logo search
DO_ak_mupravs

Триалистическая (трехзвенная) модель

Использование управленческих моделей монистического типа означает необходимость жесткого выбора между «всевластьем коллегиального органа» (например, схода) и «всевластьем единоличного органа» (напр. старосты). В современную эпоху возрастающего усложнения социальных связей столь жесткая альтернатива весьма дискуссионная. Тем не менее, англоамериканской школе местного самоуправления удалось именно в современную эпоху разработать удовлетворительный вариант управленческой модели монистического типа (т.н. комиссионная модель управления). Но, как правило, концептуальное осмысление и институционализация органов местного самоуправления предполагает применение дуалистической модели управления.

Для систем местного самоуправления большинства стран является характерным разделение местной власти на два основных элемента:

В системе местного самоуправления, построенной по дуалистической модели, может выделяться еще один элемент – главное должностное лицо местного самоуправления. Главное должностное лицо представляет все местное сообщество. Он может избираться всем населением, либо представительным органом власти. У него могут быть широкие и узкие полномочия, самые разные наименования – все зависит от конкретной страны и от того, как в этой стране складывалось самоуправление. Глава самоуправления может быть и главой исполнительной власти, и главой представительного органа, и даже совмещать оба этих поста.

Конкретная форма организации местного самоуправления в государстве или регионе определяется сочетанием ряда факторов:

Общие принципы внутреннего устройства органов местного самоуправления в странах европейского сообщества формулируются в Европейской Хартии местного самоуправления (ст.6, 7) и должны соблюдаться вне зависимости от конкретного вида и модели самоуправления.

Выделяют три базовых принципа устройства самоуправления:

  1. структура самоуправления должна соответствовать задачам, решаемым местным сообществом;

  2. местное сообщество должно иметь право самостоятельно определять структуру органов самоуправления;

  3. работники органов местного самоуправления должны иметь особый статус, отличный от статуса государственного служащего.