logo search
ПЕТРОВ

§5. Понятие и юридические свойства Конституции

Понятие «constitutio» переводится с латыни как «учреждение, устройство» (в Древнем Риме этим термином обозначались акты императора, имеющие силу закона).

Если определять конституцию самым общим образом, то можно сказать, что это система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, - с другой, а также основы организации самого государства.

Конституция в так называемом материальном смысле (значении) представляет собой писаный акт, который, прежде всего, провозглашает и гарантирует права свободы человека и гражданина, а равно определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.

Чаще всего мы говорим о конституции в формальном смысле, т.е. о законе, обладающем высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция в данном смысле – это в своем роде закон законов. Она не может быть изменена путем издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию требует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которые были ранее изданы на основании и в развитии действовавших тогда ее положений, но перестали теперь ей соответствовать.

Различаются также понятия юридической и фактической конституции. Юридическая конституция – это всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Фактическая же конституция – это сами такие правоотношения, т.е. то, что реально существует, конституционное правоприменение.

Расхождение между фактической и юридической конституциями – обычно результат изменения в соотношении политических сил, происходящего после принятия юридической конституции.

Подразделяются также конституции на реальные и фиктивные.

Фиктивность конституции обычно характерна для стран с авторитарным и особенно тоталитарным политическим режимами. Юридические конституции в таких странах нередко содержат демократические положения, которые не получают реализации на практике. Примером может служить Конституция СССР 1936г. и Конституция БССР 1937г., где конституционно провозглашалась власть народа, осуществляемая через представительные органы, а на практике власть принадлежала аппарату КПСС, права и свободы, которые практически нарушались (особенно в 1936 – 1938 гг.).

Юридические свойства Конституции Республики Беларусь выражаются:

  1. в верховенстве Конституции;

  2. в ее высшей юридической силе;

  3. в ее роли как ядра правовой системы;

  4. в особой охране Конституции;

  5. в стабильности и устойчивости Конституции;

  6. в особом порядке принятия и внесения изменений и дополнений в нее.

Рассмотрим эти свойства и особенности Конституции:

      1. Установление в ст. 7 ч.2 Конституции Республики Беларусь верховенства Конституции Республики Беларусь значимо в различных аспектах. В этом, прежде всего, отражается утверждение в Беларуси конституционного строя, стремление к созданию правового государства. Верховенство Конституции означает также, что с ее принципами, нормами, закрепленными в ней, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция представляет собой как бы доминанту всего общественного развития. Верховенство Конституции означает, прежде всего, подчинение государства праву, а также то, что ее основные нормы могут применяться непосредственно, т.е. любой гражданин может при защите своих прав и законных интересов ссылаться непосредственно на нормы Конституции.

      2. В ст. 137 Конституции Республики Беларусь закрепляется, что Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает, что законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

Высшая юридическая сила Конституции выражается и в том, что ее нормы всегда имеют перевес над положениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти. Законы, декреты или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в Конституции государственными органами и должностными лицами в соответствии с установленными ею процедурами.

Таким образом, высшая юридическая сила конституции выражает ее место в иерархии правовых актов действующих в Республике Беларусь.

Правовые акты или отдельные положения, признанные в установленном порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы (ч.3 ст.7 Конституции).

      1. Конституция является ядром правовой системы Республики Беларусь. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства. Именно Конституция Республики Беларусь определяет сам процесс правотворчества – устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов и вступления их в силу.

      2. Особая охрана Конституции осуществляется всей системой органов государственной власти в различных формах. Так, ст.79 Конституции закрепляет, что Президент Беларуси является гарантом Конституции. В его присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь (ст. 83 Конституции).

Важную роль в охране Конституции играет Конституционный Суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Республики Беларусь законов, декретов, указов и иных нормативных актов.

5.Стабильность, устойчивость Конституции является одним из важнейших ее свойств, так как выступает в качестве основополагающего условия успешного и бесконфликтного развития общества и обеспечения единства конституционного пространства страны. Примером конституционного долголетия является конституция США (наиболее яркий пример), Конституция Норвегии, Аргентины. Некоторые европейские Конституции перемахнули свой полувековой юбилей (Греция, Дания, Италия).

Стабильность Конституции означает ее неизменность в течение длительного времени,

Однако она должна сочетаться с ее динамизмом, поскольку «заморозить» текст Конституции невозможно. Однако изменения не должны быть частными, иначе эта сводит на нет сам принцип стабильности.

6.Конституция отличается и особым, усложненным порядком ее пересмотра и внесения изменений и дополнений, который применительно к Конституции Республики Беларусь будет изложен ниже.

Рассмотрев содержание понятия Конституции, ее юридические свойства можно сделать общий вывод:

Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекты государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права и свободы гражданского общества, человека и гражданина.