен превышать:

сроки временного хранения (статья 103), если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы;

шесть месяцев, если экспертиза проводится в отношении транспортных средств;

один год в иных случаях.

5. Должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если оно известно, с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить его права, предусмотренные статьей 382 настоящего Кодекса, о чем делается соответствующая отметка в постановлении, удостоверяемая указанным лицом либо его представителем.

6. Расходы на проведение экспертиз, возникшие у таможенных органов, таможенных лабораторий и иных экспертов и организаций, проводивших экспертизы, возмещаются за счет федерального бюджета, за исключением случаев проведения экспертизы не по инициативе таможенных органов.

Комментарий к статье 378

В порядке, установленном гл. 36 ТК РФ, экспертиза может быть назначена и проведена только во время осуществления таможенного контроля. Основанием назначения экспертизы является необходимость использования специальных познаний при разъяснении вопросов, возникающих в процессе таможенного контроля. Под специальными понимаются любые познания в области науки, техники, искусства или ремесла, достаточные для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Экспертиза может быть назначена по инициативе как таможенного органа, так и декларанта или иного заинтересованного лица.

Объектами экспертизы могут служить:

1) товары и транспортные средства, находящиеся в соответствии со ст. 360 ТК РФ под таможенным контролем;

2) документы, содержащие сведения об указанных товарах и транспортных средствах;

3) документы, содержащие сведения о совершении операций (действий) в отношении указанных товаров и транспортных средств.

Проведение экспертизы может осуществляться как экспертами таможенных лабораторий, создаваемых в соответствии со ст. 421 ТК РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, так и экспертами иных соответствующих организаций или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями. Комментируемая статья не содержит иных требований к лицу, назначаемому таможенным органом в качестве эксперта.

Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе. Это означает, что с экспертом должен быть заключен договор, условия которого определяются по соглашению между экспертом и таможенным органом.

Декларант или иное заинтересованное лицо вправе представить таможенному органу предложения по кандидатуре эксперта в случае, когда экспертиза назначается по инициативе указанного лица.

О назначении экспертизы должностное лицо таможенного органа выносит постановление, которое должно быть согласовано с начальником этого органа или его заместителем. В постановлении о назначении экспертизы должны быть указаны следующие сведения:

1) основания для проведения экспертизы;

2) фамилия, имя и отчество эксперта;

3) наименование организации, в которой должна быть проведена экспертиза;

4) вопросы, поставленные перед экспертом;

5) перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение эксперта;

6) срок проведения экспертизы и представления заключения в таможенный орган.

В постановлении о назначении экспертизы в отношении товаров могут быть обозначены следующие вопросы:

характеристика товара для определения его кода согласно ТН ВЭД России;

место происхождения товаров;

свободная (рыночная) стоимость товаров;

идентификация, в том числе сырья в товаре после проведения операций по его переработке;

физические и химические свойства товаров;

марка, сорт, вид и качество товаров;

технология производства товаров;

источники сырья для производства товаров;

нормы выхода продукции при переработке сырья и других товаров;

принадлежность товаров к наркотическим, психотропным средствам и их прекурсорам, а также к сильнодействующим, ядовитым, отравляющим веществам;

эксплуатационная и экологическая безопасность товаров;

принадлежность товаров к предметам художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран.

В постановлении о назначении экспертизы в отношении документов на разрешение эксперта могут содержаться следующие вопросы:

способ изготовления документа и отдельных его реквизитов;

факт и способ внесения изменений в документ;

первоначальное содержание документа, подвергшегося изменениям;

наличие или отсутствие тождества между печатными формами, которыми нанесены исследуемые оттиски печатей (штампов), и образцами;

исполнитель и обстоятельства выполнения рукописных записей (буквенных и цифровых) и подписей.

Вопросы также могут быть поставлены в отношении иных сведений о товарах, транспортных средствах или документах, для выяснения которых требуется проведение экспертизы.

В зависимости от того, какие вопросы подлежат разрешению в рамках экспертизы, могут быть назначены идентификационная, технологическая, химическая, сертификационная, материаловедческая, товароведческая стоимостная, оценочная, минералогическая (геммологическая), экологическая, искусствоведческая, бухгалтерская, криминалистическая экспертизы.

Эксперт должен быть предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, о чем делается отметка в постановлении о назначении экспертизы.

Следует отметить, что проведение экспертизы в порядке, установленном гл. 36 ТК РФ, неразрывно связано с применением таможенными органами такой формы таможенного контроля, как проверка документов и сведений, представленных при таможенном оформлении товаров (ст. 367 ТК РФ). Согласно п. 4 указанной статьи проверка документов и сведений не препятствует выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено ТК РФ. Однако в случае проведения экспертизы в целях обеспечения проверки документов и сведений (п. 3 ст. 153 ТК РФ) выпуск товаров не может быть осуществлен до окончания проведения такой проверки. В этой связи в п. 4 комментируемой статьи установлены различные сроки проведения экспертизы. В случае если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы, срок проведения экспертизы не должен превышать сроков временного хранения, установленных в ст. 103 ТК РФ. Если экспертиза проводится в отношении транспортных средств, то указанный срок не должен превышать шести месяцев. Срок проведения экспертизы в остальных случаях составляет один год. Следует отметить, что аналогичный срок согласно п. 2 ст. 361 ТК РФ установлен для проверки достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств.

В п. 5 комментируемой статьи установлена обязанность должностного лица таможенного органа ознакомить декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если оно известно, с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить ему права, предусмотренные ст. 382 ТК РФ (см. комментарий к данной статье). В постановлении о назначении экспертизы делается отметка об ознакомлении, удостоверяемая подписью указанного лица либо его представителя.

Расходы на проведение экспертиз, понесенные таможенными органами, таможенными лабораториями, а также иными экспертами и организациями, проводившими экспертизы, возмещаются за счет федерального бюджета. Исключением являются случаи проведения экспертиз по инициативе декларантов или иных заинтересованных лиц.

Статья 379. Заключение эксперта

1. На основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.

2. В заключении эксперта должны быть указаны время и место проведения исследования, кем и на каком основании проводились исследования, вопросы, поставленные перед экспертом, объекты исследований, материалы и документы, предоставленные эксперту, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование.

Материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта или нескольких экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью.

Если эксперт при проведении экспертизы установит имеющиеся существенные для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

3. Если экспертиза проводилась при участии нескольких экспертов, заключение подписывается всеми экспертами. При разногласии между экспертами каждый из них делает свои выводы отдельно.

4. Таможенный орган, назначивший экспертизу, вручает декларанту либо иным лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если эти лица известны, копию заключения эксперта либо его сообщения о невозможности дать заключение.

5. При принятии решения таможенные органы рассматривают заключения экспертов по результатам экспертиз, в том числе проводившихся по инициативе декларанта или иного заинтересованного лица.

Комментарий к статье 379

Заключение эксперта - письменный документ, отражающий ход и результаты проведенных экспертом исследований. Эксперт составляет заключение в письменной форме от своего имени.

В заключении эксперта должны быть указаны следующие сведения:

1) время и место проведения исследования;

2) фамилия, имя и отчество эксперта, наименование организации, в которой проводилась экспертиза;

3) основание проведения исследований;

4) вопросы, поставленные перед экспертом;

5) объекты исследований, материалы и документы, предоставленные эксперту в соответствии с постановлением о назначении экспертизы;

6) содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;

7) оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование.

Содержание и результаты исследований должны быть изложены таким образом, чтобы они были понятны даже для лиц, не имеющих специальных познаний.

В свое заключение эксперт вправе включить выводы об установленных им при проведении экспертизы существенных для дела обстоятельствах, по поводу которых ему в постановлении о назначении экспертизы не были заданы вопросы.

К заключению прилагаются материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта или нескольких экспертов. Такие материалы и документы являются составной частью заключения. Ими могут быть сопоставительные таблицы, фотографии, результаты обработки исходных данных на ЭВМ, чертежи, схемы, графики, сводные ведомости и расчеты, а также иные материалы, подтверждающие выводы эксперта.

Заключение подписывается каждым экспертом, принимавшим участие в проведении экспертизы. В случае наличия разногласий между экспертами каждый из них делает свои выводы отдельно.

Таможенный орган, назначивший экспертизу, информирует о результатах проведенных исследований декларанта или иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если эти лица известны, путем вручения копии заключения эксперта либо его сообщения о невозможности дать такое заключение.

Таможенные органы при принятии решения рассматривают заключения экспертов, предоставленные по результатам экспертиз, проводившихся как по инициативе таможенного органа, так и по инициативе декларанта или иного заинтересованного лица.

Статья 380. Дополнительная и повторная экспертизы

1. При недостаточной ясности или полноте заключения может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая этим же или другим эксперту либо организации.

2. В случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту.

3. Дополнительная и повторная экспертизы назначаются и проводятся в соответствии со статьями 378 и 379 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 380

Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения эксперта. Например, когда заключение эксперта не позволяет однозначно трактовать сделанные им выводы или когда экспертом исследованы не все объекты либо не на все вопросы даны полные ответы. Основанием назначения дополнительной экспертизы также может служить возникновение новых вопросов, например в связи с имеющими значение для дела обстоятельствами, которые были установлены экспертом во время проведения первичной экспертизы. В постановлении о назначении дополнительной экспертизы указываются подлежащие разрешению экспертом новые вопросы либо уточняются ранее поставленные.

Проведение дополнительной экспертизы может быть поручено как эксперту, проводившему первичную экспертизу, так и другим эксперту либо организации.

Повторная экспертиза назначается, когда заключение эксперта необоснованно или когда имеются сомнения в его правильности. Под необоснованностью в данном случае понимается несоответствие между проведенными экспертом исследованиями и сделанными им выводами. Например, экспертом был проведен явно недостаточный объем исследований, не были использованы необходимые методики, проведено недостаточное количество экспериментов, что в результате привело к возникновению сомнений в обоснованности выводов, сделанных экспертом в заключении.

Проведение повторной экспертизы в силу особенностей основания ее назначения поручается другому эксперту. Такому эксперту помимо материалов, которые исследовались в ходе первичной экспертизы, предоставляется и предыдущее заключение.

В случае назначения повторной экспертизы на разрешение эксперта ставятся вопросы, которые были предметом первичной экспертизы, и ответы на которые вызвали сомнения. Могут быть также поставлены и дополнительные вопросы, возникшие к моменту назначения такой экспертизы в отношении тех же объектов исследования. На разрешение повторной экспертизы могут быть вынесены и не все, а лишь некоторые из ранее поставленных вопросов, если сомнения в обоснованности и правильности выводов возникли лишь по этим, а не по всем вопросам.

Следует отметить, что экспертиза новых объектов, которые не были предметом исследования предыдущей экспертизы, назначается по общим правилам и не является ни дополнительной, ни повторной.

При назначении дополнительной или повторной экспертизы решается вопрос о возможности повторного исследования одних и тех же объектов. Выясняется, не были ли они утрачены и не претерпели ли существенных изменений.

Назначение и проведение дополнительной и повторной экспертиз осуществляется в порядке, установленном ст. 378, 379 ТК РФ (см. комментарий к указанным статьям).

Статья 381. Права и ответственность эксперта

1. Эксперт вправе:

1) знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы;

2) с согласия таможенного органа привлекать к производству экспертизы других экспертов;

3) запрашивать дополнительные материалы, необходимые для проведения экспертизы;

4) отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы. Сообщение о невозможности дать заключение представляется в таможенный орган, назначивший экспертизу, в письменной форме;

5) с разрешения таможенного органа участвовать в проведении конкретных действий при осуществлении таможенного контроля.

2. Полученная экспертом в ходе проведения экспертизы или при подготовке к ее проведению информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иная конфиденциальная информация не должны им разглашаться, использоваться в иных целях либо передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Комментарий к статье 381

Эксперт наделяется определенными правами в целях обеспечения возможности проведения им экспертизы и представления по результатам исследования полного, обоснованного и правильного заключения. В п. 1 комментируемой статьи установлен исчерпывающий перечень прав, которыми обладает эксперт в связи с проведением им экспертизы.

Эксперт вправе знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы. Такие материалы предоставляются эксперту в соответствии с постановлением о назначении экспертизы. Если эксперту для проведения исследований недостаточно предоставленных материалов, то он вправе запросить дополнительные материалы. В случае необходимости эксперт с согласия таможенного органа может привлекать к производству экспертизы других экспертов или участвовать в проведении конкретных действий при осуществлении таможенного контроля.

Следует отметить, что права эксперта, связанные с его доступом к ознакомлению с материалами, запросом дополнительных материалов, участием в проведении конкретных действий при осуществлении таможенного контроля, ограничены предметом проводимой экспертизы.

Эксперт вправе отказаться от дачи заключения, если:

1) предоставленные материалы недостаточны для проведения исследования и дачи полного, обоснованного и правильного заключения и если эксперту отказано в их дополнении;

2) эксперт не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

Отказ от дачи заключения оформляется в письменной форме и представляется в таможенный орган, назначивший экспертизу.

В связи с проведением экспертизы эксперту может стать известна информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иная конфиденциальная информация. Сведения, содержащие такую информацию, не должны разглашаться экспертом, использоваться им в иных целях либо передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Статья 382. Права декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей при назначении и проведении экспертизы

1. При назначении и проведении экспертизы декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представители вправе:

1) мотивированно заявлять отвод эксперту;

2) заявлять ходатайства о назначении конкретного эксперта;

3) заявлять ходатайства о постановке дополнительных вопросов эксперту для получения по ним заключения;

4) присутствовать с разрешения таможенного органа, назначившего экспертизу, при проведении экспертизы и давать объяснения эксперту;

5) брать пробы и образцы товаров (статья 383);

6) знакомиться с заключением эксперта либо его сообщением о невозможности дать заключение и получить копию такого заключения или сообщения;

7) ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы.

2. В случае удовлетворения ходатайства декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, или их представителя должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, выносит соответствующее постановление.

При отказе в удовлетворении ходатайства должностное лицо таможенного органа должно в письменной форме мотивированно сообщить об этом лицу, подавшему ходатайство.

Комментарий к статье 382

В связи с назначением и проведением экспертизы товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении их, декларант, а также иное лицо, обладающее полномочиями в отношении этих товаров и (или) транспортных средств, и их представители наделяются указанными комментируемой статьей правами.

Декларант, а также иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, вправе заявлять мотивированный отвод эксперту. В ТК РФ не указываются случаи, когда эксперт подлежит отводу. Представляется, что отвод может быть заявлен, если имеются основания полагать, что лицо, выступающее в качестве эксперта, каким-либо образом заинтересовано в результатах экспертизы или является недостаточно компетентным для дачи заключения по вопросам, подлежащим выяснению в рамках проведения экспертизы.

Декларант и иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, а также их представители вправе ходатайствовать о назначении конкретного эксперта, о постановке дополнительных вопросов эксперту для получения по ним заключения, о проведении дополнительной или повторной экспертизы. По результатам рассмотрения ходатайства должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, выносит постановление об удовлетворении такого ходатайства либо сообщает в письменной форме лицу, подавшему ходатайство, об отказе в его удовлетворении с указанием мотивов такого отказа.

С разрешения таможенного органа декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, представители указанных лиц вправе присутствовать при проведении экспертизы, давать объяснения эксперту, а также в предусмотренном ст. 383 ТК РФ порядке брать пробы и образцы товаров.

Декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, а также их представители вправе знакомиться с заключением эксперта либо его сообщением о невозможности дать заключение. Таможенный орган, назначивший экспертизу, согласно п. 4 ст. 379 ТК РФ вручает указанным лицам, если они известны, копию заключения эксперта либо копию сообщения о невозможности дать заключение.

Статья 383. Пробы и образцы

1. Должностное лицо таможенного органа при проведении таможенного контроля вправе брать пробы или образцы товаров, необходимые для исследования. О взятии проб или образцов составляется акт по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр указанного акта подлежит вручению лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, если оно установлено, или его представителю.

В необходимых случаях взятие проб или образцов производится с участием эксперта или специалиста.

2. Пробы или образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с письменного разрешения таможенного органа могут также брать декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, их представители, лица, указанные в пункте 1 статьи 398 настоящего Кодекса, и сотрудники других государственных органов.

3. Пробы или образцы берутся в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования.

Разрешение на взятие проб и образцов товаров выдается лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в случае, если такое взятие:

не затрудняет проведение таможенного контроля;

не изменяет характеристик товаров;

не влечет за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

4. При взятии проб или образцов декларантом отдельная таможенная декларация на пробы и образцы не подается при условии, что они будут указаны в таможенной декларации на товары.

Декларант вправе уменьшить таможенную стоимость декларируемых товаров на таможенную стоимость проб и образцов, если такие пробы и образцы были отобраны таможенным органом и не возвращены в установленные сроки.

5. Декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе присутствовать при взятии проб или образцов товаров должностными лицами таможенных органов и сотрудниками других государственных органов.

6. Должностные лица таможенных органов вправе присутствовать при взятии проб или образцов товаров сотрудниками других государственных органов, а также иными лицами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

7. Декларанты и их представители обязаны оказывать содействие должностным лицам таможенных органов при взятии ими проб или образцов товаров, в том числе осуществлять за свой счет грузовые и иные необходимые операции с товарами.

8. Должностные лица таможенных органов вправе брать пробы или образцы товаров в отсутствие декларантов и их представителей в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 372 настоящего Кодекса. Взятие проб или образцов товаров в указанных случаях проводится в присутствии не менее двух понятых.

9. Таможенные органы должны быть поставлены в известность о результатах проведенного исследования проб или образцов товаров, взятых другими государственными органами, и уведомлять о них лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

10. Порядок взятия проб или образцов товаров, а также порядок их исследования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации.

11. По окончании исследования пробы или образцы товаров возвращаются их владельцу, за исключением случаев, когда такие пробы или образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также когда расходы на возврат проб или образцов превышают их стоимость.

Комментарий к статье 383

В комментируемой статье установлен порядок взятия проб и образцов товаров, необходимых для проведения экспертизы.

Пробы или образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, вправе брать:

1) должностное лицо таможенного органа при проведении таможенного контроля;

2) с письменного разрешения таможенного органа: декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, их представители; лица, указанные в п. 1 ст. 398 ТК РФ в связи с приостановлением выпуска товаров на основании ст. 397 ТК РФ; сотрудники других государственных органов.

При рассмотрении вопроса о выдаче указанным лицам разрешения на взятие проб или образцов товаров должностным лицом таможенного органа подлежит установлению, что такое взятие:

1) не затрудняет проведение таможенного контроля;

2) не изменяет характеристик товаров;

3) не влечет за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

При несоблюдении перечисленных условий таможенный орган вправе отказать в выдаче разрешения на взятие проб или образцов. Согласно п. 6 комментируемой статьи должностные лица таможенных органов вправе присутствовать при взятии проб или образцов товаров сотрудниками других государственных органов, а также декларантами, лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, их представителями и лицами, указанными в п. 1 ст. 398 ТК РФ.

В случае взятия проб или образцов сотрудниками других государственных органов таможенные органы должны быть поставлены в известность о результатах проведенного исследования проб или образцов товаров и уведомить о них лиц, указанных в п. 2 комментируемой статьи.

Таможенным органом составляется акт о взятии проб или образцов. Форму такого акта определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела. Второй экземпляр акта о взятии проб или образцов вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, если оно установлено, или его представителю.

При взятии проб или образцов товаров должностными лицами таможенных органов декларанты и их представители обязаны оказывать им содействие, в том числе осуществлять за свой счет грузовые и иные необходимые операции с товарами. В необходимых случаях к взятию проб или образцов может быть привлечен эксперт либо специалист.

Пробы или образцы берутся в минимальном количестве, которое необходимо для надлежащего их исследования в целях разрешения экспертом поставленных перед ним вопросов.

В п. 4 комментируемой статьи для декларанта установлена обязанность задекларировать взятые пробы или образцы товаров. В случае если декларантом в таможенной декларации на товары указываются взятые им пробы или образцы, отдельная таможенная декларация на них не подается. В случае невозвращения в установленные сроки проб или образцов товаров, взятых таможенным органом, декларант вправе уменьшить таможенную стоимость декларируемых товаров на таможенную стоимость этих проб и образцов.

Декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе присутствовать при взятии проб или образцов товаров должностными лицами таможенных органов и сотрудниками других государственных органов. Должностные лица таможенных органов вправе брать пробы или образцы товаров в отсутствие указанных лиц лишь в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 372 ТК РФ (см. комментарий к данной статье). В таких случаях обязательным условием взятия проб или образцов товаров является присутствие не менее двух понятых.

Порядок взятия проб или образцов товаров, а также порядок их исследования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с ТК РФ и иными правовыми актами РФ.

По окончании исследования пробы или образцы товаров возвращаются их владельцу. Исключение могут составлять случаи, когда в соответствии с законодательством РФ такие пробы или образцы подлежат уничтожению либо утилизации, а также когда расходы на возврат проб или образцов превышают их стоимость.

Статья 384. Участие специалиста при проведении таможенного контроля

1. В необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств.

2. Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе.

3. Специалист вправе:

1) знакомиться с материалами, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;

2) с разрешения должностного лица таможенного органа задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, участникам таких действий;

3) знакомиться с документами, оформляемыми по результатам совершения действий при проведении таможенного контроля, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий, подлежащие занесению в такие документы.

4. Специалист обязан:

1) участвовать в совершении действий, требующих специальных знаний, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

2) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

5. Полученная специалистом при привлечении его к совершению действий по таможенному контролю информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иная конфиденциальная информация не должны им разглашаться, использоваться в иных целях, передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

6. Расходы, возникшие у таможенных органов в связи с привлечением специалиста, возмещаются за счет федерального бюджета, за исключением случаев привлечения специалиста не по инициативе таможенных органов.

Комментарий к статье 384

В комментируемой статье определен порядок привлечения специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками, для оказания содействия таможенным органам в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля, в том числе связанных с применением технических средств.

К лицу, привлекаемому в качестве специалиста, предъявляются следующие требования:

обладание специальными знаниями и навыками;

незаинтересованность данного лица в результатах действий, к участию в совершении которых оно привлекается.

При условии соответствия указанным требованиям в качестве специалиста может быть назначено любое лицо. Как и эксперт, специалист привлекается на договорной основе.

В отличие от эксперта, который проводит экспертизу товаров, транспортных средств или документов и по окончании ее проведения дает заключение, специалист привлекается к участию в совершении конкретных действий. Эти действия осуществляются при проведении таможенного контроля в порядке, установленном гл. 35 ТК РФ. Специалист может быть привлечен в целях:

1) содействия должностному лицу таможенного органа в применении технических средств;

2) оказания помощи должностному лицу таможенного органа при формулировке в постановлении о назначении экспертизы вопросов эксперту;

3) содействия должностному лицу таможенного органа при осуществлении досмотра товаров, имеющих технически сложную конструкцию;

4) обеспечения досмотра транспортного средства, проводимого таможенным органом, если такой досмотр требует специальных навыков и знаний, связанных с технической конструкцией транспортного средства;

5) содействия во взятии проб и образцов;

6) оказания иной помощи должностному лицу таможенного органа в совершении действий, требующих научных, технических или иных специальных знаний.

Специалист в связи с его привлечением к участию в совершении действий по таможенному контролю наделяется определенными правами и несет соответствующие обязанности. Специалист вправе знакомиться с материалами, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием, а также с документами, оформляемыми по результатам совершения таких действий. Специалист, кроме того, обладает правом делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий и с разрешения должностного лица таможенного органа задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, участникам этих действий. Факт наличия и содержание заявлений и замечаний, сделанных специалистом, подлежат занесению в документы, оформляемые по результатам действий, совершенных с его участием.

В обязанности специалиста входит:

1) участие в совершении действий, требующих специальных знаний;

2) предоставление пояснений по поводу совершаемых им действий;

3) удостоверение своей подписью факта совершения указанных действий, их содержания и результатов.

Согласно п. 5 комментируемой статьи специалист не должен разглашать, использовать в иных целях, передавать третьим лицам полученную им информацию, если такая информация содержит коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну либо если она по иным основаниям является конфиденциальной, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Соответствующее положение закреплено также в отношении эксперта (п. 2 ст. 381 ТК РФ). Оно также корреспондирует с абз. 3 п. 2 ст. 10 ТК РФ, согласно которому лица, получившие в силу закона доступ к информации, полученной от таможенных органов, не вправе разглашать, распространять, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам указанную информацию, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В п. 6 комментируемой статьи установлено, что расходы, возникшие у таможенных органов в связи с привлечением специалиста, возмещаются за счет федерального бюджета, за исключением случаев привлечения специалиста не по инициативе таможенных органов.

Статья 385. Привлечение специалистов других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля

1. Таможенные органы вправе привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации специалистов других правоохранительных или контролирующих органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля.

2. Расходы, связанные с привлечением специалистов других государственных органов, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 385

В комментируемой статье установлено право таможенных органов привлекать в соответствии с законодательством РФ специалистов других правоохранительных или контролирующих органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля.

В отличие от специалистов, привлекаемых к участию в совершении конкретных действий по таможенному контролю в порядке ст. 384 ТК РФ, специалисты правоохранительных или контролирующих органов используются для оказания содействия в проведении таможенного контроля в случаях и порядке, которые определяются законодательством РФ.

Специалисты правоохранительных и иных контролирующих органов могут привлекаться только по инициативе таможенных органов.

Следует отметить, что в силу абз. 3 п. 2 ст. 10 ТК РФ положение о нераспространении конфиденциальной информации, установленное в отношении эксперта (п. 2 ст. 381 ТК РФ) и специалиста (п. 5 ст. 384 ТК РФ), относится в равной мере к специалистам правоохранительных и контролирующих органов, привлекаемых в соответствии с комментируемой статьей таможенными органами для содействия в проведении таможенного контроля.

Порядок возмещения расходов, связанных с привлечением специалистов других государственных органов, в случаях, когда эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, определяется Правительством РФ.