Общая оценка организационной структуры местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
В целом, организационное построение системы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь аналогично организации управления регионами стран Запада. Различия, в основном, касаются полномочий, функций и компетенции местных органов.
Главным недостатком системы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь является «размытость» полномочий и отсутствие четкого распределения компетенции входящих в нее органов.
Прежде всего, в зарубежных странах более четко определена компетенция и сфера ответственности для каждого уровня управления. В соответствии с принципом субсидиарности на каждом региональном уровне выделены вопросы, входящие в сферы собственной компетенции, территориального образования более высокого уровня, государства. Эти сферы не пересекаются (система «зонтика»), что позволяет, в первую очередь населению, знать ответственных за решение местных вопросов и реально оценивать эффективность работы органов местной власти. В Беларуси, в связи с тем, что административно-территориальные образования более низкого уровня входят в состав образований более высокого территориального уровня и нет четкого разделения прав и ответственности между ними, сложилось такое положение, когда сферы компетенции вышестоящих органов почти полностью перекрывают поле деятельности нижестоящих (система «матрешки»). Это порождает параллелизм в работе представительных и исполнительных органов различных территориальных уровней, дублирование и «размывание» ответственности за положение дел на местах.
В Беларуси, как и в большинстве стран Европы, не предусматривается иерархия представительных органов. Но реально деятельность нижестоящих Советов пока слабо защищена законодательством от регламентации со стороны вышестоящих органов, финансовая автономия местного самоуправления в Беларуси весьма ограничена. Коммунальная собственность законодательно определена как один из видов государственной собственности. Все это ограничивает возможность реализации потенциала местных сообществ в областях, районах, городах и других административно-территориальных единицах в самостоятельном решении социально-экономических проблем сугубо локального масштаба и вынуждает государство постоянно вмешиваться в процессы регионального развития местных сообществ.
Контрольные вопросы к лекции №9
ЛЕКЦИЯ 10. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Экономическая основа местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
Экономическая основа местного управления и самоуправления – это материальные и финансовые ресурсы, с использованием которых местные представительные и исполнительные органы реализуют свои функции.
Коммунальная собственность
В перечень имущества, входящего в коммунальную собственность, входят:
имущество государственных органов соответствующей административно-территориальной единицы;
жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство подведомственной территории, а также;
промышленные, строительные, сельскохозяйственные предприятия;
предприятия торговли, бытового обслуживания населения и транспорта, другие предприятия;
организации, учреждения здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты;
иное имущество, необходимое для функционирования и развития соответствующей территории;
имущество, передаваемое в коммунальную собственность Республикой Беларусь, иными собственниками;
имущество, создаваемое или приобретаемое местными органами управления и самоуправления.
Принципиальная особенность современного состояния имущества органов местного управления и самоуправления состоит в том, что в абсолютно преобладающей своей части оно не приносит доходов, а является убыточным.
Сегодня увеличение масштабов коммунальной собственности приводит к парадоксальному результату – экономические возможности органов местного управления и самоуправления не возрастают, а уменьшаются, возникают новые трудности, связанные с дополнительной нагрузкой на местные бюджеты.
Другая особенность объектов коммунальной собственности – крайне низкий их технологический уровень и полная изношенность. Ремонт и обслуживание этих объектов требуют дополнительных непредвиденных затрат, гораздо больших, чем реальные доходы, получаемые от их использования.
В большинстве случаев отсутствие необходимых финансовых ресурсов не позволяет органам местного управления и самоуправления обеспечить расширенное воспроизводство коммунальной собственности как обособленного от государства правового и экономического института, призванного защищать права граждан, в том числе и в социальной сфере.
- Лекция 1. Современные подходы к понятию и сущности местного самоуправления Понятия «управление» и «самоуправление»
- Первобытная демократия
- Общественное самоуправление
- Самоуправление в процессе производства
- Местное самоуправление
- Местное самоуправление как местная власть
- Особенности местной власти
- Современные подходы к понятию местного самоуправления
- Субъект и объект местного самоуправления
- Цели местного самоуправления
- Задачи местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №1
- Лекция 2. Принципы формирования и деятельности органов местного самоуправления Понятие «принцип»
- Роль организационно-методологических принципов в формировании и функционировании системы местного самоуправления
- Европейская Хартия местного самоуправления
- Сравнительный анализ принципов формирования и деятельности органов местного самоуправления в Республике Беларусь и в странах Европейского Союза
- Особенности принципов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.
- Контрольные вопросы к лекции №2
- Лекция 3. Организация (устройство) местного самоуправления Общие принципы организации местного самоуправления
- Монистическая (одноуровневая) модель
- Дуалистическая (двухуровневая) модель
- Триалистическая (трехзвенная) модель
- Представительный орган местного самоуправления
- Исполнительный орган местного самоуправления
- Модель «совет – слабый мэр»
- Модель «совет – сильный мэр»
- Модель «совет – управляющий»
- Комбинированная система местного самоуправления
- Комиссионная система местного самоуправления
- Другие модели
- Контрольные вопросы к лекции №3
- Лекция 4. Территориальные основы местного самоуправления Общие принципы территориальной организации местного самоуправления
- Естественные и искусственные территориальные единицы
- Поселенческий и территориальный принципы формирования органов местного самоуправления
- Населенные пункты Республики Беларусь
- Административно-территориальное деление Республики Беларусь
- Контрольные вопросы к лекции №4
- Федеративные государства, существовавшие в прошлом
- Современные федеративные государства
- Права местного самоуправления
- «Позитивное» и «негативное» регулирование полномочий органов местного самоуправления
- Обязанности местного самоуправления
- Разделение власти Сущность разделения власти
- Вертикальная организация (разделение) власти
- Горизонтальная организация (разделение) власти
- Функциональная организация (разделение) власти
- Взаимоотношения государства и местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №5
- Лекция 6. Современные теории и модели местного самоуправления. Контроль за самоуправлением Теории местного самоуправления
- Современные модели местного самоуправления
- Англосаксонская модель
- Континентальная модель
- Иберийская модель
- Советская модель
- Контроль за самоуправлением
- Контроль населения
- Внутренний контроль
- Государственный контроль
- Контрольные вопросы к лекции №6
- Лекция 7. Формирование органов местного самоуправления Формирование исполнительного органа местного самоуправления
- Формирование исполнительного комитета областного территориального уровня
- Формирование исполнительного комитета базового территориального уровня
- Формирование местной администрации.
- Формирование исполнительного комитета первичного территориального уровня
- Формирование представительного органа местного самоуправления
- Избирательное право
- Избирательные системы
- Виды выборов
- Избирательные цензы
- Избирательные комиссии
- Регистрация избирателей (списки)
- Выдвижение кандидатов в депутаты
- Финансирование выборов
- Голосование
- Наблюдатели
- Контрольные вопросы к лекции №7
- Лекция 8. Становление местного самоуправления в беларуси
- Ранние формы самоуправления
- Вече в Новгороде
- Сословное самоуправление
- Дворянское самоуправление
- Городское самоуправление
- Крестьянское самоуправление
- Местные органы власти Великого княжества Литовского
- Магдебургское право
- Земское самоуправление
- Органы местной власти в «советский» период
- Возрождение местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №8
- Лекция 9. Система местного управления и самоуправления в республике беларусь Нормативно правовая база местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Организационная структура местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Представительные органы
- Исполнительные и распорядительные органы
- Территориальное общественное самоуправление (тос)
- Местный референдум
- Собрания граждан
- Правотворческая инициатива граждан
- Общая оценка организационной структуры местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Природные ресурсы
- Местный бюджет
- Расходы местного бюджета
- Укрепление экономической базы местного управления и самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции 10
- Выдержки из бюджета 2008
- 1. В полном объеме зачисляются в бюджеты областей и г.Минска:
- 1.1. Налоговые доходы:
- 3. Областные и Минский городской Советы депутатов:
- 3.1. Направляют из местных бюджетов средства на:
- Лекция 11. Муниципальные институты сша Государственное устройство сша
- Исполнительная власть
- Судебная власть
- Административно-территориальное деление сша и основы местного самоуправления в сша
- Основы местного самоуправления в сша
- Функции, исполняемые муниципальными органами власти
- Местная власть как публичная корпорация
- Модели местного самоуправления
- Финансы самоуправления
- Контроль за самоуправлением
- Контрольные вопросы к лекции 11
- Лекция 12. Муниципальные институты великобритании Государственное устройство Великобритании
- Государственная власть
- Исполнительная власть
- Система корпоративного местного управления
- Местное управление в Англии
- Местное управление в Уэльсе
- Местное управление в Шотландии
- Местное управление в Северной Ирландии
- Местное управление в Лондоне
- Корпорация Лондонского Сити
- Финансы самоуправления
- Контроль за местным управлением
- Контрольные вопросы к лекции №12
- Лекция 13. Муниципальные институты франции Государственное устройство и административно-территориальное деление Франции
- Особенности системы местного самоуправления во Франции
- Характеристика территориальных самоуправляющихся коллективов
- 1. Устройство самоуправления
- 2. Компетенция органов самоуправления региона.
- Департамент
- 1. Устройство самоуправления
- Коммуна
- 1. Устройство самоуправления
- 2. Компетенция
- 3. Мэр коммуны
- Париж – коммуна и департамент
- 1. Париж как коммуна
- 2. Париж как «департамент»
- 3. Финансы Парижа
- Финансы самоуправления во Франции
- Контроль за самоуправлением
- 1. Меры опеки
- 2. Административный контроль
- Контрольные вопросы к лекции №13
- Лекция 14. Муниципальные институты германии. Государственное устройство Германии
- Административное деление Германии
- Характеристика Германской модели местного самоуправления
- Модели местного самоуправления в Германии
- Положение о магистрате
- Положение о бургомистре
- С еверогерманское положение о совете
- Южногерманское положение о совете
- Финансы самоуправления
- 1. Налоги
- 2. Централизованные ассигнования (дотации)
- 3. Кредитное финансирование
- Контроль за самоуправлением
- Контрольные вопросы к лекции №14