Глава 14. Декларирование товаров
Комментарий к главе 14
В комментируемой главе закреплены процедуры и формальности, связанные с таможенным оформлением при осуществлении процедуры декларирования товаров. Детально излагаются нормы, которые регулируют вопросы, связанные с формой декларирования товаров, а также местом декларирования, представлением документов, необходимых для производства этой таможенной процедуры. Установлены особенности декларирования товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии. Эта глава вводит новый институт предварительного декларирования товаров, направленный на более цивилизованное регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу. Новые процедуры и технологии декларирования товаров позволят значительно упростить и ускорить проведение таможенных процедур. Предусмотрено широкое внедрение информационных технологий, вплоть до возможности электронного декларирования товаров. Все эти новшества позволят сократить срок декларирования товаров более чем в три раза по сравнению с положениями ТК РФ 1993 г.
Статья 123. Товары, подлежащие декларированию
Товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247, 391 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 123
Содержание комментируемой статьи следует рассматривать в контексте ст. 124 ТК РФ, согласно которой декларирование представляет собой заявление таможенному органу по установленной форме точных сведений о товарах, об избранном таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Комментируемая статья определяет следующие случаи, когда товары подлежат декларированию таможенному органу:
1) при их перемещении через таможенную границу;
2) при изменении таможенного режима;
3) в других случаях, установленных ст. 183, 184, 247, 391 ТК РФ.
Следует отметить, что к "другим случаям" законодатель отнес случаи обязательного декларирования отходов и остатков, образовавшихся в результате проведения операций по переработке в соответствии с таможенным режимом переработки на таможенной территории, отходов, образовавшихся в результате уничтожения иностранных товаров в соответствии с таможенным режимом уничтожения, а также случаи, допускающие возможность декларирования незаконно ввезенных товаров для их легализации на внутреннем рынке приобретателями.
Иными словами, декларирование представляет собой процедуру юридического оформления перемещения товаров через таможенную границу, а также товаров, уже перемещенных через таможенную границу, таможенный режим которых изменяется (в том числе и при отсутствии факта перемещения товаров через таможенную границу), либо иных товаров, которые подлежат декларированию.
Помимо юридического оформления товаров декларирование обеспечивает таможенные органы необходимыми для целей последующего таможенного контроля сведениями о товарах, поскольку на основе декларирования таможенные органы проверяют соответствие заявленных сведений фактическим данным на различных стадиях таможенного оформления и таможенного контроля.
Статья 124. Декларирование товаров
1. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) (глава 15) по выбору декларанта.
2. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации.
3. В таможенной декларации могут быть указаны следующие основные сведения (в том числе в кодированном виде):
1) заявляемый таможенный режим;
2) сведения о декларанте, таможенном брокере (представителе), лице, указанном в статье 16 настоящего Кодекса, об отправителе и о получателе товаров;
3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем;
4) сведения о товарах:
наименование;
описание;
классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
наименование страны происхождения;
наименование страны отправления (назначения);
описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера);
количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения;
таможенная стоимость;
5) сведения об исчислении таможенных платежей:
ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
применение тарифных преференций;
суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
установленный Центральным банком Российской Федерации на день подачи таможенной декларации курс валюты для целей учета и таможенных платежей;
6) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;
7) сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
8) сведения о производителе товаров;
9) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим;
10) сведения о представляемых документах, необходимых для декларирования (статья 131);
11) сведения о лице, составившем таможенную декларацию;
12) место и дата составления таможенной декларации.
4. В случае использования таможенной декларации в качестве документа учета для целей валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, в таможенной декларации подлежат указанию также сведения, необходимые для этих целей, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
5. Таможенная декларация удостоверяется лицом, ее составившим, и подписывается работником этого лица. Удостоверение декларации производится путем проставления печати, если в соответствии с законодательством Российской Федерации лицо, составившее таможенную декларацию, должно иметь печать.
6. Форма декларирования определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе сокращать перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, с учетом категории лиц, указанных в статье 16 настоящего Кодекса, видов товаров, требований таможенных режимов или исходя из вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу.
7. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, и формы, в которых они представляются, подлежат официальному опубликованию. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, устанавливающие перечни сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, вступают в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 5 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 124
Согласно п. 1 комментируемой статьи декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме, а также других сведений, необходимых для таможенных целей.
Способы заявления сведений о товарах, необходимых для таможенных целей, в соответствии с положениями комментируемой статьи могут осуществляться в четырех формах: письменной, устной, электронной или конклюдентной.
В практической деятельности таможенных органов используется в основном письменная форма декларирования. В зависимости от целей перемещения возможны разновидности письменной формы декларирования. При осуществлении внешнеторговой деятельности применяется установленная форма декларирования в виде грузовой таможенной декларации (ГТД), прототипом которой служит единый административный документ (ЕАД), используемый в государствах Европейского Союза. Следует отметить, что помимо ЕАД в Организации Объединенных Наций впоследствии была предложена схема-ключ для бумажных носителей, предписываемая для таможенных администраций государств - торговых партнеров России. Использование схемы-ключа ООН привело к разработке единой товарной декларации (ЕТД), которая была рекомендована Советом по таможенному сотрудничеству (СТС) 26 июня 1990 г. Вместе с тем товарная декларация ЕАД, сходная с ЕТД, была введена в Европейском Союзе с 1 января 1988 г., а в России применяется с 1 апреля 1989 г. <*> Формат ЕАД впоследствии получил более широкое распространение по сравнению с ЕТД среди зарубежных таможенных служб. Он используется государствами, которые подали заявки на членство в Европейском Союзе, а также для целей транзита государствами Европейской ассоциации свободной торговли. Кроме того, модифицированная версия ЕАД используется странами, которые реализовали системы автоматизации таможенных служб ASYCUDA UNCTAD.
--------------------------------
<*> См.: Основы таможенного дела. Вып. 2. Организация и технология таможенного контроля. М., 1996. С. 27.
Следует отметить, что ЕАД заменил собой многочисленную товаросопроводительную документацию (около 80 видов формуляров и деклараций, заполнение которых требовалось при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля на границах государств - членов Европейского Союза). Введение ЕАД упростило проведение таможенных формальностей, уменьшило издержки, связанные с этим процессом, позволило сократить время на проведение таможенных процедур, подготовило переход на полностью автоматизированный учет и обработку документов при перемещении товаров через таможенную границу <*>.
--------------------------------
<*> См.: Таможенное обложение товаров при ввозе в Европейский Союз. М., 1997. С. 34.
Созданная по образцу ЕАД грузовая таможенная декларация представляет собой документ единой формы, содержащий 54 графы, в каждой из которых в условно закодированном виде указываются все необходимые для таможенных целей сведения о декларируемых товарах в зависимости от избранного таможенного режима. Часть граф заполняется декларантом и часть - таможенным органом.
При перемещении товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд письменная форма декларирования производится на бланке таможенной декларации ТД-6 и заполняется при перемещении товаров через таможенную границу физическим лицом, достигшим шестнадцатилетнего возраста.
Кроме письменной формы декларирования может использоваться устная форма декларирования, которая применяется в ряде случаев при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами.
Помимо устной формы декларирования физическими лицами также используется конклюдентная форма (от лат. concludere - заключать, т.е. действие, свидетельствующее о намерениях лица).
Конклюдентная форма декларирования применяется при использовании "зеленого" канала, выбор которого предполагает, что физическое лицо заявило об отсутствии у него товаров, подлежащих письменному декларированию.
Следующая форма декларирования - электронная, т.е. представление сведений о товарах в электронном виде. Следует отметить, что такая форма декларирования в самостоятельном виде не применяется, поскольку Россия еще не вышла на тот уровень развития, чтобы использовать эту форму в полной мере. Как разновидность используется представление копии ГТД в электронном виде на магнитном носителе. В настоящее время электронная форма декларирования применяется только в отдельных региональных таможенных управлениях в экспериментальном порядке <*>.
--------------------------------
<*> См.: Приказ ГТК России от 29 июля 2002 г. N 801 "Об организации эксперимента по декларированию в электронной форме в Приволжском и Центральном таможенных управлениях" // Российская газета. 2002. 22 авг.
Декларирование товаров осуществляется по выбору декларанта им самим или таможенным брокером (представителем). Лица, которые могут выступать в качестве декларанта, указаны в ст. 126 ТК РФ (см. комментарий). Что же касается таможенного брокера (представителя), то следует отметить, что в новом Кодексе изменилась правовая сущность этого института. Предложен новый подход к определению правового статуса таможенного брокера - теперь таможенный брокер, не являясь декларантом, действует от его имени. Напомним, что по ТК РФ 1993 г. таможенный брокер был декларантом, выступающим от собственного имени. Вместе с тем ранее действовавшая правовая основа деятельности таможенного брокера сдерживала развитие этого института, стимулировала таможенное оформление через организации, которые не стремились легализовать свое существование на рынке таможенных услуг, скрывали доходы от налогообложения.
Основной целью заложенных в законе правовых рамок функционирования института таможенного брокера является появление на рынке таможенных услуг субъектов, имеющих высокую профессиональную подготовку и способных гарантировать таможенным органам своевременное и полное выполнение всех требований процедуры таможенного декларирования, включая уплату таможенных платежей. Такой подход не только будет способствовать выводу "серых" брокеров из тени, но и закрепит доверительное отношение таможенных органов к таможенному брокеру как незаменимому профессиональному посреднику между таможенным органом и декларантом.
В условиях закона "прямого действия" прописан перечень основных сведений, которые могут быть указаны в таможенной декларации, в том числе и в закодированном виде.
К таким сведениям законодателем отнесены:
1) сведения о заявляемом таможенном режиме;
2) сведения о декларанте, таможенном брокере (представителе), лице, на которого в соответствии со ст. 16 ТК РФ возлагается обязанность по совершению таможенных операций, необходимых для выпуска товаров;
3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории РФ под таможенным контролем;
4) сведения о товарах (наименование, описание, классификационный код товаров по ТН ВЭД, наименование страны происхождения, наименование страны отправления, страны назначения и т.п.);
5) сведения об исчислении таможенных платежей (ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, применение тарифных преференций и т.п.);
6) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;
7) сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
8) сведения о производителе товаров;
9) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим;
10) сведения о представляемых документах, необходимых для декларирования в соответствии с предписаниями ст. 131 ТК РФ;
11) сведения о лице, составившем таможенную декларацию;
12) сведения о месте и дате составления таможенной декларации;
13) сведения, необходимые для целей валютного контроля за репатриацией валютной выручки, в случае использования таможенной декларации в качестве документа учета валютного контроля.
Перечень сведений, которые должны быть отражены в таможенной декларации, ограничивается лишь теми, которые требуются для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства. На уровне закона прописан перечень основных сведений (о товарах, заявленном таможенном режиме, декларанте и др.). ГТК России наделен правом сокращать его в зависимости от категорий лиц, видов товаров, требований таможенных режимов, а также исходя из вида транспорта. Перечень документов расширен быть не может. В соответствии с ТК РФ 1993 г. у таможенного органа имелось неограниченное право запросить любой документ до принятия решения о выпуске. По новому ТК РФ таможенный орган при необходимости может запросить соответствующий документ, но это не влияет на решение по выпуску товара. Пересмотрены в сторону сокращения и сроки выпуска товаров. Тем самым новый Кодекс устанавливает на уровне закона четкие границы, в каких целях и исходя из каких критериев ГТК России вправе устанавливать те или иные требования к сведениям, необходимым для внесения в таможенную декларацию.
Пунктом 7 комментируемой статьи определено, что перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, подлежит официальному опубликованию. Ведомственные нормативные правовые акты ГТК России, устанавливающие такие перечни, должны вступать в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования. Исключения составляют случаи, когда федеральные законы или иные правовые акты, вступившие в силу со дня их опубликования, требуют от ГТК России их незамедлительного доведения до сведения таможенных органов. Кроме того, в случаях когда ведомственные нормативные правовые акты ГТК России устанавливают более льготные правила, чем действующие, они могут вступать в силу в более краткие сроки или иметь обратную силу.
Статья 125. Место декларирования товаров
1. Таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации.
2. В целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе устанавливать определенные таможенные органы для декларирования отдельных видов товаров только:
1) в случае необходимости применения специализированного оборудования и (или) специальных знаний для таможенного оформления таких товаров, как культурные ценности, вооружение, военная техника и боеприпасы, радиоактивные и делящиеся материалы;
2) в зависимости от вида транспорта, используемого для международной перевозки товаров (автомобильный, морской (речной), воздушный, железнодорожный, трубопроводный и линии электропередачи);
3) в случае перемещения через таможенную границу отдельных видов товаров, в отношении которых зафиксированы частые случаи нарушения таможенного законодательства Российской Федерации либо установлены запреты и ограничения в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
4) в случае необходимости проведения специального контроля за отдельными товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности, по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации.
3. В случае подачи таможенной декларации в иной таможенный орган, чем установленный в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, таможенная декларация в день ее подачи пересылается таможенным органом, в который подана таможенная декларация, в надлежащий таможенный орган.
Срок принятия таможенной декларации (статья 132) в этом случае продлевается на время, необходимое для ее пересылки, но не более чем на два рабочих дня.
4. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, устанавливающие места декларирования отдельных видов товаров, вступают в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования.
Комментарий к статье 125
В отличие от ТК РФ 1993 г., в котором таможенное оформление осуществлялось лишь по месту получателя, в новом ТК РФ лицо само выбирает, где ему лучше декларировать товары. ГТК России вправе ограничить места декларирования по закрытому перечню в отношении отдельных категорий товаров (культурных ценностей, вооружения и военной техники, радиоактивных и делящихся материалов) или в зависимости от вида транспорта (автомобильный, морской, речной, железнодорожный, трубопроводный, линии электропередачи), а также в отношении товаров, при перемещении которых зафиксированы частые случаи нарушения таможенного законодательства либо установлены запреты и ограничения в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Места декларирования могут быть также установлены при необходимости проведения таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, по перечню, определяемому Правительством РФ.
Статья 126. Декларант
1. В качестве декларанта имеют право выступать лица, указанные в статье 16 настоящего Кодекса, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации, при соблюдении условия, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
2. Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу:
физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса;
иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской Федерации в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;
иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита;
иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо.
Комментарий к статье 126
В соответствии с положениями комментируемой статьи декларантами могут быть лица, на которых возлагается обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, т.е. те лица, которые являются инициаторами ввоза или вывоза товаров. Это не единственные лица, которые могут быть декларантами. Ими могут быть и любые иные лица, правомочные распоряжаться товаром в соответствии с гражданским законодательством РФ (например, при определенных условиях это может быть перевозчик, владелец склада временного хранения). Как правило, декларант - это российское лицо. Однако закон допускает некоторые изъятия из данного правила, наделяя этим статусом иностранных лиц. Помимо физических лиц, перемещающих товары для личных нужд и нужд дипломатических, консульских и иных официальных представительств иностранных государств, в новом ТК РФ предоставлена возможность выступать в качестве декларанта иностранным организациям, но лишь тем, которые имеют представительства, зарегистрированные на территории РФ и ввозят товары исключительно для нужд представительства. Эти организации вправе заявлять такие таможенные режимы, как временный ввоз, реэкспорт, международный таможенный транзит и таможенный режим выпуска для внутреннего потребления.
Декларантом также может быть и иностранный перевозчик при заявлении таможенного режима международного таможенного транзита. В иных случаях в качестве декларанта может выступать иностранное лицо, которое имеет право распоряжаться товарами на территории страны вне рамок внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой является российское лицо.
Статья 127. Права и обязанности декларанта
1. При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для выпуска товаров, декларант вправе:
осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации;
с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что такие пробы и образцы указываются в таможенной декларации на товары;
присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых им товаров (статьи 371 и 372), при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов товаров (статья 383);
знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых им товаров;
представлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров, в форме электронных документов в соответствии с настоящим Кодексом;
пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными настоящим Кодексом.
2. При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан:
1) подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения (статья 131);
2) по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары;
3) уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату в соответствии с разделом III настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 127
В отличие от соответствующих норм ТК РФ 1993 г. в новом ТК РФ законодатель, исходя из новой идеологии взаимоотношений бизнеса и государства, при определении правового статуса декларанта на первое место вынес его права. К основным правам декларанта отнесены:
1) право осматривать и измерять подлежащие декларированию товары, в том числе до подачи таможенной декларации;
2) право брать пробы и образцы подлежащих декларированию товаров, ввезенных на таможенную территорию;
3) право присутствовать при проведении таможенного осмотра декларируемых товаров и таможенного досмотра, при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов товаров при проведении таможенного контроля, которые необходимы для исследования;
4) право знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых товаров;
5) право представлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров, в форме электронных документов.
Перечень прав декларанта исчерпывающим не является, тем самым законодатель предоставил декларанту возможность пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК РФ.
Так же как и в ТК РФ 1993 г., в новом ТК РФ законодателем распределены обязанности декларанта не по их значимости, а в зависимости от последовательности осуществления этапов таможенного оформления:
1) обязанность подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения;
2) обязанность по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары;
3) обязанность по уплате таможенных платежей или обеспечению их уплаты в соответствии с разд. III ТК РФ.
Статья 128. Особенности декларирования товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии
1. По желанию декларанта содержащиеся в одной товарной партии товары различных наименований могут декларироваться с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности при условии, что этому классификационному коду соответствует ставка таможенной пошлины наиболее высокого уровня. При этом, если товарам соответствует несколько классификационных кодов по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности с одинаковыми ставками таможенных пошлин, указанию подлежит тот классификационный код товара, которому соответствует наиболее высокий уровень ставки акциза, а при равных ставках акциза - наиболее высокий уровень ставки налога на добавленную стоимость.
2. Сведения о наименовании и количестве всех товаров, содержащихся в одной товарной партии, заявляются декларантом путем представления списка товаров. В качестве такого списка могут использоваться отгрузочные спецификации, упаковочные листы, описи или другие подобные документы. Список товаров рассматривается для таможенных целей в качестве неотъемлемой части таможенной декларации.
3. Если к отдельным товарам, содержащимся в одной товарной партии, применяются ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, декларирование таких товаров с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности не освобождает декларанта от соблюдения указанных ограничений.
4. В целях проверки соблюдения положений пункта 3 настоящей статьи таможенный орган вправе потребовать от декларанта представления уточняющих сведений об отдельных декларируемых товарах.
Комментарий к статье 128
Распространенная международная практика декларирования товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, теперь нашла свое отражение и в новом ТК РФ. Так, по желанию декларанта в целях сокращения издержек допускается декларировать товары различных наименований, содержащихся в одной товарной партии, с указанием одного классификационного кода при условии, что этому коду соответствует ставка таможенной пошлины наиболее высокого уровня. При одинаковых ставках таможенной пошлины декларированию подлежит тот код, которому соответствует наиболее высокая ставка акциза, а при одинаковых ставках акциза - наиболее высокая ставка НДС. Такой подход в значительной степени упростит и ускорит процедуру таможенного оформления, например, при ввозе товаров для осуществления строительства или монтажа. Однако эта технология не освобождает декларанта от соблюдения ограничений, установленных законодательством о внешнеторговой деятельности, если они установлены в отношении отдельных товаров, содержащихся в одной товарной партии.
Статья 129. Срок подачи таможенной декларации
1. Таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия, за исключением случаев, предусмотренных статьями 150, 286 и 293 настоящего Кодекса.
2. Если срок, указанный в пункте 1 настоящей статьи, недостаточен декларанту для сбора необходимых документов и сведений, по мотивированному обращению этого декларанта в письменной форме таможенный орган продлевает срок подачи таможенной декларации. Продление срока подачи таможенной декларации не должно приводить к нарушению срока временного хранения товаров.
3. Если окончание срока подачи таможенной декларации приходится на нерабочий день таможенного органа, днем окончания этого срока считается следующий за ним рабочий день таможенного органа.
4. Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, подается до их убытия с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных статьей 314 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 129
В комментируемой статье установлен срок для подачи таможенной декларации, который составляет 15 дней со дня предъявления товаров в месте прибытия на таможенную территорию или со дня завершения процедуры внутреннего таможенного транзита (процедуры ВТТ). Исключение составляют случаи, установленные в отношении отдельных категорий товаров (предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, товаров, подвергающихся быстрой порче, а также живых животных, радиоактивных материалов и т.п.) или отдельных категорий уполномоченных лиц (законопослушных лиц, пользующихся специальными упрощенными процедурами таможенного оформления), когда допускается возможность осуществлять выпуск товаров до декларирования. При этом применяются иные сроки подачи таможенной декларации (см. комментарий к ст. 150 ТК РФ). Установленный в комментируемой статье срок для подачи таможенной декларации не распространяется на отношения, связанные с декларированием товаров, перемещаемых физическими лицами при следовании через Государственную границу РФ, а также на отношения по перемещению товаров в международных почтовых отправлениях.
Если декларант не успеет или не сможет в силу объективных причин подать таможенную декларацию в установленный 15-дневный срок (например, сертифицирующий орган не выдаст соответствующее разрешение в отношении ввезенного товара), то таможенный орган вправе продлить срок подачи таможенной декларации в пределах сроков временного хранения. Установлены правила исчисления срока для подачи таможенной декларации в случаях, когда окончание срока подачи таможенной декларации приходится на нерабочий день. Днем окончания этого срока считается следующий за ним рабочий день таможенного органа.
В отношении товаров, вывозимых с таможенной территории, таможенная декларация подается за 15 дней до их убытия. Это правило не применяется в отношении электрической энергии, перемещаемой через таможенную границу по линиям электропередачи, поскольку срок для подачи таможенной декларации в отношении этого вида товара законодателем определен на 20-е число месяца, следующего за каждым календарным месяцем фактической поставки.
Статья 130. Предварительное декларирование товаров
1. Таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или до завершения внутреннего таможенного транзита.
2. Если для таможенных целей должны использоваться транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, сопровождающие товары, таможенный орган при предварительном декларировании товаров принимает заверенные декларантом копии этих документов и при необходимости после прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации сопоставляет сведения, которые содержатся в указанных копиях документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов.
3. После завершения проверки таможенной декларации и уплаты подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов до прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации такая таможенная декларация может использоваться в качестве единого документа, необходимого для применения к товарам таможенных процедур.
4. Если товары не предъявлены в таможенный орган, принявший таможенную декларацию в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня ее принятия, таможенная декларация считается неподанной.
Комментарий к статье 130
В комментируемой статье заложены правовые механизмы, позволяющие значительно упростить и ускорить таможенные процедуры путем внедрения института предварительного декларирования, предоставляющего возможность заинтересованным лицам документально оформить товары до их фактического ввоза на таможенную территорию РФ или завершения процедуры ВТТ. При этом всю работу с документами, необходимыми для таможенного оформления, можно будет завершить до ввоза товаров или завершения процедуры ВТТ при условии предъявления товаров в таможенный орган, принявший декларацию, в течение 15 дней.
Таможенный орган при использовании предварительного декларирования может принимать заверенные копии транспортных (перевозочных) или коммерческих документов, сопровождающих товары. При необходимости после ввоза товаров на таможенную территорию сведения, содержащиеся в копиях, могут быть сопоставлены с теми, которые имеются в оригиналах. После проведения всех необходимых проверочных мероприятий и принятия предварительной декларации таможенным органом она используется в качестве единого документа, необходимого для применения к товарам таможенных процедур.
Однако если товары не будут представлены таможенному органу, принявшему предварительную таможенную декларацию в течение 15 дней со дня ее принятия, то декларация считается неподанной.
Следует также отметить, что положения комментируемой статьи основаны на стандартном правиле 3.25 гл. 3 Генерального приложения к Киотской конвенции ("Руководство по таможенному оформлению и другим таможенным формальностям"). ВТО рекомендует государствам - участникам Конвенции предусматривать положения, регулирующие порядок подачи и регистрации или проверки декларации на товары и подтверждающих документов еще до прибытия товаров. В своих рекомендациях ВТО акцентирует внимание на том, что стандартное правило 3.25 предусматривает эффективную процедуру подачи таможенной декларации, которая в равной степени стремится учитывать интересы участников торговли и действия таможенной службы. Таможенная служба может перерабатывать информацию, которая была предоставлена заранее, и выносить решение о том, нужно ли ей проводить досмотр товаров. Если таможенная служба принимает решение о необязательности осуществления досмотра, то товары могут быть выпущены по прибытии на национальную таможенную территорию. Наряду с тем, что эта процедура предоставляет возможность торговому сообществу как можно скорее распорядиться товарами, она также позволяет таможенной службе упорядочить свой объем работы. Это вспомогательная мера, которая снижает затраты на хранение со стороны импортеров, а также предоставляет им больше времени для организации их операций после оформления. Данная мера способствует снижению перезагруженности за счет постконтроля, а также более качественному проведению досмотра товаров, если в этом будет необходимость. Время, предусмотренное для данной процедуры, также позволяет таможенной службе более тщательно проверять документы. В некоторых странах согласно данной процедуре разрешается таможенное оформление до прибытия (предварительная очистка), в то время как в других допускается предварительная подача товарной декларации, но не предварительный выпуск или оформление в целях избежания каких-либо изменений в грузе во время транспортировки. Метод предварительного выпуска или предварительного оформления является наиболее практичным для воздушных и морских транспортных средств, где замена груза практически невозможна. Широкое использование автоматизированной системы оформления грузового манифеста компаниями по воздушным и морским перевозкам, а также дорогостоящее транзитное время, необходимое для этого вида транспортных средств, также являются практически выгодными при использовании процедуры предварительной подачи декларации. Таможенная служба может также разрешить предварительную подачу товарной декларации при условии, что товары прибудут в течение определенного срока.
Статья 131. Представление документов при декларировании товаров
1. Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
2. При декларировании товаров представляются следующие основные документы:
договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иные документы, выражающие содержание таких сделок;
имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы;
транспортные (перевозочные) документы;
разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
документы, подтверждающие происхождение товаров, в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Кодекса;
платежные и расчетные документы;
документы, подтверждающие сведения о декларанте и лицах, указанных в статье 16 настоящего Кодекса.
3. Если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, на неприменение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо на уменьшение налоговой базы, декларант обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия.
4. В целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.
5. Если отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации, если иной срок для представления отдельных документов и сведений не предусмотрен настоящим Кодексом. Декларант представляет в письменной форме обязательство о представлении документов в установленный срок.
6. В случае представления в таможенный орган документов, которые могут использоваться при таможенном оформлении других товаров, по запросу декларанта таможенным органом выдается письменное подтверждение принятия таких документов по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Подтверждение считается действительным до внесения изменений в представленные документы или до истечения срока их действия. Указанное подтверждение может использоваться декларантом при таможенном оформлении товаров без дополнительного представления в таможенный орган принятых документов. Декларант вправе представить указанные документы до подачи таможенной декларации.
Комментарий к статье 131
Одновременно с подачей таможенной декларации в таможенный орган представляются документы, подтверждающие заявленные в ней сведения. Перечень основных документов содержится в п. 2 комментируемой статьи. К таким документам законодателем отнесены:
1) внешнеторговые контракты, заключенные при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иные документы, выражающие содержание таких сделок (т.е. документы, отражающие основания и цели перемещения товаров);
2) имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы;
3) транспортные (перевозочные) документы (т.е. коносаменты, железнодорожные накладные, авианакладные и т.п.);
4) разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (например, лицензии, выдаваемые Минэкономразвития России на право ввоза или вывоза отдельных категорий товаров, сертификаты соответствия и иные документы, необходимые для осуществления таможенного контроля товаров, в отношении которых применяются нетарифные меры регулирования ограничительного характера);
5) документы, подтверждающие происхождение товаров, в случаях, предусмотренных ст. 37 ТК РФ (декларация или сертификат, подтверждающий происхождение товара из страны, которой Российская Федерация в торгово-политических отношениях предоставляет тарифные преференции);
6) платежные и расчетные документы (платежные поручения, таможенные приходные ордера, гарантии банков об уплате таможенных платежей и т.п.);
7) документы, подтверждающие сведения о декларанте и лицах, указанных в ст. 16 ТК РФ (документы, удостоверяющие полномочия декларанта; договор на оказание таможенных услуг в случае декларирования товаров таможенным брокером).
В отношении товаров, помещаемых под таможенные режимы, содержание которых предусматривает льготы по уплате таможенных платежей или неприменение нетарифных мер регулирования, а также в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством РФ освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов (например, ввозимых в качестве клада в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями либо для оказания гуманитарной помощи и т.п.), на декларанта возлагается обязанность представить соответствующие документы, подтверждающие заявленные льготы. Для подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной оценки.
Согласно п. 5 комментируемой статьи, в случаях, когда отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, по запросу декларанта допускается представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после принятия таможенной декларации, если иной срок для представления отдельных документов и сведений не предусмотрен ТК РФ.
Значимое положение закреплено в п. 6 комментируемой статьи. В отношении документов, которые могут быть использованы при таможенном оформлении других товаров, по обращению декларанта выдается письменное подтверждение принятия таких документов. Это подтверждение действует до тех пор, пока в представленные документы не будут внесены изменения, или вплоть до истечения срока действия таких документов.
Статья 132. Принятие таможенной декларации
1. Факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, таможенный орган незамедлительно выдает письменное подтверждение (в том числе в форме электронного документа) о получении таможенной декларации и представлении необходимых документов.
2. Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением случаев, если:
таможенная декларация подана в таможенный орган, не правомочный принимать таможенные декларации;
таможенная декларация подается ненадлежащим лицом;
в таможенной декларации не указаны необходимые сведения (статья 124);
таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;
при подаче таможенной декларации не представлены документы, необходимые для таможенного оформления, за исключением документов, которые могут быть представлены после принятия таможенной декларации в соответствии с пунктом 5 статьи 131 настоящего Кодекса;
в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации. Факт неуплаты таможенных платежей на момент подачи таможенной декларации не является основанием для отказа в принятии таможенной декларации.
3. С момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
4. Если таможенная декларация не принята таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей неподанной.
5. О причинах отказа в принятии таможенной декларации таможенный орган уведомляет лицо, подавшее декларацию, не позднее дня, следующего за днем подачи декларации. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, такое уведомление представляется в письменной форме.
Комментарий к статье 132
Принятие таможенной декларации - это отдельная таможенная операция, которая осуществляется до начала проверки сведений, заявленных в соответствующей декларации. В комментируемой статье законодателем определено, что факт подачи таможенной декларации с прилагаемыми документами фиксируется в день их получения таможенным органом. Если лицо, подавшее таможенную декларацию, пожелает получить подтверждение этого факта, таможенный орган обязан незамедлительно выдать это подтверждение (в том числе в форме электронного документа).
В ТК РФ устанавливается, что таможенный орган может отказать в принятии таможенной декларации только в строго определенных случаях. К ним законодателем отнесены случаи:
1) подачи таможенной декларации в таможенный орган, который не правомочен принимать таможенные декларации;
2) подачи таможенной декларации ненадлежащим лицом;
3) когда в поданной таможенной декларации не указаны необходимые сведения о заявленном таможенном режиме, о декларанте, о декларируемых товарах, об исчислении таможенных платежей и другие сведения, предусмотренные ст. 124 ТК РФ;
4) когда таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;
5) когда при подаче таможенной декларации не представлены документы, необходимые для таможенного оформления, за исключением документов, которые могут быть представлены после принятия таможенной декларации с разрешения таможенного органа в соответствии с п. 5 ст. 131 ТК РФ;
6) когда в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с ТК РФ должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.
В рассматриваемой статье закреплена весьма важная норма, согласно которой факт неуплаты таможенных платежей на момент подачи таможенной декларации не является основанием для отказа в ее принятии.
В этих случаях таможенная декларация считается для таможенных целей неподанной. При этом о причинах отказа в принятии таможенной декларации таможенный орган должен уведомить лицо, подавшее декларацию, не позднее дня, следующего за днем подачи декларации. По желанию лица, подавшего таможенную декларацию, это уведомление представляется в письменной форме.
Принятая таможенная декларация регистрируется с проставлением регистрационного номера в графе 7. С момента ее принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Статья 133. Изменение, дополнение сведений, заявленных в таможенной декларации
1. По мотивированному обращению декларанта в письменной форме сведения, заявленные в принятой таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены.
2. Изменение, дополнение сведений, заявленных в принятой таможенной декларации, допускаются с разрешения таможенного органа при соблюдении следующих условий:
если к моменту получения обращения декларанта об этом таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о выпуске товаров;
если к моменту получения обращения декларанта об этом таможенный орган не начал проверку товаров;
если вносимые изменения, дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут за собой необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера суммы таможенных платежей и применение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
3. Должностные лица таможенных органов не вправе по собственной инициативе либо по поручению или просьбе заинтересованных лиц заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, заявленные в таможенной декларации, за исключением внесения в нее тех сведений, которые относятся к компетенции таможенных органов, а также изменения или дополнения кодированных сведений, используемых для машинной обработки, если такие сведения в некодированном виде имеются в таможенной декларации.
Комментарий к статье 133
В соответствии с положениями ст. 132 ТК РФ с момента принятия таможенной декларации она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Вместе с тем нередки случаи, когда после принятия таможенной декларации декларант обнаруживает, что те или иные сведения, указанные им в таможенной декларации, не точны. При этом ошибка может носить механический характер, может быть вызвана изменением условий поставки или некоторыми иными случайными причинами. Эти обстоятельства побуждают декларанта обратиться в таможенный орган за разрешением о внесении необходимых изменений и дополнений в поданную таможенную декларацию. Правовое регулирование подобных ситуаций имеет существенное значение в правоприменительной практике не только для целей таможенного оформления и таможенного контроля, но также в связи с возникновением юридической ответственности декларанта за нарушение таможенных правил в области таможенного дела.
Во избежание подобных ситуаций законодателем предусмотрена возможность изменения или дополнения заявленных в принятой таможенной декларации сведений. Такое право декларант может реализовать с разрешения таможенного органа при соблюдении следующих условий:
1) если к моменту получения обращения декларанта об этом таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о выпуске товаров;
2) если к моменту получения обращения декларанта об этом таможенный орган не начал проверку товаров;
3) если вносимые изменения, дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут за собой необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера суммы таможенных платежей и применение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Пунктом 3 комментируемой статьи для должностных лиц таможенных органов установлен запрет заполнять таможенную декларацию, вносить в нее изменения или дополнения как по собственной инициативе, так и по просьбе декларанта. Исключение составляют случаи внесения в таможенную декларацию тех сведений, которые относятся к компетенции таможенных органов, а также случаи изменения или дополнения кодированных сведений, используемых для машинной обработки, если такие сведения в некодированном виде имеются в таможенной декларации.
Статья 134. Отзыв таможенной декларации
1. По обращению декларанта в письменной форме принятая таможенная декларация на иностранные товары может быть отозвана им до выпуска таких товаров для заявления иного таможенного режима.
Отзыв таможенной декларации допускается с разрешения таможенного органа в письменной форме, если до получения обращения декларанта таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о выпуске товаров.
При выдаче разрешения на отзыв таможенной декларации таможенный орган устанавливает срок для подачи новой таможенной декларации, который не может превышать 15 дней со дня выдачи разрешения на отзыв. Отзыв таможенной декларации не продлевает срока уплаты таможенных пошлин, налогов.
2. По обращению декларанта в письменной форме принятая таможенная декларация на российские товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, может быть отозвана им независимо от целей такого отзыва до убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, в том числе после выдачи разрешения на помещение товаров под заявленный таможенный режим.
Отзыв таможенной декларации допускается с разрешения таможенного органа в письменной форме, если до получения обращения декларанта таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о помещении товаров под заявленный таможенный режим.
Срок для подачи новой таможенной декларации на эти товары не устанавливается.
Комментарий к статье 134
В соответствии с комментируемой статьей декларанту разрешается отозвать принятую таможенную декларацию в отношении иностранных товаров для заявления другого таможенного режима. Причины для отзыва могут быть самыми различными: либо товары изначально заявлены под таможенный режим ошибочно, либо поменялся владелец товаров в процессе таможенного оформления, а новый владелец товара предпочел другой таможенный режим. Формализуется эта процедура путем обращения декларанта к таможенному органу обязательно в письменной форме с указанием причин для отзыва таможенной декларации. Таможенный орган принимает решение об отзыве, если убедится, что указанные в запросе обстоятельства соответствуют действительности. Следует отметить, что некоторые таможенные службы государств - торговых партнеров России в качестве еще более действенного механизма позволяют отзыв таможенной декларации и в случаях, когда товары не прибывают на национальную таможенную территорию, а остаются под ранее использованным таможенным режимом или процедурой, либо в случаях, когда по ошибке был представлен дубликат таможенной декларации на тот же самый товар.
Как уже ранее было отмечено, отзыв таможенной декларации допускается с разрешения таможенного органа при условии, что до получения обращения декларанта об отзыве таможенный орган выявил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением выявления неточностей, которые не влияют на принятие решения о выпуске товаров.
Одновременно с выдачей разрешения на отзыв таможенный орган устанавливает срок для подачи новой таможенной декларации, который не может превышать 15 дней со дня выдачи разрешения на отзыв. При этом отзыв таможенной декларации не влияет на сроки уплаты таможенных пошлин, налогов.
В отношении российских товаров, предполагаемых к вывозу за пределы таможенной территории, таможенная декларация может быть отозвана декларантом, независимо от целей такого отзыва, до убытия товаров с таможенной территории, в том числе после того, как таможенным органом было выдано разрешение на помещение товаров под определенный таможенный режим. В этом случае отзыв допускается с разрешения таможенного органа при условии, что до получения обращения декларанта об отзыве не выявлено недостоверности сведений, указанных в таможенной декларации. Исключение составляют незначительные (технические) неточности, которые не влияют на принятие решения о помещении товаров под определенный таможенный режим. При этом срок для подачи новой таможенной декларации в отношении этих товаров не устанавливается.
Статья 135. Неполная таможенная декларация
1. Если декларант не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по причинам, не зависящим от него, разрешается подача неполной таможенной декларации при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик.
При подаче неполной таможенной декларации декларант принимает обязательство в письменной форме представить недостающие сведения в срок, установленный таможенным органом, который для иностранных товаров не может превышать 45 дней со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.
Для российских товаров срок, в течение которого декларант обязан представить недостающие сведения, устанавливается исходя из времени, необходимого для транспортировки товаров в место убытия, навигационных, иных условий и не может превышать восемь месяцев со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.
2. Если таможенный орган принимает неполную таможенную декларацию, применяются те же требования и условия таможенного законодательства Российской Федерации, включая порядок исчисления и уплаты таможенных платежей, которые применяются в случае, если изначально подается полная и надлежащим образом заполненная таможенная декларация.
Комментарий к статье 135
Следует отметить, что комментируемая статья закладывает правовую основу для упрощения и ускорения проведения таможенных формальностей путем введения особой процедуры таможенного оформления товаров с применением неполного декларирования. Установлены базовые правила, реализация которых будет прописана на ведомственном уровне в технологических схемах применения неполных деклараций.
В случаях, когда декларант не располагает всей необходимой информацией для того, чтобы заполнить таможенную декларацию по независящим от него причинам, допускается подача неполной таможенной декларации при соблюдении определенных условий. К ним законодателем отнесены случаи, когда в таможенной декларации:
1) заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров;
2) содержатся сведения, необходимые для исчисления и уплаты таможенных платежей;
3) содержатся сведения, подтверждающие соблюдение нетарифных мер регулирования;
4) содержатся сведения, позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик.
При этом декларант дает письменное обязательство о том, что он представит недостающие сведения в срок, установленный таможенным органом. В любом случае для иностранных товаров этот срок не может превышать 45 дней со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.
Для российских товаров этот срок устанавливается исходя из времени, необходимого для транспортировки товаров в место убытия, навигационных, иных условий и не может превышать восьми месяцев со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.
В случае принятия таможенным органом неполной таможенной декларации применяются все требования и условия, установленные таможенным законодательством (включая порядок исчисления и уплаты таможенных платежей), которые применялись бы, если бы изначально была подана полная и надлежащим образом заполненная таможенная декларация.
Статья 136. Периодическая таможенная декларация
1. При регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить подачу одной таможенной декларации на все товары, перемещаемые через таможенную границу в течение определенного периода времени.
2. Применение периодической таможенной декларации не должно приводить к нарушению предельного срока временного хранения товаров или к нарушению срока уплаты таможенных пошлин, налогов.
3. При применении периодической таможенной декларации к российским товарам, вывозимым с таможенной территории Российской Федерации, применяются правила, предусмотренные пунктами 3 и 7 статьи 138 настоящего Кодекса.
4. При регулярном перемещении через таможенную границу одних и тех же товаров одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить использование одной периодической таможенной декларации при неоднократном перемещении таких товаров в течение одного года.
Комментарий к статье 136
В государствах - торговых партнерах России одной из наиболее широко применяемых процедур является подача одной таможенной декларации в отношении товаров, перемещаемых в течение определенного периода времени. Эта процедура является привлекательной как для участников ВЭД, так и для таможенных органов. Для участника ВЭД процедура периодического декларирования товаров повышает возможность проведения всех необходимых таможенных формальностей для ускорения выпуска товаров, а также предоставляет возможность избежать излишних обременений для подачи повторяющихся документов. Это, в свою очередь, способствует снижению издержек, связанных с транспортировкой товаров и таможенным оформлением. Для таможенных органов данная процедура позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы и более гибко осуществлять контроль в отношении как представляемых документов, так и внешнеэкономических сделок. Такой подход ведет к более эффективным посттаможенным проверкам и возможностям улучшения таможенного администрирования.
В новом ТК РФ заложены базовые правовые рамки применения периодического декларирования, устанавливающие четкие правила, реализация которых впоследствии будет прописана в технологических схемах применения периодических деклараций. Для применения этой процедуры таможенные органы на местах должны иметь соответствующие инструкции, детально регламентирующие все вопросы, связанные с выдачей разрешения на применение периодического декларирования. Очевидно, эта процедура не будет применяться в тех ситуациях, когда в результате предварительного экономического расчета либо иного аналитического прогноза будет установлено, что ее применение повлечет за собой риск потери доходов федерального бюджета от поступления таможенных платежей или затруднение для таможенного администрирования. Поэтому определенные виды товаров могут быть изначально исключены для применения процедуры периодического декларирования в силу товарных характеристик или иных специфических свойств товаров, которые повлекут за собой определенные трудности при осуществлении последующего контроля.
При применении периодического декларирования участник ВЭД (уполномоченное лицо) должен получить разрешение таможенного органа. Такое разрешение выдается на регулярной основе в отношении всех товаров, перемещаемых в определенный период времени. В отношении нескольких видов товаров может быть выдано одно разрешение при условии, что таможенные органы вправе устанавливать особые требования к помещениям, в которых будет осуществляться складирование товаров, а также к ведению соответствующей системы учета. Общее разрешение может быть выдано при заключении соответствующего соглашения между таможенным органом и участником ВЭД (уполномоченным лицом) о применении упрощенной процедуры периодического декларирования. Если разрешение таможенного органа получено, то товары могут быть выпущены сразу после их прибытия на таможенную территорию. На этой стадии таможенный орган должен требовать только предусмотренную для данной процедуры периодическую декларацию. При этом импортер может подать упрощенную таможенную декларацию либо в виде описи перечня товаров, либо в виде коммерческой документации при условии, что в них содержится вся необходимая для таможенных целей информация о товаре, отвечающая требованиям таможенных органов. В отношении отдельных категорий уполномоченных лиц (добросовестных участников ВЭД) таможенные органы могут позволить внесение необходимой информации о товарах в записи. Поскольку применение периодического декларирования основано на последующих проверках таможенными органами постконтроля, таможенный орган вправе проводить любой досмотр товаров в рамках системы анализа и управления рисками.
Периодическая декларация подается в конце временного промежутка, на который подана периодическая таможенная декларация. В таможенной декларации должна содержаться детальная информация о выпуске товаров в течение данного периода.
Статья 137. Особенности декларирования российских товаров при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации
1. При вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 настоящего Кодекса.
2. Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов.
При отказе таможенного органа в применении упрощенного порядка декларирования российских товаров таможенный орган уведомляет об этом декларанта в соответствии с пунктом 5 статьи 132 настоящего Кодекса с указанием условий, выполнение которых необходимо для применения такого порядка.
3. Товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, декларируются в порядке, установленном главой 26 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 137
В комментируемой статье речь идет о том, что при вывозе российских товаров по желанию декларанта могут применяться упрощенные таможенные процедуры с использованием неполного, периодического или периодического временного декларирования. Упрощенный порядок декларирования применяется при соблюдении следующих условий:
1) если это не препятствует осуществлению таможенного контроля;
2) если это не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных ТК РФ и иными правовыми актами РФ в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей;
3) если это не освобождает декларанта от соблюдения нетарифных мер регулирования;
4) если это не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий таможенных режимов.
В тех случаях, когда таможенный орган откажет декларанту в применении упрощенных таможенных процедур с использованием неполного, периодического или периодического временного декларирования в отношении российских товаров, вывозимых с таможенный территории РФ, таможенный орган обязан уведомить об этом декларанта с указанием причин такого отказа не позднее дня, следующего за днем подачи декларации. Помимо этого таможенный орган должен также указать, какие конкретно действия следует произвести для устранения причин, послуживших основанием для принятия решения об отказе в применении упрощенного порядка декларирования. По желанию декларанта такое уведомление может быть представлено в письменном виде.
В п. 3 комментируемой статьи законодателем сделана оговорка о том, что упрощенный порядок декларирования не применяется в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу трубопроводным транспортом, т.е. в случаях, когда транспортировка таких товаров осуществляется исключительно по системе трубопроводов (нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов), трассы которой пересекают таможенную границу (т.е. "чистой трубой"), без перегрузки на другой вид транспорта, а также в отношении перемещения электрической энергии по линиям электропередачи.
Статья 138. Периодическое временное декларирование российских товаров
1. При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.
2. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта. При установлении такого срока учитывается срок, необходимый декларанту для получения сведений, достаточных для подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Предельный срок подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации составляет 90 дней со дня, следующего за днем истечения периода времени для вывоза декларируемых товаров.
3. Период времени, в течение которого предполагается вывозить российские товары, декларируемые с использованием временной таможенной декларации, определяется декларантом. В отношении российских товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, этот период не может превышать один календарный месяц, а временная таможенная декларация принимается таможенным органом не ранее чем за 15 дней до начала этого периода.
4. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.
Убытие российских товаров с таможенной территории Российской Федерации в количестве, превышающем заявленное во временной таможенной декларации, не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 1 и 2 статьи 122 настоящего Кодекса.
5. При использовании временной таможенной декларации запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, применяются на день принятия таможенным органом этой декларации. Ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день принятия таможенным органом временной таможенной декларации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
6. Вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 настоящей статьи, доплата суммы вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Пени в указанном случае не начисляются. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется в соответствии со статьей 355 настоящего Кодекса.
Особенности уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи определяются статьями 312 и 314 настоящего Кодекса.
7. Если по истечении четырех месяцев со дня принятия временной таможенной декларации российские товары не будут вывезены с таможенной территории Российской Федерации, таможенная декларация, в которой такие товары были заявлены к вывозу, считается неподанной.
По мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган продлевает указанный срок, но не более чем еще на четыре месяца.
Комментарий к статье 138
Законодателем введен институт временного периодического декларирования в отношении российских товаров, вывозимых за пределы таможенной территории России с использованием временной таможенной декларации. Подобный подход обусловлен тем, что временная таможенная декларация подается с определенной периодичностью (отсюда и название - периодическое временное декларирование). Смысл его сводится к следующему. В отношении некоторых категорий российских товаров, экспортируемых за рубеж, в отдельных случаях невозможно представить таможенному органу точные сведения, необходимые для отражения в таможенной декларации. К таким товарам относятся, например, биржевые товары, по которым на момент их таможенного оформления окончательная цена не известна, поскольку она определяется биржевым котировальным периодом. В этом и подобных случаях допускается осуществлять периодическое временное декларирование товаров путем подачи временной таможенной декларации.
Установленные правила предполагают впоследствии (после вывоза товаров) подачу полной таможенной декларации в срок, определяемый таможенным органом на основании заявления декларанта. Для принятия решения о сроке подачи полной таможенной декларации таможенный орган должен учитывать период времени, который необходим декларанту для получения необходимых сведений. Учитывая, что в отдельных случаях для получения таких сведений требуется значительное время (когда, например, осуществляется накопление танкерной партии для вывоза нефти в зарубежные страны и по независящим от декларанта причинам нужные сведения не могут быть представлены в срок, меньший чем 90 дней), законодатель ограничил предельный период времени для подачи полной таможенной декларации именно этим сроком.
Согласно п. 3 комментируемой статьи период времени, в течение которого предполагается вывозить товары, определяется декларантом в зависимости от условий поставки. В отношении вывозимых российских товаров, к которым подлежат применению вывозные таможенные пошлины или нетарифные меры регулирования, этот период не может превышать одного календарного месяца. При этом установлен срок принятия временной таможенной декларации - не ранее 15 дней до начала этого периода.
Учитывая, что на момент подачи временной таможенной декларации неизвестны точные сведения о вывозимых товарах, допускается заявлять сведения исходя из намерений вывоза ориентировочного количества товаров в течение определенного периода времени путем условной таможенной оценки, определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству товаров, а также учитывая предусмотренные условиями контракта потребительские свойства российских товаров и порядок определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.
Законодателем установлен запрет на вывоз российских товаров в количестве, превышающем заявленное во временной таможенной декларации. Исключение составляют случаи, установленные п. 1, 2 ст. 122 ТК РФ, согласно которым допускается изменение количества и состояния, произошедшее вследствие изменения естественных свойств при нормальных условиях транспортировки и хранения. Как правило, указанные причины приводят к изменению в сторону уменьшения товаров, однако законодателем сделана оговорка и в отношении изменения количества товаров, превышающего заявленное. Очевидно, речь идет о тех случаях, когда, например, климатические условия зимнего периода оказывают воздействие на состояние товара при минусовой температуре, вследствие чего может увеличиться количество нефти в результате заморозки содержащейся в ней воды. Отсылочная норма абз. 2 п. 4 комментируемой статьи в контексте п. 1 и 2 ст. 122 ТК РФ определяет случаи, когда лица не несут ответственности за утрату или изменение состояния вывозимых товаров (при форс-мажорных обстоятельствах, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами и стандартами, при изменении сведений о количестве товаров, произошедшем из-за погрешности методов измерения).
При применении временного периодического декларирования с использованием временной таможенной декларации нетарифные меры регулирования экономического характера и ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день принятия временной таможенной декларации, если ТК РФ не предусмотрено иное.
Срок уплаты вывозных таможенных пошлин установлен на день подачи временной таможенной декларации. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин в результате уточнения сведений увеличивается, то доплата осуществляется одновременно с подачей полной таможенной декларации, без начисления пеней. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин в результате уточнения сведений уменьшается, то излишне уплаченная сумма в соответствии со ст. 355 ТК РФ подлежит возврату.
В случае если по истечении четырех месяцев со дня принятия временной таможенной декларации товары не будут фактически вывезены с таможенной территории, такая таможенная декларация считается неподанной. При необходимости таможенный орган может продлить этот срок, но не более чем на четыре месяца.
- Государственный таможенный комитет российской федерации
- Список сокращений
- Основные положения нового Таможенного кодекса Российской Федерации
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Основные положения
- Глава 2. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 3. Деятельность в области таможенного дела
- Глава 4. Информирование и консультирование
- Глава 5. Таможенная статистика
- Глава 6. Страна происхождения товаров. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
- § 1. Страна происхождения товаров
- § 2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
- § 3. Предварительное решение
- Глава 7. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц
- Раздел II. Таможенные процедуры Подраздел 1. Таможенное оформление
- Глава 8. Основные положения, относящиеся
- К таможенному оформлению
- Глава 9. Прибытие товаров на таможенную территорию российской федерации
- Глава 10. Внутренний таможенный транзит
- Глава 11. Таможенный перевозчик
- Глава 12. Временное хранение товаров
- Глава 13. Убытие товаров с таможенной территории российской федерации
- Глава 14. Декларирование товаров
- Глава 15. Таможенный брокер (представитель)
- Глава 16. Выпуск товаров
- Подраздел 2. Таможенные режимы
- Глава 17. Общие положения, относящиеся к таможенным режимам
- Глава 18. Основные таможенные режимы
- § 1. Выпуск для внутреннего потребления
- § 2. Экспорт
- § 3. Международный таможенный транзит
- Глава 19. Экономические таможенные режимы
- § 1. Переработка на таможенной территории
- § 2. Переработка для внутреннего потребления
- § 3. Переработка вне таможенной территории
- § 4. Временный ввоз
- § 5. Таможенный склад
- Глава 20. Завершающие таможенные режимы
- § 1. Реимпорт
- § 2. Реэкспорт
- § 3. Уничтожение
- § 4. Отказ в пользу государства
- Глава 21. Специальные таможенные режимы
- § 1. Временный вывоз
- § 2. Беспошлинная торговля
- § 3. Перемещение припасов
- § 4. Иные специальные таможенные режимы
- Подраздел 3. Специальные таможенные процедуры
- Глава 22. Перемещение транспортных средств
- Глава 23. Перемещение товаров физическими лицами
- Глава 24. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях
- Глава 25. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц
- Глава 26. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линии электропередачи
- Раздел III. Таможенные платежи
- Глава 27. Общие положения, относящиеся к таможенным платежам. Виды таможенных платежей
- Глава 28. Исчисление таможенных пошлин, налогов
- Глава 29. Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 30. Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 31. Обеспечение уплаты таможенных платежей
- Глава 32. Взыскание таможенных платежей
- Глава 33. Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств
- Раздел IV. Таможенный контроль
- Глава 34. Общие положения, относящиеся к таможенному контролю
- Глава 35. Формы и порядок проведения таможенного контроля
- Глава 36. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля
- Глава 37. Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю
- Глава 38. Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров
- Раздел V. Таможенные органы
- Глава 39. Таможенные органы и обеспечение их деятельности
- § 1. Таможенные органы
- § 2. Обязанности, правомочия и ответственность
- Глава 16 КоАп рф содержит 22 состава правонарушений в области таможенного дела, по 21 из них дела об административных правонарушениях рассматривают таможенные органы.
- § 3. Применение должностными лицами таможенных
- § 4. Обеспечение деятельности таможенных органов
- Глава 40. Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле
- Глава 41. Основания и порядок распоряжения товарами и транспортными средствами
- Глава 42. Контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу
- Раздел VI. Заключительные положения
- Перечень нормативных правовых актов гтк россии, изданных в целях обеспечения реализации таможенного кодекса российской федерации от 28 мая 2003 г. N 61-фз