logo search
pahomov-2005

§ 6. Органы и организация финансового контроля

В современных условиях перехода к рыночным отноше­ниям, расширения хозяйственной самостоятельности учре-

88

ждений, предприятий и организаций произошли изменения в организации финансового контроля. В его внутреннем содержании более широкое значение приобретает ежеднев­ный внутрихозяйственный самоконтроль со стороны вла­дельца. Более глубоким неформальным стал контроль представительских органов государственной власти и орга­нов местного самоуправления за финансовой деятельностью исполнительной власти.

Система органов государственного финансового контро­ля в Украине пребывает в состоянии перестройки. На данное время основные ее элементы уже сложились и находятся в состоянии формирования. Изучение зарубежного опыта организации государственного финансового контроля и хо­зяйственного контроля в целом может стать примером для украинской экономики. Изучение их достижений и ошибок бесспорно может помочь на нашем собственном пути к ци­вилизованному рынку и финансовому правопорядку.

В соответствии с действующим законодательством финан­совый контроль осуществляется органами законодательной власти и исполнительной власти, специальными контроль­ными органами, негосударственными организациями.

Согласно ст. 85 Конституции Верховная Рада Украины непосредственно и через свои органы имеет право решать любые вопросы, связанные с финансовой деятельностью государства. Она осуществляет финансовый контроль при рассмотрении и утверждении проекта Государственного бюджета и его выполнении, заслушивает отчеты Кабинета Министров. Так же осуществляется финансовый контроль законодательными органами через соответствующие коми­теты и комиссии. В Верховной Раде Украины есть два спе­циализированных комитета: Комитет по вопросам бюджета и Комитет по вопросам финансов и банковской деятельно­сти. Они осуществляют непрерывный парламентский кон­троль над состоянием и движением государственных финан­сов. Согласно ст. 98 Конституции Украины и учитывая мировой опыт, в Украине создана Счетная палата, являю­щаяся, безусловно, позитивным фактором. Она от имени Верховной Рады Украины осуществляет контроль над ис­пользованием средств Государственного бюджета Украины. Согласно Закону Украины «О Счетной палате» 1996 г. к ее широким полномочиям относится: «Проводить финансовые проверки, ревизии в аппарате Верховной Рады Украины, органах исполнительной власти, Национального банка Ук-

89

раины, Фонда государственного имущества, других, подот­четных Верховной Раде, органах, а также на предприятиях и организациях, независимо от форм собственности, в рам­ках, определенных законодательством» (ст. 7 п.2 вышеука­занного Закона).

Кабинет Министров как высший орган в системе органов исполнительной власти осуществляет комплексный финан­совый контроль в процессе реализации финансовой полити­ки государства, реализации общегосударственных и межго­сударственных экономических программ создания и дея­тельности различных фондов. Согласно ст. 96 Конституции Украины 1996 г. Кабинет Министров Украины подает в Верховную Раду Украины проект бюджета на следующий год, а также отчет о его выполнении.

Органы местного самоуправления осуществляют финан­совый контроль при рассмотрении и утверждении проектов бюджетов, вносят в них изменения во время выполнения и отчета о выполнении, при заслушивании отчетов председа­телей постоянных комиссий, других органов по вопросам финансовой деятельности.

Исполнительные комитеты организовывают выполнение бюджета и внебюджетных средств, контролируют соблюде­ние обязательств с платежей в местные бюджеты предпри­ятиями, организациями и учреждениями, законность рас­ходования бюджетных средств организациями и учрежде­ниями, находящимися на их территории, осуществляют контроль за состоянием учета и отчетности на предприяти­ях, организациях, учреждениях, принадлежащих к комму­нальной собственности.

Особое место в осуществлении финансового контроля принадлежит органам финансово-банковской системы.

Финансовые органы выполняют контрольные функции при составлении и выполнении бюджета, проверке проектов финансовых планов, смет, бюджетов, при поступлении пла­тежей и финансировании из бюджетов, при анализе отчетов и балансов.

Учреждения банков контролируют предприятия, орга­низации в процессе кредитования и расчетов, выдачи средств для заработной платы; при финансировании и кре­дитовании капитальных вложений. Идеология банковского надзора сегодня еще формируется. Известно, что в большин­стве стран банки выполняют роль своеобразных продуцен­тов денег: в банки привлекается подавляющая часть депо-

зитов из общественных сбережений; банки являются глав­ными кредиторами и факторами платежной системы страны. Но чтобы все эти составные работали бесперебойно, а финансовое посредничество было эффективным и прибыль­ным, нужен банковский надзор. Именно он призван надеж­но защищать интересы вкладчиков и кредиторов, обеспечи­вать их доверие к финансово-банковской системе Украины, содействовать ее усовершенствованию и упрочению.

Банковский надзор не имеет целью проведение ревизий деятельности коммерческих банков, такая функция не пре­ дусмотрена законодательством. Важнейшая миссия этой структуры — оградить банки от банкротств, защитить их от фатальных рисков, заблаговременно предупредить тот или другой банк, что он достиг границы, за которой — фи­ нансовый крах. Естественно, что возникают вопрос: каким должно быть место департамента банковского надзора? Ми­ ровая практика показывает, что банковский надзор может быть как автономной структурой, так и успешно функцио­ нировать в системе главного банка страны. Что лучше для наших условий — подскажет время. Г

При условиях нехватки специалистов и средств целесо­образно, чтобы банковский надзор был в структуре НБУ. Ведь именно здесь концентрируется вся отчетность коммер­ческих банков. Вместе с этими органами в системе Мини­стерства финансов созданы специальные службы: Государ­ственное казначейство Украины и Государственная кон­трольно-ревизионная служба, правовое положение которых закреплено Законом Украины: «О государственной кон­трольно-ревизионной службе» (1993 г.) и Указом Президен­та Украины от 27 апреля 1995 г. «О Государственном казна­чействе Украины».

В соответствии с Законом Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе » служба состоит из Главно­го контрольно-ревизионного управления в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, контрольно-ревизи­онных подразделений (отделов, групп) в районах, городах и районах в городах, являющихся финансовыми органами и действующих при Министерстве финансов Украины.

Главной задачей государственной контрольно-ревизион­ной службы является:

осуществление государственного контроля над расходо­ванием средств и материальных ценностей, их сохранени­ем, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и

90

91

отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, бюджетных учреждениях, а также на предпри­ятиях и в организациях, получающих средства из бюдже­тов всех уровней и государственных валютных фондов; разработка предложений относительно устранения обнару­женных недостатков и нарушений и предотвращения их в дальнейшем.

Права и обязанности этих служб закреплены в соответ­ствующих статьях вышеупомянутых актов.

При Минфине Украины также действует Государствен­ное казначейство. Государственное казначейство состоит из Главного управления и его территориальных органов — управлений Государственного казначейства в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе с отделениями в районах, городах и районах в городах.

Государственное казначейство: организует выполнение Государственного бюджета Украины и осуществляет кон­троль за этим; осуществляет управление имеющимися в наличии средствами государственного бюджета, в том числе в иностранной валюте, и средствами государственных вне­бюджетных фондов в рамках расходов, установленных на соответствующий период; осуществляет финансирование расходов государственного бюджета; ведет учет кассового выполнения государственного бюджета, составляет отчет­ность о состоянии выполнения государственного и сводного бюджетов; осуществляет управление внутренним и внеш­ним долгом в соответствии с действующим законодательст­вом; распределяет между государственным бюджетом и бюджетами Автономной Республики Крым, областей, горо­дов Киева и Севастополя отчисления от общегосударствен­ных налогов, сборов и обязательных платежей в соответст­вии с нормативами, утвержденными Верховной Радой Ук­раины; осуществляет контроль за поступлением и исполь­зованием средств государственных внебюджетных фондов; разрабатывает и утверждает нормативно-методические до­кументы по вопросам бухгалтерского учета, отчетности и организации выполнения бюджетов всех уровней.

Права и обязанности органов Государственного казначей­ства закреплены в ст. 8. «Положения о Государственном казначействе» (1995 г.). Они имеют право: открывать в уч­реждениях банков счета по доходам и расходам государст­венного бюджета; получать в банковской системе Украины на договорных основах внутригодовой кредит в рамках,

установленных законодательным актом о государственном бюджете на соответствующий год, для покрытия временных кассовых разрывов государственного бюджета; проводить операции по размещению государственных ценных бумаг, их погашению и выплате дохода по ним; проводить в мини­стерствах, других центральных и местных органах государ­ственной исполнительной власти, на предприятиях, в учре­ждениях, организациях, учреждениях банков, независимо от форм собственности, проверки финансово-бухгалтерских документов о зачислении, перечислении и использовании бюджетных средств, а также получать необходимые объяс­нения, справки и сведения по вопросам, возникающим в процессе проверок; получать от учреждений банков сведе­ния о состоянии текущих бюджетных счетов предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собствен­ности, использующих средства государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов; требовать от должностных лиц министерств, других центральных и ме­стных органов государственной исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций устранения нару­шений установленного порядка выполнения государствен­ного бюджета; прекращать финансирование из государст­венного бюджета предприятий, учреждений и организаций в случае выявления фактов нарушений установленного по­рядка выполнения государственного бюджета с сообщением об этом руководителям соответствующих министерств и ведомств и др.

Независимый финансовый контроль осуществляют спе­циализированные аудиторские фирмы и службы. Правовое положение аудиторов определяется Законом Украины «Об аудиторской деятельности» (1993 г.).

Содержание аудиторской деятельности — организация и проведение проверок и связанных с ними экспертиз, кон­сультаций по финансовым вопросам, анализ финансово-хо­зяйственной деятельности и других видов экономико-пра­вового обеспечения предпринимательской деятельности физических и юридических лиц.

Кроме государственного контроля есть общественный контроль. Его реализуют группы, отдельные физические лица (специалисты) бесплатно, на основе добровольности.

92

93