logo search
pahomov-2005

§ 4. Понятие и структура административно-правовой нормы

Сущность и социальное назначение административного права, специфика административно-правового регулиро­вания общественных отношений раскрываются при анали­зе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определить ее место в си­стеме права Украины.

Наиболее важным признаком правовой нормы является государственно-обязательный характер, по которому мы распознаем норму права среди иных правил.

Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъ­яснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто его не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, админи­стративная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качества в полной мере присущи административ­но-правовым нормам. ,

Административно-правовая норма, как и любая другая, представляет собой установленное или санкционированное государством правило поведения, с целью регулирования общественных отношений в сфере исполнительной власти, а специфика содержания административно-правовой нормы складывается из того, что в отличие от норм других отрас­лей права она регулирует отношения в сфере исполнитель­ной деятельности, то есть в определенной отрасли обще­ственных отношений: экономических, социальных, адми­нистративных, политических и других.

Административно-правовые нормы являются регулято­ром общественных отношений, их содержание обусловлено

57

своеобразностью положения субъектов (органов) в управле­нии из-за того, что один субъект в управленческой деятель­ности имеет больше полномочий по сравнению с другим.

Нормы административного права ограничивают сферу свободы человека в интересах общества и создают право­охранительный режим, осуществляют функцию борьбы с административно-правовыми нарушениями.

Административно-правовая норма носит общеобязатель­ный характер. Без регулирующей роли административно-правовых норм невозможен четкий процесс управления, упорядочения во всех его звеньях.

Административно-правовые нормы в своем большинстве являются императивными, то есть содержал обязательные предписания норм поведения, и их нарушение влечет за собой предусмотренную в нормах административного пра­ва ответственность.

Императивность административно-правовых норм вы­ражается:

  1. В прямом предписании, который обязует субъекта действовать только определенным образом (например, субъекты, которые занимаются коммерческой деятельнос­тью, обязаны подавать декларацию о доходах).

  2. В возможности выбрать один из предусмотренных в норме вариант поведения (например, для осуществления частной предпринимательской деятельности можно вы­брать пути: получить патент или получить лицензию на занятие этой деятельностью).

  3. В оказании субъекту права выбора действовать по своему усмотрению, однако не переступая границ поведе­ния, определенных нормой. Например, при создании 000 законодательство предусматривает, что граждане могут создавать предприятия, причем количественный состав не ограничен, но уставный фонд не может быть меньше опре­деленной суммы. Это необходимое условие для организации такого предприятия.

Административно-правовые нормы действуют в рамках правового порядка и носят подзаконный характер.

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по своему юридическому содержанию. Существуют различные кри­терии их классификации. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы ха­рактеризуются тем, что они юридически закрепляют ком­плекс обязанностей и прав, а также ответственность участ­ников регулируемых административным правом управлен­ческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (госу­дарственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие админи­стративно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соот­ветствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина; нормы, опреде­ляющие основы компетенции того или иного субъекта ис­полнительной власти и т.п. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и раз­личного рода объектов управления, их взаимные юридиче­ские возможности.

Процессуальные административно-правовые нормы ре­гламентируют динамику государственного управления и связанных с ним управленческих отношений. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, раз­решения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонарушениях и т.п. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей н прав, установлен­ных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

Важное значение имеет классификация административ­но-правовых норм в зависимости от их конкретного юриди­ческого содержания. В ее основе тот или иной вариант ме­тода административно-правового регулирования управлен­ческих общественных отношении. С этих позиций выделя­ются следующие виды административно-правовых норм: запрещающие, обязывающие, уполномачивающие. Это разделение несколько условно, поскольку норма может быть и запрещающей и обязывающей (например, проезд в транспорте: запрещается бесплатный проезд, а следователь­но это обязывает каждого из нас приобрести билет).

Запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на со­вершение тех или иных действий в условиях, определяемых

58

59

данной нормой. Запреты могут носить общий либо специ­альный характер. Например, общим является запрещение действий (бездействий), подпадающих под признаки адми­нистративного правонарушении. Специальным, например, является запрет работникам органов милиции применять специальные средства и огнестрельное оружие в отношении женщин (с явными признаками беременности), лиц пре­клонного возраста либо с явными признаками инвалидно­сти и малолетних.

Обязывающие, т.е. предписывающие в предусмотрен­ных данной нормой условиях совершать-определенные действия. Содержащиеся в такого рода нормах веления могут быть выражены как обязательное предписание. На­пример, при получении жалобы гражданина орган управ­ления (должностное лицо) обязан рассмотреть ее в течение определенного срока; возникающее юридическое лицо обя­зано пройти регистрацию в органах регистрации субъектов хозяйственной деятельности и т.п.

Уполномочивающие (управомочивающие) или дозволи­тельные (диспозитивные) нормы. Объединяет эти разно­образные по наименованию нормы то, что в них выражает­ся предусматриваемая административно-правовой нормой возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Главное состоит в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и запреты. Но норма создает определенный правовой режим, в рамках которого участники регулируемых управленче­ских отношений действуют не произвольно, а подчиняясь указанному режиму. Отсутствие предписаний и запретов свидетельствует о наличии иного «рычага» юридического воздействия, а именно — разрешения. Фактически дозво­ление, суть разрешения данной нормой в данных условиях совершать либо не совершать данные действия; дозволи­тельные нормы, соответственно, могут характеризоваться как разрешительные.

Запрещающие нормы часто встречаются в экономике, а в сфере поддержания общественного порядка — обязыва­ющие, в социально-культурной деятельности — уполно­мочивающие (например, в науке).

Если говорить о структуре административно-правовых норм, то она, как и структура норм других отраслей права, традиционно состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза — это часть нормы, которая указывает на фак­тические условия, при которых данная норма применяется

и должна использоваться. Здесь имеются определенные осо­бенности, поскольку гипотеза не во всех случаях выражает­ся четко. Она нередко обнаруживает себя в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, со­вершение административного правонарушения и т.п.).

Диспозиция — это центральная часть нормы, которая содержит само правило поведения, то есть предписания, запреты и дозволения.

Следует подчеркнуть, что нормы административного права построены иногда так, что мы должны логически отделять гипотезу от диспозиции.

Санкция, как правило, указывает на способ влияния в случае неисполнения нормы и предусматривается в виде конкретных мер дисциплинарного или административного воздействия.