logo search
ПЕТРОВ

§3. Конституционно-правовые нормы, институты, подотрасли в системе конституционного права и их характеристика

Конституционно-правовыми нормами являются установленные (санкционированные) государством общеобязательные правила поведения, регулирующие наиболее важные общественные отношения и составляющие однородную группу.

Основанием для отнесения нормы права к той или иной отрасли является не столько ее источник, сколько предмет регулирования. Поэтому многие нормы конституционного права содержатся не только в Конституции страны, но и в других актах законодательства.

В то же время конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права своим содержанием, т.е. сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены; источниками, в которых они выражены; учредительным характером содержащихся в них предписаний; субъектами, на регулирование поведения которых они направлены; своеобразием вида норм; особенностями их структуры и др.

В конституционном праве, в отличие от других отраслей, значительная часть норм носит общерегулятивный характер. К ним относятся нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-программы, нормы-разъяснения и др.

Нормами-принципами являются основополагающие положения Конституции – «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ» (ст. 3 Конституции); «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную» (ст. 6 Конституции).

Конституция и другие источники конституционного права имеют положения, в которых даются объяснения значения того или иного термина, устанавливается, что понимается под отдельными терминами, применяемыми в Конституции или других нормативных актах, - «Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления» (ст. 106 Конституции); «Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь» (ст. 90 Конституции).

В конституционном праве встречаются и нормы-цели – «Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства» (ст. 21 Конституции).

Нормы конституционного права многообразны и отличаются друг от друга. Отличительные признаки позволяют их классифицировать.

По содержанию нормы конституционного права можно классифицировать на закрепляющие: основы конституционного строя; основы правового положения личности; избирательную систему и референдум; систему организации и деятельности государственных органов; основы местного управления и самоуправления; основы финансовой и кредитной системы и др.

По способу воздействия на субъекты права – управомочивающие, обязывающие, запрещающие.

Управомочивающие нормы конституционного права определяют правила возможного поведения субъектов конституционно-правовых отношений. К управомачивающим можно отнести конституционные нормы, регламентирующие полномочия Президента (ст. 84 Конституции), других органов государственной власти (Национальное собрание, Совет Министров, Конституционный Суд и т.д.), а также закрепляющие права и свободы человека и гражданина. К ним относятся такие нормы, как «Каждый имеет право на жизнь» (ст. 24 Конституции), «граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы…» (ст. 38 Конституции) и т.д.

Обязывающие нормы конституционного права устанавливают правила должного поведения субъектов конституционно-правовых отношений, т.е. обязанности государственных органов, должностных лиц и граждан. Так, ч.2 ст. 59 закрепляет, что «Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. «Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц» (ст. 53. Конституции) и т.д.

Запрещающие нормы конституционного права обязывают субъектов конституционно-правовых отношений воздержаться от совершения определенных деяний. Примером запрещающей нормы является ч.3 ст. 5 Конституции «Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды».

По территории действия различаются нормы конституционного права, действующие на всей территории Республики Беларусь (Конституция, законы, декреты и т.д.) и те, которые действуют в границах соответствующей административно-территориальной единицы (области, района, города, поселка городского типа, сельского совета).

По действию во времени нормы конституционного права подразделяются на временные и постоянные. Постоянные имеют неопределенный срок действия. Временные действуют определенный срок. Так, в соответствии с п.22 ст.84 Конституции Президент вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение.

По степени определенности содержащихся в них предписаний нормы конституционного права делятся на диспозитивные и императивные. Диспозитивные – такие нормы, которые оставляют возможность выбора поведения на усмотрение участника конституционно-правовых отношений – «Президент вправе по собственной инициативе принимать решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства» (ст. 106 Конституции). Но таких норм в конституционном праве меньше, чем императивных, которые не оставляют субъекту конституционно-правового отношения никакой свободы выбора и предписывают определенное поведение при соответствующих обстоятельствах, - «Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав» (ст. 58 Конституции).

По назначению в механизме правового регулирования нормы конституционного права разделяются на материальные и процессуальные. Материальная норма предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений – «Палата представителей рассматривает проекты законов…» (ст. 97 Конституции). Процессуальные нормы носят организационный характер. Предписание этих норм регламентирует порядок и определяет процедуру, в рамках которой происходит реализация норм материального права. «Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более двадцати дней, если иное не предусмотрено Конституцией». (ч.3 ст.100 Конституции); «Решения Палат считаются принятыми при условии, что за них проголосовало большинство от полного состава палат, если иное не предусмотрено Конституцией» (ст. 104 Конституции).

Специальными сводами процедурных норм являются регламенты палат Парламента (ст. 105 Конституции).

Классификация по юридической силе осуществляется в прямой зависимости от того, в каком нормативном акте (Конституции, законе, декрете, подзаконном акте), выражена норма конституционного права, какой государственный орган принимает этот акт. Наибольшей юридической силой обладают нормы Конституции. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции страны. «В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция» (ст. 137 Конституции).

Нормы конституционного права обладают большей правовой абстракцией, по сравнению с отраслевыми нормами и в ряде случаев многостатейной формой выражения.

Так, ст.2 Конституции закрепляет, что «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». А реализация этого принципа закреплена во II разделе Конституции “Личность, Общество, Государство».

В системе конституционного права принято выделять следующие крупные институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы закрепляющие: основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина в обществе и государстве; организацию и деятельность системы органов государственной власти, местного управления и самоуправления и другие комплексы норм, выступающие как главные части системы отрасли, ее элементов.

Нормы конституционного права объединяются в конституционно-правовые институты, под которыми понимается совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Такими институтами являются, например, институт Президента, институт прав и свобод человека и гражданина, институты местного управления и самоуправления и др. Главным критерием объединения норм в правовой институт выступает признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений.

Конституционно-правовые институты существенно отличаются по объему регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе. Среди конституционно-правовых институтов выделяют комплексные институты, которые можно определить и как отрасли конституционного права. Например, это совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих народное представительство, права и свободы человека и гражданина, основы конституционного строя и др. Их в свою очередь можно подразделить на субинституты. Так, в институте прав и свобод можно выделить субинститут личных прав и свобод гражданина, политические права и свободы, и т.п. Некоторые комплексные институты по существу составляют подотрасли конституционного права (например, избирательное право и др.).

Понятие правового института не может быть четко очерченным, поскольку границы между институтами подвижны. Одна и та же норма может рассматриваться как часть двух и более правовых институтов. Например, ст. 84 Конституции, закрепляющая компетенцию Президента, является принадлежностью института президентских полномочий, института исполнения власти и т.д.