logo search
ТамК_комм_Азарова_2004

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Таможенное регулирование и таможенное дело в Российской Федерации

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (далее - таможенная граница).

Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

2. Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

3. Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.

4. Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой.

Комментарий к статье 1

Согласно Конституции РФ (п. "ж" ст. 71) таможенное регулирование находится в ведении РФ.

Круг общественных отношений, названный в Конституции РФ "таможенное регулирование", представляет собой совокупность ряда элементов, обеспечивающих государственное регулирование внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. Одна из форм проявления таможенного регулирования заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Таможенное регулирование в Российской Федерации основано на правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется нормами законодательства РФ.

Законодатель в п. 1 комментируемой статьи устанавливает, что таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Согласно законодательству государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов), нетарифного регулирования (например, квотирования и лицензирования) и таможенного дела.

Система мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности регламентируется Федеральным законом от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3923.

Одним из обеспечивающих механизмов таможенного регулирования, системы мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования (запретов и ограничений) является таможенное дело.

Таможенное дело в целом направлено на создание правовых, экономических и организационных основ перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, соблюдение ими обязанностей в области таможенного и иного законодательства.

В Российской Федерации таможенное дело представлено как совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования (запретов и ограничений), установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В соответствии со ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" <*> и п. 3 комментируемой статьи общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ в соответствии с законодательством РФ.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.

Таможенное дело относится исключительно к ведению федеральных органов государственной власти и непосредственно осуществляется таможенными органами РФ, являющимися правоохранительными органами и составляющими единую систему, в которую входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, региональные таможенные управления РФ, таможни РФ и таможенные посты.

Пункт 3 комментируемой статьи содержит важное положение о том, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает не только непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела, но и единообразие применения таможенного законодательства РФ всеми таможенными органами на территории РФ.

Принцип унификации и гармонизации таможенного регулирования с общепризнанными международными нормами и принципами корреспондирует со ст. 15 Конституции РФ и отражает современные реалии глобализации экономики, стремления России стать полноправным членом мирового экономического сообщества, создать условия осуществления внешней торговли в этой сфере, соответствующие мировым стандартам.

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно подчеркивал, что стремление России не ставить себя в более неблагоприятные условия в области таможенного дела по сравнению с зарубежными странами отвечает интересам государства в области экономической безопасности <*>. В таможенном деле в качестве ориентира для такого стандарта принято считать новую редакцию Киотской конвенции, одобренную Всемирной таможенной организацией в 1999 г.

--------------------------------

<*> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 1999 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой закрытого акционерного общества "Сибирское агентство "Экспресс" и гражданина С.И. Тененева, а также жалобой фирмы "Y. & G. Reliable Services, Inc.".

Конвенция устанавливает основополагающие принципы и средства с целью создания современной таможенной администрации и приведения национального законодательства в соответствие с требованиями упрощенного, гармонизированного и более гибкого процедурного подхода без ущерба эффективным методам таможенного контроля. Положения Конвенции позволяют участникам ВЭД как можно эффективнее выполнять свои обязательства, установленные таможенным законодательством.

Составляя самостоятельный предмет ведения РФ, таможенное регулирование осуществляется нормами российского законодательства, а также нормами, содержащимися в международных договорах, конвенциях, соглашениях (например, Конвенция о временном ввозе от 26 июня 1990 г., Конвенция МДП).

Предметом таможенного регулирования являются многочисленные двусторонние соглашения, конвенции между Российской Федерацией, Правительством РФ и зарубежными государствами о сотрудничестве и взаимопомощи по таможенным вопросам, в том числе о создании на территориях стран - членов СНГ таможенного союза и единого таможенного пространства.

Российская Федерация также имеет определенные международные обязательства о построении своей таможенной системы на основе общепризнанных международных норм и практики. Так, например, согласно ст. 55 и 78 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией с одной стороны и Европейскими сообществами и их государствами-членами - с другой <*>, Россия должна стремиться к совместимости своего таможенного законодательства с законодательством Сообщества.

--------------------------------

<*> См.: Бюллетень международных договоров. 1998. N 8. С. 3 - 74

Статья 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница

1. Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.

2. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

4. Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также пределы территорий, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, являются таможенной границей.

5. Таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключением пределов территорий, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

Комментарий к статье 2

Установление пределов действия таможенного законодательства в пространстве имеет важное юридическое и практическое значение. Установленные ТК РФ определения, процедуры и правила последовательно корреспондируют с понятиями "таможенная территория" и "таможенная граница".

Комментируемая статья устанавливает пространственные пределы действия норм таможенного законодательства РФ. Также она ограничивает действие таможенного законодательства в пространстве территорией РФ и некоторыми территориями, находящимися в ее исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.

Так, согласно настоящей статье, единую таможенную территорию РФ составляет территория РФ.

Таможенная территория РФ также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, которые находятся за пределами территории РФ, но над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ.

Содержание комментируемой статьи корреспондирует с соответствующими положениями Конституции и положениями Федеральных законов от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" <*> и от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" <**>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273.

<**> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.

Так, согласно ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает в себя сушу, недра, акваторию (внутренние воды и территориальное море), воздушное пространство над ними.

Кроме того, Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" и ст. 5 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" Российская Федерация в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений.

Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.

Пункт 3 комментируемой статьи дополнительно указывает, что на территории РФ могут находиться особые экономические зоны. При этом закон установил, что особые экономические зоны являются частью таможенной территории РФ.

Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ исключительно для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением ряда установленных случаев.

Особые экономические зоны создаются в соответствии с иными федеральными законами <*>.

--------------------------------

<*> См.: Федеральный закон от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области"; Федеральный закон от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области".

Пределы таможенной территории РФ, территорий особых экономических зон, территорий искусственных островов, установок и сооружений являются таможенной границей РФ.

Таможенная граница совпадает с Государственной границей РФ, за исключением пределов территорий, указанных в п. 2 и 3 комментируемой статьи.

Понятие Государственной границы, порядок ее установления исчерпывающе раскрываются в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" <*>.

--------------------------------

<*> Ведомости РФ. 1993. N 17. Ст. 594.

В соответствии с положениями названного Закона Государственная граница РФ - пространственный предел действия государственного суверенитета РФ, обозначенный как линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ.

Пределы территорий особых экономических зон, территорий искусственных островов, установок и сооружений обозначаются в соответствующих актах законодательства.

Например, согласно ст. 1 Федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области" особая экономическая зона в Калининградской области создается в пределах всей территории этой области, за исключением территорий военных баз, воинских частей, объектов оборонной промышленности, а также объектов нефтегазовых отраслей добывающей промышленности на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

Статья 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации

1. Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы в местах ее совпадения с Государственной границей Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, - таможенным законодательством Российской Федерации.

При регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Таможенное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - акты таможенного законодательства).

3. Отношения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации.

На основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области таможенного дела.

Комментарий к статье 3

В таможенное регулирование прямо или косвенно включены нормы таможенного, налогового, финансового, гражданского, валютного законодательства, законодательства о защите экономических интересов РФ. В этой комплексной и структурированной системе, включающей в себя многочисленные подзаконные акты, начиная с указов Президента РФ и заканчивая нормативными правовыми актами ГТК России, необходимо четко определять нормы права, которые могут быть применимы к конкретным правоотношениям.

При осуществлении внешнеэкономической и торговой деятельности лица сталкиваются со сложной системой общественных отношений, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ посредством таможенного регулирования и регулируемой определенными нормами и правилами.

Таможенное регулирование в Российской Федерации основано на правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется в том числе нормами таможенного законодательства РФ.

В научно-справочной литературе под законодательством понимают совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из видов общественных отношений (например, гражданское законодательство, уголовное законодательство).

В Российской Федерации понятием "законодательство" обычно охватываются на федеральном уровне: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

В п. 1 комментируемой статьи четко определен круг правоотношений, регулируемых таможенным законодательством.

Таможенное законодательство РФ регулирует отношения: в области таможенного дела; по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; возникающие в процессе таможенного оформления; возникающие в процессе таможенного контроля; возникающие в процессе обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц; по установлению и применению таможенных режимов; по установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

В основу определения места таможенного законодательства в системе российского права через определение понятия "таможенное дело", данное в ст. 1 ТК РФ, законодательно заложена служебная роль таможенного законодательства по отношению к законодательству, регулирующему ВЭД.

Таким образом, можно в общем виде представить таможенное законодательство как совокупность правовых норм, регулирующих целый комплекс отношений в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает, что часть вопросов, относящихся к непосредственному перемещению товаров и транспортных средств через границу РФ, может регулироваться другим законодательством РФ.

В частности, порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы в местах ее совпадения с Государственной границей РФ регулируется законодательством РФ о Государственной границе РФ. Если указанный порядок не урегулирован законодательством РФ о Государственной границе РФ, то регулирование осуществляется посредством таможенного законодательства РФ.

Например, ст. 9 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" регламентирует порядок пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами.

Указанное в п. 1 комментируемой статьи соотношение норм таможенного законодательства и законодательства о налогах и сборах корреспондирует со ст. 2 НК РФ.

Пункт 2 комментируемой статьи определяет, что таможенное законодательство РФ состоит из ТК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

ТК РФ и иные федеральные законы далее в тексте ТК РФ обозначаются законодателем как акты таможенного законодательства.

В соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", другими федеральными законами, регламентирующими отдельные аспекты ВЭД (например, Федеральные законы от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" <*>, от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" <**>, от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" <***>), Президент РФ и Правительство РФ наделены достаточно широкими полномочиями по регулированию правоотношений в этой области.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.

<**> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463.

<***> СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1798.

В силу изложенного органы власти, определяющие правила осуществления ВЭД, уполномочены определять механизм их исполнения.

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что отношения, указанные в п. 1 комментируемой статьи, могут регулироваться также указами Президента РФ. На основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области таможенного дела.

Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ в тексте ТК РФ обозначаются законодателем как иные правовые акты РФ.

В связи с изложенным необходимо из всего массива правовых актов выделять источники таможенного права как отрасли российского законодательства <*>. Применительно к рассматриваемому вопросу можно сделать следующий вывод. Источниками таможенного права являются правовые акты, в которых содержатся нормы именно таможенного права.

--------------------------------

<*> В юридической литературе источник права - это формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм.

К ним относятся Конституция РФ, законы, нормативные акты Президента и Правительства РФ, правовые акты ГТК России (поскольку в соответствии с п. 1 ст. 5 ТК РФ в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в пределах своей компетенции издает правовые акты в области таможенного дела).

Нормы таможенного права содержатся:

1) в Конституции РФ, например: а) нормы, непосредственно относящиеся к таможенному праву, - в п. "ж" ст. 71, определяющем, что таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации; в ч. 1 ст. 74, содержащей положения о том, что на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; б) нормы общего характера - в ч. 1 ст. 8, гарантирующей в Российской Федерации единство экономического пространства; в ч. 1 ст. 34, содержащей право на свободное использование имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; в ч. 3 ст. 15, содержащей положения о том, что законы в Российской Федерации подлежат официальному опубликованию, любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения;

2) в законах, например в ТК РФ, Законах РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" <*>, от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" <**> (ст. 9 этого Закона определяет культурные ценности, которые не подлежат вывозу из Российской Федерации), Федеральном законе от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" <***>, ст. 21 которого определяет требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, ввоз которых осуществляется на территорию РФ;

--------------------------------

<*> Ведомости РФ. 1993. N 23. Ст. 821.

<**> Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718.

<***> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150.

3) в указах Президента РФ, например в Указах Президента РФ от 18 июля 1992 г. N 788 "О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации" <*>, от 7 ноября 2000 г. N 1849 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1306 от 5 июля 2000 года" <**>;

--------------------------------

<*> Ведомости РФ. 1992. N 4. Ст. 176.

<**> СЗ РФ. 2000. N 46. Ст. 4540.

4) в постановлениях Правительства РФ, например в Постановлении Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1067 "Об установлении таможенного режима вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом" <*>; Постановлении Правительства РФ от 9 июля 2001 г. N 524 "Об установлении таможенного режима перемещения припасов" <**>;

--------------------------------

<*> САПП РФ. 1993. N 44. Ст. 4204.

<**> СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3031.

5) в нормативных правовых актах ГТК России, издаваемых на основе актов законодательства, например в Приказах ГТК России от 19 октября 2001 г. N 1000 "О таможенном режиме перемещения припасов" <*>, от 19 апреля 2002 г. N 381 "О местах таможенного оформления" <**>;

--------------------------------

<*> БНА. 2001. N 47.

<**> Российская газета. 2002. 21 мая.

6) в различных международных соглашениях и договорах, как это уже указывалось применительно к рассматриваемым вопросам таможенного регулирования.

Следует оговориться, что названные в качестве примера акты Правительства РФ и ГТК России с 1 января 2004 г. (дата вступления в силу нового ТК РФ) действуют в части, не противоречащей ТК РФ.

Статья 4. Действие актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации во времени

1. Акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации и постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты Российской Федерации) применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

2. Акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации могут иметь обратную силу, если это предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

3. Акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

4. Запреты, ограничения или требования в области таможенного дела, устанавливаемые иными правовыми актами Российской Федерации, вводятся в действие не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования указанных актов, за исключением случаев, если:

соответствующие положения актов законодательства, на основании и во исполнение которых издаются иные правовые акты Российской Федерации, направленные на обеспечение соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, прямо предусматривают введение их в действие в более короткие сроки;

настоящим Кодексом установлен специальный порядок введения в действие указанных запретов, ограничений или требований.

Комментарий к статье 4

Распространение действия правовых актов на правоотношения, возникающие после введения их в действие, отражает общий принцип действия норм права.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что акты таможенного законодательства, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы.

Вместе с тем ТК РФ устанавливает исключительные случаи, когда акты таможенного законодательства и иные правовые акты могут иметь обратную силу:

1) когда обратная сила предусмотрена федеральными законами;

2) когда обратная сила предусмотрена международными договорами РФ;

3) когда акты таможенного законодательства и иные правовые акты РФ улучшают положение лиц при условии, что они прямо это предусматривают.

Таким образом, законодателем достигнута одна из целей построения норм права - ясность изложения правового предписания. Правоприменителю нет необходимости применять субъективный подход в толковании правовых актов в части раскрытия понятия "улучшение положения лица". В самом тексте закона в данном случае должно быть прямое указание на его обратную силу.

Возможны случаи, когда акты таможенного законодательства будут распространяться на уже возникшие правоотношения (например, применяться к товарам, уже выпущенным таможенными органами).

Так, Соглашение ВТО о применении ст. VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс) предусматривает, что антидемпинговые меры могут при определенных условиях применяться ретроспективно. Очевидно, что если подобные нормы будут закреплены во внешнеторговом законодательстве РФ, то и акты таможенного законодательства, обеспечивающие исполнение правил внешней торговли, также будут иметь обратную силу.

Система вступления в силу актов таможенного законодательства основывается на общих положениях, за исключением некоторых особенностей.

Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения.

Вопрос вступления в силу нормативных правовых актов, входящих в состав таможенного законодательства, регулируют следующие акты РФ: ТК РФ <*>; Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" <**>; Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" <***>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066.

<**> СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801.

<***> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663.

Официальное опубликование акта - это помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

Для федеральных законов такими изданиями являются "Парламентская газета", "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации", а для актов Президента РФ и Правительства РФ - "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации".

Комментируемой статьей установлено, что акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Запреты, ограничения или требования в области таможенного дела, устанавливаемые иными правовыми актами РФ, вводятся в действие не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования.

Вместе с тем для названных иных правовых актов установлены дополнительные исключения.

Во-первых, если соответствующие положения актов законодательства, на основании и во исполнение которых издаются иные правовые акты РФ, направленные на обеспечение соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, прямо предусматривают введение их в действие в более короткие сроки.

Во-вторых, если ТК РФ устанавливает специальный порядок введения в действие указанных запретов, ограничений или требований.

Например, ст. 174 ТК РФ установлено, что Правительство РФ вправе определять случаи, когда переработка на таможенной территории не допускается в отношении определенных видов ввезенных товаров, если идентичные по описанию, качеству и техническим характеристикам товары производятся в Российской Федерации, а также устанавливать количественные или стоимостные ограничения по допущению ввезенных товаров к проведению операций по переработке товаров в соответствии с таможенным режимом переработки на таможенной территории, исходя из защиты интересов отечественных товаропроизводителей. При этом оговаривается специальный порядок введения названных запретов и ограничений. Они вводятся в действие не ранее чем по истечении 90 дней со дня официального опубликования соответствующих актов Правительства РФ.

Аналогичный специальный порядок оговорен также в ст. 198 ТК РФ применительно к таможенному режиму переработки вне таможенной территории.

Статья 5. Правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела

1. В случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в пределах своей компетенции издает правовые акты в области таможенного дела.

2. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

3. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, вступают в силу не ранее чем по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, если:

соответствующие положения актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации, на основании и во исполнение которых издаются нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, вводятся в действие в более короткие сроки;

нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, устанавливают более льготный порядок, чем действующий. В указанном случае такие акты могут вступать в силу в более короткие сроки или иметь обратную силу;

настоящим Кодексом установлен специальный порядок вступления в силу нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.

4. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии с законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах.

Комментарий к статье 5

Комментируемая статья раскрывает вопросы издания правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, издает правовые акты в области таможенного дела в пределах своей компетенции только в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ.

Перечень случаев издания правовых актов ГТК России определен самим ТК РФ в соответствующих разделах, главах и статьях. Например, ст. 19 ТК РФ установлено, что реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, ведутся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в порядке, определяемом этим органом; согласно ст. 59 ТК РФ таможенное оформление производится в порядке, определяемом в том числе правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела; в соответствии со ст. 61 ТК РФ, если ТК РФ предусмотрено, что разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций выдается таможенным органом в письменной форме, порядок выдачи такого разрешения и его форма устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Понятие "правовые акты" используется в ст. 15 Конституции РФ, в ч. 1 которой установлено, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Правовые акты могут быть нормативными и ненормативными. Определение нормативного правового акта дано в Постановлении Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5506.

Названное определение также приведено в Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста России от 14 июля 1999 г. N 217 <*>: "Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение".

--------------------------------

<*> БНА. 1999. N 31.

Из всего объема нормативных правовых актов Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" <*> выделены три категории актов, подлежащие обязательной государственной регистрации:

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895.

1) затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;

2) устанавливающие правовой статус организаций;

3) имеющие межведомственный характер.

Пунктом 2 комментируемой статьи установлено, что нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Согласно законодательству государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Минюстом России, который ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя: юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству РФ; принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта; присвоение регистрационного номера; занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Срок вступления в силу нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, установлен в п. 3 комментируемой статьи, согласно которому нормативные правовые акты вступают в силу не ранее чем по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Названный срок корреспондирует с общими требованиями, установленными Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

Этим Указом установлено, что акты вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Вместе с тем законодатель в ТК РФ установил также исключительные случаи изменения срока вступления в силу нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела:

если соответствующие положения актов таможенного законодательства и иных правовых актов РФ, на основании и во исполнение которых издаются нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, вводятся в действие в более короткие сроки;

если нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, устанавливают более льготный порядок, чем действующий (в указанном случае такие акты могут вступать в силу в более короткие сроки или иметь обратную силу);

если ТК РФ установлен специальный порядок вступления в силу нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.

Так, согласно п. 7 ст. 124 ТК РФ перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, и формы, в которых они представляются, подлежат официальному опубликованию.

Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, устанавливающие перечни сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, вступают в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования, за исключением ряда случаев (абз. 2 и 3 п. 3 комментируемой статьи).

Следует также отметить, что кроме нормативных правовых актов существуют иные правовые акты, которые, порождая определенные правовые последствия, не содержат в себе правовых норм. К таким ненормативным правовым актам можно отнести: правоприменительные акты, или акты применения права; акты официального толкования (разъяснения).

Пунктом 4 комментируемой статьи установлено, что нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии с законодательством РФ о судопроизводстве в арбитражных судах.

Поскольку в соответствии со ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а к подведомственности арбитражных судов федеральным законом, кроме того, могут быть отнесены и иные дела, отнесение рассмотрения споров по обжалованию нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, к компетенции арбитражных судов представляется обоснованным и необходимым.

Статья 6. Требования к актам таможенного законодательства, иным правовым актам Российской Федерации, правовым актам федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела

1. Положения актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

2. Положения правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации или устанавливать требования, запреты и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации.

3. Нормативный правовой акт в области таможенного дела признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права лиц в отношении товаров и транспортных средств либо полномочия таможенных органов, установленные настоящим Кодексом;

3) изменяет установленные настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых таможенным законодательством Российской Федерации, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;

4) изменяет содержание понятий, определенных в настоящем Кодексе, либо если эти понятия используются в ином значении, чем в настоящем Кодексе.

4. Нормативные правовые акты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. Признание нормативного правового акта не соответствующим настоящему Кодексу осуществляется в судебном порядке.

5. Никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела.

6. Государство возмещает убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом, а также вследствие недостоверности информации, предоставленной таможенными органами, за счет казны Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 6

В комментируемой статье установлены особые требования к актам таможенного законодательства, иным правовым актам РФ, правовым актам федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.

Обозначенные требования должны способствовать транспарентности ограничительных мер в области таможенного дела и стабильности в установлении правовых предписаний.

Установлено, что положения актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Законодатель ввел предписание, согласно которому положения правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства и иных правовых актов РФ или устанавливать требования, запреты и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ.

Подобное общеправовое установление корреспондирует также с положениями иных статей ТК РФ, совокупность которых образует четкий механизм защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в процессах перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Само логическое построение норм ТК РФ с детальным обозначением всех процедур и правил уже способствует достижению заявленных законодателем целей.

Согласно ст. 25 ТК РФ таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела. При этом консультирование таможенными органами осуществляется как в устной, так и в письменной форме бесплатно.

В соответствии со ст. 153 ТК РФ при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска такой выпуск товаров не осуществляется. При этом на таможенный орган возлагается обязанность незамедлительно уведомить декларанта не только о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены, но и о том, какие именно действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров, должен совершить декларант.

Кроме того, п. 5 и 6 комментируемой статьи содержат важную гарантию: никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела.

Государство также обязано возмещать убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено ТК РФ, а также вследствие недостоверности информации, предоставленной таможенными органами.

Пункт 4 комментируемой статьи установил, что признание нормативного правового акта не соответствующим ТК РФ производится только в судебном порядке.

Статья 7. Применение мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в таможенном деле

В таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации, если не установлено иное.

Комментарий к статье 7

По общему принципу права применению подлежат те нормативные правовые акты, которые действуют, т.е. имеют силу, на момент совершения юридически значимого действия.

Изъятия из этого принципа производятся в исключительных, имеющих особую важность случаях. Таможенное дело представляет собой инструмент обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, т.е. является вторичным, служебным механизмом. Именно исходя из характера правовых последствий применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, их значимости, комментируемая статья содержит приведенную формулировку. Указание на все акты таможенного законодательства являлось бы необоснованным и неоправданным.

В пункте пропуска еще нет таможенной декларации, но имеются акты, которые регулируют правила поведения перевозчиков, других лиц по поводу прибытия товаров и транспортных средств. Таможенный контроль осуществляется в течение года после выпуска. Проводиться указанные действия будут по правилам, действующим на день совершения конкретных процессуальных мероприятий, а не по тем правилам, которые действовали на день принятия таможенной декларации.

Определение даты, на которую должны применяться акты законодательства, устанавливающие ставки таможенных пошлин и иных налогов, корреспондирует со стандартным правилом 4.5 Генерального приложения к Киотской конвенции.

Указание именно на день принятия таможенной декларации обусловлено тем, что при ее подаче декларант, заявляя определенный таможенный режим, определяет статус товара для таможенных целей, исходя из которого решается вопрос о взимании таможенных платежей, применении мер нетарифного регулирования, применении тех или иных таможенных процедур и правил.

Комментируемая статья установила, что могут быть исключения и иные установления. Например, в соответствии со ст. 150 ТК РФ при выпуске товаров до подачи таможенной декларации применяются ставки таможенных пошлин, налогов, курсы иностранных валют и ограничения, установленные законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, действующие на день выпуска товаров.

Согласно ст. 327 ТК РФ в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ с нарушениями требований и условий, установленных ТК РФ, и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов исчисляются исходя из ставок таможенных пошлин, налогов, действующих на день пересечения таможенной границы. В случае если такой день установить невозможно - на день обнаружения таможенными органами таких товаров.

В случае утраты, недоставки или выдачи без разрешения таможенных органов товаров, перевозимых или хранящихся в соответствии с таможенными процедурами соответственно внутреннего таможенного транзита и временного хранения, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов исчисляются исходя из ставок, действующих на день помещения товаров под соответствующую таможенную процедуру.

При незаконном вывозе товаров с таможенной территории РФ суммы подлежащих уплате таможенных пошлин исчисляются исходя из ставок таможенных пошлин, действующих на день пересечения таможенной границы, а если такой день установить невозможно - на первое число месяца или на первое число первого месяца года, в течение которых товары были вывезены.

Статья 8. Действие международных договоров Российской Федерации в области таможенного дела

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Комментарий к статье 8

Статья содержит традиционные для федеральных законов положения о соотношении норм международного права и национального законодательства.

Установленные положения корреспондируют со ст. 15 Конституции РФ и Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

Статья 9. Порядок исчисления сроков, установленных настоящим Кодексом

1. Определение дня начала и дня окончания установленных настоящим Кодексом сроков, определенных периодом времени, либо дня наступления события производится в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

2. Если настоящим Кодексом не установлен специальный порядок исчисления сроков, для определения дня начала и дня окончания сроков в таможенном деле применяются правила, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом положений пункта 3 статьи 129 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 9

Комментируемая статья впервые ввела юридически значимое положение о том, что определение дня начала и дня окончания установленных ТК РФ сроков, определенных периодом времени, либо дня наступления события производится в порядке, предусмотренном именно ТК РФ.

Если ТК РФ не устанавливает специальный порядок исчисления сроков, то для определения дня начала и дня окончания сроков в таможенном деле должны применяться правила, установленные ГК РФ, с учетом положений п. 3 ст. 129 ТК РФ.

Статья 129 ТК РФ устанавливает срок подачи таможенной декларации. В п. 3 данной статьи оговаривается, что, если окончание срока подачи таможенной декларации приходится на нерабочий день таможенного органа, днем окончания этого срока считается следующий за ним рабочий день таможенного органа.

Статья 10. Отношение к информации, полученной таможенными органами

1. Любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с актами таможенного законодательства, иными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, может использоваться исключительно в таможенных целях.

2. Таможенные органы, их должностные лица, иные лица, получившие доступ к информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, в силу закона или договора, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Таможенные органы передают предоставленную им информацию федеральным органам исполнительной власти, если такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них федеральными законами, в порядке, согласованном между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и соответствующим федеральным органом исполнительной власти, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации по защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны и другой конфиденциальной информации.

Федеральные органы исполнительной власти, их должностные лица, иные лица, получившие в силу закона доступ к информации, полученной от таможенных органов, не вправе разглашать, распространять, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам указанную информацию, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

3. Информация, указанная в пункте 1 настоящей статьи, составляющая государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию, имеет специальные режимы хранения и доступа.

4. Утрата документов, содержащих государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию, разглашение такой информации, использование ее в личных целях либо передача третьим лицам влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 10

Таможенные органы по своему статусу обладают полномочиями на получение любой информации, необходимой для обеспечения соблюдения таможенного законодательства, в том числе составляющей коммерческую тайну или относящейся к иной конфиденциальной информации.

Комментируемая статья устанавливает жесткие ограничения на использование этой информации и ее передачу другим государственным органам и иным третьим лицам.

Новеллой законодательства можно считать п. 2 комментируемой статьи, закрепляющий особый порядок передачи информации таможенными органами иным федеральным органам исполнительной власти.

Порядок такой передачи должен регламентироваться специальным соглашением между ГТК России и соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Представляется, что такое соглашение, как затрагивающее интересы третьих лиц, должно заключаться в форме акта, открытого для всеобщего ознакомления, что подразумевает возможность обжалования его положений в судебном порядке, если заинтересованные лица посчитают свои права и интересы незаконно ущемленными.

Комментируемая статья не исчерпывает законоположения об информации, которой владеют таможенные органы.

Например, корреспондирующие положения содержатся в гл. 5 "Таможенная статистика". В соответствии со ст. 28 ТК РФ на информацию, используемую для статистических целей, распространяются положения, установленные комментируемой статьей.

Статья 11. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

1. В настоящем Кодексе основные понятия используются в следующих значениях:

1) товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные средства, указанные в подпункте 5 настоящего пункта, к товарам не относятся;

2) российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, то есть не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации;

3) иностранные товары - товары, не являющиеся российскими товарами в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

4) товары, находящиеся под таможенным контролем, - иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации до фактического пересечения таможенной границы;

5) транспортные средства - любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горючесмазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами;

6) статус товаров и транспортных средств для таможенных целей - наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, установленных настоящим Кодексом;

7) перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств - совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом;

8) ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации - фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами;

9) вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации - подача таможенной декларации или совершение указанных в абзаце втором настоящего подпункта действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

К действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации, относятся вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и (или) транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест;

10) незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу - совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств с нарушением порядка, установленного настоящим Кодексом;

11) таможенные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации, за исключением случаев, когда в настоящем Кодексе упоминаются таможенные органы иностранных государств;

12) лица - юридические и физические лица, если иное не вытекает из настоящего Кодекса;

13) российские лица - юридические лица с местонахождением в Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, в том числе зарегистрированные на территории Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей;

14) иностранные лица - лица, не указанные в подпункте 13 настоящего пункта;

15) декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;

16) перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортных средств;

17) таможенный брокер (представитель) - посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с настоящим Кодексом;

18) заинтересованные лица - лица, интересы которых затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов в отношении товаров и (или) транспортных средств непосредственно и индивидуально, если из настоящего Кодекса не вытекает иное;

19) таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

20) таможенные операции - отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом при таможенном оформлении товаров и транспортных средств;

21) таможенная процедура - совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей;

22) таможенный режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами;

23) выпуск товаров - действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом;

24) свободное обращение - оборот товаров на таможенной территории Российской Федерации без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации;

25) налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом;

26) внутренние налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории Российской Федерации;

27) таможенная декларация - документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган в соответствии с настоящим Кодексом;

28) транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках;

29) коммерческие документы - счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если из настоящего Кодекса не вытекает иное;

30) таможенные документы - документы, составляемые исключительно для таможенных целей.

2. Все иные понятия употребляются в настоящем Кодексе в значениях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и иным законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 11

Комментируемая статья установила основные понятия, которые используются в ТК РФ и имеют наиболее важное и концептуальное значение для правоприменения и раскрытия смысла различных процедур таможенного дела.

Пункт 2 комментируемой статьи установил, что все иные понятия употребляются в ТК РФ в значениях, определенных законодательством РФ о налогах и сборах, гражданским законодательством РФ, законодательством РФ об административных правонарушениях и иным законодательством РФ. Закрепление данного положения в тексте закона представляется оправданным, поскольку для целей таможенного регулирования значение иных понятий и не может быть иным, чем это принято в соответствующих актах законодательства.

Установление в ТК РФ основных понятий и раскрытие их смысла имеют важное значение для правоприменителя.

Следует также отметить, что одним из оснований признания нормативного правового акта в области таможенного дела не соответствующим ТК РФ в соответствии с п. 3 ст. 6 ТК РФ является изменение содержания понятий, определенных в ТК РФ, либо использование этих понятий в ином значении, чем это установлено ТК РФ.

Раскрытие тех или иных понятий в их целостности и совокупности с другими определениями ТК РФ приводится в комментариях к конкретным статьям ТК РФ.