logo search
DO_ak_mupravs

Вече в Новгороде

Вече было высшим представительным органом власти в Новгородской земле во время так называемого периода «Новгородской феодальной республики».

Общегородское вече представляло собой искусственное образование, возникшее на основе «кончанского» (от слова конец – представители разных концов города) представительства.

Работа веча шла под открытым небом, что предполагало гласность народного собрания. Из письменных источников, в том числе летописей, известно, что на вечевой площади стояла «степень» – трибуна для посадников и других руководителей «республики», занимавших «магистратские» посты. Площадь также была оборудована скамьями.

Неизвестно, существовал ли способ поверки лиц, приходивших на вече, для недопущения прихода тех, которые не имели на это права. Неизвестно также, существовал ли какой-то способ сбора голосов. Например, на Новгородском вече все решения принимались большинством голосов, о чем можно было судить по силе возгласа «любо» или «не любо».

В основе решений веча лежал принцип единогласия. Для принятия решения требовалось согласие подавляющего большинства присутствующих. Однако достигнуть такого согласия удавалось далеко не всегда, во всяком случае, не сразу. При равном распределении голосов, зачастую происходила физическая борьба и повторение собраний, пока не будет достигнуто соглашение. Например, в Новгороде в 1218 году после битв одного конца против других, веча по одному и тому же вопросу продолжались целую неделю, пока не «сошлись братья все единодушно».

На вече решались самые существенные вопросы внешней и внутренней политики Новгородской земли. В том числе были случаи приглашения и изгнания князей, вопросы войны и мира, союза с другими государствами – всё это входило иногда в компетенцию веча.

Вече занималось законодательством – на нём утверждена Новгородская Судная грамота.

Вечевые собрания – одновременно одна из (суд обычно совершал, приглашённый, в том числе, и для этого, князь) судебных инстанций Новгородской земли: изменников и лиц, совершивших другие государственные преступления, нередко судили и казнили на вече. Обычным видом казни преступников было низвержение виновного с Великого моста в Волхов.

Вече распоряжалось земельными наделами, в случае если ранее земля не была передана в отчину. Оно выдавало грамоты на владение землёй различным церковным корпорациям, а также боярам и князьям.

На вече происходили выборы должностных лиц: архиепископов, посадников, тысяцких.

Вече не было подлинным народовластием, фактически все решали князь и его «мужи» – бояре, от имени которых и составлялись все дошедшие до нас княжеские акты.

Кроме общегородского в Новгороде существовали кончанские и уличные вечевые собрания. Их участниками могло быть все свободное население концов и улиц. Именно они были важнейшим средством организации внутриполитической борьбы боярства за власть, так как на них проще было разжигать и направлять в нужное боярам русло политические страсти их представителей из всех сословий конца или улицы.

На территории Беларуси вече существовало в Витебске, Друцке, Полоцке, Турове. Оно обладало широкими властными полномочиями:

Отмечено, что вече более активно действовало в городах, где проживали богатые, относительно независимые от князя граждане, которые могли выступить на вече и против воли правителя. Где власть князя была более сильной, там вече не играло решающей роли. Например, в Полоцке вече было реальным противовесом власти князя. Полоцкое вече трижды (в 1138, 1151, 1159 г.г.) изгоняло своих князей.

Вечевая форма правления просуществовала в некоторых землях и городах Беларуси (Витебск, Полоцк) вплоть до XV в. На смену ей пришли новые формы городского самоуправления. Однако традиции, заложенные еще в те времена, несомненно, оказали существенное влияние на формирование местного самоуправления в последующие периоды развития нашего государства.