§ 9. Государственная служба в Украине
В трактовке Закона Украины «О государственной службе Украины» под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, которые занимают должности в государственных органах и их аппарате по практическому исполнению задач и функций государственных органов и получают заработную плату за счет государственных средств.
Право на государственную службу имеют граждане Украины независимо от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений, места проживания, которые получили соответствующее образование и профессиональную подготовку и прошли в установленном порядке конкурсный отбор или по другой процедуре, предусмотренной Кабинетом Министров Украины.
При этом не все лица, занимающие должности в государственных органах, исполняют обязанности, относящиеся к государственной службе. К государственной службе относится исполнение своих должностных обязанностей должностными лицами.
Должностными лицами считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, другие государственные служащие, на которых законом или иными нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативных функций.
Основные принципы государственной службы закреплены в Законе Украины «О государственной службе».
Государственная служба основывается на таких основных принципах:
служения народу Украины;
демократизма и законности;
гуманизма и социальной справедливости;
приоритета прав человека и гражданина;
профессионализма, компетентности, инициативности, честности, преданности делу;
персональной ответственности за исполнение служебных обязанностей и дисциплины;
соблюдения прав и законных интересов органов местного и регионального самоуправления;
соблюдение прав предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан.
Государственный служащий — это гражданин Украины, состоящий на государственной должности, исполняющий права и обязанности, установленные Законом Украины «О государственной службе» и получающий денежное вознаграждение за счет бюджета.
В деятельности государственных служащих реализуются задачи и функции государства, так как каждая должность — это круг служебных обязанностей, которые составляют часть компетенции соответствующего государственного органа.
В зависимости от характера и объема полномочий государственные служащие подразделяются на следующие группы:
Представители административной власти — лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например, работники милиции, работники различных государственных инспекций).
Должностные лица. Это служащие, на которых возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций, их исполнение всегда влечет правовые последствия. Действия этих служащих создают юридические факты и способны порождать правовые отношения (например, начальник отдела, директор, управляющий).
Оперативный состав (функциональные работники) или специалисты — государственные служащие, наделенные правом участвовать в реализации властных отношений, но не полномочные принимать решения, т.е. выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов. Это служащие, обладаю-
72
73
щие специальными профессиональными знаниями в области отдельных отраслей, которые осуществляют профессиональную деятельность. Они не совершают юридически значимых действий, но иногда в круг обязанностей специалиста входит совершение юридически значимого действия (например, экономисты и юрисконсульты).
4. Вспомогательный состав (вспомогательный персонал) — государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, вызывающих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа (например, водители, технические секретари).
В зависимости от вида государственной власти, в органах которой замещают должности государственные служащие, можно различить работающих в представительных органах, судебных органах, органах исполнительной власти, иных органах.
Классификация государственных служащих также производится в зависимости от занимаемой должности. Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности государственного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение. От должности зависит объем, формы, методы участия государственного служащего в практическом осуществлении функций того государственного органа, в котором он работает.
Система должностей строится по иерархическому принципу. Установлено семь категорий должностей служащих. Каждой из этих категорий свойственны специфические элементы, определяющие особенности правового положения служащих, замещающих соответствующие должности, а также их квалификационные качества.
Для стимулирования труда служащих и продвижения в служебной карьере в соответствии с категориями должностей присваиваются ранги. Положение о рангах служащих утверждается Кабинетом Министров Украины.
Ранг служащему присваивается в соответствии с занимаемой должностью, уровнем профессиональной квалификации и результатами работы.
Ранги, которые соответствуют должностям первой категории, присваиваются Президентом Украины.
Ранги, которые соответствуют должностям второй категории, присваиваются Кабинетом Министров.
Ранги, которые соответствуют должностям третьей-седьмой категориям, присваиваются руководителем государственного органа, в системе которого работает государственный служащий.
При принятии на государственную службу служащему присваивается ранг в пределах соответствующей категории должностей. Для присвоения очередного ранга в пределах соответствующей категории должностей государственный служащий обязан успешно проработать на занимаемой должности 2 года. Допускается досрочное присвоение очередного ранга. Государственный служащий может быть лишен ранга только по решению суда.
Продвижение по службе государственного служащего осуществляется путем занятия более высокой должности на конкурсной основе, кроме случаев, когда иное установлено законами Украины и Кабинетом Министров Украины, или путем присвоения государственному служащему более высокого ранга.
За добросовестную беспрерывную работу в государственных органах, образцовое выполнение трудовых обязанностей к государственному служащему применяются меры поощрения. Как правило, это денежное вознаграждение в размере, определенном Кабинетом Министров Украины. За особые трудовые заслуги государственные служащие представляются к государственным наградам и присвоению почетных званий. За добросовестный труд государственному служащему при выходе на пенсию может быть присвоен очередной ранг за пределами соответствующей категории должностей.
Государственный служащий в зависимости от характера совершенного правонарушения может быть привлечен ко всем видам юридической ответственности.
Дисциплинарная ответственность характеризуется следующими признаками:
основанием ее наступления является дисциплинарный проступок;
за такой проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания;
дисциплинарные взыскания применяются в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами);
пределы дисциплинарной власти уполномоченных органов (должностных лиц) определяются правом.
74
75
За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, на государственного служащего могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
замечание;
выговор;
предупреждение о неполном служебном соответствии;
увольнение;
задержание до одного года в присвоении очередного ранга или назначении на высшую должность.
При наложении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, а также исполнение обязанностей на протяжении всей службы и поведение служащего.
Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от выполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя.
Дисциплинарное взыскание налагается приказом компетентного органа или решением коллегии. Приказ или решение о наложении дисциплинарного взыскания объявляется виновному под расписку и вступает в силу немедленно. Государственный служащий вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание в порядке, установленном законодательством.
Дисциплинарное взыскание считается снятым при наличии следующих условий:
истек годичный срок давности;
лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности;
издан приказ о снятии дисциплинарного взыскания.
Материальная ответственность за ущерб, причиненный должностным лицом в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, заключается в обязательном возмещении убытков государственными органами, от имени и по поручению которых должностное лицо совершает
должностные действия. Ответственность за вред, нанесенный должностным лицом, государственный орган несет только в случае, когда такие действия являются действиями служебного характера. Вред же, нанесенный должностным лицом даже в рабочее время, но не в связи с выполнением служебных обязанностей, возмещается не государственным органом, а непосредственно виновным лицом.
Так же за вред, причиненный действиями служащих, являющихся недолжностными лицами, государственный орган ответственности не несет, а убытки взыскиваются пострадавшими лицами в общем порядке с данного виновного лица.
Государственный орган, возместивший причиненный вред пострадавшему лицу, вправе обратиться в суд с регрессным иском к должностному лицу. За вред, причиненный учреждению, организации при исполнении служебных обязанностей, по вине которых причинен вред, несут материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более среднего месячного жалования. При определении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб, неполученные доходы не учитываются.
Материальная ответственность свыше среднего месячного жалования допускается лишь в случаях, указанных в законодательстве. В соответствии со ст. 134 Кодекса законов о труде предусмотрены случаи, когда работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине предприятию, учреждению, организации. Военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные несут материальную ответственность на основании Положения о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству. Имущественная ответственность сотрудников органов внутренних дел, налоговой службы может предусматриваться контрактом о службе.
- Раздел I
- § 1. Понятие и признаки государства
- § 2. Исторические условия возникновения государства
- § 3. Типы, функции и форма государства
- § 4. Государство в политической системе общества
- § 5. Понятие и признаки права
- § 6. Правовые нормы
- § 7. Система права
- § 8. Правовые отношения
- § 9. Законность и правопорядок
- Раздел II
- §1. Конституция — Основной Закон государства
- §2. Понятие конституционного права
- § 3. Характеристика конституционного строя Украины
- I права вреда;
- I истекший год (ст. 67).
- § 4. Избирательная система Украины
- § 5. Система государственных органов Украины
- Раздел III
- § 1. Понятие управления. Виды управления. Суть и разновидность социального управления
- §2. Государственное управление и его принципы
- § 3. Понятие, предмет и метод административного нрава
- § 4. Понятие и структура административно-правовой нормы
- § 5. Административно-правовые отношения
- § 6. Источники административного права
- § 7. Кодификация административного права
- § 8. Административная ответственность
- 1. Принцип законности. Сущность данного принципа заключается в следующем:
- 2. Принцип целесообразности. Сущностью данного прин ципа являются:
- 4. Принцип сложения взысканий, налагаемых за сово купность нарушений. Признаками данного принципа яв ляются:
- § 9. Государственная служба в Украине
- § 10. Реформирование административного права
- Раздел IV финансовое право
- § 1. Понятие финансового права и его источники
- § 2. Место финансового права в системе права Украины
- § 3. Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения
- § 4. Система финансового права
- § 5. Понятие и значение финансового контроля
- § 6. Органы и организация финансового контроля
- § 7. Виды и методы финансового контроля
- § 8. Понятие налога и сбора. Их классификация
- § 9. Налоговое право и налоговые правоотношения
- Раздел V
- § 1. Предмет хозяйственного, права
- § 2. Методы хозяйственного регулирования
- § 3. Наука хозяйственного права
- § 4. Принципы хозяйственного права
- § 5. Система и источники хозяйственного права
- Раздел VI
- § 1. Понятие гражданского права
- § 2. Система и источники гражданского права
- 9 3. Понятие гражданских правоотношений. Основания их возникновения, изменения и прекращения
- § 5. Порядок и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим
- § 6. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
- § 7. Государство как субъект гражданских правоотношений
- § 9. Понятия и виды сделок согласно ч гражданскому законодательству Украины
- 1 § 14. Понятие собственности. Право
- § 16. Защита права собственности
- § 17. Интеллектуальная собственность
- §18. Понятие и элементы обязательств
- § 19. Основания возникновения обязательств
- § 20. Исполнение обязательств
- § 21. Понятие и содержание гражданско-правового договора
- § 22. Внедоговорные обязательства
- § 23. Общие условия ответственности за причинение вреда
- § 24. Общие понятия и основания наследования
- § 25. Открытие наследства
- § 26. Наследование по завещанию
- § 27. Наследование по закону
- § 28. Принятие наследства
- Раздел VII семейное право
- § 1. Понятие, предмет и метод семейного права
- § 2. Брак
- § 3. Личные и имущественные правоотношения супругов
- § 4. Правоотношения между родителями и детьми
- § 5. Устройство детей, лишенных родительской заботы
- Раздел VIII
- § 1. Понятие гражданского процесса, виды и стадии гражданского судопроизводства
- § 2. Лица, участвующие в деле
- I имеют ее только в тех гражданских делах, которые подведомственны судам.
- I сторон многочисленны. Являясь лицами, принимаю-
- I» делать выписки из него, снимать копии, заявлять от-
- § 3. Подведомственность и подсудность гражданских дел
- 3 'Званных органов.
- § 4. Возбуждение гражданского дела в суде
- § 5. Судебное рассмотрение гражданских дел
- § 6. Решение суда по гражданским делам, их пересмотр и исполнение
- Ративщемуся с заявлением, на моме! установленные вступившим в закр!
- I Конституционным
- Раздел IX хозяйственное судопроизводство
- § 1. Понятие хозяйственных судов и хозяйственного процесса
- § 2. Подведомственность и подсудность дел хозяйственным судам
- § 3. Участники хозяйственного процесса
- § 4. Подача иска и возбуждение производства по делу
- 1) Наименование хозяйственного суда, которому направляется заявление;
- 7) Перечень документов и других доказательств, которые прилагаются к заявлению.
- § 5. Пересмотр судебных решений
- В апелляционном и кассационном порядке,
- А также по вновь открывшимся
- Обстоятельствам
- § 6. Исполнительное производство
- § 1. Понятие, предмет и метод трудового права
- § 2. Функции и система трудового права
- § 3. Принципы регулирования труда
- §4. Источники трудового права, их классификация и виды
- § 5. Общая характеристика трудовых правоотношений
- 1 Далее везде он будет именоваться, как принято на практике, профкомом.
- § 6. Лонети» жпиды трудовых правоотношенийс),
- § 7. Коллективный договор и его содержание
- § 8. Обеспечение занятости и трудоустройства *
- 5) При заключений трудового Договора с физическим
- 6) В иных случаях, предусмотренных законодательством
- § 10. Понятие и виды переродов на другую работу
- §11. Основания прекращения трудовых договоров
- § 12. Основания и порядок увольнения по инициативе собственника или уполномоченного им органа
- 1 Закон Украины «о занятости населения» от 21 ноября 1998 года // Ведомости Верховной Рады Украины.— 1998.— №11-12.
- §13. Оформление увольнения. Выходное пособие
- §14. Понятие и виды рабочего времени
- §15. Понятие и виды времени отдыха
- §16. Оплата труда (заработная плата)
- § 17. Гарантийные й конденсационные выплаты
- 3) Подъемные в виде единовременного пособия в размере месячной заработной платы (оклада) по новому месту работы и 1/4 месячной заработной платы, на каждого переезжающего с ним члена семьи.
- § 18. Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность
- 1) Правовое регулирование прав и обязанностей сторон
- 1) Выговор;
- 2)Увольненйе(п. 1,3,4,7,8 ст.40 п. 1,1,2,3 статьи 41 кЗоТ Украины.
- §19. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка
- 7. Ответственность за нарушение трудовой Дисцип лины.
- 6) Орден князд Ярослава Мудрого — 1,п,ш,1у,у степе ней;
- §20. Материальная ответственность сторон трудового договора
- 3. Имеется вина обязанной стороны в причинений
- 4. Есть причинная связь между ущербом и виновным противоправным поведением обязанной стороны.
- § 23. Международно-правовое регулирование труда
- Раздел XI
- §1. Основы земельного права Украины
- 6. Принцип приоритета требований экологической безопасности.
- 3. Земли природно-заповедного и иного природоохран ного назначения.
- 5) На возмещение убытков в случаях, предусмотренных
- 6) Сооружать жилые дома, производственные и другие
- 3) Своевременно платить земельный налог;
- 4) Не нарушать прав владельцев смежных земельных участков и землепользователей и др.
- 3. Концессионное землепользование.
- § 2. Основы аграрного права Украины
- 1999 Года и т.Д.
- Раздел XII
- § 1. Понятие, предмет и метод экологического права
- § 2. Принципы экологического права
- § 3. Система и источники экологического права
- § 4. Эколого-правовые нормы и экологические правоотношения
- § 5. Управление в области охраны окружающей природной среды
- § 6. Права и обязанности граждан в сфере экологических правоотношений и использование природных ресурсов
- § 8. Правовой статус чрезвычайных экологических ситуаций
- Раздел XIII уголовное право
- §1. Понятие, принципы и источники уголовного права
- § 2. Понятие преступления, его признаки и виды
- § 5. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- § 6. Уголовное наказание и его виды
- V § 7. Общая характеристика должностных у преступлений
- § 8. Общая характеристика преступлений в сфере хозяйственной деятельности
- Литература
- Раздел 1
- Раздел 2
- 5. Закон Украины «о внесении изменений в Конститу цию Украины» // Голос Украины, 8 декабря 2004 г.
- 9; Конститущйне право у крайни / За ред. В.Ф. Погорш-ка. -**.К.: «Наукова думка», 2000.
- 10. Копейчиков в.В. Теорхя держави 1 права. — Ки1в: Юрийсом, 1998 р.
- Раздел 4
- 9. Закон Украины «о государственной контрольно-ре визионной службе в Украине» от 26 марта 1993 г. //Ведо мости Верховной Рады Украины, 1996 г., № 23.
- Раздел 6
- Раздел 7
- Раздел8
- Раздел 9
- Раздел 10
- Раздел 11
- Раздел 12
- Раздел 13