logo search
ТамК_комм_Азарова_2004

Глава 30. Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов

Статья 333. Общие условия изменения срока уплаты таможенных пошлин, налогов

1. При наличии оснований, установленных статьей 334 настоящего Кодекса, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, или определяемые им иные таможенные органы по заявлению плательщика таможенных пошлин, налогов в письменной форме могут изменить срок уплаты таможенных пошлин, налогов.

2. Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов производится в форме отсрочки или рассрочки.

3. В предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов может быть отказано исключительно при наличии оснований, предусмотренных статьей 335 настоящего Кодекса.

4. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов может предоставляться по одному или нескольким видам таможенных пошлин, налогов, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части.

5. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется при условии обеспечения уплаты таможенных платежей в порядке, предусмотренном главой 31 настоящего Кодекса. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня подачи заявления об этом.

6. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется на срок от одного до шести месяцев.

7. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов или об отказе в ее предоставлении в письменной форме доводится до лица, обратившегося с заявлением о ее предоставлении. В решении указывается срок, на который предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов, а в случае отказа в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов - причины такого решения.

Комментарий к статье 333

В комментируемой статье определен порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, установленных в ст. 329 ТК РФ, за исключением сроков уплаты таможенных платежей, приведенных в п. 6 ст. 329 ТК РФ. Нормы ст. 61 - 68 НК РФ, регулирующие порядок и условия изменения сроков уплаты налога, сбора, а также пени, не применимы к таможенным правоотношениям.

Изменение сроков уплаты таможенных платежей допускается только в форме отсрочки или рассрочки (п. 2 комментируемой статьи). Отсрочка представляет собой единовременную уплату таможенных платежей в пределах установленного срока, а рассрочка - поэтапную уплату таможенных платежей в пределах установленного срока.

В отличие от положений НК РФ в ТК РФ не предусмотрены такие формы изменения сроков уплаты налогов, как налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит.

Основания для изменения сроков уплаты таможенных платежей установлены ст. 334 ТК РФ. Отсрочка (рассрочка) уплаты таможенных платежей может быть предоставлена на срок от одного месяца до шести месяцев (п. 6 комментируемой статьи). Аналогичный срок для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налога (сбора) предусмотрен п. 1 ст. 64 НК РФ.

Для получения отсрочки (рассрочки) требуется обеспечение уплаты таможенных платежей, изменение сроков уплаты которых необходимо плательщику (п. 5 комментируемой статьи). Обеспечение уплаты таких платежей осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 31 ТК РФ. В качестве обеспечения уплаты таможенных платежей могут применяться банковская гарантия, поручительство, залог товаров и иного имущества или денежный залог (внесение денежных средств в кассу либо на счет таможенного органа в федеральном казначействе).

Отсрочка (рассрочка) уплаты таможенных платежей может предоставляться по одному или нескольким видам таможенных платежей (таможенной пошлине, налогу на добавленную стоимость, иным налогам). Кроме того, предусмотрена возможность предоставления отсрочки (рассрочки) в отношении всей суммы таможенных платежей, подлежащей уплате, либо ее части. Такие положения п. 4 комментируемой статьи аналогичны нормам, содержащимся в п. 2 ст. 61, п. 3 ст. 64 НК РФ.

Изменение сроков уплаты таможенных платежей производится установленными в данной статье таможенными органами, уполномоченными на рассмотрение заявлений плательщиков и принятие соответствующих решений. Заявление об изменении сроков уплаты таможенных пошлин, налогов подается плательщиком в указанные таможенные органы.

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных платежей принимается таможенным органом в срок, не превышающий 15 дней со дня подачи плательщиком заявления об изменении срока уплаты таможенных платежей (с указанием конкретной формы изменения срока). Указанный срок значительно сокращен по сравнению со сроком принятия налоговым органом решения об изменении срока уплаты налога (сбора), определенного в п. 6 ст. 64 НК РФ (один месяц со дня получения заявления лица).

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных платежей принимается таможенным органом в письменной форме и подлежит доведению до заявителя. Срок, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) уплаты таможенных платежей, должен быть указан в решении таможенного органа (п. 7 комментируемой статьи).

Таможенный орган, уполномоченный на принятие решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных платежей, вправе отказать в изменении срока уплаты таможенных платежей исключительно по основаниям, предусмотренным ст. 335 ТК РФ. В таких случаях решение об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных платежей доводится до заявителя в письменной форме с изложением причин такого решения (п. 3, 7 комментируемой статьи).

Статья 334. Основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется плательщику таможенных пошлин, налогов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержка этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;

4) осуществление лицом поставок по межправительственным соглашениям.

Комментарий к статье 334

В комментируемой статье определены основания, при наличии одного из которых плательщику таможенных пошлин, налогов изменяется срок уплаты таких таможенных платежей. Изменение срока производится таможенными органами, указанными в п. 1 ст. 333 ТК РФ, в форме отсрочки или рассрочки при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, что предусмотрено п. 2, 5 ст. 333 ТК РФ.

К основаниям для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов отнесены следующие.

Первым основанием является причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия (наводнение, землетрясение и тому подобные явления природы), технологической катастрофы (производственные аварии и иные аварии, связанные с химическими процессами, технологическими дефектами и неполадками, действием электроэнергии) или иных обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства, указанные в п. 3 ст. 401 ГК РФ). Данное основание аналогично основанию, приведенному в подп. 1 п. 2 ст. 64 НК РФ.

Вторым основанием для отсрочки (рассрочки) признается задержка плательщику финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа. Данное основание аналогично основанию, приведенному в подп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ, за исключением положения, уточняющего уровень бюджета (федеральный). Задержка финансирования из регионального или местного бюджета не является основанием для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате таможенных платежей.

Третьим основанием считается перемещение через таможенную границу скоропортящихся товаров. Данное основание обусловлено особенностями, связанными с перемещением через таможенную границу отдельных категорий товаров, транспортировка и хранение которых требуют соблюдения особых климатических условий (температура, влажность, давление и т.п.). К таковым относятся морепродукты, мясные, молочные продукты и иные продукты питания, а также живые растения.

Осуществление плательщиком поставок по межправительственным соглашениям также признано основанием для предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных платежей, поскольку это обусловлено необходимостью обеспечения выполнения обязательств РФ в рамках указанных соглашений.

Статья 335. Обстоятельства, исключающие предоставление отсрочки или рассрочки

1. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если в отношении лица, претендующего на предоставление указанной отсрочки или рассрочки:

1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушениями таможенного законодательства Российской Федерации;

2) возбуждена процедура банкротства.

2. При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене, о чем лицо, подавшее заявление о получении отсрочки или рассрочки, уведомляется в письменной форме в течение трех рабочих дней.

Комментарий к статье 335

В комментируемой статье определены основания, при наличии одного из которых плательщику таможенных пошлин, налогов не может быть изменен срок уплаты таких таможенных платежей таможенными органами, указанными в п. 1 ст. 333 ТК РФ.

Отсрочка (рассрочка) уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если в отношении плательщика (или иного лица, претендующего на изменение срока уплаты таможенных платежей) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушениями таможенного законодательства РФ. Такие преступления отнесены УК РФ к преступлениям в сфере экономической деятельности (ст. 188 "Контрабанда", ст. 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации и физического лица"). Дознание по данным категориям уголовных дел в соответствии со ст. 151 УПК РФ производится таможенными органами.

Возбуждение процедуры банкротства в отношении юридических лиц, физических лиц в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <*> либо в отношении банков (иных кредитных организаций) в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" <**> также является основанием для непредоставления таможенными органами отсрочки (рассрочки).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

<**> СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1097.

При наличии указанных обстоятельств лицо, подавшее заявление о получении отсрочки (рассрочки), о решении таможенного органа об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки) уведомляется в письменной форме в течение трех рабочих дней с момента вынесения такого решения.

В случае возникновения одного из указанных обстоятельств после принятия решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) такое решение таможенного органа подлежит отмене с уведомлением заявителя в вышеуказанный срок с момента отмены ранее вынесенного решения. Данное правило позволяет предотвратить необоснованное использование плательщиком отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей.

Приведенный в комментируемой статье перечень обстоятельств, исключающих возможность изменения срока уплаты таможенных платежей, значительно сокращен по сравнению с перечнем, содержащимся в ст. 62 НК РФ. Весьма субъективным является такое обстоятельство, как наличие у налогового органа достаточных оснований полагать, что лицо воспользуется изменением срока уплаты налога, например для сокрытия денежных средств или иного имущества. В ТК РФ такое положение отсутствует.

Принимая во внимание, что приведенные в п. 1 комментируемой статьи обстоятельства подлежат проверке таможенным органом и должны быть достоверно установлены в период рассмотрения заявления, в данном случае утрачивает свое значение процедура обжалования решения таможенного органа об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки) либо об отмене ранее вынесенного решения о предоставлении отсрочки (рассрочки).

Статья 336. Проценты за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов

1. За предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов, а также в иных случаях, предусмотренных подразделом 2 раздела II настоящего Кодекса, взимаются проценты, начисляемые на сумму задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

2. Проценты уплачиваются до уплаты или одновременно с уплатой суммы задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, но не позднее дня, следующего за днем истечения срока предоставленной отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

3. Уплата, взыскание и возврат процентов осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом применительно к уплате, взысканию и возврату таможенных пошлин, налогов.

Комментарий к статье 336

В комментируемой статье установлены правила взимания таможенными органами процентов за предоставление отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных платежей. Проценты начисляются на сумму задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в период отсрочки или рассрочки. При изменении ставки рефинансирования в период действия отсрочки (рассрочки) проценты подлежат пересчету исходя из периода действия каждой ставки рефинансирования.

Проценты могут быть уплачены лицом, которому предоставлена отсрочка (рассрочка) уплаты таможенных платежей, до уплаты суммы задолженности или одновременно с уплатой суммы задолженности (п. 2 комментируемой статьи). Для рассрочки характерна поэтапная уплата процентов. Последним днем уплаты процентов является день, следующий за днем истечения срока предоставленной отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов, который указывается в решении таможенного органа о предоставлении отсрочки (рассрочки) в соответствии с п. 6, 7 ст. 333 ТК РФ.

Проценты, предусмотренные комментируемой статьей, также взимаются в иных случаях, определенных в подразд. 2 "Таможенные режимы" разд. II ТК РФ. К таким случаям отнесены:

выпуск для свободного обращения товаров, ввезенных с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов для переработки в соответствии с таможенным режимом переработки на таможенной территории, и (или) продуктов их переработки (п. 4 ст. 185 ТК РФ);

изменение таможенного режима переработки вне таможенной территории в отношении вывезенных для переработки товаров на таможенный режим экспорта (п. 3 ст. 208 ТК РФ);

выпуск для свободного обращения временно ввезенных товаров, в отношении которых применялось частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 2 ст. 214 ТК РФ), за исключением случая, указанного в п. 5 ст. 212 ТК РФ;

неосуществление вывоза с таможенной территории иностранных товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада для целей вывоза с освобождением от уплаты таможенных платежей или с возвратом сумм таможенных платежей (п. 1 ст. 220 ТК РФ);

неосуществление фактического вывоза с таможенной территории российских товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада для целей экспорта с освобождением от уплаты таможенных платежей, возмещением или возвратом сумм таможенных платежей (п. 2 ст. 220 ТК РФ);

реимпорт ранее вывезенных с территории РФ товаров с возвратом сумм таможенных платежей, если такие суммы не взимались при вывозе либо были возвращены в связи с вывозом товаров с таможенной территории РФ (п. 1 ст. 236 ТК РФ);

невозвращение временно вывезенных с территории РФ товаров, в отношении которых подлежат уплате суммы вывозных таможенных пошлин (п. 2 ст. 255 ТК РФ), за исключением случаев заявления под таможенный режим экспорта ранее временно вывезенного трубопроводным транспортом газа для помещения в подземные хранилища;

закрытие магазина беспошлинной торговли с возвратом сумм внутренних налогов (взимаемых налоговыми органами) в отношении российских товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли и находящихся в магазине беспошлинной торговли к моменту закрытия (п. 2 ст. 263 ТК РФ).

Уплата, взыскание и возврат процентов осуществляются в порядке, который аналогичен применяемому к уплате, взысканию и возврату таможенных пошлин, налогов, предусмотренных гл. 29, 32, 33 ТК РФ. Таможенные органы вправе осуществлять взыскание процентов в бесспорном порядке.