logo search
pahomov-2005

§ 1. Понятие и признаки государства

Государство живо, пока в нем проживают благополучные граждане.

Каждый гражданин должен знать свое государство и иметь реальную его защиту.

Вопрос о государстве является фокусом всех политиче­ских вопросов и политических споров современности. От характера ответа на этот вопрос зависит толкование всех других проблем общественного развития.

Провозглашение Украины независимым суверенным государством, принятие Конституции, необходимость реаль­ного обеспечения прав и свобод гражданина, утверждение верховенства права в общественной жизни обусловили по­требность осмысления сущности и роли государства в труд­ную пору перемен и гуманистического его развития, эффек­тивного регулирования социальных действий людей.

Государство — это политическая организация, которую использует правящая партия (или блок партий), получившая большинство мест в парламенте в результате всенародных выборов, для проведения в жизнь своей научно-обоснованной предвыборной программы, а также для управления социаль­ными и экономическими процессами, гарантирования прав и свобод личности, обеспечения одинаковых правил для субъектов хозяйственной деятельности.

Депутаты правящей партии или блока партий образуют конституционное парламентское большинство. Правящий блок партий образуется путем соглашения партий по про­грамме социально-экономического развития общества на

5

определенный период. Парламентское большинство долж­но создаваться на основе общей программы, а не для реше­ния конкретного вопроса. В тех случаях, когда нет правя­щей партии и невозможно образовать правящий блок, парламент должен быть распущен и назначены новые вы­боры. Таков путь парламентаризма.

В Украине же в период перестройки государства сложи­лась парадоксальная ситуация. Известно, что программа реформ, программа перехода к рыночным отношениям бы­ла провозглашена нынче запрещенной Коммунистической партией. Коммунисты-депутаты составляли большинство в Верховной Раде. Многие из них отреклись от своей партии, но никто не отказался от провозглашенной ею программы реформ.

В этой связи возникают закономерные вопросы: програм­му какой партии осуществляет в жизнь Верховная Рада Украины, и какая политическая сила формирует аппарат исполнительной власти? Этот парадокс порождает не толь­ко допустимые противоречия в практической деятельности Верховной Рады и аппарата исполнительной власти, но и в ряде случаев — диктат исполнительной власти. С другой стороны, этот же парадокс обусловливает и тот факт, что Украина, по существу, не имеет целостной и целеустремлен­ной научно обоснованной политики социально-экономиче­ского развития. Признаки государства как организации политической власти следующие:

Функции государственной публичной власти осуществ­ляются специальным аппаратом. Возникает обособленная структура власти (исполнительная);

— для содержания структур государственной власти ус­ танавливается налоговая система, являющаяся также-осо­ бой регулирующей функцией.

Создается система юридических норм общеобязательных правил поведения, совокупность которых выражается тер­мином «право»;

— государственный суверенитет, как состояние незави­симости осуществления государственной власти, во всех сферах общественной жизни, как внутри страны, так и во вне ее.